Решение б/н решение по делу Р-48/18 от 18 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <…>

 

Руководителю Управления

Росздравнадзора по

Тамбовской области

А.В. Чернышеву

 

ул. Урожайная, д. 2ж,

г. Тамбов, 392000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е   № Р-48/18

 

Резолютивная часть решения объявлена 4 декабря 2018 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме  18 декабря 2018 года.

г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –   руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело № Р-48/18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы соляных пещер «ГалаКурс», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в присутствии ИП <…> - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства,

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области  при осуществлении государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено следующее.

С сентября 2018 года при входе в магазин «Пятерочка», расположенный в ТЦ «Атриум» по адресу: г. Тамбов, Бульвар Энтузиастов, д. 1 н, распространяется реклама следующего содержания: «Эстетика лица и тела. 4 этаж. Соляные пещеры. Предварительная запись: 42-22-55. Лечебные свойства соляных пещер известны во всем мире. Особые природные качества, дарующие расслабление и улучшение самочувствия были открыты много столетий назад. В соляной комнате поддерживается микроклимат соляной шахты, только концентрация соляных частиц гораздо больше. Соляная пыль – основной лечебный фактор спелео- и галотерапии. Спелеотерапию применяли как метод профилактики и реабилитации заболеваний дыхательных путей, ЛОР органов, кожи, нарушения обмена веществ, ухудшения работы иммунной системы».

На 4 этаже при входе в помещение соляных пещер «ГалоКурс» распространяются листовки с информацией следующего содержания: «ГалоКурс. Соляные пещеры. Лечебные свойства соляных пещер известны во всем мире. Особые природные качества, дарующие расслабление и улучшение самочувствия были открыты много столетий назад. В соляной комнате поддерживается микроклимат соляной шахты, только концентрация соляных частиц гораздо больше. Соляная пыль – основной лечебный фактор спелео- и галотерапии. Спелеотерапию применяли как метод профилактики и реабилитации заболеваний дыхательных путей, ЛОР органов, кожи, нарушения обмена веществ, ухудшения работы иммунной системы. Предварительная запись: 42-22-55. Ждем детей и взрослых по адресу: бул. Энтузиастов, 1 Н, ТЦ «Атриум», 4 этаж. galokurs_tambov,  #ГАЛОКУРСТАМБОВ». На оборотной стороне листовки размещается следующая информация: «Галокурс. Соляные пещеры. Для детей первое посещение  - БЕСПЛАТНО. Соляные пещеры».

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в соляных пещерах «ГалаКурс», является ИП <…>.

Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Поскольку вышеуказанная реклама не сопровождалась предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе в отношении ИП <…> возбуждено настоящее дело.

 

По результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания к услугам «соляных пещер», формирует и поддерживает интерес потребителей к данным услугам, следовательно, является рекламой соляных пещер, воспользоваться которыми можно в помещении центра «ГалаКурс». Реклама размещается с сентября 2018 года. В соответствии с пояснениями ИП <…> от 29.11.2018 макет рекламы на баннере, а также листовках был разработан ею лично и впоследствии распечатан у знакомого по устной договоренности, документов на изготовление и размещение рекламы у предпринимателя не сохранилось.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.  

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», услуга, которая оказывается в «соляной пещере» - «Спелеотерапия» (А20.30.018) относится к медицинской услуге класса «А», раздела 20 (лечение климатическими воздействиями (вода, воздух и др.), подраздела 030. Услуга представляет собой определенный вид медицинских вмешательств, направленный на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющий самостоятельное законченное значение.

В тоже время, ИП <…> на рассмотрении дела, а также в письменных пояснениях от 29.11.2018 сообщила, что рекламируемая предпринимателем деятельность является физкультурно-оздоровительной, аппарат, используемый в «соляных пещерах» не является медицинским. Также ответчик сообщил, что лицензия на медицинскую деятельность у него отсутствует.

Согласно информации, размещенной на официальной странице социальной сети  «Вконтакте» http://vk.com/galokurs tambov в группе
«Соляные пещеры «ГалоКурс»:

  • «показания к услуге «Соляная пещера»: все легочные и бронхиальные
    болезни, аллергия, кожные заболевания (в том числе воспалительные процессы), заболевания сердечно-сосудистой системы, психологические состояния (депрессия, усталость, напряжение), эндокринные патологии, период
    реабилитации после ОРЗ, ОРВИ, гриппа и многое другое» (скриншот прилагается);
  • «Польза от посещений соляной пещеры: высокая эффективности галотерапии, отсутствие побочных реакций. 10-20 ежедневных процедур галотерапии: укрепляют иммунитет ребенка, оказывают противовоспалительное,
    саногенное действие, ликвидируют последствия приема антибиотиков, позволяют значительно уменьшить назначение лекарственных средств, что способствует предотвращению возникновения дисбактериозов и аллергических реакций»;
  • декларация о соответствии Таможенного союза ТС RU Д-RU.AH58.B.04032 от 12.04.2016 по 11.04.2017, выданная на Оборудование
    электротехническое для распыления сухого соляного аэрозоля, торговой марки «ГалоФорт»: аэрозольгенератор, модель АГФ-01, изготовитель ИП Липин Е.А.;
  • сертификат соответствия №РОСС RU.ПЩ01.Н14166 от 07.04.2017 по 06.04.2018, выданный на Оборудование электротехническое для распыления сухого соляного аэрозоля, торговой марки «ГалоФорт»: аэрозольгеьератор, модель АГФ-01, изготовитель ИП Липин Е.А.;
  • сертификат соответствия №РОСС RU.ПЩ01.Н11084 от 12.12.2016 по 11.12.2017, выданный на продукцию «Ультрагалит»: высокодисперсный сухой соляной аэрозоль на основе NaCl (пищевой каменной соли), т.м. «ГалоФорт» ТУ 9192-003-0185726496-2015, изготовитель ИП Липин Е.А.

По данным обстоятельствам Территориальный орган Росздравнадзора по Тамбовской области письмом от 20.11.2018 (исх. № И68-01.07-2292/18-1/17-1) сообщил, что "в Номенклатуру медицинских услуг, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 октября 2017 г. N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" включена медицинская услуга «Спевоздействие» (код услуги А20.30.018). Медицинские услуги класса «А» представляют собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеют самостоятельное законченное значение. Спелеовоздействие относится к медицинским услугам класса «А» раздела 20, в рамках которых, осуществляется лечение климатическими воздействиями (вода,
воздух и др.).

Для проведения процедур «Спелеовоздействие» используется аэроионизирующее оборудование, такое как галогенераторы, галокамеры, спелеоклиматические камеры, зарегистрированные в установленном законом порядке как медицинские изделия. В соответствии с терминами и определениями Методических указаний МУ 4.3.1517-03 «Санитарно-эпидемиологическая оценка и эксплуатация аэроионизирующего оборудования» (утв.Главным государственным санитарным врачом РФ 29.06.2003):

  • галокамера (или спелеоклиматическая камера) - помещение, полностью или частично облицованное внутри солью и предназначенное для пользования в санитарно-эпидемиологических (для профилактики заболеваний) и лечебных целях;
  • галогенератор - устройство, предназначенное для искусственного
    создания аэрозолей солей для использования в лечебных целях.

В соответствии с Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 июня 2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий"), размещенной на официальном сайте Росздравнадзора в разделе «Сервисы»: «Галогенератор хлорида натрия для ингаляционной терапии - работающее от сети (сети переменного тока) изделие, предназначенное для распыления аэрозолей из сухой соли в окружающую среду для проведения      ингаляции пациенту с целью увеличения потока секреций из дыхательных путей и уменьшения растяжения дыхательных путей и их отека воспалительного характера; предназначается для пациентов с респираторными нарушениями
(например, астмой, синуситом, ринитом) и для общего укрепления здоровья. Это стационарное изделие, разработанное для использования в различных условиях (например, в медицинских учреждениях, в домашних условиях, в офисе), состоящее, как правило, из электродвигателя, который прогоняет окружающий атмосферный воздух через фильтр, содержащий, главным образом, хлорид натрия
(NaCl), при этом хлорид натрия выделяется в окружающую среду, а пыль улавливается».

По данным Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий сведения о зарегистрированном в установленном законом порядке и разрешенном к обращению на территории Российской Федерации медицинском изделии: «Оборудование электротехническое для распыления сухого соляного аэрозоля, торговой марки «Гало- Форт»: аэрозольгенератор, модель АГФ-01, изготовитель ИП Липин Е.А.» - отсутствуют.

Таким образом, согласно информации, размещаемой в социальных сетях, в ТЦ «Атриум» и листовках об услуге «Соляная пещера» хозяйствующий субъект фактически предлагает населению предоставление медицинских услуг Спелеотерапии с применением электротехнического оборудования (для распыления сухого соляного аэрозоля торговой марки «ГалоФорт»: аэрозольгенератор, модель АГФ-01, изготовитель ИП Липин Е.А.».

С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым исходить из следующего.

Комиссия согласна с компетентным органом, что по сути услуги, оказываемые предпринимателем, ничем не отличаются от медицинских, оборудование на котором оказываются услуги по своему действию и принципам функционирования аналогично медицинскому изделию «галогенератор».

Однако, в соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В соответствии с пунктом 5 той же статьи, медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Ответчик по делу не имеет права осуществлять медицинскую деятельность, а потому его услуга не может считаться медицинской.

С учетом изложенного и диспозиции ч.7 ст.24 Закона о рекламе рассматриваемая реклама не может быть признана нарушающей данную норму, поскольку объектом рекламирования не являются медицинские услуги.

В тоже время, в рекламе содержатся фразы «ГалаКурс», «Лечебные свойства соляных пещер известны во всем мире», «Регулярное посещение поможет»,  «Соляная пыль – основной лечебный фактор спелео- и галотерапии», «Спелеотерапию применяли как метод профилактики и реабилитации заболеваний дыхательных путей, ЛОР органов, кожи, нарушения обмена веществ, ухудшения работы иммунной системы» из которых, можно сделать вывод о положительном влиянии рекламируемой услуги на течение болезней, перечисленных в рекламе в качестве показаний к применению соляных пещер «ГалаКурс»: заболевания дыхательных путей, ЛОР органов, кожи, нарушения обмена веществ, нормализация работы иммунной системы.

В  соответствии со статьей 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и, вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Как указано выше, в рассматриваемой рекламе содержатся указания на положительное влияние услуги на течение ряда болезней при том, что данная реклама не является рекламой медицинской услуги.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что использование в рекламе указания на положительное влияние на течение таких болезней как: заболевания дыхательных путей, ЛОР органов, кожи, нарушения обмена веществ, нормализация работы иммунной системы, при использовании объекта рекламирования  - соляных пещер «Галакурс» противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Кроме того, рассматриваемая информация вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку создает впечатление, что оказываемые услуги являются медицинскими и их использование может помочь при ряде заболеваний, перечисленных  в рекламе, что нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.

Статьей  38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение части 7 статьи 5 ответственность несет рекламодатель, за нарушение части 6 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <…>.

Доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы соляных пещер «ГалаКурс»  в материалах дела отсутствуют.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу соляных пещер «ГалаКурс» следующего содержания: «Эстетика лица и тела. 4 этаж. Соляные пещеры. Предварительная запись: 42-22-55. Лечебные свойства соляных пещер известны во всем мире. Особые природные качества, дарующие расслабление и улучшение самочувствия были открыты много столетий назад. В соляной комнате поддерживается микроклимат соляной шахты, только концентрация соляных частиц гораздо больше. Соляная пыль – основной лечебный фактор спелео- и галотерапии. Спелеотерапию применяли как метод профилактики и реабилитации заболеваний дыхательных путей, ЛОР органов, кожи, нарушения обмена веществ, ухудшения работы иммунной системы», размещаемую с сентября 2018 года при входе в магазин «Пятерочка», расположенный в ТЦ «Атриум» по адресу: г. Тамбов, Бульвар Энтузиастов, д. 1 н, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
  2. Признать ненадлежащей рекламу соляных пещер «ГалаКурс» следующего содержания: «ГалоКурс. Соляные пещеры. Лечебные свойства соляных пещер известны во всем мире. Особые природные качества, дарующие расслабление и улучшение самочувствия были открыты много столетий назад. В соляной комнате поддерживается микроклимат соляной шахты, только концентрация соляных частиц гораздо больше. Соляная пыль – основной лечебный фактор спелео- и галотерапии. Спелеотерапию применяли как метод профилактики и реабилитации заболеваний дыхательных путей, ЛОР органов, кожи, нарушения обмена веществ, ухудшения работы иммунной системы. Предварительная запись: 42-22-55. Ждем детей и взрослых по адресу: бул. Энтузиастов, 1 Н, ТЦ «Атриум», 4 этаж. galokurs_tambov,  #ГАЛОКУРСТАМБОВ». На оборотной стороне листовки размещается следующая информация: «Галокурс. Соляные пещеры. Для детей первое посещение  - БЕСПЛАТНО. Соляные пещеры», размещаемую с сентября 2018 года на 4 этаже в листовках при входе в помещение соляных пещер «ГалоКурс» (ТЦ «Атриум» по адресу: г. Тамбов, Бульвар Энтузиастов, д. 1), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении распространения рекламы, нарушающей требования части 7 статьи 5, пункта 6 части 6 статьи 5 Закона о рекламе в 2-х недельный срок со дня получения предписания.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.

4. Передать материалы дела в Прокуратуру Тамбовской области в части рассмотрения вопроса правомерности оказания услуг Спелеотерапии с применением электротехнического оборудования (для распыления сухого соляного аэрозоля торговой марки «ГалоФорт»: аэрозольгенератор, модель АГФ-01, изготовитель ИП Липин Е.А).

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

Председатель Комиссии                                                                                 Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                                        К.И. Мурзин

 

Н.В.Попова

 

А.Н. Мясникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Мясникова Алена Николаевна,

тел. (4752) 72-93-54

 

ИП <>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № Р-48/18

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

18 декабря 2018 года                                                                                                          г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

на основании своего решения от 18 декабря 2018 года по делу № Р-48/18 о признании ненадлежащей рекламы соляных пещер «ГалаКурс», распространяющуюся с сентября 2018 года при входе в магазин «Пятерочка», расположенный в ТЦ «Атриум» по адресу: г. Тамбов, Бульвар Энтузиастов, д. 1 н, а также на листовках при входе в помещение соляных пещер, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закона о рекламе), 

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. ИП <…>в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы соляных пещер "ГалаКурс", содержащей     указание на положительное влияние на течение болезней при входе в магазин «Пятерочка», расположенный в ТЦ «Атриум» (г. Тамбов, ул. Бульвар Энтузиастов, 1), а также в рекламных листовках. 

2. ИП <…>представить в Тамбовское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 24 января 2019 года.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской  Федерации о рекламе Тамбовское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысячи до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                                                К.И. Мурзин

 

Н.В. Попова

 

А.Н. Мясникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Мясникова Алена Николаевна,

т. (4752) 72-93-54.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны