Решение б/н Решение по жалобе РЗ-115/16 от 19 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № РЗ-115/16 о нарушении законодательства

о контрактной системе

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» июля 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено «19» июля 2016 года.

г. Тамбов

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель –  руководитель управления Е.А. Гречишникова,

члены комиссии:

начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,

в присутствии представителей:

муниципального казенного учреждения «Дирекция городских дорог» - <…>,

Управления муниципального заказа и продаж администрации города Тамбова – <…>,

в отсутствие представителя ООО «Строй-Контракт», уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще,

рассмотрев жалобу ООО «Строй-Контракт» (далее – Заявитель) на действия муниципального казенного учреждения «Дирекция городских дорог» при проведении электронного аукциона на выполнение  работ по  строительству автомобильной дороги по ул. Рылеева в границах микрорайона "Уютный" (от ул. Чичерина до ул. Свободной) в г. Тамбове (корректировка) (извещение № 0164300016516000415),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление муниципального заказа и продаж администрации города Тамбова (далее также Уполномоченный орган) 22.06.2016 года опубликовало на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение № 0164300016516000415 о проведении электронного аукциона на выполнение  работ по  строительству автомобильной дороги по ул. Рылеева в границах микрорайона "Уютный" (от ул. Чичерина до ул. Свободной) в г. Тамбове (корректировка) (далее Аукцион).

Заказчик - муниципальное казенное учреждение «Дирекция городских дорог».

Начальная (максимальная) цена контракта - 71 997 140 руб.

На участие в Аукционе были поданы 2 заявки, которые признаны соответствующими документации об аукционе.

В торгах участвовал только один участник закупки с предложением по цене контракта - 71 637 154,30 руб.

ООО «Строй-Контракт», считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.

В качестве доводов по жалобе указано следующее:

- Заказчиком установлено требование о предоставлении конкретных значений показателей товаров (материалов), однако возможность представить их в виде диапазонных значений предусмотрена действующими стандартами. Данное требование Заказчика создает излишние препятствия участия в закупке;

- по ряду позиций Требований к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, Заказчик неправомерно требует от участника закупки в составе заявки на участие в Аукционе предоставить сведения о химическом составе таких товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы электронного аукциона, приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной  системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Инструкцией по заполнению показателей материалов, используемых при выполнении работ, документации рассматриваемого аукциона установлено, в том числе, следующее:

«Конкретный показатель в заявке должен представляться в виде конкретного значения величины. При установлении Заказчиком диапазона возможных значений характеристик используемого товара (материала) (знаки «-», «±», слова «от», «до», «менее/не менее», «более/не более», «ниже/не ниже», «выше/свыше/не выше», «не хуже», «лучше») участнику электронного аукциона необходимо представить конкретное значение характеристики из установленного диапазона.

Исключение из данного правила составляют только те характеристики, перед которыми указаны знаки «*» и «**». По таким показателям, участник размещения заказа представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров в форме конкретных значений («*:»), или участник размещения заказа указывает диапазонные значения, соответствующие потребностям Заказчика («**»).

В случае если после значения показателя стоит знак «***» данный показатель следует указывать только в случае его нормирования для данного материала».

В требованиях к материалам по позиции «Битум нефтяной дорожный Заказчиком установлено следующее: «Марка БНД 60/90 или БНД 90/130; глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25 °С*: 61 – 130, при 0 °С*: не менее 20; температура размягчения по кольцу и шару*: не ниже 43 °С; растяжимость при 25 °С*: не менее 55 см, при 0 °С*: не менее 3,5 см; температура хрупкости*: не выше: -15 °С; температура вспышки*: не ниже 230 °С; изменение температуры размягчения после прогрева*: не более 5 °С; индекс пенетрации*: от -1,0 до + 1,0; минимальной температура самовоспламенения*: не ниже 368 °С».

Исходя из инструкции по каждой из характеристик битума участник закупки должен представить конкретное значение величины, указать диапазон значений в данном случае не допускается.

При этом, в требованиях к материалам Заказчиком установлено, что битум должен соответствовать требованиям ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия».

Пунктом 1.2.2 указанного ГОСТа определено, что по физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.

Указанным ГОСТом установлены диапазонные значения (в том числе: «не менее», «не ниже», «не более») по температуре размягчения,  глубине проникания иглы, температуре вспышке, растяжимости.

Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что инструкция по заполнению заявки неправомерно ограничивает возможность участников закупки указать требуемые Заказчиком характеристики товара в диапазонных значениях в силу следующего.

Так, разделом 2 ГОСТа 22245-90 установлены следующие правила приемки.

 В соответствии с пунктом 2.1 ГОСТа вязкие дорожные нефтяные битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородное по показателям качества и сопровождаемое одним документом о качестве.

Пунктом 2.3 данного ГОСТа установлено, что  при получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

В соответствии с пунктом 2.4 данного ГОСТа растяжимость при 0°С и изменение температуры размягчения после прогрева изготовитель определяет периодически не реже одного раза в 10 дней, температуру вспышки - не реже одного раза в месяц.

При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемо-сдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд (пункт 2.5 ГОСТа 22245-90).

Таким образом, комиссия Тамбовского УФАС России считает, что конкретные значения по отдельным позициям Требований к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, в том числе указанным Заявителем, возможно указать только из паспорта изготовленной и купленной продукции. Однако, на момент подачи заявки  участник закупки не обязан иметь товары (стройматериалы), которые могут быть им использованы только в случае заключения контракта по итогам проведения аукциона, как на вышеприведенном примере битума.

Заказчик затруднился пояснить необходимость предоставления участниками закупки конкретных значений показателей материалов, по которым в силу действующих ГОСТов возможно указание диапазонных значений, соответствующих требованиям аукционной документации.

Комиссия Тамбовского УФАС России считает рассмотренное требование  документации аукциона об указании конкретных значений по всем характеристикам битума из установленного диапазона ограничением количества участников настоящей закупки, так как неправомерно обязывает их иметь в наличии указанный товар и паспорт на него, что противоречит ст. 64 Закона о контрактной системе.

Аналогичное нарушение допущено также и в иных позициях Требований к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ.

Кроме того на заседании Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что по ряду пунктов Требований к техническим характеристикам товаров, участнику закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров в виде конкретных значений, например:

«7. Горячая плотная крупнозернистая асфальтобетонная смесь. Содержание полуторных окислов (Al2O3+ Fe2O3) в горных породах или промышленных отходах производства, используемых при приготовлении порошков*: не более 1,7 % по массе.

8. Горячая плотная песчаная асфальтобетонная смесь. Содержание полуторных окислов (Al2O3+ Fe2O3) в горных породах или промышленных отходах производства, используемых при приготовлении порошков*: не более 1,7 % по массе.

15. Сталь горячекатаная арматурная; в мотках или стержнях мерной длины; класс A-I; номинальный диаметр стержня*: 12–14 мм; теоретическая масса стали*: не более 1.210 кг; площадь поперечного сечения*: 1.131–1.540 см2; длина стержней***: 6–12 м; предельные отклонения стержней по длине***: не более: +70 мм; предельная кривизна стержней***: не более 0,6 % измеряемой длины; марка стали: Ст3кп, Ст3пс или Ст3сп; массовая доля элементов в химическом составе стали: углерода*: 0.14–0.22 %, марганца*: 0.30–0.65 %, кремния*: не более 0.30 %, хрома, никеля и меди*: не более 0.30 % каждого; предел текучести*: не менее 235 Н/мм2; временное сопротивление разрыву*: не менее 373 Н/мм2; относительное удлинение*: не менее 25 %».

Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведения о результатах испытаний таких товаров, конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, чтобы указать конкретные значения отдельных величин, а также не всегда имеет возможность располагать подробными сведениями о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых производителями при изготовлении товаров.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку выявленное нарушение Закона о контрактной системе не явилось основанием отклонения заявок на участие в Аукционе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Строй-Контракт»  обоснованной.
  2. Признать муниципальное казенное учреждение «Дирекция городских дорог» нарушившим п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

Связанные организации

Связанные организации не указаны