Решение №Р-23/18 Р Е Ш Е Н И Е № Р-23/18 от 20 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «АЛТЕЯ»

 

603022, г. Нижний Новгород

ул. Тимирязева, д. 39, помещение 14

 

ООО «Рекламный Мастер НН»

603032, г. Нижний Новгород

ул. Правдинская, д. 27, пом. 1

 

Косулиной Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № Р-23/18

 

Резолютивная часть решения объявлена 6 сентября 2018 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме 20 сентября 2018 года.   

                                                                                                                                                   г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело № Р-23/18 по признакам нарушения пунктов 1, 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы, содержащей недостоверные сведения,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

По результатам рассмотрения  переданного по подведомственности из ФАС России обращения от 03.05.2018 (вх. № 307 ФАС) гражданки  Косулиной Н.А. о распространении в аптеке «Максавит» рекламной информации, содержащей недостоверные сведения, в мае 2018 года установлено, что в торговых витринах аптеки «Максавит», а также на кассе аптеки, расположенной в помещении по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 34, помещение 1, размещается информация следующего содержания: «Цены всегда ниже!»

Как указывает заявитель, цены в аптеке на определенные препараты завышены в сравнении с иными аптечными учреждениями. В частности, заявитель указывает, что препарат "Но-шпа" в аптеке «Максавит» стоит 101 руб. 50 коп. (приложен кассовый чек от 11.04.2018), в другой аптеке (аптека "Аптечный склад") цена на данный препарат значительно ниже - 78 руб. (приложен кассовый чек от 11.04.2018).

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по указанному адресу, является ООО «АЛТЕЯ» (ОГРН 1105257005336 ИНН/КПП 5257118934/526201001, 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 39, помещение 14).

Определением от 01.06.2018 по признакам нарушения пунктов 1, 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ООО «АЛТЕЯ» возбуждено настоящее дело.

ООО «АЛТЕЯ» в своих пояснениях от 22.06.2018 № 76 и от 23.08.2018 № 105 указало, что данное оформление не является рекламой, поскольку отсутствует объект рекламирования. Оформление размещалось только внутри аптеки, период размещения с 20.03.2018 по текущее время. Также указало, что в тексте «Цены всегда ниже» отсутствуют сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами, а также отсутствует сравнение товаров с товарами конкурента, поэтому требования пунктов 1, 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе не нарушены.

 

Изучив материалы и представленные доказательства, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

С 20.03.2018 по настоящее время в аптеке «Максавит»,  расположенной в помещении по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 34, пом. 1 на торговых стеклянных витринах аптеки, а также на кассе аптеки размещается реклама следующего содержания: «Цены всегда ниже!»

Согласно статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).

В данном случае, рассматриваемая реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена, прежде всего, на продвижение реализуемых аптекой товаров и привлечение клиентов, указанное в рекламе словосочетание «Цены всегда ниже!» воспринимается не просто как информация, а именно как реклама, поскольку информация о сниженных ценах формирует интерес потребителей к аптеке «Максавит», реализуемым ею лекарственным препаратам и способствует их продвижению на соответствующем рынке розничной реализации лекарственных средств. Цены на товары - один из ведущих факторов конкурентной борьбы, поэтому указание на низкие цены в аптеке привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования и способно сформировать интерес потребителей к рекламируемой аптеке и ее ассортименту.

Таким образом, рассматриваемая информация, размещенная в аптеке «Максавит», расположенной по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 34, помещение 1, с учетом целевой направленности и манеры исполнения является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В рекламе аптеки «Максавит» содержится следующее утверждение: «Цены всегда ниже».

Однако, цены в аптеке на определенные препараты завышены по сравнению с иными аптечными учреждениями. В частности, согласно кассовым чекам от 11.04.2018 препарат "Но-шпа" в аптеке «Максавит» стоит 101 руб. 50 коп., в другой аптеке (аптека "Аптечный склад") цена на данный препарат значительно ниже - 78 руб.

Объективных подтверждений, свидетельствующих о достоверности сведений, размещенных в вышеуказанной рекламе, ООО «АЛТЕЯ» не представлено.   

В материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что аптека «Максавит» соответствует указанным в рекламе показателям и что, по сравнению с конкурентами, в данном месте цены всегда ниже.

С учетом изложенного, указанная реклама в силу пунктов 1, 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе является недостоверной.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.

Статьей  38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.

Согласно договору аренды недвижимого имущества № 2112-2017/АЛ от 21.12.2017 нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 34, помещение 1 находится у ООО «АЛТЕЯ» в аренде.

В соответствии с договором № 1 от 05.12.2016 заключенным между ООО «АЛТЕЯ» и ООО «Рекламный мастер НН» Заказчик (ООО «АЛТЕЯ») поручает, а Исполнитель (ООО «Рекламный мастер НН») принимает на себя обязательства по выполнению и монтажу своими силами и средствами изготовление информационных вывесок, согласно техническим заданиям, утвержденных Заказчиком (п. 1.1 договора). Согласно пункту 2.2.1 договора № 1 от 05.12.2016 Заказчик осуществляет расчеты с Исполнителем в соответствии с условиями оплаты, оговоренными в дополнительном приложении к договору.

ООО «Рекламный мастер НН» выполнены работы по изготовлению и монтажу рекламы. ООО «АЛТЕЯ» выставлен счет на оплату № 45 от 07.03.2018 за внутреннее оформление аптеки по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, 34.

Согласно счет-фактуры № 50 от 15.03.2018 работы приняты ООО «АЛТЕЯ» полностью, претензий не выставлялись.

Таким образом, ООО «АЛТЕЯ» является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы. ООО «Рекламный мастер НН» является рекламопроизводителем.

Доводы ООО «АЛТЕЯ» об отсутствии нарушений законодательства о рекламе ввиду того, что в информации "Цены всегда ниже" не указан объект рекламирования, а в рекламной фразе "Низкие цены здесь" не приведена сравнительная характеристика объекта рекламировании с иными товарами, отклоняются.

Понятие "всегда ниже" (применительно к цене) имеет значение "постоянно, во всякое время ниже", лексическое значение наречия "всегда" позволяет сделать вывод о том, что действие данного слогана не имеет временных ограничений.

Как разъяснено в пункте 2 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительной отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В рассматриваемом случае, поскольку информация о низкой цене размещена непосредственно над витринами с лекарственными препаратами, она однозначно вызывает у потребителя ассоциацию с ценой на лекарственные средства, предлагаемые к продаже данной аптекой. 

Неоднократно повторяющиеся надписи "Цены всегда ниже" содержат определенную сравнительную характеристику, указывающую на преимущество аптеки, расположенной по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 34, помещение 1, а также на ее большую привлекательность для потребителей по сравнению с другими аптеками.

Используемая обществом фраза подразумевает, что цены на товары, предлагаемые к продаже в данной аптеке, постоянно ниже, чем цены на аналогичные товары в других аптеках города. При этом повторяющаяся информация "Цены всегда ниже" используется именно в целях рекламы, тем самым привлекая потребителей к данной аптеке.

Доказательств устранения нарушения в материалы дела не представлено.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу аптеки «Максавит» следующего содержания: «Цены всегда ниже!», распространяемой с 20.03.2018 по настоящее время в торговых витринах аптеки, а также на кассе аптеки, расположенной в помещении по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 34, помещение 1, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
  2. Выдать ООО «АЛТЕЯ» предписание о прекращении нарушения пунктов 1, 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, и представить доказательства устранения нарушения в 2-х недельный срок со дня получения предписания.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

Председатель Комиссии                                                                                 Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии                                                                                                         К.И. Мурзин

 

А.Н. Мясникова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны