Решение б/н Решение по делу № Р-61/14 по признакам нарушения ОАО "МТС" п... от 3 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАО «РТК»

 

 109147, г. Москва,

ул. Воронцовская, 5, стр. 2

 

ОАО «Мобильные ТелеСистемы»

 

109147, г. Москва,

ул. Марксистская, д. 4

 

Тамбовский филиал

ОАО «Мобильные ТелеСистемы»

 

392000, г. Тамбов,

ул. Интернациональная, д. 85

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № Р-61/14

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2015 года.                                                                            

Решение изготовлено в полном объеме  2 февраля 2015 года.

                                                                                                                                                   г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Баченина Л.А.,

рассмотрев дело № Р-61/14 по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») по факту распространения недостоверной рекламы тарифа для смартфона «Smart+» от МТС,

в присутствии представителя ОАО «Мобильные ТелеСистемы» <…> (доверенность от 06.02.2012),

в отсутствие представителя ЗАО «РТК», извещенного надлежащем образом,

руководствуясь пунктами 28, 41 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Правила рассмотрения дел),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в журнале «МИР СВЯЗИ МТС» № 48 (август 2014 года) распространялась реклама тарифа для смартфона «Smart+» следующего содержания: «Тариф для смартфона. Интернет 3 Гб/мес. Звонки 0 руб. мин. на все сети. Всего за 400 руб./мес. Общайтесь, слушайте музыку, обменивайтесь файлами. В тариф включены 3 Гб интернета и 600-1000 минут на все сети домашнего региона и МТС России».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ОАО «Мобильные Телесистемы» http://www.tambov.mts.ru/mob_connect/tariffs/tariffs/smart_plus/ (регион – Тамбовская область, по состоянию на 03.09.2014), ежемесячная абонентская плата для тарифа «Smart+» составляет 500 рублей, в то время, как в рекламе, распространяемой в журнале «МИР СВЯЗИ МТС» № 48, указано - 400 рублей в месяц.

Учредителем и издателем журнала «МИР СВЯЗИ МТС» является ЗАО «РТК» (ОГРН , адрес: 109147, г. Москва, ул. Воронцовская, 5, стр. 2, почтовый адрес: 119180, г. Москва, 1-й Голутвинский переулок, 2/10, стр. 4).

По факту распространения вышеуказанной рекламы по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» в отношении ЗАО «РТК» возбуждено настоящее дело.

ЗАО «РТК» письмом от 22.09.2014 сообщило, что в соответствии с п.5 ст. 3 Закона «О рекламе» и п. 5.2.1 договора коммерческого представительства № 1013523 от 01.09.2010 рекламодателем вышеуказанной рекламы является ОАО «МТС».

Определением от 03.10.2014 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, привлечено ОАО «МТС», ЗАО «РТК» привлечено в качестве заинтересованного лица.

На рассмотрении дела 04.12.2014 представитель ОАО «МТС» <..> (доверенность от 06.02.2012) заявила, что в журнале «Мир связи МТС» размещено изображение комплекта с тарифом «Smart+». Данное изображение согласно п.п. 7, 8 ч. 2 ст. 2 Закона «О рекламе» и разъяснениям ФАС России от 09.11.2012 № АЦ/36599 является изображением товара, на которое требования Закона «О рекламе» не распространяются.

В связи с необходимостью направления запроса в ФАС России для дачи письменных разъяснений по рассматриваемым обстоятельствам, определением от 04.12.2014 рассмотрение дела было отложено.

ФАС России письмом от 12.01.2015 (исх № АК/100/15) сообщила, что информация о тарифном плане  для смартфона «Smart+», размещенная в журнале «МИР СВЯЗИ МТС» № 48 (август 2014 года), является рекламной, поскольку отвечает всем признакам рекламы (адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – тарифному плану «Smart+» с целью продвижения его на рынке).

На рассмотрении дела представитель ОАО «МТС» <…> (доверенность от 06.02.2012) ознакомилась с письмом ФАС России от 12.01.2015 (исх № АК/100/15), при этом позиция общества осталась прежней.

Проанализировав материалы дела, выслушав представителя ОАО «МТС», Комиссия пришла к следующим выводам.

В журнале «МИР СВЯЗИ МТС» № 48 (период распространения - август 2014 года) на станице 12 распространялась реклама тарифа для смартфона «Smart+» следующего содержания: «Тариф для смартфона. Интернет 3 Гб/мес. Звонки 0 руб. мин. на все сети. Всего за 400 руб./мес. Общайтесь, слушайте музыку, обменивайтесь файлами. В тариф включены 3 Гб интернета и 600-1000 минут на все сети домашнего региона и МТС России».

Согласно статье 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В указанной информации содержится указание на объект рекламирования – тарифный план для смартфона «Smart+», и данная информация доводится до неопределенного круга лиц.

Таким образом, указанная информация отвечает признакам рекламы и является рекламной.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недостоверная и недобросовестная реклама не допускаются.

Пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В информации, определяющей условия тарифного плана для пользователей смартфонов «Smart+» для абонентов Тамбовской области, указано следующее: «Ежемесячная плата Smart+ - 500,00. Все цены указаны в рублях с учетом налогов. Указанные условия тарифа действительны с 06.03.2014 для абонентов Тамбовского региона при нахождении на территории г. Тамбова и Тамбовской области» (www.mts.ru).

Таким образом, фактический размер абонентской платы для тарифного плана «Smart+»  для абонентов Тамбовской области в период, начиная с 06.03.2014 и по сентябрь 2014 года составлял 500 рублей, в то время, как в рекламе, распространяемой в журнале «МИР СВЯЗИ МТС» № 48, было указано - 400 рублей в месяц.

По мнению представителя ОАО «МТС», информация в части ежемесячной стоимости тарифа в размере 400 рублей, размещенная на развороте страниц 12-13 журнала «МИР СВЯЗИ МТС» № 48 за август 2014 года, являлась достоверной. В качестве доказательства ОАО «МТС» представило распечатки с региональных страниц сайта www.mts.ru, в соответствии с которыми, ежемесячная стоимость тарифа «Smart+» для абонентов Пензенской области, Самарской области, Саратовской области и других составляла 400 рублей, а для абонентов Тамбовской области, Липецкой области, Воронежской области и других – 500 рублей, Республики Коми – 600 рублей, Амурской области – 700 рублей, Сахалинской области – 900 рублей, г. Москва – 1000 рублей и т.д. В связи с чем, в правом нижнем углу страницы 13 журнала «МИР СВЯЗИ МТС» № 48 была указана информация для абонентов (дисклеймер): «Тарифы действуют при нахождении в домашнем регионе. Количество бесплатных минут в сутки, сумму пополнения счета, ежемесячную плату, подробности предоставления бесплатного интернета, звонков, смс, включенных в комплект интернет-опций и другую подробную информацию о тарифах и опциях, действующих в вашем регионе уточняйте по телефону 8 800 250 0890 и на сайте www.mts.ru».

С указанным доводом Комиссия не согласна в связи со следующим.

В рекламе тарифного плана «Smart+», распространявшейся на странице 12 журнала «МИР СВЯЗИ МТС» № 48, была указана конкретная стоимость  ежемесячной абонентской платы, которая составляла 400 рублей в месяц, при этом в рекламе отсутствовала информация о том, что указанная стоимость может изменяться в зависимости от регионов России, также отсутствовала какая либо ссылка на дисклеймер, расположенный на странице 13 журнала.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые действующим законодательством к рекламе. Таким образом, если в рекламе указывается конкретная стоимость товара, которая подлежит корректировке в зависимости от определенных условий, то в такие условия должны быть указаны в самой рекламе.

В рассматриваемом случае в рекламе тарифного плана «Smart+» такие условия отсутствовали, как и отсутствовала ссылка на их наличие.  В дополнительной информации (дисклеймере) информация, во-первых, была не полной (отсутствовала ссылка на то, что стоимость абонентской платы меняется в зависимости от региона), а во-вторых, была изображена таким образом, что она не воспринималась (плохо воспринималась) потребителем как относящаяся к спорной рекламе, поскольку располагалась на другой странице журнала и была выполнена мелким шрифтом, и это обстоятельство вводило в заблуждение потребителя рекламы относительно фактической стоимости абонентской платы для тарифа «Smart+».

Таким образом, рассматриваемая реклама содержала не соответствующую действительности информацию о стоимости тарифного плана «Smart+» в месяц для абонентов Тамбовской области, следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение  пункта 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.  

Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» является ненадлежащей.

Согласно статье 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «МТС» в соответствии с условиями договора № 1013523 от 01.09.2010, заключенного с ЗАО «РТК». В рамках данного договора (п. 5.2.1) ЗАО «РТК» изготавливает и размещает согласованные с МТС рекламные материалы с целью продвижения услуг МТС, в том числе в принадлежащих ЗАО «РТК» печатных изданиях.

Нарушение рекламного законодательства устранено. В журнале «МИР СВЯЗИ МТС» № 52 (декабрь 2014 года) в рекламе тарифного плана «Smart+» указано, что абонентская плата составляет от 400 рублей в месяц, при этом в дисклеймере, расположенном на той же странице, что и сама реклама, указано, что размер ежемесячной платы, пакетов минут и смс могут различаться для разных регионов.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу тарифного плана для смартфонов «Smart+», распространявшуюся на странице 12 в журнале «МИР СВЯЗИ МТС» № 48, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

Председатель Комиссии                                                                                 Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                                     К.И. Мурзин

 

Т.В. Заботнова

 

К.С. Кузнецова

 

Л.А. Баченина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.: Заботнова Т.В.,

(4752) 72-93-54

Связанные организации

Связанные организации не указаны