Решение б/н Акт проверки ТОГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" П4... от 21 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Тамбовской области

 

392000, г. Тамбов, ул. Державинская, 1; т. 71-36-00 (приёмная),

т. 71-34-29 (отдел антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов)

 

           г. Тамбов                                                                         17:25 27.07.2016

(место составления акта)                                                    (время составления акта)

 

АКТ ПРОВЕРКИ №П4-5/16

 

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 23.06.2016 № 56 «О проведении внеплановой выездной проверке Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» была проведена проверка в отношении ТОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее – ТОГБУЗ «БСМЭ» (юридический адрес: 392008, г. Тамбов, ул. Рабочая, 35, ИНН 6832006630)).

Продолжительность проверки: с 27.06.2016 по 27.07.2016.

Акт составлен: Кузнецовой К.С. (главный специалист - эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Тамбовского УФАС России).

Копия приказа от 23.06.2016 № 56 направлена в 10 часов 30 минут 24.06.2016 по факсу (8 (4752) 53-66-70)   ТОГБУЗ «БСМЭ», приняла <…>

Лица, проводившие проверку:

руководитель инспекции: Кузнецова Кристина Сергеевна – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, служебное удостоверение № 10216;

Члены инспекции: 

Козлова Наталья Евгеньевна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, служебное удостоверение № 5526;

Абанкин Алексей Александрович – специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля, служебное удостоверение № 9992.

При проведении проверки присутствовали начальник ТОГБУЗ «БСМЭ» <…>, его заместитель <…>

Целью и задачей настоящей проверки является проверка фактов, указанных в обращении Союза похоронных организаций и крематориев Российской Федерации.

Предметом настоящей проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства (статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Срок проведения проверки: с 27.06.2016 по 27.07.2016 включительно.

В ходе проведения проверки установлено следующее.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ в отношении ТОГБУЗ «БСМЭ» по состоянию на 21.06.2016 основным видом деятельности учреждения является деятельность судебно-медицинской экспертизы (код ОКВЭД 85.14.6). Учреждение имеет лицензию от 29.04.2016 № ЛО-68-01-000917 (вид лицензируемой деятельности – медицинская деятельность организаций государственной системы здравоохранения). Учредителем является Управление здравоохранения Тамбовской области.

ТОГБУЗ «БСМЭ» принадлежит на праве оперативного управления нежилое здание, площадью 1602,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Рабочая, 35; на праве безвозмездного пользования (договор № 32 от 18.04.2003) нежилые помещения, площадью 289,1 кв. м, расположенные в здании по адресу: г. Тамбов, ул. Московская, 29Б.

В соответствии с Уставом, утв. постановлением администрации Тамбовской области от 05.09.2001 № 1175, ТОГБУЗ «БСМЭ» является некоммерческой организацией – областным государственным бюджетным учреждением. Предмет деятельности: производство судебно – медицинских экспертиз и исследований трупов в целях установления или исключения насильственной смерти, определения ее причин, характера и механизма повреждений и травм в целом, давности наступления смерти, а также разрешения других вопросов в целях соблюдения законных прав граждан РФ и других государств.

На основании п. 2.6 Устава Учреждение вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренные настоящим уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Порядок определения платы определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

В соответствии с п. 2.7 Устава Учреждение может осуществлять ритуальные услуги как деятельность, приносящую доходы, которые, в свою очередь, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.

Постановлением от 01.03.2005 № 160 начальником ТОГБУЗ «БСМЭ» назначен <…>.

ТОГБУЗ «БСМЭ» имеет в своей структуре следующие подразделения: отдел сложных и комиссионных экспертиз, отдел судебно-медицинской экспертизы трупов, судебно-гистологическое отделение, отдел экспертизы вещественных доказательств, судебно-биологическое отделение, судебно-химическое отделение, медико-криминалистическое отделение, зональные отделения в Мичуринске, Моршанске, Рассказово, Уварово, Кирсанове, Мордово, Первомайском, Сампурском, Инжавинском, Жердевском районах.

Согласно Журналу регистрации, тела умерших выдаются родственникам умерших на основании документа, удостоверяющегося личность, специальные документы (доверенность и т.д.) не требуются.

Захоронение безродных, невостребованных и неопознанных умерших осуществляет МУП «Ритуал» на основании соглашения о содействии от 31.12.2013.

В ходе проведения проверки произведен, в присутствии понятых, осмотр территорий, помещений проверяемого лица (прилагается к настоящему акту), согласно которому ТОГБУЗ «БСМЭ» занимает двухэтажное здание по адресу: г. Тамбов, ул. Рабочая, 35, а также помещения по адресу: г. Тамбов, ул. Московская, 29 Б, а именно: комната для регистрации тел умерших, трупохранилище, секционный зал, помещение для хранения инвентаря и т.д., административные помещения на втором этаже здания.

Наличие хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги, на территории и в помещениях ТОГБУЗ «БСМЭ» не установлено. Установлено наличие инвентаря для оказания услуг по бальзамированию и косметической обработке тел, который находился в помещении для хранения инвентаря.

Пропускная системы на территорию ТОГБУЗ «БСМЭ» отсутствует. Фактов нахождения тел, формально выданных родственникам, но фактически находящихся в Учреждении не установлено.

Информация о деятельности каких – либо ритуальных компаний (визитки, рекламные буклеты и др.) в ТОГБУЗ «БСМЭ» не выявлена.

Режим работы отдела судебно-медицинской экспертизы трупов: 8.00-14.00, воскресение – выходной; время выдачи трупов: 14.00-16.00, воскресение – выходной.

ТОГБУЗ «БСМЭ» осуществляет оказание ритуальных услуг за плату, имеет утвержденный прейскурант цен, в том числе на ритуальные услуги, размещенный в открытом доступе на официальном сайте учреждения http://www.sme68.ru/. Данные услуги оказываются с использованием имущества и инвентаря Учреждения в рабочее время. Учреждением заключаются договоры с родственниками умерших на следующие виды ритуальных услуг (снятие одежды, обмывание тела, санитарно-косметическая обработка тела, бритье лица, головы, дезинсекция трупа, наложение консервирующей маски, бальзамирование тела, сохранение трупа в холодильной камере, упаковка трупа в полиэтилен, обмер трупа, утилизация одежды. Учреждением представлены типовые договоры на оказание указанных услуг.

Деятельность ТОГБУЗ «БСМЭ» по оказанию платных ритуальных услуг осуществляется на основании Приказа управления здравоохранения Тамбовской области от 08.02.2012 № 1065 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию тарифов на платные услуги, оказываемыми учреждениями, подведомственными управлению здравоохранения области».

В ходе проведения проверки были получены объяснения начальника ТОГБУЗ «БСМЭ» <…>, который сообщил, что сотрудники учреждения – судебно-медицинские эксперты, которые одновременно являются индивидуальными предпринимателями в нерабочее время оказывают платные ритуальные услуги (бальзамирование, санитарно-косметическая обработка тел) в секционном зале ТОГБУЗ «БСМЭ», расположенном в помещении Учреждения по адресу: г. Тамбов, ул. Московская, 29Б.   

Указанная ситуация сложилась исключительно в г. Тамбове, судебно-медицинские эксперты зональных отделов Учреждения также оказывают платные ритуальные услуги, однако, доход поступает в бюджет Учреждения.

В ходе проведения проверки также были получены объяснения врача – судебно-медицинского эксперта ТОГБУЗ «БСМЭ» <…>, который сообщил, что, помимо основной работы в ТОГБУЗ «БСМЭ», осуществляет предпринимательскую деятельность, а именно: в нерабочее время (с 14.00 до 16.00) оказывает услуги по бальзамированию тел умерших в помещении ТОГБУЗ «БСМЭ» (секционном зале); предпринимательскую деятельность ведет с 1998 года, руководство Учреждения не препятствует осуществлению такой деятельности.

Изложенное подтверждается выпиской из ЕГРИП в отношении индивидуального предпринимателя <…>, ИНН 683101848400, ОГРНИП 304682921700032, дата регистрации – 20.07.1998, основной вид деятельности – организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.

В ходе проведения осмотра помещений ТОГБУЗ «БЗМЭ» по адресу: г. Тамбов, ул. Рабочая, 35 в ряде кабинетов на втором этаже (на стенах рядом с рабочими местами) были закреплены «Графики дежурств судебно-медицинских экспертов по выездам на места происшествий на июнь 2016 года», утв. начальником ТОГБУЗ «БСМЭ» <…>

В указанном графике значились следующие судебно-медицинские эксперты:

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>.

Сведения о <…> (ОГРНИП 305680726600016), <…> (ОГРНИП 308682420600018) также содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в качестве основного вида деятельности указано: «организация похорон и предоставление связанных с ними услуг».

Изложенное подтверждает информацию, представленную в объяснениях начальником ТОГБУЗ «БСМЭ» <…>

В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно Российскому стандарту "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения. ГОСТ 32609-2014" (далее - ГОСТ 32609-2014), в котором реализованы нормы Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", ритуальные услуги - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений (пункт 2.1.4 названного ГОСТа).

Основные виды ритуальных услуг определены в пункте 2.3 ГОСТ 32609-2014 (ГОСТ утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 551-ст, дата введения в действие 01.01.2016), в числе которых подготовка тел умерших или погибших к погребению - комплекс работ, проводимых с телом умершего или погибшего перед погребением, в состав которых входят: санитарно-гигиенические услуги, бальзамирование, реставрационные, парикмахерские работы, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб и т.д. (пункт 2.3.6).

Из пояснений начальника ТОГБУЗ «БСМЭ» <…>, врача-судебно-медицинского эксперта <…> следует, что сотрудники Учреждения осуществляют предпринимательскую деятельность на рынке подготовки тел умерших или погибших к погребению г. Тамбова, используя при этом служебные помещения ТОГБУЗ «БСМЭ». При этом, как пояснили сотрудники ТОГБУЗ «БСМЭ», индивидуальные предприниматели занимают помещения Учреждения без каких-либо правоустанавливающих документов (например, договор аренды), конкурсные процедуры по отбору лиц на право заключения договоров аренды указанных помещений также не проводились.

Таким образом индивидуальные предприниматели – сотрудники ТОГБУЗ «БСМЭ» имеют возможность беспрепятственного доступа к помещениям Учреждения, где оказывают платные ритуальные услуги, не несут при этом материальные затраты в виде арендной платы, оплаты коммунальных услуг, уборки помещений и т.д.).

Указанные действия сотрудники ТОГБУЗ «БСМЭ» осуществляют с ведома руководства Учреждения, которое, в свою очередь, не препятствует ИП в осуществлении указанной деятельности.

Таким образом, ТОГБУЗ «БСМЭ» бездействием предоставила индивидуальным предпринимателям – врачам судебно – медицинским экспертам ТОГБУЗ «БСМЭ» (<…>,<…>,<…>) неправомерное преимущество - право безвозмездного пользования помещениями Учреждения без заключения договорных отношений, что в свою очередь, приводит или может привести к нарушению прав и законных интересов участников рынка подготовки тел умерших или погибших к погребению г. Тамбова, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Помимо прочего, в ходе проверки установлены следующие обстоятельства.

<…> сообщил, что в 2009 году им предпринимались попытки включить в перечень платных услуг, оказываемых Учреждением в г. Тамбове, ритуальные услуги (бальзамирование, санитарно-косметическая обработка тел и т.д.), с целью извлечения Учреждением дохода от указанной деятельности, при этом запретить судебно-медицинским экспертам осуществлять предпринимательскую деятельность по оказанию платных ритуальных услуг на территории Учреждения.

В целях достижения поставленной цели <…> был издан Приказ от 04.03.2009 № 25 о недопущении осуществления предпринимательской деятельности работниками отдела судебно – медицинской экспертизы трупов с использованием помещений и расходных материалов ТОГБУЗ «БСМЭ», о запрете распространения в помещении судебно – медицинского морга какой – либо, в том числе и наглядной информации, не связанной с уставной деятельностью учреждения без соответствующего согласования, оформить информационный стенд с целью доведения до потребителей доступной и достоверной медицинской экспертизы, а также строго контролировать беспрепятственную своевременную выдачу трупов.

Заведующий отделом экспертизы трупов <…>, являющийся одновременно индивидуальным предпринимателем, уволенный за неисполнение указанного приказа (не довел указанный приказ до сведения сотрудников в установленном порядке, продолжал осуществление предпринимательской деятельности в Учреждении), обжаловал решение о его увольнении и вышеуказанный Приказ в судебном порядке.

Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда заявленные требования частично удовлетворены. Суд постановил признать незаконными и отменить приказ ТОГУЗ «БСМЭ», <…>восстановлен в должности заведующего отделом экспертизы трупов.

Начальник ТОГУЗ «БСМЭ» обратился с надзорной жалобой в Верховный суд РФ, который отказал в её передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ.

ТОГБУЗ «БСМЭ» представило определение Верховного суда от 02.04.2010 по делу № 13-В10-1 об отказе в удовлетворении надзорной жалобы начальника ТОГБУЗ «БСМЭ» по материалам истребованного дела по иску Иванникова В.В. к ТОГБУЗ «БСМЭ» о признании незаконными приказов, а также восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Из указанного определения следует, что суды удовлетворяя заявленные требования <…>, пришли к выводу об отсутствии нарушений трудового законодательства и локальных нормативных актов; оценка действий предпринимателей – сотрудников Учреждения с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства судами не давалась, а потому акты в рамках указанного судебного разбирательства не являются поводом считать, что в действиях ТОГБУЗ «БСМЭ» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного в ходе проверки в действиях ТОГБУЗ «БСМЭ» выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

Запись в Журнал учета проверок юридического лица внесена:

 

_____________________                                      ___________________

(подпись проверяющего)                                  (подпись уполномоченного

                                                          представителя юридического лица)

 

Журнал учета проверок юридического лица, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля отсутствует:

 

_____________________                                      ___________________

(подпись проверяющего)                                  (подпись уполномоченного

                                                          представителя юридического лица)

 

(При оформлении акта по результатам проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, разделы о внесении в журнал учета проверок сведений о проведенной проверке или об отсутствии такого журнала, в акте проверки не указываются).

 

Прилагаемые документы (копии):

  1. требование о представлении документов исх. от 24.06.2016 исх. № 58-4-07/2039 на 1 л.;
  2. объяснение начальника ТОГБУЗ «БСМЭ» <…> на 2 л.;
  3. объяснение судебно-медицинского эксперта <…>. на 1 л.;
  4. протокол осмотра территорий и помещений ТОГБУЗ «БСМЭ» (г. Тамбов, ул. Рабочая, 35) на 4 л.;
  5. протокол осмотра территорий и помещений ТОГБУЗ «БСМЭ» (г. Тамбов, ул. Московская, 29Б) на 5 л.;
  6. соглашение о содействии в реализации законодательства о погребении в г. Тамбове с МУП «Ритуал» на 3 л.;
  7. свидетельство о государственной регистрации ТОГУЗ «БСМЭ» на 1 л.;
  8. договор № 32 от 18.04.2003 на передаче Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области в безмездное пользование объекта недвижимости, являющегося государственной собственностью, на 10 л.;
  9. свидетельства о постановке на учет в налоговом органе ТОГУЗ «БСМЭ» на 4 л.;
  10. лицензия № ЛО-68-01-000917 от 29.04.2016 на 4 л.;
  11. Устав ТОГБУЗ «БСМЭ» на 16 л.;
  12. Постановление администрации Тамбовской области от 05.09.2011 №1175 о переименовании учреждения на 2 л.;
  13. Постановление администрации Тамбовской области от 11.03.2011 №1175 о назначении на должность на 1 л.;
  14. отказ в возбуждении дела Тамбовского УФАС России от 13.11.2010 № 58-4-07/1625 на 1 л.;
  15. определение Верховного суда от 02.04.2010 по делу № 13-В10-1 на 2 л.;
  16. типовые договоры ТОГБУЗ «БСМЭ» на 2 л.;
  17. цены на платные услуги ТОГБУЗ «БСМЭ» на 2 л.;
  18. штатное расписание ТОГБУЗ «БСМЭ» на 9 л.;
  19. письменные пояснения ТОГБУЗ «БСМЭ» на 5 л.;
  20. требование о представлении документов исх. от 14.07.2016 исх. № 58-4-09/2322 на 1 л.;
  21. Приказ Управления здравоохранения Тамбовской области от 31.12.2013 № 2101 «Об утверждении государственных заданий на 2014-2016 гг» на 3 л.;
  22. Приказ Управления здравоохранения Тамбовской области от 31.12.2013 № 1903 «Об утверждении государственных заданий на 2015-2017 гг» на 5 л.;
  23. письменные пояснения ТОГБУЗ «БСМЭ» исх. от 15.07.2016 № 610 на 2 л.;
  24. выписки из ЕГРИП на 7 л.;
  25. материалы фото-съемки, проведенной в ходе осмотра помещений и территории ТОГБУЗ «БСМЭ».

 

 

 

 

Подписи лиц, проводивших проверку:

 

 

______________________ (Кузнецова К.С.)

 

 

 ___________________ (Козлова Н.Е.)

 

 

____________________ (Абанкин А.А.)

 

 

 

С актом проверки ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями получил(а):

 

___________________2016 г.    __________________________________________

____________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт ______________________________________________________________________

 

Руководитель инспекции ____________________ (Кузнецова К.С.)

Связанные организации

Связанные организации не указаны