Решение б/н решение по делу № Р-4/16 по признакам нарушения ООО "АгроСою... от 25 апреля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «АгроСоюз»
ул. Промышленная, д. 84,
Тамбовская обл., Тамбовский р-н,
пос. Строитель, 392525
ООО «АЛЬФА-Т»
ул. Московская, д. 25 А,
помещение 37
г. Тамбов, 392000
Р Е Ш Е Н И Е № Р-4/16
Резолютивная часть решения оглашена 13 апреля 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 22 апреля 2016 года
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии – заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Абанкин А.А., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело № Р-4/16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы о проведении стимулирующего мероприятия, без указания сроков проведения такого мероприятия, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 1 статьи 9 Закона «О рекламе»
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:
- ООО «АгроСоюз» <…>,
- ООО «Альфа-Т» <…>.
У С Т А Н О В И Л А:
В марте 2016 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в помещении ПЗС «Закусочная», расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Полынковская, д. 37 размещалась реклама стимулирующего мероприятия «Найди станичное золото».
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия.
В вышеуказанной рекламе не были указаны сроки проведения данного мероприятия.
По признакам нарушения пункта 1 статьи 9 Закона «О рекламе» в отношении рекламодателя ООО «АгроСоюз» и рекламораспространителя ООО «Альфа-Т» возбуждено настоящее дело.
ООО «Альфа-Т» в объяснениях от 05.04.2016 (вх. № 1798) пояснило, что рекламная акция в помещении г. Тамбов, ул. Полынковская, д. 37 проводилась ООО «АгроСоюз» самовольно, без согласования с Обществом. С ООО «АгроСоюз» 26.09.2015 заключен договор поставки продукции в магазин, иных договоров лицами не заключалось.
ООО «АгроСоюз» письмом от 08.04.2016 № 343 (вх. от 11.04.2016 № 1899) сообщило, что рекламная продукция была изготовлена по договору от 04.01.2015, заключенному с ООО «Арт-Инфо». В рассматриваемом помещении сотрудники ООО «АгроСоюз» самостоятельно разместили рекламный стикер без согласования с ООО «Альфа-Т».
Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в помещении ПЗС «Закусочная», расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Полынковская, д. 37 с марта 2015 года размещалась реклама следующего содержания: «Найди золото станичное. Каждый нашедший в пакетике семечек «Станичные байки» кулон в виде семечки из ЗОЛОТА 585-й пробы может позвонить по тел. 8-800-2000-251 и получить ЗОЛОТУЮ ЦЕПОЧКУ В ПОДАРОК. В акции разыгрывается 1000 золотых изделий в каждом городе. Организатор акции ООО «АгроСоюз». Условия проведения акции см.на упаковке». Данная реклама сопровождается логотипом семечек «Станичные» и изображением золотой цепочки и кулона. Информация о сроках проведения акции в рекламе не указана.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламная информация, размещенная в вышеуказанном помещении, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к рекламируемому товару, формирует и поддерживает интерес потребителей к приобретению семечек «Станичные», учитывая возможность получения золотой цепочки в подарок, следовательно, является не только рекламой семечек, но и рекламой стимулирующего мероприятия.
В соответствии с положением о проведении PR-мероприятия «Найди станичное золото», утвержденным 28.12.2014 года заместителем генерального директора ООО «АгроСоюз» А.Н. Канивец:
общий срок проведения мероприятия - с 01.01.2015 по 31.08.2015;
организатор – ООО «АгроСоюз» (ИНН 6820018800, ОГРН 1036841121250 юр. адрес: 392526, Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Строитель, ул. Промышленная, д. 84, т/ф: (4752)77-38-29, 77-90-20). Сайт в сети Интернет, на котором в течение периода проведения мероприятия можно ознакомиться с информации о проводимом PR-мероприятии – htpp://agrosouz.net/., а также по номеру телефона 8-800- 2000-251;
условия проведения: осуществить действие, направленное на покупку участвующего в акции товара ТМ «Станичные», найти в пачке семечек оригинальный золотой кулон в виде семечки из золота 585 пробы, с серебряным кольцом. Все участники PR-мероприятия в соответствии с настоящими правилами должны получить от организаторов PR-мероприятия золотые цепочки 585-й пробы;
порядок определения победителей и вручения приза: победители, нашедшие золотой кулон в виде семечки в пакетике продукции «Станичные», должны позвонить по телефону бесплатной линии 8-800-2000-251, указанному на рекламной ленте, прикрепленной к упаковке и зарегистрироваться, продиктовав свои данные (ФИО, контактный телефон, город проживания). Описать найденный кулон на предмет установления его подлинности. Право получения дополнительного приза в виде золотой цепочки возникает в случае наличия на золотом кулоне серебряного кольца с номером пробы. Все остальные изделия без указанного серебряного кольца считаются подделкой и признаются недействительными. В течение всего срока проведения акции ведется регистрационная ведомость победителей акции. Вручение дополнительного приза в виде золотой цепочки 585 пробы проводится ежемесячно в розничных точках региона. Место и название торговой точки сообщается победителям за 1 неделю до вручения;
сроки выдачи призов: ежемесячно с 01.01.2015 по 31.10.2015;
призы: в каждом областном городе РФ, в котором проводится PR-мероприятие, общий объем Призового фонда, подлежащего вручению в ходе проведения Мероприятия, составляет 1000 золотых кулонов и 1000 золотых цепочек 585 пробы.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и, вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе, стимулирующей потребителей приобретать семечки «Станичные», не были указаны сроки проведения данного мероприятия.
В настоящем случае акция носила временный характер, отсутствие существенной информации о сроке ее проведения искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно наличия у них неограниченного во времени права на бонус в случае выполнения условий акции, что свидетельствует о нарушении требований части 7 статьи 5 и пункта 1 статьи 9 Закона «О рекламе».
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» является ненадлежащей.
Лицом, в чьих интересах распространялась рассматриваемая является ООО «АгроСоюз» (ИНН 6820018800, ОГРН 1036841121250, юр. адрес: 392525, Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Строитель, ул. Промышленная, д. 84).
Согласно договору от 04.01.2015 № 04/01 на изготовление рекламного материала, заключенного с ООО «Арт-Инфо», ООО «АгроСоюз» утвердило оригинал-макет продукции и оплатило оказанные Обществом услуги в соответствии с товарной накладной от 13.03.2015 № 38.
На рассмотрении дела 13.04.2016 представитель ООО «АгроСоюз» подтвердил позицию Общества, указанную в объяснениях от 08.04.2016 №343 (вх. от 11.04.2016 № 1899) и добавил, что рекламные стикеры о проводимой акции были удалены сразу после окончания акции со всех торговых точек города Тамбова, кроме торговой точки по адресу: г. Тамбов, ул. Полынковская, д. 37.
ООО «Альфа-Т» на рассмотрении дела представило дополнительные объяснения (вх. от 13.04.2016 № 1950), в которых указало, что данная рекламная информация была размещена в торговой точке, принадлежащей Обществу, торговым представителем ООО «АгроСоюз», который не поставили в известность руководство о намерении разместить рекламный материал.
С учетом изложенного, рекламодателем и рекламораспространителем рекламной акции «Найди станичное золото» является ООО «АгроСоюз», поскольку именно оно заказало указанную рекламу, утвердило предоставленный макет и разместило рекламу в помещении ПЗС «Закусочная», расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Полынковская, д. 37.
Довод ООО «АгроСоюз» о том, что обязательное требование указания сроков проведения акции было исполнено Обществом, поскольку было отображено на упаковке семечек «Станичные», а также размещено в сети Интернет, является необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 9 Закона «О рекламе», в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны:
1). сроки проведения такого мероприятия;
2). источник информации об организаторе, правила его проведения, количество призов и выигрышей по результатам такого мероприятия, сроки, место и порядок их получения.
Названные нормы обязывают рекламодателя сообщать сроки проведения такого мероприятия, а также не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию и др.).
В качестве ссылки на источник информации в рассматриваемой рекламе была указана упаковка семечек, контактная информация (телефон и интернет-сайт) не указана в качестве ссылки (источника) для получения информации, предусмотренной Законом.
Буквальный анализ приведенных норм Закона указывает, что данные разъяснения относятся только к пункту 2 статьи 9 Закона «О рекламе» (источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.). Конкретные сроки проведения данного мероприятия (пункт 1 статьи 9 Закона «О рекламе») подлежат отдельному обязательному указанию в самой рекламе.
Отсутствие в рекламе части информации, в том числе об ограниченности срока проведения мероприятия (акции), приводит к ее искажению и нарушает права и законные интересы потребителей на получение полной информации о рекламируемом объекте, поскольку такая информация является для потребителя существенной. Сообщение об источнике получения такой информации (адрес интернет сайта, номер телефона и т.д.), где можно получить исчерпывающую информацию по всем вопросам, включая срок проведения информации, не подменяет вышеуказанной обязанности - что следует из содержания статьи 9 Закона «О рекламе».
Доказательств устранения нарушения не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
- Признать ненадлежащей рекламу стимулирующего мероприятия «Найди золото станичное. Каждый нашедший в пакетике семечек «Станичные байки» кулон в виде семечки из ЗОЛОТА 585-й пробы может позвонить по тел. 8-800-2000-251 и получить ЗОЛОТУЮ ЦЕПОЧКУ В ПОДАРОК. В акции разыгрывается 1000 золотых изделий в каждом городе. Организатор акции ООО «АгроСоюз». Условия проведения акции см.на упаковке», распространявшуюся в помещении ПЗС «Закусочная», расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Полынковская, д. 37, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 1 статьи 9 Закона «О рекламе».
- Выдать ООО «АгроСоюз» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5, пункта 1 статьи 9 Закона «О рекламе», и представить доказательства устранения нарушения в 2-х недельный срок со дня получения предписания.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: Н.В. Попова
А.А. Абанкин
А.Н. Мясникова
Исп.: Мясникова А.Н.,
(4752) 72-93-54