Решение б/н решение по делу № Р-38/16 о признании ненадлежащей рекламы в... от 23 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF<…>
ООО «МЕДИАГРУППТАМБОВ»
392000, г. Тамбов
ул. Советская, д. 51
Р Е Ш Е Н И Е № Р-38/16
Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 10 ноября 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело № Р-38/16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, содержащей недостоверные сведения, а также рекламы финансовых услуг, в которой отсутствует информация о лице, оказывающем услуги кредитования, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства – <…>, представителя заинтересованного лица - ООО «МЕДИАГРУППТАМБОВ», извещенных надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л А:
Тамбовским УФАС России в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в журнале «СОЛЬ ТАМБОВ» выпуск май-июнь 2016 года размещается реклама следующего содержания: «Автовыкуп № 1. Срочный выкуп автомобилей (в любом состоянии). Обмен, продажа автомобилей, подбор автомобиля, автокредитование. 24 часа/ 7 дней. Работаем по всей Тамбовской области. Звоните нам по тел. : 8(4752)43-44-44».
В данной рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита, а также не указан критерий, по которому выкуп автомобилей с указанными реквизитами занимает первое место «№ 1».
Рассматриваемая реклама размещалась по договору на оказание рекламных услуг от 20.06.2016 № 9/1, заключенному между ООО «МЕДИАГРУППТАМБОВ» и <…>.
Таким образом, рекламодателем указанной информации является <…>, рекламораспространителем - ООО «МЕДИАГРУППТАМБОВ» (ИНН 6829112540, 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 51).
Определением от 03.10.2016 (исх. от 04.10.2016 № 58-3-06/3575) по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» в отношении <…> возбуждено настоящее дело.
<…>. письмом от 26.10.2016 (вх. № 7416) сообщил, что рассматриваемая реклама размещалась согласно договору на оказание рекламных услуг в журнале «СОЛЬ Тамбов». Рекламный макет был разработан им лично и передан для размещения в журнал. О нарушении рекламного законодательства при использовании утверждения «№ 1» <…> не предполагал.
Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе, установлено следующее.
В выпуске журнала «СОЛЬ ТАМБОВ» за май-июнь 2016 года, распространяемом в городе Тамбове в количестве 999 экземпляров, на задней обложке журнала размещалась реклама следующего содержания: «Автовыкуп № 1. Срочный выкуп автомобилей (в любом состоянии). Обмен, продажа автомобилей, подбор автомобиля, автокредитование. 24 часа/ 7 дней. Работаем по всей Тамбовской области. Звоните нам по тел. : 8(4752)43-44-44».
Рассматриваемая реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена на продвижение реализуемых услуг по выкупу автомобилей и привлечение клиентов, указанное в рекламе словосочетание «№1» воспринимается не просто как информация о торговом объекте, а именно как реклама, поскольку формирует интерес потребителей к услугам данного автовыкупа и способствует возникновению желания обратиться именно к данному продавцу.
Исходя из статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования – товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии со статьей 5 Закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В указанной рекламе содержится утверждение «№ 1», однако указание конкретного критерия, по которому осуществлено сравнение, отсутствует.
Для утверждения о статусе «№ 1» перед другими организациями необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве. Отсутствие в рекламе критерия, по которому использовано данное утверждение «№ 1», означает возможность проведения сравнения по любому критерию из возможных.
Указанная реклама создает впечатление, что автовыкуп со статусом «№ 1» является «первым», «лучшим», обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим организациям, оказывающим подобные услуги. Таким образом, рекламируемая организация представляется потребителю оказывающей наиболее качественные услуги и по сравнению с другими продавцами данных услуг является более востребованной.
С учетом изложенного, указанная реклама в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» является недостоверной.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рассматриваемой рекламе отсутствовало наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита.
<…> письмом от 26.10.2016 сообщил, что услуги по автокредитованию в настоящее время не оказываются, ранее выдавалась рассрочка из личных денежных средств, однако, договоры с кредитными организациями не были заключены.
Таким образом, факт нарушения требований части 1 статьи 28 Закона «О рекламе», в указанной рекламе не подтвержден.
В тоже время, согласно статье 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, предоставляет банк или иная кредитная организация.
Установлено, что покупателям предоставлялась рассрочка платежа без заключения договора с кредитной организацией. С учетом изложенного, рассматриваемая рекламная информация содержала недостоверные сведения о возможности воспользоваться услугами кредитования, так как данные услуги <…>. не оказывались.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного времени.
С учетом изложенного, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований пункта 3 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» является ненадлежащей.
Статьей 38 Закона «О рекламе» установлено, что за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.
Между ООО «МЕДИАГРУППТАМБОВ» (Исполнитель) и <…> (Заказчик) заключен договор на оказание рекламных услуг от 20.06.2016 № 9/1.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора, Заказчик (<…>) обязуется предоставить утвержденный оригинал-макет, необходимый для изготовления размещаемого рекламно-информационного материала за 10 календарных дней до момента размещения.
В силу пункта 2.1.5 указанного договора, Заказчик обязуется не предоставлять к размещению материалы, противоречащие законодательным нормам. Следовательно, ответственность за содержание рекламных материалов несет Заказчик (<…>).
Согласно пункту 1.1 договора, Исполнитель (ООО «МЕДИАГРУППТАМБОВ») принимает на себя обязательства по размещению рекламно-информационных материалов в журнале «СОЛЬ Тамбов» май/июнь 2016, согласно макету в Приложениях № 1, № 2.
В письменных пояснениях от 26.10.2016 (вх. № 7416) <…> указал, что разработал макет рекламы «Автовыкуп № 1». Реклама размещалась только в выпуске журнала «СОЛЬ Тамбов» за май-июнь 2016 года. Утверждение в рекламе «№ 1» было указано только с учетом мнения большинства потребителей, пользующихся услугами данного автовыкупа. О нарушении рекламного законодательства <…> не предполагал.
Согласно акту № 9/1 от 20.06.2016, а также счету № 9/1 от 20.06.2016 на выполнение работ-услуг, работы по размещению рекламы по договору № 9/1 от 20.06.2016 оплачены, выполнены в полном объеме, в установленные сроки, стороны претензий друг к другу не имеют.
ООО «МЕДИАГРУППТАМБОВ» письмом от 26.10.2016 сообщило, что заключило договор на оказание рекламных услуг с <…>, который предоставил готовый рекламный макет для его последующего размещения в журнале «СОЛЬ Тамбов» выпуск май-июнь 2016. В дальнейшем, <…> оказанные услуги были оплачены.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
С учетом изложенного, <…> является рекламодателем рассматриваемой рекламы и несет ответственность за распространение рекламы, нарушающей требования пунктов 1, 3 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».
Распространение указанной ненадлежащей рекламы прекращено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
- Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Автовыкуп № 1. Срочный выкуп автомобилей (в любом состоянии). Обмен, продажа автомобилей, подбор автомобиля, автокредитование. 24 часа/ 7 дней. Работаем по всей Тамбовской области. Звоните нам по тел.: 8(4752)43-44-44», размещавшуюся в выпуске журнала «СОЛЬ ТАМБОВ» за май-июнь 2016 года, распространяемом в городе Тамбове в количестве 999 экземпляров, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,3 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».
- В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии К.И. Мурзин
А.Н. Мясникова
Исп. Мясникова А.Н.,
8(4752) 72-93-54