Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делам №№ РЗ-131/16, РЗ-134/16 о нарушении ... от 27 июля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFАдминистрация Токарёвского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области
393550, Тамбовская область, Токаревский район, р.п.Токаревка, проспект Революции, д.72
Тел./Факс.: (47557) 2-42-15/(47557) 25440
ЗАО «Ремсельбурвод»
392000, г. Тамбов, ул. Московская, д. 10В
Тел. (4752) 727085
ООО «Сонатастрой»
392000, г. Тамбов, ул. Ипподромная, д. 14 И
mail@sonatastroy.ru
АО «Единая электронная торговая площадка»
127006, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14,
стр. 5
Р Е Ш Е Н И Е
по делам №№ РЗ-131/16, РЗ-134/16 о нарушении законодательства
о контрактной системе
Резолютивная часть решения оглашена «25» июля 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено «27» июля 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель – врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
в присутствии представителей:
администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области - <…>, <…>,
ЗАО «Ремсельбурвод» - <…>, <...>,
в отсутствие представителей заявителя жалобы ООО «Сонатастрой», уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобы ЗАО «Ремсельбурвод» и ООО «Сонатастрой» (далее – Заявители) на действия администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство водозаборной скважины в р.п. Токаревка ул. Трудовая Токаревского района Тамбовской области" (извещение № 0164300029216000005) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области 12.07.2016 опубликовала на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО «Единая электронная торговая площадка» http://roseltorg.ru извещение № 0164300029216000005 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство водозаборной скважины в р.п. Токаревка ул. Трудовая Токаревского района Тамбовской области" (далее – Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта – 2 371 550,00 рублей.
Окончание подачи заявок – 09.08.2016.
Заказчик - администрация Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области.
ЗАО «Ремсельбурвод» и ООО «Сонатастрой», считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратились с жалобами в антимонопольный орган (вх. от 19.07.2016 №5344, вх. от 19.07.2016 №5335).
Согласно доводам жалобы Заявителя ЗАО «Ремсельбурвод», положения документации нарушают законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
- в Техническом задании, являющимся частью документации об электронном аукционе, по позиции «Люк чугунный» глубина установки крышки в корпусе h, не менее 25 мм*, не соответствует ГОСТ,
- Заказчиком установлены требования к материалу «Электроды Э42», что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявителя ООО «Сонатастрой» положения документации нарушают законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1) в Техническом задании, являющемся частью документации об электронном аукционе, по позиции «Песок природный для строительных работ» установлено значение полного остатка на сите №063 по массе от 30% до 45%, что не соответствует ГОСТ,
2) по позиции Технического задания «Портландцемент» Заказчиком установлены требования к типу цемента, а также к соответствию предлагаемых товаров действующим стандартам, однако в поименованных в документации ГОСТах тип цемента не регулируется.
На основании вышеизложенного Заявители просят внести изменения в аукционную документацию и выдать предписание об устранении допущенных нарушений действующего законодательства в целях устранения затруднений при заполнении заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалоб согласился в части, о чем представил письменные объяснения (вх. от 25.07.2016 №5466).
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы Заявителей, пояснения Заказчика, представленные материалы, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки также должен следовать правилу: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
- Заявитель ЗАО «Ремсельбурвод» указывает, что Заказчиком в Техническом задании по позиции «Люк чугунный» установлена глубина установки крышки в корпусе: «h, не менее 25 мм», что не соответствует ГОСТу.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод жалобы обоснованным в силу следующего.
В приложении №3 к документации об аукционе «Техническое задание» Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товаров, используемых при выполнении работ, а также приведена инструкция по заполнению заявки.
Заказчиком установлены требования к товару по позиции «Люк чугунный», в том числе было установлено: «Тип: легкий\тяжелый» и «Глубина установки крышки в корпусе h, не менее 25 мм*».
В инструкции по заполнению заявки документации об аукционе Заказчиком установлено следующее требование: «Максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, установлены заказчиком в Приложении №3 к документации об аукционе. Предоставленные конкретные показатели материалов (товаров), упаковка и маркировка должны соответствовать нормативно-технической документации на предлагаемый товар (ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 30108-94, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 3634-99, ГОСТ 8020-90 , ГОСТ 3262-75, СП, Типовые серии), либо техническому паспорту или инструкции по эксплуатации, а также требованиям к материалам, которые установлены в Приложении №3 к документации об аукционе».
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия" глубина установки крышки в корпусе h для типа люка «легкий» должна быть не менее 20 мм, средний люк – не менее 25 мм, тяжелый – не менее 35 мм.
Таким образом, рассмотренное требование Технического задания не соответствует значению, установленному соответствующим ГОСТом и поименованным Заказчиком как подлежащих обязательному соблюдению участниками Закупки, поскольку участник закупки не может предложить рассматриваемую характеристику в допустимом ГОСТом диапазоне от 20 до 25 мм.
Заказчик также согласился с обоснованностью рассматриваемого довода, о чем указал в пояснениях.
- Также Заявитель ЗАО - «Ремсельбурвод» указал, что Заказчиком установлены избыточные требования к товару по позиции «Электроды Э42», что противоречит законодательству о контрактной системе и может быть препятствием при исполнении контракта.
Рассмотренный довод жалобы Комиссия Тамбовского УФАС России также признает обоснованным в силу следующего.
Заказчиком в Техническом задании установлены подробные требования к применяемым товарам, в том числе - по позиции «Электроды Э42», исходя из которых участники закупки должны их также описать в заявках на участие в Аукционе как предлагаемые к использованию материалы в рамках исполнения контракта.
Кроме того, пункт 1.2 проекта муниципального контракта (Приложение №2 к документации об электронном аукционе) устанавливает следующее: «Генподрядчик обязуется выполнить работы по объекту, указанному в п.1.1. настоящего контракта, собственными силами и/или силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с условиями контракта, проектной документацией (Приложение № 1 к настоящему контракту), с использованием товаров, соответствующих техническому заданию (Приложение №2 к настоящему контракту)».
Таким образом, Заказчик установил в проекте муниципального контракта обязанность для участников закупки применять те материалы, которые установлены Техническим заданием и в соответствии с которыми будут предложены участниками закупки в заявке на участие в аукционе.
В то же время, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что производство работ регламентируется строительными нормами и правилами и может изменяться в зависимости от фактических условий выполнения работ, а Закон о контрактной системе устанавливает требования к результатам работ, а не к условиям ведения работ, как в случае с установлением Заказчиком требований к применению строго определенных расходных материалов «Электроды Э42».
Так, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе в Техническом задании установлены избыточные требования к товару по позиции «Электроды Э42», не являющемуся предметом закупки.
3. Заявитель ООО «Сонатастрой» в своей жалобе указывает, что в Техническом задании в позиции «Песок природный для строительных работ» установлено значение полного остатка на сите №063 по массе «от 30% до 45%», что не соответствует ГОСТу.
Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с указанным доводом.
В соответствии с ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» для группы песка «средний» полный остаток на сите №063 имеет значение свыше 30% до 45%, значение 30% не включается в указанное диапазонное значение.
При этом Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе на участие в аукционе Заказчик установил требование о соответствии предлагаемых участниками закупки товаров ГОСТам, в том числе ГОСТу 8736-2014.
Таким образом, в Техническом задании аукционной документации Заказчик неправомерно установил противоречивые требования, которые необоснованно затрудняют заполнение заявок.
Представители Заказчика согласились с данным доводом жалобы и пояснили, что при составлении Технического задания по рассматриваемой характеристике была допущена опечатка.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод жалобы обоснованным.
4. Заявитель ООО «Сонатастрой» в своей жалобе также указывает на противоречивые требования Технического задания в части товара «Портландцемент», поскольку тип цемента не регламентируется теми ГОСТами, перечень которых как обязательных к применению привел Заказчик в инструкции.
В Техническом задании установлено требование по позиции «Портландцемент», в том числе: «Тип цемента по вещественному составу на основе портландцементного клинкера I;II/А».
В инструкции по заполнению заявки дано разъяснение о том, как следует понимать и использовать значения символов «;» и «\», а именно: «В случае, если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований или характеристик товара, участник закупки обязан выбрать и указать одно наименование или характеристику. Такие характеристики сопровождаются символами «;» «\».
Исходя из буквального толкования инструкции участник закупки должен представить по рассматриваемой позиции один из двух типов цемента: «I» или «II/А».
При этом, согласно инструкции, значения характеристик товара «Портландцемент» должны быть представлены согласно ГОСТ 10178-85.
Однако, ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и шлакопортландцемент» распространяется на цементы общестроительного назначения на основе портландцементного клинкера, и такой показатель как «тип цемента I;II/А» в ГОСТ 10178-85, установленный Заказчиком в техническом задании, отсутствует.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик пояснил, что тип цемента по вещественному составу на основе портландцементного клинкера нормируется по ГОСТ 31108-2003 «Цементы общестроительные. Технические условия», где установлена данная характеристика. А также пояснил, что ссылка на данный ГОСТ имеется в ГОСТе 10178-85, и что участник закупки должен был учесть это при заполнении заявки.
Комиссия Тамбовского УФАС России отклоняет данный довод Заказчика, поскольку документацией об электронном аукционе в требованиях к товару «Портландцемент» или инструкции не указана необходимость соответствия товара указанному ГОСТу.
Следовательно, рассмотренный довод жалобы ООО «Сонатастрой» является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают статью 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ЗАО «Ремсельбурвод» обоснованной.
- Признать жалобу ООО «Сонатастрой» обоснованной.
- Признать Заказчика - администрацию Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области нарушившим ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
- Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Е.Г. Великанова
Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44