Решение б/н Решение по делу № Р-42/15 от 10 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО Сбербанк

 

117997, г. Москва,

ул. Вавилова, д. 19

 

392036, г. Тамбов,

ул. К. Маркса, д. 130

 

Начальнику ОПП

Тамбовского отделения № 8594

<…>

 

392036, г. Тамбов,

ул. К. Маркса, д. 130

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е   № Р-42/15

 

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2015 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме  8 декабря 2015 года.

г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –   руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля  Баченина Л.А.,

рассмотрев дело № Р-42/15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг, связанных с предоставлением кредита, без указания всех условий, определяющих их фактическую стоимость,

в присутствии:

- представителя ПАО Сбербанк <…> (доверенность от 18.06.2013),

- начальника отдела прямых продаж Тамбовского отделения № 88594 ПАО Сбербанк <…>,

руководствуясь пунктами 28, 40, 41, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее – Правил рассмотрения дел),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в августе 2015 года в городе Тамбове у входа в торговый центр «РИО» по адресу: ул. Советская, 99А, распространялись рекламные листовки следующего содержания: «СБЕРБАНК. Всегда рядом! Уважаемые клиенты!!! Снижены ставки по потребительским кредитам. Процентная ставка от 14,5 % годовых. Акции по жилищному кредитованию. Ипотека с государственной поддержкой 11,4 % годовых. Молодая семья от 12,5 % годовых. Ипотека по двум документам от 16 % годовых. Контактные телефоны: Рогачева Анастасия 8-915-861-05-15, главный специалист Непрокина Юлия 8-915-867-67-79. Сбербанк России ОАО. Реклама. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 08.08.2012».

В вышеуказанной рекламе сообщается, что кредиты выдаются от 11,4 % годовых, 12,5 % годовых, 14,5 % годовых, 16 % годовых, при этом в рекламе умалчивается об остальных условиях, определяющих полную стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Лицом, в чьих интересах распространялась рассматриваемая реклама, является ПАО Сбербанк (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893, юридический адрес: Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, д. 19).

По факту распространения вышеуказанной рекламы, содержащей признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона «О рекламе», в отношении ПАО Сбербанк возбуждено настоящее дело.

ПАО Сбербанк письмом от 22.09.2015г. сообщило, что распространение рекламы банка осуществляется в строгом соответствии с требованиями Закона «О рекламе», а также требованиями стандартов, установленных внутренними нормативными документами банка. Вся информация, содержащаяся в рекламных материалах банка, содержит полную и достоверную информацию о рекламируемом продукте и услуге. Изменения рекламных материалов на уровне Тамбовского отделения № 8594 без предварительного согласования с ответственными службами банка запрещены.

Письмом от 29.09.2015  ПАО Сбербанк дополнительно сообщило, что банк не изготавливал и не распространял рекламные листовки, аналогичной имеющейся в материалах дела. Вместе с тем, по мнению ПАО Сбербанк, в листовке указан нижний уровень предлагаемых процентных ставок по кредитам. Фактическая стоимость кредита определяется исключительно при оформлении кредитной сделки и рассчитывается в соответствии с внутренними инструкциями и регламентами банка. Помимо минимальных процентных ставок, в листовке указан логотип банка, ФИО сотрудников банка, их контактные данные, номер и дата генеральной лицензии банка. В информационной листовке не указан определенный процент, под который предоставляется кредит, а приведена лишь минимальная граница. Так, в п. 17 кредитного договора предусмотрено открытие счета, при этом договором не предусмотрено несение заемщиком расходов, связанных с его открытием, что подтверждается тарифами банка. Иных условий, влияющих на стоимость кредита, кредитный договор не содержит, следовательно, иных условий предоставления кредита не имеется. В информационной листовке не искажен смысл предоставления кредитных продуктов потенциальным клиентам, соответственно потребители информации не введены в заблуждение.

На рассмотрении дела 07.10.2015г. представитель ПАО Сбербанк подтвердил представленные ранее пояснения, а также сообщил, что в августе 2015 года рядом с остановочным павильоном «Сбербанка», возле ТЦ «РИО» проводилась массовая презентация, в ходе которой распространялись рассматриваемые листовки. Содержание данных листовок было определено начальником ОПП Тамбовского отделения № 8594 <…>, но не было утверждено ПАО Сбербанк, как того требуют инструкции. Указанные листовки находились в разработке и вследствие ошибочных действий специалиста по прямым продажам Тамбовского отделения № 8594 <…> раздавались потенциальным клиентам. В качестве доказательства представлены письменные объяснения сотрудников банка.

Согласно объяснениям <…> от 16.09.2015 она в августе 2015 года по распоряжению своего руководителя <…> проводила массовую презентацию рядом с остановочным павильоном Сбербанка возле торгового центра «РИО» с 13:00 по 14:00. При подготовке к данному мероприятию у неё не было возможности уточнить, где взять нужные буклеты, тогда она самостоятельно распечатала листовки, которые нашла на общем ресурсе, закрепленном за отделом прямых продаж. В указанные листовки она внесла свои контактные данные и данные своего руководителя. О том, что данный вид листовок находится в разработке, <…> не знала.

<…> в объяснениях от 16.09.2015 указала, что определила проведение в августе 2015 года массовой презентации по привлечению клиентов и продаже основных продуктов банка рядом с остановочным павильоном Сбербанка возле торгового центра «РИО». Информацию о месте проведения и формате мероприятия она довела до Рогачевой А.А. Проконтролировать действия <…> она не могла, поскольку находилась на другом мероприятии.

В своих объяснениях от 29.09.2015 <…> сообщила, что согласно книге стандартов ГСПП организует активности СПП для привлечения клиентов, в том числе с использованием массовой презентации в местах массового скопления людей, как активность для привлечения клиентов. Потенциальным клиентам передается информация о банковских продуктах в виде буклета и визитки с контактными данными сотрудника. В августе 2015 года ГСПП <…> была организована активность для СПП <…> <…> находилась на активности с другим сотрудником банка и не смогла проконтролировать подготовку к активности СПП <…>. СПП <…> не смогла найти нужные буклеты и распечатала листовки, не зная, что они не используются. Лицом, определившим содержание листовки, является <…>. Данная листовка находилась в разработке, и цели распространять её не было. Банком приняты меры для предотвращения такого рода инцидентов, и данный факт стал возможным по причине отсутствия контроля со стороны <…> за проведением массовой презентации.

Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела № Р-42/15 от 07.10.2015г. к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена начальник ОПП Тамбовского отделения № 8594 <…>.

На рассмотрении дела 30.10.2015г. присутствовал представитель ПАО Сбербанк, который сообщил, что порядок обеспечения сотрудников ПАО Сбербанк рекламными раздаточными материалами регламентирован Технологической схемой взаимодействия Управления маркетинга Центрального аппарата, подразделений Центрального аппарата с Подразделениями маркетинга Территориальных банков Сбербанка России в части разработки и обеспечения филиалов Сбербанка России печатными рекламными материалами от 09.05.2012г. № 2472, а также Регламентом планирования и реализации маркетинговых коммуникаций в части ATL, BTL-коммуникаций POS-материалов в ОАО «Сбербанк России» от 16.11.2011г. № 2317. Указанные регламенты, в том числе, предполагают определенный формат распространяемой рекламы (цвет, разрешение и т.д.), которому не соответствует рассматриваемая черно-белая листовка, распечатанная на принтере.

На рассмотрении дела 30.10.2015г. также присутствовала <…> – начальник отдела прямых продаж Тамбовского отделения № 88594 ПАО Сбербанк, которая пояснила, что она является лицом, определившим содержание листовки. Так же сообщила, что данная листовка находилась на стадии разработки, цели ее распространять не было, сотрудник ОПП <…> не могла найти нужные для работы буклеты, а потому воспользовалась рассматриваемыми листовками.

 

Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

В августе 2015 года в городе Тамбове у входа в торговый центр «РИО» по адресу: ул. Советская, 99А, распространялись рекламные листовки следующего содержания: «СБЕРБАНК. Всегда рядом! Уважаемые клиенты!!! Снижены ставки по потребительским кредитам. Процентная ставка от 14, 5 % годовых. Акции по жилищному кредитованию. Ипотека с государственной поддержкой 11,4 % годовых. Молодая семья от 12,5 % годовых. Ипотека по двум документам от 16 % годовых. Контактные телефоны: Рогачева Анастасия 8-915-861-05-15, главный специалист Непрокина Юлия 8-915-867-67-79. Сбербанк России ОАО. Реклама. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 08.08.2012».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанные листовки адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к финансовым услугам, оказываемым ПАО Сбербанк, формируют и поддерживают интерес потребителей к ним, следовательно, являются рекламой финансовых услуг ПАО Сбербанк.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» в перечень финансовых организаций входят хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги, в том числе кредитные организации.

ПАО Сбербанк 11.08.2015 выдана лицензия № 1481 на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.

Частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе» установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Условия предоставления рекламируемых кредитов ПАО Сбербанк указаны на официальном сайте банка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  (www.sberbank.ru). Так, по состоянию на 22.09.2015 кредитный продукт «Ипотека по двум документам» распространялся на основные продукты банка: «Приобретение готового жилья» и «Приобретение строящегося жилья», как по базовым условиям, так и в рамках акций. Минимальная сумма кредита – 45 000 рублей; максимальная сумма кредита: 15 000 000 рублей для кредитов на объекты, располагающиеся на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга; 8 000 000 рублей для кредитов на прочие объекты. Минимальный первоначальный взнос – 50 %.

Кредитный продукт «Молодые семьи». Ставка от 12,5 % годовых, срок кредита – до 30 лет, первоначальный взнос от 15 %*. Кредит может быть предоставлен без подтверждения дохода и занятости.

Кредитный продукт «Ипотека с государственной поддержкой». Кредиты выдаются с 24.03.2015 по 01.03.2016, первоначальный взнос: от 20 % стоимости приобретаемого жилого помещения, срок кредита: от 12 месяцев до 30 лет (включительно), процентная ставка в рублях: от 11,4 %* до и после регистрации ипотеки, валюта кредита: рубли.

Потребительские кредиты со ставкой от 14,5 % годовых:

- «Потребительский кредит без обеспечения» при сумме кредита от 15 000 до 1 500 000 рублей, процентная ставка: от 17,5 % в рублях, срок кредита от 3 месяцев до 5 лет***, при сроке кредита от 3 до 24 месяцев – процентная ставка – от 17,5 % до 28,5 %,  при сроке кредита от 25 до 60 месяцев – процентная ставка – от 18,5 % до 29,5 %;

- «Потребительский кредит под поручительство физических лиц» при сумме кредита от 15 000 до 3 000 000 рублей, процентная ставка: от 16,5 % в рублях, срок кредита от 3 месяцев до 5 лет***, при сроке кредита от 3 до 24 месяцев – процентная ставка – от 16,5 % до 27,5 %,  при сроке кредита от 25 до 60 месяцев – процентная ставка – от 17,5 % до 28,5 %.

В период с 03.08.2015 по 30.09.2015 включительно процентные ставки по вышеуказанным продуктам снижены для потребительского кредита без обеспечения - от 15.50 % до 27,50 % годовых, для потребительского кредита под поручительство физических лиц - от 14,50 % до 26,50 % годовых в зависимости от срока кредита и категории граждан (работники банка, физические лица, получающие доходы в виде пенсии на счет, открытый в банке, физические лица – работники предприятий участников зарплатных карт и т.д.).

Например, полная стоимость кредита «Приобретение готового жилья» по договору от 11.09.2015 составляет 11,586 % годовых (сумма кредита – 1 145 120,00 рублей, срок кредита – 180 месяцев, процентная ставка – 11,40 % годовых, за несвоевременное перечисление платежа – 20 % годовых с суммы просроченного платежа, за  несвоевременное страхование/возобновление страхования – ½ процентной ставки и т.д.), полная стоимость кредита «Приобретение готового жилья» по договору от __.09.2015 составляет 14, 247 % годовых (сумма кредита – 480 000,00 рублей, срок кредита – 180 месяцев, процентная ставка – 14,25 % годовых, за несвоевременное перечисление платежа – 20 % годовых с суммы просроченного платежа, за  несвоевременное страхование/возобновление страхования – ½ процентной ставки и т.д.), полная стоимость кредита «Приобретение готового жилья» по договору от __.05.2015 составляет 15,981 % годовых (сумма кредита – 350 000,00 рублей, срок кредита – 60 месяцев, процентная ставка – 15,50 % годовых, за несвоевременное перечисление платежа – 20 % годовых с суммы просроченного платежа, за  несвоевременное страхование/возобновление страхования – ½ процентной ставки и т.д.).

С учетом вышеизложенной информации, для получения кредитов по условиям, указанным в рекламе, а именно: «ипотека с государственной поддержкой - 11,4 % годовых, кредит «Молодая семья» от 12,5 % годовых, потребительские кредиты от 14,5 % годовых, ипотека по двум документам от 16 % годовых», потребителю необходимо соблюсти ряд вышеуказанных условий, которые в рассматриваемой рекламе отсутствуют, а именно: принадлежать к определенной категории граждан (работники банка, физические лица, получающие доходы в виде пенсии на счет, открытый в банке, физические лица – работники предприятий участников зарплатных карт и т.д.); оплатить определенный первоначальный взнос по кредиту (15 %, 20 %, 50 % и т.д.); взять кредит на определенный срок (12 месяцев, 180 месяцев, 5 лет, 30 лет и т.д.); взять кредит на определенную сумму (минимальная и максимальная сумма кредита); уложиться в сроки действия рекламных акций (период с 03.08.2015 по 30.09.2015) и т.д. При несоблюдении вышеуказанных условий, размер процентной ставки по кредитам изменяется в большую сторону.

Таким образом, рассматриваемая реклама информирует о процентных ставках в размере от 11,4 % годовых, но умалчивает о ряде других существенных условий, определяющих полную стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Следовательно, вышеуказанная реклама распространялась в нарушение части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Лицом, определившим содержание рассматриваемой рекламы, является начальник отдела прямых продаж Тамбовского отделения № 8594 <…>.

Пунктом 3.2 должностной инструкции начальника отдела прямых продаж Тамбовского отделения № 8594 от 06.04.2015 установлено, что руководитель несет ответственность за своевременное и качественное выполнение сотрудниками подразделений прямых продаж плановых заданий и работ, соблюдение ими законодательства Российской Федерации и нормативных документов банка, относящихся к профилю деятельности.

ПАО Сбербанк утверждены и используются в работе следующие документы, определяющие порядок проведения маркетинговых коммуникаций: Регламент планирования и реализации маркетинговых коммуникаций в части АТL, BTL-коммуникаций и POS-материалов в ОАО «Сбербанк России», утв. Комитетом ОАО «Сбербанк России» по процессам и технологиям 16.11.2011 № 2317, Технологическая схема взаимодействия Управления маркетинга Центрального аппарата, подразделений Центрального аппарата с Подразделениями маркетинга Территориальных банков Сбербанка России ОАО в части разработки и обеспечения филиалов Сбербанка России печатными рекламными материалами, утв. старшим вице-президентом ОАО «Сбербанк России Д.А. Бугровым 09.05.2012 № 2472.

Приказом № 3015к от 30.09.2015 года к <…> применено дисциплинарное взыскание за нарушение требований к оформлению печатных рекламно-информационных материалов банка, установленных «Внутренним стандартом ОАО «Сбербанк России» Требования к организации, внешнему и внутреннему оформлению подразделений ОАО «Сбербанк России» по обслуживанию клиентов «Розничное руководство» от 30.01.2014 № ВСБ 5.3.1-14 и Руководством по фирменному стилю, утв. Постановлением Правления от 21.01.2010 № 379, а также за отсутствие организованного контроля за деятельностью подчиненного подразделения.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является начальник ОПП Тамбовского отделения № 8594 <…>, которая определила содержание распространяемой листовки и в нарушение п. 3.2 должностной инструкции не проконтролировала действия подчиненных ей сотрудников банка, связанных с непосредственным распространением рассматриваемой листовки.

Распространение вышеуказанной рекламы добровольно прекращено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг ПАО Сбербанка, распространявшуюся в виде рекламных листовок в августе 2015 года в городе Тамбове у входа в торговый центр «РИО» по адресу: ул. Советская, 99А, поскольку в ней были нарушены требования части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                                   К.И. Мурзин

 

Т.В. Заботнова

 

К.С. Кузнецова

 

Л.А. Баченина

Связанные организации

Связанные организации не указаны