Решение б/н Решение и предписание по делу № Р-39/15 от 20 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № Р-39/15

 

Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2015 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме  17 ноября 2015 года.

                                                                                                                                                    г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., ведущий специалист – эксперт отдела  регулирования  деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности  естественных монополий и рекламного контроля  Баченина Л.А.,

рассмотрев дело № Р-39/15 по признакам нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») по факту распространения рекламы глазных капель «Экстракт алое по Федорову», бальзама «Таежный доктор», бальзама «ГоджиЛекарь»,  «Литомасло»,  крема «Артро-Плюс», бальзама «Уральский»,  «Иммунокардин», «Каменное масло», с указанием, что они обладают лечебными свойствами и оказывают положительное влияние на течение болезней,

в отсутствие ИП <…>, извещенных надлежащим образом,

руководствуясь пунктами 28, 41, Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17 августа 2006 г. № 508  (далее – Правил рассмотрения дел),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Тамбовское УФАС России передано по подведомственности из Управления Росздравнадзора по Тамбовской области (вх. от 07.07.2015 № 6810) заявление гражданки <…> о распространении недостоверной рекламы в газете «Вестник здоровья».

В результате рассмотрения материалов, приложенных к обращению заявителя, установлено следующее.

В апреле 2015 года на территории города Тамбове (преимущественно по почтовым ящикам подъездов жилых домов) распространялась газета «Вестник здоровья», в которой размещалась рекламная информация о лечебных свойствах следующих товаров: глазные капли «Экстракт алоэ по Федорову»; бальзам «Таежный доктор»; бальзам «ГоджиЛекарь»; «Литомасло»; крем «Артро-плюс»; бальзам «Уральский»; «Иммунокардин»; «Каменное масло».

В газете сообщалось, что вышеуказанные товары можно приобрести в г. Тамбове, г. Рассказово, г. Котовске, г. Воронеже, а также в других городах при этом указывалось, что данные товары показаны к применению при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, пищеварительной системы, эндокринной системы, органов кроветворения, дыхательной системы, для укрепления иммунитета, мочеполовой системы, периферической нервной системы, кожных покровов, нарушение зрения, болезней глаз, раке и другое.

Лицом, заинтересованным в распространении вышеуказанной рекламы, является ИП <…>, который через своих представителей, осуществлял распространение данных рекламных материалов и реализацию указанных в них товаров (товарный чек от 18.04.2015).

По признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе» в отношении  ИП <…..>  возбуждено настоящее дело.

На рассмотрение дела ИП <…> не явился, запрашиваемые документы не представил. Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи  с ненадлежащим уведомлением ИП <…> о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии с выпиской из ЕГРИП ИП <…> зарегистрирован по адресу: <…>. ИП <…> по указанному адресу не извещается, определения по делу, направленные ИП <….> по  данному адресу, возвращены почтовой службой с пометкой: «временное отсутствие адресата», «неудачная попытка вручения, запрашиваемые документы  ИП <…>  не предоставляет. 

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

С учетом изложенного, применяя аналогию права, ИП <…>  извещен надлежащим образом, рассмотрение дела возможно в его отсутствие.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

В апреле 2015 года на территории города Тамбова распространялись рекламные газеты «Вестник здоровья», в которых размещалась следующая информация о лечебных свойствах  нижеперечисленных товаров:

1) «Экстракт алое по Федорову». «Состав глазных капель  «Экстракт алое по Федорову» разработан на основе серебра, меда и экстракта древовидного алоэ, капли изготовлены по авторской методике Федорова. Натуральный состав обогащен антиоксидантами, витаминами и энергетическими веществами. Богатое содержание в глазных каплях «Экстракт алое по Федорову» витамина В6, холина, фолиевой кислоты, бета-каротина, позволяет сохранить нормальный обмен веществ в хрусталике и тем самым предупредить его помутнение. Биологически активные компоненты и антиоксиданты способствуют восстановлению поврежденных тканей и структур. Использование глазных капель «Экстракт алое по Федорову»  способствует улучшению и восстановлению зрения, заметно повышая качество жизни, особенно при высоких зрительных нагрузках. Такого эффекта нельзя добиться ни посредством хирургического вмешательства, ни с помощью известных методов тренировок и т.д.».

2) Бальзам «Таежный доктор». «Полезное действие бальзама «Таежный доктор» разнообразно. Люди принимают его при самых разных заболеваниях. Некоторые используют  бальзам при простуде, другие исцеляются от паралича и инсульта и т.д.».

 3) Бальзам «ГоджиЛекарь» рекомендуется применять: для улучшения функционального состояния печени и антиоксидантной системы организма, для защиты печени от ожирения, для улучшения метаболической функции печени, для нормализации пищевого обмена веществ, при пониженной сопротивляемости организма к воздействию токсических веществ, при печеночной недостаточности, при острых и хронических гепатитах, при циррозе печени, при жировой дистрофии печени различной этиологии, при токсическом поражении печени, при алкогольном гепатите и т.д.».

4) «Литомасло» - это уникальное комплексное средство, которое можно назвать  универсальным в плане терапевтического воздействия на организм человека. «Литомасло» оказывает драгоценную помощь ослабевшей сердечной мышце. Его целесообразно использовать как профилактическое средство при сердечно-сосудистых заболеваниях, так и в составе комплексной  терапии при аритмии, ишемии, «грудной жабе», атеросклерозе, гипертонии и т.д.».

 5) Крем «Артро-Плюс» идеальное средство против большинства  болезней опорно-двигательной системы. Крем избавляет от изнурительного чувства «ломоты» в суставах, характерное для таких болезней опорно-двигательного аппарата, как артрит, артроз, подагра, остеохондроз, полиартрит, межпозвоночная грыжа, пяточная шпора и т.д.».

6) «Бальзам «Уральский» уникальный комплекс для улучшения функций сердца и мозга. Бальзам воссоздан по лечебным прописям уральских знахарей, состоит исключительно из природных высокоэффективных компонентов, практически каждый из которых в народе называют «Золотой корень Урала». Бальзам так гармонично воздействует на организм, что даже при самых серьезных заболеваниях дает улучшения за счет нормализации состояния сосудов, крови, лимфы, мозга и сердца, восстанвливает кровообращение, снимает спазмы сосудов. В результате отмечаются хорошие результаты при постинсультных состояниях, при нарушении сердечных соркащений, стенокардии, аритмии и т.д.

7) «Сироп медовый «Иммунокардин на травах тонизирующий» обладает сосудорасширяющим действием, хорошо стабилизирует давление, облегчает работу сердечной мышцы, восстанавливается сердечный ритм,  при его применении  пропадают скачки давления,  проходят сердечные и головные боли. При курсовом применении сиропа медового «Иммунокардин на травах тонизирующий» повышаются реологические свойства крови, проводится укрепление сердечной мышцы, в результате значительно ускоряется процесс восстановления после инфаркта и инсульта и т.д.».

8) «Усиленный комплекс  «Каменное масло»  способствует восстановлению семи жизненно важных систем организма: эндокринной системы, пищеварительной системы, мочевыделительной системы, сердечно-сосудистой системы и крови, нервной системы, опорно-двигательной системы, репродуктивной женской и мужской систем и т.д. 

Вышеуказанная информация распространялась для неопределенного круга лиц, была направлена на привлечение и поддержание внимания к данным товарам с целью их продвижения на рынке и реализации.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5  Закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Согласно письму Управления Росздравнадзора по Тамбовской области от 26.06.2015 в Государственном реестре лекарственных средств вышеперечисленные товары не зарегистрированы.

 Бальзам «ГоджиЛекарь» зарегистрирован в качестве смеси медовой «ГоджиЛекарь»  (сертификат соответствия № 1609103, срок действия с 24.10.2014 по 23.10.2017), сироп медовый «Иммунокардин на травах тонизирующий»  зарегистрирован  в качеств медового сиропа (сертификат соответствия № 1105040 с 25.03.2013 по 24.03.2016), комплекс «Каменное масло» зарегистрирован в качестве соли пищевой с витаминно-минеральными добавками (сертификат соответствия № 0558984, срок действия с 25.04.2011 по 24.04.2014) и т.д.

 В рекламе глазных капель «Экстракт алое по Федорову», бальзама «Таежный доктор», бальзама «ГоджиЛекарь», «Литомасло»,  крема «Артро-Плюс», бальзама «Уральский», сиропа медового «Иммунокардин на травах тонизирующий»,  комплекса «Каменное масло», распространявшейся в газете «Вестник здоровья», указано, что все вышеуказанные товары обладают лечебными свойствами и оказывают положительное влияние на течение болезней.

Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

В рекламе глазных капель «Экстракт алое по Федорову», распространявшейся на первой странице газеты «Вестник здоровья», был использован образ медицинского работника. Под заголовком «Рекомендации офтальмолога» изображен мужчина в специальной одежде (белый халат) и стетоскопом поверх неё.

Таким образом, вышеуказанная реклама распространялась в нарушение пункта 4 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

Статьей  38 Закона «О рекламе» установлено, что за нарушение части 5 статьи 5  Закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП <…>,  который через своих представителей осуществлял распространение данных рекламных материалов и реализацию указанных в них товаров (товарный чек от 18.04.2015).

Доказательства добровольного прекращения распространения рассматриваемой  рекламы в материалы дела не представлено.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу глазных капель «Экстракт алое по Федорову», бальзама «Таежный доктор», бальзама «ГоджиЛекарь», «Литомасло», крема «Артро-Плюс», бальзама «Уральский», сиропа медового «Иммунокардин на травах тонизирующий»,  комплекса «Каменное масло»,  распространявшуюся в газетах «Вестник Здоровья» в  апреле 2015 года в городе Тамбове, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 5 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

2. Признать ненадлежащей рекламу глазных капель «Экстракт алое по Федорову»,  распространявшуюся в газетах «Вестник Здоровья» в  апреле 2015 года в городе Тамбове, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

3. Выдать ИП <…> предписание о прекращении  нарушения  законодательства  о  рекламе.

            4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <…>.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

Председатель Комиссии                                                                                       Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                                                К.И. Мурзин

 

           Т.В. Заботнова

 

К.С. Кузнецова

 

Л.А. Баченина

                   ИП <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

 17 ноября  2015 года                                                                                                            г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., ведущий специалист – эксперт отдела  регулирования  деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности  естественных монополий и рекламного контроля  Баченина Л.А.,  

            на основании своего решения от 17 ноября 2015 года по делу № Р-39/15 о признании ненадлежащей рекламы глазных капель «Экстракт алое по Федорову», бальзама «Таежный доктор», бальзама «ГоджиЛекарь», «Литомасло»,  крема «Артро-Плюс», бальзама «Уральский», сиропа медового «Иммунокардин на травах тонизирующий»,  комплекса «Каменное масло», распространявшейся в виде листовок в апреле 2015 года в городе Тамбове, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 5 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе»,

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. ИП <…> в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы глазных капель «Экстракт алое по Федорову», бальзама «Таежный доктор», бальзама «ГоджиЛекарь», «Литомасло»,  крема «Артро-Плюс», бальзама «Уральский», сиропа медового «Иммунокардин на травах тонизирующий»,  комплекса «Каменное масло», нарушающей пункт 4 части 5 статьи 5, пункт 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

2. ИП <…> представить в Тамбовское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 декабря 2015 года.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе Тамбовское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                                                К.И. Мурзин

 

Т.В. Заботнова

 

К.С. Кузнецова

 

Л.А. Баченина          

Связанные организации

Связанные организации не указаны