Решение б/н Решение и предписание РЗ-113/16 от 18 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № РЗ-113/16 о нарушении законодательства

о контрактной системе

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» июля 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено «18» июля 2016 года.

г. Тамбов

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель –  руководитель управления Е.А. Гречишникова,

члены комиссии:

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,

в присутствии представителей:

Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Тамбовавтодор»  - <…>,

комитета государственного заказа Тамбовской области – <…>,

в отсутствие представителя ООО «Строй-Контракт», уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще,

рассмотрев жалобу ООО «Строй-Контракт» (далее – Заявитель) на действия Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Тамбовавтодор» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Тамбов-Шацк" км 91+000- км 91+820, км 93+095- км 93+820, км 95+496- км 96+314, км 98+525- км 99+332, км 101+000- км 101+585, км 109+296- км 128+848, Моршанский район (извещение № 0164200003016003311),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее также Уполномоченный орган) 24.06.2016 года опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение № 0164200003016003311 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Тамбов-Шацк" км 91+000- км 91+820, км 93+095- км 93+820, км 95+496- км 96+314, км 98+525- км 99+332, км 101+000- км 101+585, км 109+296- км 128+848, Моршанский район (далее Аукцион).

Заказчик - Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Тамбовавтодор».

Начальная (максимальная) цена контракта - 187 378 800 руб.

На участие в Аукционе была подана 1 заявка, в связи с чем, в соответствии с ч.16 ст. 66 Закона о контрактной системе, Аукцион признан несостоявшимся.

ООО «Строй-Контракт», считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.

В качестве доводов по жалобе указано следующее:

- Заказчик неправомерно требует от участников закупки представить в составе первых частей заявок на участие в Аукционе сертификаты и иные документы на товары (материалы), применяемые при выполнении работ по контракту;

- Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не разъяснены значения символов:  «-», «+», а также слов «не более», «не менее», «не выше», «больше», «от-до+», «не менее», «свыше»  и т.д.;

-в документации Аукциона неправомерно установлено требование об указании участником закупки в составе первой части заявки на участие в аукционе товарного знака товара (материала);

- в нарушение требований Закона о контрактной системе в проекте контракта не содержится положение о сроках осуществления Заказчиком приемки-сдачи выполненных скрытых работ;

- в проекте государственного контракта Заказчиком не установлены конкретные сроки гарантийных обязательств, в течении которых подрядчик обязан устранить выявленные дефекты.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы электронного аукциона, приходит к следующим выводам.

  1. Довод жалобы о требовании в инструкции по заполнению заявки предоставления в первой части заявки сертификатов, лабораторных исследований Комиссия Тамбовского УФАС России отклоняет в связи с его недоказанностью. В пункте 21 Информационного паспорта аукциона документации рассматриваемого Аукциона установлено, что документы, копии которых представляются в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, не требуются.
  2. Заявитель указывает, что Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не разъяснены значения символов:  «-», «+», а также слов «не более», «не менее», «не выше», «больше», «от-до+», «не менее», «свыше»  и т.д.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод заявителя, приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Документация Аукциона содержит раздел 4  «Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе».

В приложении к аукционной документации Заказчиком установлены требования к техническим  и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, используемых при выполнении работ, а также приведена инструкция по заполнению заявки.

В инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, содержащейся в приложении к аукционной документации, указано следующее: «При описании участником закупки предлагаемых для использования при выполнении работ товаров (материалов) необходимо указывать конкретные наименования и значения характеристик без применения слов «типа», «аналог», «эквивалент», «должны», «могут» и других слов, не позволяющих однозначно трактовать сведения, указанные в заявке. Сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований.

В случае, если в тексте технического задания значение характеристики (наименования, свойства) товара перечесляются через запятую, а в окончании перечисления стоит союз «или», то необходимо выбрать один из перечисляемых вариантов значений характеристик (наименования, свойства) товара, в остальных случаях перечисление значений характеристик (наименований, свойств) товара через запятую следует воспринимать как необходимость указания всех перечисленных значений характеристик (наименований, свойств) товара.

Конкретный показатель в заявке должен представляться в виде конкретного значения величины. Исключение из данного правила составляют характеристики выделенные курсивом, по таким показателям, участник размещения заказа представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров  в форме конкретных значений (при наличии соответствующих сертификатов и (или) иных документов на материал), либо, описывая значение диапазоном возможных значений (при их отсутствии или при отсутствии возможности получить конкретное значение по результатам лабораторных испытаний).

В случае если значения характеристик, характеристики материалов указаны в скобках, участнику размещения заказа необходимо либо представить товар со значением характеристик указанным перед скобками либо с одним из значений указанных в скобках.

В случае если после значения показателя стоит знак «*» данный показатель следует указывать только в случае его нормирования для данного материала.

Округление значений показателей используемого товара должно производиться не менее чем до сотых (в случае указания значения показателя без десятых, сотых и т.д. будет считаться, что числовой показатель является целым и остатка не имеет).

Значения конкретных технических характеристик показателей товаров, предлагаемых участником электронного аукциона к использованию при выполнении работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов, серий или технических условий (при их наличии и при отсутствии ГОСТов ), распространяющихся на данные товары. Исключения из данного случая не допускаются.

Если предлагаемый участником размещения заказа товар имеет товарный знак, то наименование такого товарного знака должно быть указано в заявке на участие в аукционе.

Единицы величин, их наименования и обозначения должны соответствовать Постановлению Правительства РФ от 31 октября 2009 года № 879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации» и требованиям документации об аукционе».

В приложении №2 к проекту государственного контракта Заказчиком  установлен перечень нормативно-технических документов, применяемых при ремонте (строительстве, реконструкции) автомобильных дорог и  искусственных сооружений на них.

Представители Заказчика на рассмотрении жалобы пояснили, что при составлении аукционной документации, в том числе при описании объекта закупки, Заказчиком использовались стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Из анализа описания и употребления в документации символов  «-», «+», а также слов «не более», «не менее», «не выше», «больше», «от-до+», «не менее», «свыше»  и т.д., Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что данные обозначения и слова являются стандартными и общеупотребимыми, к тому же соответствующими нормативной документации, распространяющейся на тот или иной товар (материал), а описание рассматриваемых терминов содержится в ГОСТ 2.1905 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам». Отдельного пояснения и раскрытия смысла анализируемые символы и слова не требуют.

Таким образом, с учетом требований, изложенных в инструкции по заполнению заявок, в отношении использования символов и терминов при заполнении заявки на участие в Аукционе, Заказчик установил однозначные и понятные требования. Иного Заявителем доказано не было, в том числе не раскрыто и не обосновано, какие затруднения и непонимание вызывают спорные положения.

Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод необоснованным.

  1. Довод жалобы о неправомерном  установлении требования об указании участником закупки в составе первой части заявки на участие в аукционе товарного знака товара (материала) Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованным в силу следующего.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичные требования установлены в разделе 3 «Порядок подачи заявок Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе» документации Аукциона. Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что в документации Аукциона отсутствуют требования к обязательному указанию товарных знаков.

Таким образом, требование Заказчика об указании в первой части заявки товарного знака (при его наличии)  не противоречит статье 66 Закона о контрактной системе, а довод Заявителя является не состоятельным.

  1. Довод Заявителя об отсутствии в проекте государственного контракта положений о сроках осуществления Заказчиком приемки-сдачи выполненных скрытых работ считает несостоятельным в силу следующего.

Так, согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Данная норма Закона о контрактной системе полностью соблюдена Заказчиком.

В соответствии с положениями проекта контракта сроки выполнения работ: с момента заключения контракта до 01 сентября 2016 года.

Контроль за качеством и соблюдением своевременности и сроков выполнения работ, а также приемка результатов работ изложены в разделах 4 и 5 проекта государственного контракта.

  • проекте государственного контракта Заказчиком установлено, в том числе, следующее:

«4.2. Назначенный Заказчиком ответственный уполномоченный представитель осуществляет контроль за ходом исполнения Контракта, включая:

-приемку скрытых работ;

-составление Актов указанных в пункте 4.8. настоящего Контракта, в случае обнаружения дефектов (недостатков);

- выдачу Исполнителю предписаний указанных в пункте 4.9. настоящего Контракта, при не устранении либо некачественном устранении дефектов, которые были зафиксированы Актом предусмотренным п. 4.8 контракта;

-выдачу Исполнителю предписаний указанных в пункте 4.9. настоящего Контракта, в случае не исполнения либо некачественного исполнения дефектов (недостатков), которые были зафиксированы в Акте;

-своевременное представление начальнику отдела бухгалтерского учета и финансово-экономического планирования и госзаказа данных для начисления неустойки.    

4.3. Назначенный Заказчиком ответственный уполномоченный представитель, принимая выполненные работы, в обязательном порядке  контролирует соответствие:

- сроков выполнения работ;

- выполненных работ, требованиям «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» утвержденной приказом Минтранса РФ от 16.11.2012402;

- выполненных работ, требованиям Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании";

- выполненных работ, требованиям нормативно-технических документов.

4.5. Контроль за качеством производится в ходе плановых и внеплановых проверок выполнения работ.

4.6. Плановый контроль осуществляется ответственным уполномоченным  представителем Заказчика в присутствии уполномоченного представителя Исполнителя в дни, которые определены в графике, согласованном Заказчиком и Исполнителем.

4.7. Внеплановый контроль и приемка производится в дни, которые Заказчик определяет по своему усмотрению. При проведении внепланового контроля и приемки Исполнитель обязан направить своего уполномоченного представителя в то место и в то время, которое ему определит Заказчик.

4.8. Результаты планового и внепланового контроля отражаются в журнале производства работ Исполнителя и Акте, в котором фиксируются факты некачественного исполнения либо неисполнения работ, по настоящему Контракту».

Представители Заказчика на заседании Комиссии Тамбовского УФАС России пояснили, что сроки приемки-сдачи выполненных скрытых работ входят в общий срок выполнения работ по контракту, предусмотренный пунктом 3.2 проекта контракта

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России  признает рассмотренный довод Заявителя необоснованным и не свидетельствующим о нарушении его прав и законных интересов.

  1. Комиссия Тамбовского УФАС России согласна с доводом Заявителя о том, что в проекте государственного контракта Заказчиком установлен неопределенный срок гарантии по выполненным работам.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

В пункте 7.1 проекта государственного контракта установлено следующее: «Исполнитель принимает на себя обязательство по устранению выявленных дефектов работ, выполненных как Исполнителем, так и субисполнителями в период гарантийного срока, за свой счет и своими силами».

В соответствии с пунктом 7.2 проекта государственного контракта гарантийный срок начинается со дня утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию и определяется сроком не менее указанного в Распоряжении Первого заместителя Министра Транспорта Российской Федерации от 07.05.2003 № ИС - 414-р (Приложение № 3 к контракту).

В приложении №3 к проекту государственного контракта заказчиком определено следующее:

Гарантийные обязательства:

Земляное полотно

от 8 лет

Основание дорожной одежды

от 6 лет

Нижний слой покрытия

от 5 лет

Верхний слой покрытия

от 4 лет

Искусственные сооружения:

 

Мосты, путепроводы, тоннели, эстакад.

от 8 лет

Водопропускные трубы

от 6 лет

Регуляционные сооружения(тип сооружения)

от 6 лет

Обустройство дороги:

 

Барьерное ограждение (металлическое, железобетонное)

от 5 лет

Сигнальные столбики

от 2лет

Дорожные знаки

от 2 лет

Здания и сооружения эксплуатационной и автотранспортной служб

от 8 лет

 Таким образом, заказчик в проекте контракта устанавливает требования к гарантийному сроку товара, работы или услуги, однако не устанавливает продолжительность такого гарантийного срока, то есть конкретный срок, в течение которого такая гарантия будет предоставляться подрядчиком.

 Комиссия Тамбовского УФАС России  считает, что установление требования к гарантийному сроку подобным образом может привести к ограничению количества участников закупки, а также нарушению законных прав и интересов победителя Аукциона при исполнении обязательств по контракту, так как предоставляет Заказчику право предъявлять подрядчику требования, связанные с исполнением гарантийных обязательств, в неограниченные сроки.

В рассматриваемом случае Комиссия Тамбовского УФАС России считает необходимым выдать заказчику предписание об установлении в проекте контракта конкретного срока гарантийных обязательств подрядчика при заключении контракта по результатам проведенного аукциона.

Действия Заказчика в рассматриваемой части нарушают п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Строй-Контракт»  обоснованной в части неустановления Заказчиком в проекте государственного контракта конкретного срока гарантийных обязательств
  2. Признать Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Тамбовавтодор» нарушившим п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать заказчику, оператору торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений  Закона о контрактной системе при заключении контракта по результатам проведенного Аукциона.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу  № РЗ-113/16 о нарушении законодательства о контрактной системе

 

Резолютивная часть предписания оглашена «14» июля 2016 г.

В полном объеме предписание изготовлено «18» июля 2016 г.

г. Тамбов

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель –  руководитель управления Гречишникова Е.А.,

члены комиссии:

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля  Мурзин К.И.,

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,

на основании своего решения от 18.07.2016 по делу №РЗ-113/16 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Тамбовскому областному государственному казенному учреждению «Тамбовавтодор» при заключении государственного контракта по результатам проведенного аукциона  №0164200003016003311 установить в контракте конкретный срок гарантийных обязательств в соответствии с Распоряжением Министерства транспорта РФ от 07 мая 2003 NИС-414-р "О введении в действие гарантийных паспортов на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них".
  2. Оператору электронной торговой площадки (АО «Единая электронная торговая площадка») обеспечить программную возможность исполнения п. 1 данного предписания.

2. Лицам, указанным в настоящем предписании, в срок до 1 августа 2016 года исполнить настоящее предписание и представить в Тамбовское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания

 

Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны