Решение б/н Решение по делу № Р-8/18 от 4 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <…>

 

ООО «Филин»

392000, г. Тамбов

ул. Советская, д. 67 А

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № Р-8/18

 

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2018 года.                                                                           

Решение  изготовлено  в  полном  объеме       4 мая 2018 года.

                                                                                                             г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (Тамбовского УФАС России) Мазаева С.В.,

члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,

рассмотрев дело № Р-35/17 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 21, пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы алкогольной продукции ресторана «Филин» в сети «Интернет» с утверждением, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению физического и эмоционального состояния,

в присутствии ИП <…>,

директора ООО «Филин» <…>,

в отсутствии заявителя, извещенного надлежащим образом,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило заявление физического лица вх. от 13.02.2018 (№ 903) о распространении рекламы алкогольной продукции ресторана «Филин» в сети «Интернет».

Установлено, что на сайте https://darlion.ru/t/tambov в разделе «Еда» (https://darlion.ru/category/2) размещалась рекламная информация об акции ресторана «Филин» следующего содержания: «Скидка 50% на все меню крафт-пива и гренки от собственной пивоварни при ресторане «Филин» всего за 69 руб».

При переходе в нижнюю часть страницы https://darlion.ru/deal/7757 в раздел «Нажмите фото, чтобы увеличить» размещается реклама следующего содержания: «Живое пиво. Наше пиво стройнит и лечит! Мы не пастеризуем Пиво, Мы не добавляем в пиво консерванты. Мы - преемники вековых европейских традиций пивоварения! С 2007 годв мы варим для вас вкуснейшее ЖИВОЕ ПИВО!!! «Филин» нефильтрованное «Светлое» 0,4 л. – 100 р. 0,5 л – 60 р. вместо 120 р. 1,0 л – 215 р. 2,5 л. – 550 р. (жираф) 3,0 л. – 660 р. (жираф) 4,0 л. – 900 р. (жираф) «Филин» нефильтрованное «Бельгийское» «Тамбовский пивовар» фильтрованное «Старая Прага» 0,4 л. -80 р. 0,5 л. – 100 р. 1,0 л. – 190 р. 2,5 л. – 450 р. (жираф) 3,0 л. -540 р. (жираф) 4,0 л. – 720 р. (жираф) «Филин» нефильтрованное «Пражское» 0,4 л. -90 р. 0,5 л. – 55 р. вместо 110 р. 1,0 л. – 200 р. 2,5 л. – 500 р. (жираф) 3,0 л. – 600 р. (жираф) 4,0 л. – 800 р. (жираф) «Тамбовский пивовар» фильтрованное «Темное» (стекло) 0,5 л. – 110 р. «Пить надо в меру» Мера – «старорус.» единица объема, равная 26,24 литра. Утверждаю____Директор».

Установлено, что сайт https://darlion.ru/t/tambov зарегистрирован на ИП <…>

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в ресторане  «Филин», является ООО «Филин» (ОГРН 1076829001182 ИНН/КПП 6829029490/682901001, 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 67 А).

12.03.2018 в отношении ООО «Филин», ИП <…> возбуждено дело № Р-8/18 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 21, пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

ООО «Филин» письмом (вх. № 2110 от 09.04.2018) указало, что лицом, определившим содержание рекламы, является директор Общества – Докшина Е.В. По договору  оферты с представителем сайта «Дарлион» была размещена рекламная акция ресторана «Филин», при этом за указанное размещение оплата не производилась. Данная акция была закрытой и предназначалась для определенного круга лиц. Информация, что «Наше пиво стройнит и лечит, пить надо в меру» Мера – «старорус.» единица объема, равная 26,24 литра» была указана в шуточной форме и не призывала к употреблению алкогольных напитков. Рекламное предложение размещалось в период с 03.02.2018 по 23.03.2018.

ИП <…> в своих письменных пояснениях (вх. от 09.04.2018 № 2129) указал, что обратился к Докшиной Е.В. (директору ООО «Филин») с предложением публикации ресторана «Филин» в закрытом виде для пользователей сайта из числа поименных совершеннолетних лиц, желающих просмотреть закрытые материалы. ИП <…>. были подготовлены материалы для размещения и согласованы с Докшиной Е.В.

 

Проанализировав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с актом осмотра сайта https://darlion.ru/t/tambov от 01.03.2018 установлено, при вводе команды поиска «Дарлион Тамбов» в поисковой системе «Яндекс» первой строчкой размещается следующая информация: «Дарлион Тамбов Все предложения. darlion.ru Тамбов. Дарлион – сайт купонов на скидку в Липецке, Тамбове».

При переходе на адрес сайта https://darlion.ru/t/tambov в разделе «Еда» (https://darlion.ru/category/2) размещается рекламная акция ресторана «Филин» следующего содержания: «Скидка 50% на все меню крафт-пива и гренки от собственной пивоварни при ресторане «Филин» всего за 69 руб».

При переходе на указанную страницу сайта по ссылке https://darlion.ru/deal/7757 размещается реклама следующего содержания: «Скидка 50% на все меню крафт-пива и гренки от собственной пивоварни при ресторане «Филин» всего за 69 руб. От 69 рублей. Скидка 50% Вы экономите от 225 руб. Купили 7 купонов. Акция может закончиться. Сегодня.

Адреса. Филин ресторан-пивоварня Тамбов, Советская ул, 67а. Показать телефон. Время работы: Ежедневно, 12–24 ч. Способы оплаты: Наличные. Условия. Оставить благодарность/жалобу. Купон действует до 3 апреля 2018. Купон за 69 руб. дает скидку 50% на пиво на выбор.

Пиво на выбор (0,5 л):

– нефильтрованное «Пражское» – 55 руб. вместо 110;

– нефильтрованное «Светлое» – 60 руб. вместо 120;

– нефильтрованное «Бельгийское» – 60 руб. вместо 120.

Бонус: порция «Топинка с чесноком» (жареные кусочки ржаного хлеба) – в подарок.

Посмотрите меню.

Один купон на одного человека на один заказ. По акции можно заказать до 3-х литров пива на человека.

Дополнительно: пиво в объеме 2,5 и 3 литра подается в «Жирафе» (настольный диспенсер).

Акция действует на распитие в ресторане и не распространяется на вынос.

Обязательна предварительная запись. Назовите номер купона при записи.

Вернём деньги за купон, если не воспользуетесь. Подробнее в памятке.

Предъявляйте распечатанный купон или показывайте SMS.

Описание акции

Пиво от ресторана-пивоварни «Филин»:

– непастеризованное;

– без консервантов;

– сварено по рецептам вековых европейских традиций пивоварения.

О компании

В ресторане-пивоварне «Филин»:

– зал «Пивной дворик» (вместимость – 80 человек);

– зал «Охотничий замок» (вместимость – 45 человек)

– зал «Рыцарский» (вместимость – 12 человек);

– домашние обеды;

– концертная программа (чт–сб после 19 ч) – 100 руб./чел.;

– трансляция спортивных матчей, мероприятий;

– проведение банкетов, свадеб, корпоративных мероприятий».

При переходе в нижнюю часть страницы https://darlion.ru/deal/7757 в раздел «Нажмите фото, чтобы увеличить» размещается реклама следующего содержания: «Живое пиво. Наше пиво стройнит и лечит! Мы не пастеризуем Пиво, Мы не добавляем в пиво консерванты. Мы - преемники вековых европейских традиций пивоварения! С 2007 года мы варим для вас вкуснейшее ЖИВОЕ ПИВО!!! «Филин» нефильтрованное «Светлое» 0,4 л. – 100 р. 0,5 л – 60 р. вместо 120 р. 1,0 л – 215 р. 2,5 л. – 550 р. (жираф) 3,0 л. – 660 р. (жираф) 4,0 л. – 900 р. (жираф) «Филин» нефильтрованное «Бельгийское» «Тамбовский пивовар» фильтрованное «Старая Прага» 0,4 л. -80 р. 0,5 л. – 100 р. 1,0 л. – 190 р. 2,5 л. – 450 р. (жираф) 3,0 л. -540 р. (жираф) 4,0 л. – 720 р. (жираф) «Филин» нефильтрованное «Пражское» 0,4 л. -90 р. 0,5 л. – 55 р. вместо 110 р. 1,0 л. – 200 р. 2,5 л. – 500 р. (жираф) 3,0 л. – 600 р. (жираф) 4,0 л. – 800 р. (жираф) «Тамбовский пивовар» фильтрованное «Темное» (стекло) 0,5 л. – 110 р. «Пить надо в меру» Мера – «старорус.» единица объема, равная 26,24 литра. Утверждаю____Директор».

Установлено, что указанные предложения размещались в период с 03.02.2018 по 23.03.2018 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация распространялась для неопределенного круга лиц, была направлена на привлечение и поддержание внимания к товарам, предлагаемым в ресторане «Филин» (алкогольным напиткам), проводимым акциям, а также к самому ресторану с целью продвижения реализуемых товаров на рынке.

Наименование напитков, реализуемых в ресторане «Филин» в совокупности с изображением конкретных марок алкогольной продукции привлекает потребителей к данному ресторану с целью приобретения алкогольной продукции – в том числе, пива.

Таким образом, указанная информация отвечает признакам рекламы и является рекламной.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, относятся к алкогольной продукции.

Пунктом 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования выступают конкретные товары - алкогольная продукция различных наименований и марок, которые можно индивидуализировать и выделить из ряда однородных. Таким образом, информация, размещенная в сети Интернет на странице сайта https://darlion.ru/deal/7757 содержит сведения рекламного характера, поскольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а также формирует и поддерживает интерес неопределенного круга потребителей к указанным товарам (алкогольной продукции).  

Установлено, что сайт https://darlion.ru/t/tambov зарегистрирован на ИП <…>.

Помимо этого, ИП <…> не является ни производителем, ни продавцом рекламируемых товаров.

С учетом изложенного, ИП <…> в нарушение пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе в сети Интернет на странице сайта https://darlion.ru/deal/7757 была размещена реклама алкогольной продукции.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

В вышеуказанной рекламе использованы фразы «наше пиво стройнит и лечит, пить надо в меру, мера – «старорус.» единица объема, равная 26,24 литра».

Поскольку данная реклама содержала утверждение о том, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению физического и эмоционального состояния, а также содержала призыв к употреблению алкогольной продукции, указанная реклама размещалась с  нарушением пункта 8 части 2 статьи 21, пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.

Статьей  38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований части 1 статьи 21 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель, за нарушение требований части 2 статьи 21 Закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель.

Как установлено Комиссией, на условиях оферты ООО «Филин» передало материалы ИП <…> для публикации акции ресторана «Филин», а также рекламных материалов о деятельности ресторана на сайте https://darlion.ru/t/tambov.

В соответствии с п. 2.1 договор-оферты Принципал (ООО «Филин») поручает, а Агент (Дарлион, ИП <…>) принимает обязательства привлекать потребителей посредством публикации акций на сайте, а также с помощью дополнительных услуг, если это возможно. Под согласием с офертой понимается подтверждение Принципалом текста условий акций любым способом.

Агент обязуется утвердить с принципалом текстовую часть акции перед началом срока публикации (п.3.1.1), подготовить и опубликовать акцию на сайте на условиях, утвержденных принципалом, используя материалы принципала, такие как: логотип, фирменный стиль и другие средства индивидуализации (п. 3.1.2), предоставить отчет принципалу до начала срока публикации (п. 3.1.3). Принципал в свою очередь обязуется проверить и подтвердить текстовую часть акции до публикации на сайте (п. 3.2.1).

Согласно пояснениям ООО «Филин» (вх. № 2110 от 09.04.2018, от 18.04.2018 № 2316) реклама размещалась в период с 03.02.2018 по 23.03.2018 по договору-оферте на бесплатной основе. Акция была закрытой и предназначалась для определенного круга лиц.

Информация, что «Наше пиво стройнит и лечит, пить надо в меру» Мера – «старорус.» единица объема, равная 26,24 литра» была направлена на электронную почту представителя Дарлион в целях информирования потребителей о деятельности компании и ассортименте ресторана «Филин».

ИП <…> в своих письменных пояснениях (вх. от 18.04.2018 № 2304, от 09.04.2018 № 2129) указал, что при размещении рекламных материалов использовал данные представленные  Докшиной Е.В. (директора ООО «Филин»). В соответствии с п. 3.1.2 информация была подготовлена и опубликована на сайте на условиях, утвержденных Принципалом, с использованием материалов Принципала.

Акция ресторана «Филин» размещалась в закрытом виде для пользователей сайта из числа поименных совершеннолетних лиц, желающих просмотреть закрытые материалы. Для того, чтобы просмотреть акцию необходимо было выполнить ряд условий (зарегистрироваться на сайте, указать имя, дату рождения (она должна быть не менее 18 лет) и подтвердить предупреждение о просмотре материалов для совершеннолетних).

С учетом изложенного, все материалы для размещения на сайте https://darlion.ru/t/tambov были согласованы сторонами, претензии не предъявлялись.

ООО «Филин» подтвердило, что взаимодействие осуществлялось именно таким образом.

Таким образом, рекламодателем рекламной информации с указанием «Наше пиво стройнит и лечит, пить надо в меру» Мера – «старорус.» единица объема, равная 26,24 литра», размещаемой на сайте Дарлион (https://darlion.ru/deal/7757), является ООО «Филин».

Рекламораспространителем акции алкогольной продукции ресторана «Филин», а также рекламы с указанием «Наше пиво стройнит и лечит, пить надо в меру» является ИП <…>.

 

Доводы сторон, что акция ресторана «Филин» размещалась в закрытом виде, круг лиц был определен, поэтому она не является рекламной, отклоняется Комиссией.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закон о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о рекламе потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Таким образом, под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресуется реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

Вопреки доводам сторон регистрация была открытой. Указание имени, даты рождения и номера телефона при регистрации не являются показателями предопределяющими список зарегистрированных пользователей, в т.ч. с учетом отсутствия механизмов верификации вводимых данных. Фактически любой желающий мог пройти регистрацию, указав подходящие по условиям данные.

Предоставление в материалы дела определенного списка лиц (письмо от 09.04.2018 № 2129) не свидетельствует об определенности круга лиц, в отношении которого распространялась реклама, а лишь может указать, кто в итоге ознакомился с рекламой.

В рассматриваемом случае содержание размещенной информации является неперсонифицированным, в ней отсутствует указание о конкретном лице или лицах, для которых она создана и на восприятие которых направлена.

Таким образом, под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации. При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее конкретных получателей.

Указание перед прохождением регистрации о возрастных ограничениях 18+ при просмотре данной информации не свидетельствует о соблюдении требований Закона о рекламе, а направлена на выполнение требований законодательством «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции следующего содержания: «Скидка 50% на все меню крафт-пива и гренки от собственной пивоварни при ресторане «Филин» всего за 69 руб. От 69 рублей. Скидка 50% Вы экономите от 225 руб. Купили 7 купонов. Акция может закончиться. Сегодня. Адреса. Филин ресторан-пивоварня Тамбов, Советская ул, 67а. Показать телефон. Время работы: Ежедневно, 12–24 ч. Способы оплаты: Наличные. Условия. Оставить благодарность/жалобу. Купон действует до 3 апреля 2018. Купо н за 69 руб. дает скидку 50% на пиво на выбор. Пиво на выбор (0,5 л): – нефильтрованное «Пражское» – 55 руб. вместо 110; – нефильтрованное «Светлое» – 60 руб. вместо 120; – нефильтрованное «Бельгийское» – 60 руб. вместо 120. Бонус: порция «Топинка с чесноком» (жареные кусочки ржаного хлеба) – в подарок. Посмотрите меню. Один купон на одного человека на один заказ. По акции можно заказать до 3-х литров пива на человека. Дополнительно: пиво в объеме 2,5 и 3 литра подается в «Жирафе» (настольный диспенсер). Акция действует на распитие в ресторане и не распространяется на вынос. Обязательна предварительная запись. Назовите номер купона при записи. Вернём деньги за купон, если не воспользуетесь. Подробнее в памятке. Предъявляйте распечатанный купон или показывайте SMS. Описание акции. Пиво от ресторана-пивоварни «Филин»: – непастеризованное; – без консервантов; – сварено по рецептам вековых европейских традиций пивоварения. О компании. В ресторане-пивоварне «Филин»: – зал «Пивной дворик» (вместимость – 80 человек); – зал «Охотничий замок» (вместимость – 45 человек)– зал «Рыцарский» (вместимость – 12 человек); – домашние обеды; – концертная программа (чт–сб после 19 ч) – 100 руб./чел.; – трансляция спортивных матчей, мероприятий; – проведение банкетов, свадеб, корпоративных мероприятий», размещаемую в период с 03.02.2018 по 23.03.2018 на странице сайта Дарлион.Тамбов https://darlion.ru/category/2, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
  2. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции следующего содержания: «Живое пиво. Наше пиво стройнит и лечит! Мы не пастеризуем Пиво, Мы не добавляем в пиво консерванты. Мы - преемники вековых европейских традиций пивоварения! С 2007 года мы варим для вас вкуснейшее ЖИВОЕ ПИВО!!! «Филин» нефильтрованное «Светлое» 0,4 л. – 100 р. 0,5 л – 60 р. вместо 120 р. 1,0 л – 215 р. 2,5 л. – 550 р. (жираф) 3,0 л. – 660 р. (жираф) 4,0 л. – 900 р. (жираф) «Филин» нефильтрованное «Бельгийское» «Тамбовский пивовар» фильтрованное «Старая Прага» 0,4 л. -80 р. 0,5 л. – 100 р. 1,0 л. – 190 р. 2,5 л. – 450 р. (жираф) 3,0 л. -540 р. (жираф) 4,0 л. – 720 р. (жираф) «Филин» нефильтрованное «Пражское» 0,4 л. -90 р. 0,5 л. – 55 р. вместо 110 р. 1,0 л. – 200 р. 2,5 л. – 500 р. (жираф) 3,0 л. – 600 р. (жираф) 4,0 л. – 800 р. (жираф) «Тамбовский пивовар» фильтрованное «Темное» (стекло) 0,5 л. – 110 р. «Пить надо в меру» Мера – «старорус.» единица объема, равная 26,24 литра. Утверждаю____Директор», размещаемую в период с 03.02.2018 по 23.03.2018 на странице сайта Дарлион.Тамбов https://darlion.ru/deal/7757, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 части 2 статьи 21, пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.
  3. Предписание не выдавать, в связи с прекращением нарушения.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                            С.В. Мазаева

 

Члены Комиссии                                                                                                           К.И. Мурзин

                                                                                                                                       А.Н.Мясникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мясникова Алена Николаевна,

8 (4752) 72-93-54

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны