Решение б/н решение по делу № Р-2/16 по признакам нарушения ООО "ЦЕНТР Э... от 6 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ЦЕНТР ЭКО»

214031, г. Смоленск,

ул. Генерала Паскевича,

 д. 19

 

392000, г. Тамбов,

ул. М. Горького, 16

 

ООО РА «Взгляд»

392003, г. Тамбов,

ул. Рылеева, д. 53

 

ООО «Олимп»

392018, г. Тамбов,

 ул. Мичуринская, д. 121

 

392002, Тамбов,

ул. Советская, 34, оф. 516

 

olymptv@mail.ru

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № Р-2/16

 

Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2016 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.   

                                                                                                          г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – врио руководителя Мазаева С.В.,

члены Комиссии – главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Кузнецова К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело № Р-2/16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в январе 2016 года на телевизионных каналах  «СТС», «РЕН-ТВ» и ТНТ-Тамбов рекламы клиники «ЦЕНТР ЭКО», содержащей признаки нарушения пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства: – <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в январе 2016 года на телевизионном канале ТНТ-Тамбов  телекомпании АО ТК «Все для Вас», а также на телевизионных каналах  «СТС» и «РЕН-ТВ» телекомпании ООО «Олимп» распространялась реклама ООО «ЦЕНТР ЭКО», в содержании которой использовался рекламный слоган: «От нас без детей не уходят».

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «ЦЕНТР ЭКО» (ОГРН 1126732007324, адрес: г. Смоленск, ул. Генерала Паскевича, д. 19), согласно договору с ООО РА «Взгляд» от 25.12.2015, договору с ООО «Олимп» № 137/1 от 21.12.2015.

Поскольку в указанной рекламе в совокупности с фразой «От нас без детей не уходят» у потребителя формировалось мнение, что при обращении в клинику, беременность гарантированно наступит у женщин в любом возрасте и в любом случае, по признакам нарушения пункта 6 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», в отношении ООО «ЦЕНТР ЭКО» определением от 03.02.2016 (исх. от 04.02.2016 № 58-3-06/401)возбуждено настоящее дело.

ООО «ЦЕНТР ЭКО» письмом (вх. от 03.03.2016 № 1076) сообщило, что Общество не согласно с выводами Тамбовского УФАС России, поскольку рекламный слоган ООО «ЦЕНТР ЭКО» «От нас без детей не уходят» является имиджевым и выражает исключительно философию компании, направленную на позитивный настрой женщины (бездетной пары) иметь ребенка (стать родителями) и благоприятный исход, как самого лечения, так и итогового результата. Указанный слоган является жизнеутверждающим и социально направленным. Кроме того, Общество указало, что реклама содержит оговорку «*не является гарантией положительного результата», что свидетельствует о добросовестности рекламы.

На рассмотрении дела 14.04.2016 представитель ООО «ЦЕНТР ЭКО» <…> подтвердила позицию, изложенную в письменных пояснениях (вх. от 04.03.2016 № 1104, вх. от 21.03.2016 № 1334) и указала, что слоган «От нас без детей не уходят» не гарантирует результат оплодотворения с помощью ЭКО, а подразумевает под собой различные программы лечения бесплодия, в том числе программу ЭКО, а также суррогатное материнство и др.

 

Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования – товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Установлено, что с 01.01.2016 по 27.01.2016 года на телевизионном канале ТНТ-Тамбов  телекомпании АО ТК «Все для Вас» по договору оказания услуг по размещению рекламы на телевидении с ООО РА «Взгляд» от 25.12.2015 распространялась реклама ООО «Центр ЭКО» следующего содержания: «Мечтаете о ребенке, а беременность не наступает уже больше года? Одна из ведущих клиник «Центр Эко» на улице Горького, дом 16 с применением современных технологий поможет преодолеть бесплодие. Запишитесь на консультацию. «Центр Эко» – от нас без детей не уходят!». Под звуковую обработку текста на телевизионном экране появлялись графичесикие фразы: "Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста! Беременность не наступает... Центр ЭКО Тамбов. г. Тамбов, ул. м.Горького, д. 16 +7 (4752) 42-71-51 Лечение всех форм бесплодия. От нас без детей не уходят! г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 16 +7 (4752) 42-71-51".

С 03.01.2016 по 26.01.2016 аналогичная реклама распространялась на телевизионных каналах  «СТС» и «РЕН-ТВ» телекомпании ООО «Олимп» на основании заключенного договора № 137/1 от 21.12.2015.

На официальном сайте ООО «ЦЕНТР ЭКО» http://www.ivf68.ru/ в процентном соотношении указана вероятность наступления беременности у женщин  моложе сорока лет, которая составляет:

- при переносе свежих эмбрионов - 46%;

- при переносе криоконсервированных эмбрионов -  63%.

Результативность ЭКО у пациенток старше сорока лет:

- при переносе свежих эмбрионов - 14%;

- при переносе криоконсервированных эмбрионов – 18%.

Таким образом, объектом рекламирования в настоящем деле выступают услуги по преодолению бесплодия и наступлению беременности в естественной форме, оказываемые в клинике «ЦЕНТР ЭКО».

Рассматриваемая реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена на продвижение медицинских услуг «ЦЕНТР ЭКО» по преодолению бесплодия и на привлечение клиентов неспособных самостоятельно забеременеть. Указанный в рекламе слоган, содержащий ключевую составляющую всего рекламного текста, воспринимается не просто как информация о  клинике и ее услугах, а именно как утверждение о гарантированном наступлении беременности.

Согласно представленным пояснениям ООО «ЦЕНТР ЭКО» от 04.03.2016 (вх. № 1104), клиника применяет все методы лечения бесплодия, в том числе вспомогательные репродуктивные технологии. К современным вспомогательным репродуктивным технологиям (далее - ВРТ) относятся:

- базовая программа ВРТ (экстракорпоральное оплодотворение - ЭКО);

- инъекции сперматозоида в цитоплазму ооцита (ИКСИ);

- использование донорских ооцитов;

- использование донорской спермы;

- использование донорских эмбрионов;

- суррогатное материнство;

- искусственная инсеминация спермой мужа (партнера) или донора (ИИ).

Как утверждает Общество, правильное использование одного из методов или их комбинирование фактически обеспечивает бездетной паре/женщине при достаточной настойчивости рождение ребенка. Слоган «От нас без детей не уходят» является имиджевым по спектру услуг и не гарантирует результат оплодотворения с помощью ЭКО. В данной фразе вообще отсутствуют такие слова как «гарантия», «обеспечение», «обязательства» и т.д.

Кроме того, реклама содержит оговорку «*не является гарантией положительного результата», что свидетельствует о ее добросовестности. Оговорка написана читаемым шрифтом, следовательно, доведена надлежащим образом до потребителей и свидетельствует о достоверности рекламы.

Также, рассматриваемая реклама сопровождается фразой "Имеются противопоказания, проконсультируетесь со специалистом", что указывает на вероятность того, что положительный эффект возможно не будет достигнут и что может и не быть полной безопасности и отсутствия побочных эффектов.

Комиссия полагает указанные доводы несостоятельными в силу следующего.

  1. Общеизвестным является, что «рекламный слоган» - это ключевая лаконичная фраза, характеризующая рекламируемый продукт, отражающая основные положительные свойства объекта рекламы, служащая для привлечения внимания к нему на соответствующем рынке сбыта.

Указанный в рекламе слоган имеет прямое назначение и направлен на привлечение внимания к исключительному качеству услуг Общества, поскольку именно данная фраза в рекламе является ключевой и наибольшим образом акцентирует на себе внимание, способствует возникновению желания потребителя обратиться в клинику.

Реклама Общества с использованием такого словосочетания как «от нас без детей не уходят», несет смысловую нагрузку, связанную с выражением абсолютной уверенности в наступлении для пациента положительного результата. Форма выражения рекламной информации исключает двусмысленность ее восприятия, поскольку основными фразами, на которые в рекламе делается акцент являются «беременность не наступает уже больще года» и «Центр Эко с применение современных технологий поможет преодолеть бесплодие», что в совокупности с применением слогана «от нас без детей не уходят» подразумевает под собой положительный результат - наступление беременности обратившейся пациентки (супружеской пары) с применением технологии экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), и никак не указывает на то, что достижение такого результата возможно посредством оказания других услуг клиникой, в том числе, при помощи суррогатного материнства.

В рекламе отсутствуют указания на разделения пациентов, желающих получить услуги с помощью программы Эко, ИКСИ, ИИ или суррогатного материнства. Кроме того, оценивая содержание рекламы в совокупности всех ее элементов, можно отметить, что обозначение клиники - Центр ЭКО воспринимается потребителем рекламы, как центр оказания услуг по проведению экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), что вместе с фразой "от нас без детей не уходят" также указывает, что при обращении клиента в клинику будет проведена услуга по программе ЭКО, в результате которой  беременность гарантированно наступит у женщин в любом возрасте и в любом случае.

  1. В целях всестороннего рассмотрения дела, а также объективности оценки содержания рассматриваемого видеоролика, Тамбовским УФАС России был проведен Экспертный совет по рекламе. В обсуждении приняли участие представители Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области, Управления Росздравнадзора по Тамбовской области и Комитета по информационной политике Администрации города Тамбова.

Члены Экспертного Совета по рекламе в результате изучения всех тем и материалов, вынесенных на Экспертный совет, в том числе просмотра видеоролика Центра ЭКО, пришли к единогласному выводу, что слоган «От нас без детей не уходят» в рекламе ООО «ЦЕНТР ЭКО» звучит как уверенность в наступлении беременности женщин в любом возрасте, фраза «*не является гарантией положительного результата» не является читаемой и заметной на телевизионном экране, поскольку выполнена мелким белым шрифтом на белом фоне, при просмотре на телевизионном экране сливается в одно целое белое пространство и не может быть заметной, даже при 100% зрении человека.

В соответствии со статьей 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 6 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

Использование в рекламе указания на гарантированно положительный результат при оказании услуг клиники, путем употребления вышеуказанного утверждения, должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется утверждение, и который имеет объективное подтверждение.

Реклама формирует положительный образ указанного центра, а также предлагаемых им услуг по преодолению бесплодия и обязательного положительного результата после проведения лечения и способствуют возникновению желания обратиться в эту клинику именно для последующего наступления беременности естественной формы.

ООО «ЦЕНТР ЭКО» не представило в качестве доказательства сведений о том, что каждый обратившийся к ним пациент, после обращения в клинику за услугой ЭКО, получил положительный результат – беременность и рождение ребенка.

Поскольку ООО «ЦЕНТР ЭКО» не доказало, что использованный в рекламе слоган «от нас без детей не уходят» является достоверным, реклама услуг Общества в силу пункта 6 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» является недостоверной.

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» является ненадлежащей.

Статьей  38 Закона «О рекламе» установлено, что за нарушение части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

Распространение указанной ненадлежащей рекламы прекращено.

ООО «Олимп» 17.03.2016 (вх. № 1308) представило в материалы дела новый рекламный видеоролик ООО «ЦЕНТР ЭКО», транслируемый с 01.03.2016, в котором слоган "от нас без детей не уходят" отсутствует.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «ЦЕНТР ЭКО», в содержании которой использовался рекламный слоган: «От нас без детей не уходят», распространявшуюся на телеканале ТНТ-Тамбов телекомпании ООО РА «ВЗГЛЯД» в период с 01.01.2016 по 27.01.2016, на телевизионных каналах  «СТС» и «РЕН-ТВ» телекомпании ООО «Олимп» с 03.01.2016 по 26.01.2016, поскольку в ней были нарушены требования пункта 6 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».
  2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                            С.В. Мазаева

 

Члены Комиссии                                                                                                    К.С. Кузнецова

 

            А.Н. Мясникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Мясникова А.Н.,

 8(4752) 72-93-54

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны