Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-137/18 о нарушении законодательст... от 7 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-137/18 о нарушении законодательства о контрактной системе

 

Резолютивная часть решения оглашена «04» июня 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено «07» июня 2018 года.

г. Тамбов

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель – руководитель управления Гречишникова Е.А.,

члены комиссии:

заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

в присутствии представителей:

ТОГКУ «Центр организации дорожного движения» (далее - Заказчик) – <…>,

комитета государственного заказа Тамбовской области – <…>,

ООО «РУСОБЪЕКТСТРОЙ И АВТОМАТИКА» - <…>,

заинтересованных лиц:

ООО «ПРОФ-ИТ ГРУПП» - <…>,

ООО «СКАЙСОФТ ВИКТОРИ» - <…>,

рассмотрев жалобу ООО «РУСОБЪЕКТСТРОЙ И АВТОМАТИКА» (далее – Заявитель) на действия заказчика ТОГКУ «Центр организации дорожного движения» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по предоставлению информации со специальных технических средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, имеющих функции фото и киносъемки, видеозаписи движения транспортных средств на территории Тамбовской области (извещение № 0164200003018000945),

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.05.2018 года комитет государственного заказа Тамбовской области (далее – уполномоченный орган) опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение 0164200003018000945 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по предоставлению информации со специальных технических средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, имеющих функции фото и киносъемки, видеозаписи движения транспортных средств на территории Тамбовской области (далее – Конкурс).

Заказчик - ТОГКУ «Центр организации дорожного движения».

Начальная (максимальная) цена контракта – 955 499 265 руб.

ООО «РУСОБЪЕКТСТРОЙ И АВТОМАТИКА», считая документацию Конкурса не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.

В качестве доводов ООО «РУСОБЪЕКТСТРОЙ И АВТОМАТИКА» указывает следующее:

- Заказчиком не конкретизирован срок действия контракта, что затрудняет определение срока действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения контракта;

- проект контракта не содержит оговорку о том, что в случае, если победителем закупочной процедуры становится поставщик (подрядчик, исполнитель) из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, установленное требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций к такому поставщику (подрядчику, исполнителю) не предъявляется;

- положения пунктов 3.7, 4.3 проекта контракта являются некорректными. Указывает, что данные положения контракта при наступлении определенных обстоятельств, не зависящих от исполнителя, фактически обязывают исполнителя подписывать дополнительные соглашения;

- требование Заказчика, изложенное в пункте 4.6 контракта об установке и вводе в эксплуатацию не менее 10 технических средств в течение 20 календарных дней с момента заключения контракта невыполнимо, так как зависит от получения технических условий от сетевой компании и подключении их к сетям энергоснабжения.

Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, о чем представили письменные пояснения.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы Конкурса, приходит к следующим выводам.

1. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в проекте контракта не установлены конкретные сроки, позволяющие определить минимальный срок действия банковской гарантии в целях обеспечения исполнения контракта.

Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод жалобы необоснованным в силу следующего.

Пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Таким образом, контракт действует до исполнения заказчиком обязанности по оплате либо до его расторжения.

Пунктом 11.1 установлено: «11.1. Настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения сторонами обязательств по Контракту».

Пунктом 4.2 проекта контракта установлено: «Сроки (график) оказания Услуг: в соответствии с графиком оказания услуг (Приложение № 3 Контракта)».

Пунктом 3.2 и 3.7 проекта контракта определено следующее:

«3.2. Оплата производится по итогам отчетного месяца за фактически оказанные услуги в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня подписания Заказчиком Акта оказанных услуг без претензий, по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в Контракте.

3.7. Заказчик оплачивает оказанные услуги в рамках финансового обеспечения в соответствии с графиком оказания услуг (Приложение № 3 Контракта) на периоды оказания услуг».

Порядок и сроки приемки оказанных услуг, а также порядок и срок оформления результатов приемки установлен Заказчиком в разделе 5 проекта контракта.

Таким образом, наличие в контракте данных сроков позволяет участникам закупки рассчитать сроки действия контракта, а значит, и банковской гарантии, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.

2. Заявитель указывает, что проект контракта не содержит оговорку о том, что в случае, если победителем закупочной процедуры становится поставщик (подрядчик, исполнитель) из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, установленное требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций к такому поставщику (подрядчику, исполнителю) не предъявляется.

Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод Заявителя необоснованным в силу следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление № 1466).

В силу п. 2 ст. 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что положения проекта государственного контракта рассматриваемой закупки в части привлечения соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций соответствуют условиям типового контракта, установленного Постановлением №1466. Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика включать в проект контракта требуемую Заявителем оговорку.

В соответствии с письмами Минэкономразвития от 10.04.2017 № Д28и-1556, от 03.10.2016 № ОГ-Д28-11356, от 16.08.2016 № Д28и-2105, от 12.02.2016 № Д28и-281, если в извещении об осуществлении закупки установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, но победителем данной закупки становится СМП или СОНО, требование, предусмотренное ч. 5 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ, к нему не предъявляется.

Данное условие содержится в извещении о проведении рассматриваемой закупки: «В случае, если победителем закупочной процедуры становится поставщик (подрядчик, исполнитель) из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, установленное требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций к такому поставщику (подрядчику, исполнителю) не предъявляется».

3. Заявитель указывает, что положения пунктов 3.7, 4.3 проекта контракта являются некорректными, так как они при наступлении определенных обстоятельств, не зависящих от исполнителя, фактически обязывают исполнителя подписывать дополнительные соглашения.

Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод заявителя необоснованным в силу следующего.

В разделе 3 «Порядок и срок оплаты Услуг» проекта контракта установлено, в том числе следующее:

«3.2. Оплата производится по итогам отчетного месяца за фактически оказанные услуги в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня подписания Заказчиком Акта оказанных услуг без претензий, по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в Контракте.

3.5. Условная единица – информация об одном зафиксированном административном нарушении в области дорожного движения, на основании которой после обработки было вынесено постановление по делу об административном правонарушении. В случае отмены постановления, вынесенного на основании полученной информации (условной единицы) со средства фото-видеофиксации и повторного использования полученной информации (условной единицы) для вынесения постановления по делу об административном правонарушении в отношении другого лица оплате подлежит только условная единица, послужившая основанием для вынесения первичного постановления.

3.6. Размер платежа за расчетный месяц рассчитывается, как произведение кол-ва условных единиц и цены одной условной единицы в соответствии со спецификацией (Приложение № 2 Контракта).

3.7. Заказчик оплачивает оказанные услуги в рамках финансового обеспечения в соответствии с графиком оказания услуг (Приложение № 3 Контракта) на периоды оказания услуг.

При неисполнении количественного показателя Условных единиц (информация об одном зафиксированном административном нарушении в области дорожного движения, на основании которой после обработки было вынесено постановление по делу об административном правонарушении) в текущем периоде оказания услуг по причине отсутствия административных нарушений в области дорожного движения, неисполненное количество Условных единиц переходит на последний период оказания услуг.

В случае выполнения или превышения количественного показателя Условных единиц (информация об одном зафиксированном административном нарушении в области дорожного движения, на основании которой после обработки было вынесено постановление по делу об административном правонарушении) в текущем периоде до срока его окончания по причине резкого роста административных нарушений в области дорожного движения, необходимое количество условных единиц для оказания услуг в текущем периоде переносится из последнего периода оказания услуг и добавляется в текущий период оказания услуг.

В случае выполнения общего количественного показателя Условных единиц (информация об одном зафиксированном административном нарушении в области дорожного движения, на основании которой после обработки было вынесено постановление по делу об административном правонарушении) по Контракту до срока его окончания по причине резкого роста административных нарушений в области дорожного движения, обязательства Исполнителя считаются исполненными.

Все изменения и дополнения графика оказания услуг оформляются в виде дополнительных соглашений и являются неотъемлемой частью контракта.

Финансовое обеспечение перераспределяется пропорционально в соответствии с изменениями количественного показателя Условных единиц (информация об одном зафиксированном административном нарушении в области дорожного движения, на основании которой после обработки было вынесено постановление по делу об административном правонарушении) в периодах оказания услуг в рамках данного Контракта».

Пунктом 4.2 проекта контракта установлено: «Сроки (график) оказания Услуг: в соответствии с графиком оказания услуг (Приложение № 3 Контракта)».

Период оказания услуг

с момента заключения по 31.12 2018 г

с 01.01.2019 г по 31.12.2019 г

с 01.01.2020 г по 31.12.2020 г

с 01.01.2021 г по 31.12.2021 г

с 01.01.2022 г по 30.10.2022 г

Кол-во предоставляемой информации (условные единицы)

489795

816326

857142

897959

838775

 

Пунктом 9.1 проекта контракта определено следующее: «Внесение изменений в настоящий Контракт производится в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Любые изменения и дополнения к настоящему Контракту действительны, если они совершены в письменной форме и подписаны Сторонами».

В соответствии с пунктом 9.2 проекта контракта: «Изменение существенных условий Контракта при его заключении и исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает в спорных положениях проекта контракта рассматриваемой закупки нарушений требований Закона о контрактной системе. Исходя из вышеприведенных положений проекта контракта следует, что Заказчиком будут оплачены исполнителю только фактически оказанные услуги, стоимость которых рассчитывается как произведение количества условных единиц и цены одной условной единицы, в пределах общей цены контракта. В случае выполнения общего количественного показателя условных единиц по контракту до срока его окончания обязательства исполнителя считаются исполненными.

Согласно положениям проекта контракта рассматриваемой закупки Дополнительные соглашения могут быть заключены при соблюдении норм Закона о контрактной системе.

4. Заявитель указывает, что требование Заказчика, изложенное в пункте 4.6 контракта об установке и вводе в эксплуатацию не менее 10 технических средств в течение 20 календарных дней с момента заключения контракта, невыполнимо, так как зависит от получения технических условий от сетевой компании и подключении их к сетям энергоснабжения, что значительно превышает установленный Заказчиком срок.

Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод Заявителя необоснованным в силу следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 4.6 проекта контракта установлено: «Исполнитель в течение 5 (пяти) календарных дней с момента заключения настоящего Контракта обязан приобрести в собственность либо иметь на праве аренды, за исключением Технических средств, указанных в пункте 4.5. настоящего Контракта, не менее 48 Технических средств, из которых не менее 30 должны исключать возможность обнаружения радар-детекторами по волновому излучению.

Предоставить Заказчику выписку (справку) из бухгалтерского баланса и (или) копию договора аренды, подтверждающие выполнение вышеуказанного обязательства.

Произвести установку и ввод в эксплуатацию Технических средств, указанных в настоящем пункте, с момента заключения настоящего Контакта в следующие сроки:

- в течение 20 календарных дней – не менее 10 Технических средств;

- в течение 30 календарных дней – не менее 10 Технических средств;

- в течение 40 календарного дня – не менее 10 Технических средств;

- в течение 50 календарных дней – не менее 10 Технических средств;

- в течение 55 календарных дней – не менее 8 Технических средств».

В подпункте 3.1 пункта 3 «Требования к оказываемым услугам» Технического задания на оказание услуг по предоставлению информации со специальных технических средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи движения транспортных средств (приложение №1 к контракту) установлено, в том числе следующее:

«услуга оказывается с использованием стационарных, передвижных, мобильных и носимых, технических средств автоматической фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения».

Таким образом, Заказчик не ограничивает исполнителя в вариантах установки технических средств автоматической фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения. В настоящее время существуют технические средства автоматической фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, работающие на альтернативных источниках питания (солнечные батареи, АКТ и др.).

Следовательно, в случае задержки сроков согласования технических условий с энергосетевой организацией стационарных технических средств и (или) их установки исполнитель контракта вправе установить в требуемый срок иные технические средства, не требующие согласования их установки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «РУСОБЪЕКТСТРОЙ И АВТОМАТИКА» необоснованной.

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны