Решение б/н решение по делу № Р-13/18 по признакам нарушения рекламного ... от 29 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Микрокредитная компания

«Финанс Деньги Плюс»

 

403113, Волгоградская обл.

г. Урюпинск

ул. 50 лет Победы, д. 9, оф. 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е ПО ДЕЛУ № Р-13/18

 

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2018 года.                                                                            

Решение изготовлено  в полном объеме  29 мая 2018 года.   

г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело № Р-13/18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг без указания всех условий, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в марте 2018 года установлено, что при входе в офис «Финанс деньги Плюс» расположенный по адресу: Тамбовская обл., Знаменский р-н, р.п. Знаменка, ул. Советская, д. 7 размещается рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «Нужны деньги? Антикризисное предложение. Займы под 1 % до 30 дней. Деньги Плюс. Быстро и просто! Отсутствие скрытых комиссий; специальные условия для пенсионеров; сниженная ставка для постоянных клиентов; займы за 10 минут! www.dengi34.info».

Лицом, в чьих интересах распространяется вышеуказанная реклама, является ООО «Микрокредитная компания «Финанс Деньги Плюс» (ОГРН 1113457001723 ИНН/КПП 3438010022/343801001, 403113, Волгоградская обл., г. Урюпинск, ул. 50 лет Победы, д. 9, оф. 8).     

В вышеуказанной рекламе сообщается, что займы выдаются под 1 % до 30 дней, при этом в рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа, умалчивается об остальных условиях, определяющих полную стоимость займа для заемщика и влияющих на нее.

09.04.2018 в отношении ООО «Микрокредитная компания «Финанс Деньги Плюс» возбуждено дело № Р-13/18 по признакам нарушения частей 1, 2, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

ООО «Микрокредитная компания «Финанс Деньги Плюс» письмом от 03.05.2018 № 2652 сообщило, что рассматриваемая реклама размещалась в период с 10 апреля 2017 года по 15 апреля 2018. Макет рекламы согласовывался заместителем директора  ООО «Микрокредитная компания «Финанс Деньги Плюс». В настоящее время рекламная конструкция демонтирована.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

Установлено, что с 10 апреля 2017 года по 15 апреля 2018 года при входе в офис «Финанс деньги Плюс» расположенный по адресу: Тамбовская обл., Знаменский р-н, р.п. Знаменка, ул. Советская, д. 7 размещалась рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «Нужны деньги? Антикризисное предложение. Займы под 1 % до 30 дней. Деньги Плюс. Быстро и просто! Отсутствие скрытых комиссий; специальные условия для пенсионеров; сниженная ставка для постоянных клиентов; займы за 10 минут! www.dengi34.info».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.  

Информация о предоставлении денежных средств, распространявшаяся при входе в офис «Финанс деньги Плюс» по адресу: Тамбовская обл., Знаменский р-н, р.п. Знаменка, ул. Советская, д. 7 содержит все необходимые признаки рекламы, предназначена для неопределенного круга лиц, формирует и поддерживает интерес потребителей к пользованию услугами по предоставлению денежных средств, следовательно, является рекламой услуг, связанных с предоставлением займа.     

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353 "О потребительском кредите (займе)" потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Деятельность по выдаче займов по адресу Тамбовская обл., Знаменский р-н, р.п. Знаменка, ул. Советская, д. 7 осуществляет ООО «Микрокредитная компания «Финанс Деньги Плюс» (ОГРН 1113457001723 ИНН/КПП 3438010022/343801001, 403113, Волгоградская обл., г. Урюпинск, ул. 50 лет Победы, д. 9, оф. 8).    

В вышеуказанной рекламе отсутствовало наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займов - ООО «Микрокредитная компания «Финанс Деньги Плюс», следовательно, в данной рекламе нарушены требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" для заемщика и влияющие на нее.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и, вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При этом, как отмечено в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) включаются с учетом особенностей, установленных указанной статьей, следующие платежи заемщика: по погашению основной суммы долга по договору потребительского кредита (займа) (п. 1); по уплате процентов по договору потребительского кредита (займа) (п. 2); платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей (п. 3); плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа) (п. 4); платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом (п. 5); сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником (п. 6); сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей (п. 7).

Поскольку стоимость кредита складывается не только из суммы заемных средств, но и из процентной ставки, срока займа, дополнительного страхования рисков и иных предусмотренных договором условий, указание в тексте рекламы такой существенной информации является обязательным.

Так как распространенная Обществом реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к займам, предоставляемым ООО МКК «Гарантированные финансы», содержит существенное условие предоставления займа (под 1 % до 30 дней) и создает впечатление, что указанная процентная ставка предоставляется любому потребителю независимо от суммы займа и срока его предоставления.

В соответствии с представленными Обществом правилами предоставления микрозаймов ООО «Микрокредитная компания «Финанс Деньги Плюс», действующими на момент распространения рекламы, требования к заемщику, выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского займа следующие. Возраст: от 18 лет; Гражданство - РФ; регистрация по месту жительства или по месту пребывания территории субъекта РФ, в котором имеются пункты обслуживания МФО; суммы потребительского займа: до 500 000 рублей; срок: до 3 лет с момента предоставления займа; валюта: рубли. Процентная ставка за пользование заемными денежными средствами в период, указанный в договоре микрозайма, не должна превышать предельные значения, установленные ЦБ РФ для данного вида микрозайма в установленный период. Размер процентной ставки обсуждается индивидуально с каждым заемщиком и указывается в договоре микрозайма. Процент начисляется со дня, следующего за днем заключения договора микрозайма.

Согласно представленным договорам на предоставление займов ООО «Микрокредитная компания «Финанс Деньги Плюс» процентная ставка по потребительскому займу составляет 1% в день (365 % годовых).

При этом условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита относятся к влияющим на его стоимость. На основании материалов дела, рассматриваемая реклама содержала сведения только об одном условии предоставления рекламируемой финансовой услуги, а именно: о процентной ставке, при этом сведений о годовом размере процентной ставке, полных сроках, сумме, а также иных условиях влияющих на стоимость займа для заемщика в рекламе не содержалось.

Изложенное свидетельствует об отсутствии в рекламе существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, что вводит потребителя рекламы в заблуждение относительно приобретения финансовой услуги.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

С учетом изложенного, указанная реклама не соответствует части 7 статьи 5, пункту 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, а потому является ненадлежащей.

Статьей  38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель. За нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

На рассмотрении дела директор ООО «Микрокредитная компания «Финанс Деньги Плюс» сообщил, что рассматриваемая реклама была изготовлена и размещена на фасаде здания по адресу: Тамбовская обл., Знаменский р-н, р.п. Знаменка, ул. Советская, д. 7 в апреле 2017 года заместителем директора Общества.

Согласно счету на оплату от 668 от 30.09.2016 ООО «КомпАС+» изготовило для ООО «Микрокредитная компания «Финанс Деньги Плюс» баннеры. В соответствии с актом № 2580 от 30.09.2016  ООО «Микрокредитная компания «Финанс Деньги Плюс» приняло услуги, претензии по объему, качеству и срокам не выставлялись.

Согласно платежному поручению от 01.03.2017 № 157 вышеуказанные услуги были оплачены ООО «Микрокредитная компания «Финанс Деньги Плюс» по счету от 30.09.2016 № 668.

Таким образом, ООО «Микрокредитная компания «Финанс Деньги Плюс»  является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы, поскольку именно в интересах данного Общества данная реклама была изготовлена и размещена. Общество указанное обстоятельство не отрицает.

Распространение рассматриваемой рекламы прекращено.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Нужны деньги? Антикризисное предложение. Займы под 1 % до 30 дней. Деньги Плюс. Быстро и просто! Отсутствие скрытых комиссий; специальные условия для пенсионеров; сниженная ставка для постоянных клиентов; займы за 10 минут! www.dengi34.info», размещаемую с 10 апреля 2017 года по 15 апреля 2018 года при входе в офис «Финанс деньги Плюс» расположенный по адресу: Тамбовская обл., Знаменский р-н, р.п. Знаменка, ул. Советская, д. 7, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
  2. Предписание не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                 Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии                                                                                                         К.И. Мурзин

 

А.Н. Мясникова

 

 

Исп. Мясникова Алена Николаевна, 8(4752) 72-93-54

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны