Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-169/17 о нарушении законодательс... от 24 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Мучкапского района Тамбовской области

393570, Тамбовская область, Мучкапский район, р.п Мучкапский, ул. Базарная, д.6

post@r46.tambov.gov.ru

 

Общество с ограниченной ответственностью «Гефест»

392018, г. Тамбов, ул. Заводская, д.4

ooo.gefest@mail.ru

 

АО «Единая электронная торговая площадка»

115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

 info@roseltorg.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № РЗ-169/17 о нарушении законодательства о контрактной системе

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» мая 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «24» мая 2017 года.

г. Тамбов

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель –  руководитель управления Е.А. Гречишникова,

члены комиссии:

заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,

в присутствии представителей:

администрации Мучкапского района Тамбовской области <…>, <…>,

в отсутствие представителей ООО «Гефест», уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще,  заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей (вх. от 22.05.2017 №3302),

рассмотрев жалобу ООО «Гефест» (далее – Заявители) на действия аукционной комиссии администрации Мучкапского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту водопропускного сооружения на 8 км автомобильной дороги "Мучкапский- Арбеньевка" Мучкапский район Тамбовской области (извещение 0164300018617000011) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.04.2017 года администрация Мучкапского района Тамбовской области опубликовала на сайте Единой информационной системы в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО «Единая электронная торговая площадка» http://roseltorg.ru извещение №0164300018617000011 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту водопропускного сооружения на 8 км автомобильной дороги "Мучкапский- Арбеньевка" Мучкапский район Тамбовской области (далее – Аукцион).

Начальная (максимальная) цена контракта – 849 681,00 руб.

Заказчик - администрация Мучкапского района Тамбовской области.

Дата и время окончания подачи заявок – 10.05.2017 в 12:00 часов.

ООО «Гефест», считая отклонение аукционной комиссией Заказчика его заявки №2 на участие в указанном аукционе необоснованным и несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось (вх. 16.05.2017 №3147)   с жалобой в антимонопольный орган.

Заявитель ООО «Гефест» в своей жалобе обосновывает несогласие с отказом в участии в аукционе по позициям:

2 «Грунтовка В-КФ-093»

3 Растворитель марки Р-4А по ГОСТ 7827-74

4 Лак битумный БТ-123

5 Проволока светлая по ГОСТ 3282-74

6 Проволока светлая по ГОСТ 3282-74

9 Песок для строительных работ природный средний по ГОСТ 8736-2014

10 Масло индустриальное И-20А

11 Щебень из природного камня для строительных работ М800 по ГОСТ 8267-93

12 Щебень из природного камня для строительных работ М800 по ГОСТ 8267-93

13 Щебень из природного камня для строительных работ М800 по ГОСТ 8267-93

14 Щебень из природного камня для строительных работ М800 по ГОСТ 8267-93

15 Портландцемент М400 по ГОСТ 10178-85

16 Раствор готовый кладочный тяжелый цементный М150 ГОСТ 28013- 98

19 Труба металлическая, круглая, одноочковая по "ГОСТ 10706-76 (СТ СЭВ 489-77).

Считает, что указанные им показатели соответствуют потребностям Заказчика, положениям ГОСТов и требованиям документации.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы электронного аукциона, а также проведя внеплановую проверку по рассматриваемой закупке, приходит к следующим выводам.

1. По доводам жалобы ООО «Гефест» о несогласии с отказом в участии в аукционе Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает следующее.

1. В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию:

- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно правилу, установленному п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Положениями ч. 2 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Подпунктом "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.

 В подпункте «в» пункта 3.3.3 раздела 3 документации об аукционе указано, что первая часть заявки на участие в аукционе при заключении контракта на выполнение или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать, в том числе,  «согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

Таким образом, документацией об аукционе установлено требование об указании в первой части заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе.

Характеристики необходимых к применению при исполнении контракта  товаров (материалов) установлены Заказчиком в Техническом задании (приложение №2 к проекту контракта).

В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В силу ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается, как установлено частью 5 указанной статьи.

По жалобе ООО «Гефест» (заявка № 2) Комиссия Тамбовского УФАС России установила следующее.

Аукционная комиссия Заказчика, рассмотрев заявку №2 ООО «Гефест»,  отказала ему в участии в Аукционе по следующему основанию:

«п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ:

Отказать в допуске к участию в электронном аукционе на основании п.1 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участнику закупки, подавшему заявку № 2 на участие в электронном аукционе (далее - заявка № 2): в связи с непредставлением информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и несоответствием заявки № 2 требованиям документации об электронном аукционе:

Заказчик в Инструкции по заполнению заявки части требований к материалам (Приложение № 2 к проекту контракта) установил следующие требования:

Для показателей, отмеченных символом (*), значения которых не являются статичными величинами, участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров в форме конкретных (точных) значений, либо, описывая значение диапазоном возможных значений.

При описании характеристик товара (материала) не допускается использование слов (с учетом всех форм слов): «не более», «не менее» заявка № 2 не содержит конкретные показатели используемого товара (материала), соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе в Требованиях к техническим характеристикам материалов (товаров), предлагаемых к использованию при выполнении работ (Приложение № 2 к проекту контракта). В заявке № 2 по позиции 2 «Грунтовка В-КФ-093» указано: Степень перетира*: не более 30 мкм. Проникающая способность*: не менее 13,5 см. Время высыхания до степени 3 при температуре (180±2)oС*: не более 30 мин. Адгезия пленки грунтовки*: не более 1 балла. Прочность пленки при растяжении*: не менее 7 мм.

Отсутствует информация о конкретных (точных) значениях, либо диапазона возможных значений, допущены слова(с учетом всех форм слов): «не более», «не менее».

Аналогично по позициям:

3.Растворитель марки Р-4А по ГОСТ 7827-74

4.Лак битумный БТ-123

5.Проволока светлая по ГОСТ 3282-74

6.Проволока светлая по ГОСТ 3282-74

9.Песок для строительных работ природный средний по ГОСТ 8736-2014

10.Масло индустриальное И-20А

11.Щебень из природного камня для строительных работ М800 по ГОСТ 8267-93

12.Щебень из природного камня для строительных работ М800 по ГОСТ 8267-93

13.Щебень из природного камня для строительных работ М800 по ГОСТ 8267-93

14.Щебень из природного камня для строительных работ М800 по ГОСТ 8267-93

15.Портландцемент М400 по ГОСТ 10178-85

16.Раствор готовый кладочный тяжелый цементный М150 ГОСТ 28013- 98

19.Труба металлическая, круглая, одноочковая по "ГОСТ 10706-76 (СТ СЭВ 489-77)

Отсутствует информация о конкретных (точных) значениях, либо диапазона возможных значений, допущены слова(с учетом всех форм слов): «не более», «не менее».

В Техническом задании по позиции 2 «Грунтовка В-КФ-093» установлены следующие требования:

«Цвет пленки грунтовки: красно-коричневый или серый или черный. Оттенок не нормируется. Внешний вид пленки***: однородная, полуглянцевая, без морщин, пузырей, кратеров, посторонних включений. Массовая доля нелетучих веществ грунтовки*: (70±3) %. Степень перетира*: не более 30 мкм. Седиментация: осадок, исчезающий при легком перемешивании. Проникающая способность*: не менее 13,5 см. Время высыхания до степени 3 при температуре (180±2)oС*:  не более 30 мин. Адгезия   пленки  грунтовки*:   не  более 1 балла.   Прочность пленки  при ударе*: не менее 50 см. Прочность пленки при растяжении*: не менее 7 мм».

В заявке №2 ООО «Гефест» по позиции 2 «Грунтовка В-КФ-093» указано, в том числе, следующее:

«Степень перетира*: не более 30 мкм. Проникающая способность*: не менее 13,5 см. Время высыхания до степени 3 при температуре (180±2)oС*: не более 30 мин. Адгезия пленки грунтовки*: не более 1 балла. Прочность пленки при растяжении*: не менее 7 мм».

Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что словосочетания «не менее», «не более» использованы участником закупки при заполнении первой части заявки по вышеприведенной позиции 2, а также по ряду иных позиций, о чем указано в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 12.05.2017.

Инструкция по заполнению заявок приведена в составе Технического задания аукционной документации и содержит, в том числе, следующие разъяснения:

«При описании характеристик товара (материала) не допускается использование слов (с учетом всех форм слов): «не более», «не менее», «менее», «до», «от», «более», «или», «либо», «выше», «ниже», «не ниже», «не выше», «больше», «меньше», «свыше», «ранее», «не ранее», «позднее», «не позднее», «превышает, превышать», «не превышает, не превышать», «не должна превышать», «может быть», «не может быть», «должно быть», «не должно быть», «не допускается», «допускается»  и символов «<», «>», «≤», «≥», а также описание значений показателей в виде неконкретных значений, если описываемый параметр имеет конкретное значение».

Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с решением аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске заявки №2 к участию в закупке, поскольку представленные в заявке показатели не соответствовали требованиям аукционной документации, а именно, при заполнении первой части заявки участником закупки использованы словосочетания «не более», «не менее» в противоречие инструкции.

Указанную инструкцию, как и документацию об аукционе в целом, ООО «Гефест» не обжаловало в установленном порядке.

Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России признает жалобу ООО «Гефест» необоснованной.

2. Заявитель в своей жалобе обжалует положения документации электронного аукциона, а именно инструкцию по заполнению заявок.

Частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на положения документации электронного аукциона может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В рассматриваемом случае срок окончания подачи заявок истек 10.05.2017 в 12:00 часов. Жалоба ООО «Гефест» поступила в Тамбовское УФАС России 16.05.2017, поэтому срок обжалования положений документации пропущен.

Пунктом 3.38 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчиков, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 №724/14, установлено, что в случае, если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, то рассмотрение данного довода не проводится.

Таким образом, доводы жалобы Заявителя в части положений документации о закупке не подлежат рассмотрению комиссией Тамбовского УФАС России.

3. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что Заказчик неправомерно установил в документации об аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В Техническом задании документации об Аукционе, в том числе, установлено:

- по позиции 1 «Мастика клеящая морозостойкая битумно-масляная» - «Наличие минеральных кислот и щелочей: отсутствуют. Количество нерастворимых веществ в бензоле*: не более 2 %. Температура каплепадения по Уббелоде до заливки*: 48-52оС. Усадка при охлаждении*:  не более 8 %»;

- по позиции 2 «Грунтовка В-КФ-093» - «Массовая доля нелетучих веществ грунтовки*: (70±3) %. Степень перетира*: не более 30 мкм. Седиментация: осадок, исчезающий при легком перемешивании. Проникающая способность*: не менее 13,5 см. Время высыхания до степени 3 при температуре (180±2)oС*:  не более 30 мин. Адгезия   пленки  грунтовки*:   не  более 1 балла».

Аналогичные избыточные требования установлены Заказчиком по ряду иных позиций Технического задания. При этом, Заказчик не представил обоснований и доказательств, что такие требования обусловлены его потребностью.

Учитывая изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик установил требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

В пункте 19 Информационной карты в разделе "Инструкция по заполнению заявки Участником Аукциона" документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать в том числе конкретные показатели товара. Также установлено, что перечень требуемых товаров (материалов) при выполнении работ установлен Техническим заданием и "Приложением N 1 к Техническому заданию".

Инструкция по заполнению заявок приведена в составе Технического задания аукционной документации и содержит, в том числе, следующие разъяснения:

«Конкретный показатель в заявке должен представляться в виде конкретного значения величины. К конкретным показателям относятся: функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики используемых при выполнении работ товаров, характеристики безопасности и иные показатели, связанные с определением соответствия используемых при выполнении работ товаров (материалов), установленным Заказчиком требованиям. ….

Значения конкретных технических характеристик показателей товаров, предлагаемых участником электронного аукциона к использованию при выполнении работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов, серий или технических условий (при их наличии и при отсутствии ГОСТов ), распространяющихся на данные товары. Исключения из данного случая не допускаются. …

При описании характеристик товара (материала) не допускается использование слов (с учетом всех форм слов): «не более», «не менее», «менее», «до», «от», «более», «или», «либо», «выше», «ниже», «не ниже», «не выше», «больше», «меньше», «свыше», «ранее», «не ранее», «позднее», «не позднее», «превышает, превышать», «не превышает, не превышать», «не должна превышать», «может быть», «не может быть», «должно быть», «не должно быть», «не допускается», «допускается»  и символов «<», «>», «≤», «≥», а также описание значений показателей в виде неконкретных значений, если описываемый параметр имеет конкретное значение…».

Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что из вышеуказанных положений инструкции не представляется возможным однозначно определить, каким образом участнику закупки необходимо указывать показатели товаров, учитывая, что в инструкции содержится, в том числе, требование о том, что "первая часть заявки не должна содержать слов/словосочетаний «не более», «не менее», «менее», «до», «от», «более», «или», «либо», «выше» и иных, согласно инструкции, однако, значения конкретных технических характеристик показателей товаров должны соответствовать требованиям ГОСТов и ТУ.

Также Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Инструкция имеет излишне сложный и запутанный характер, в результате чего практическое понимание ее смысла и применение создает риск отказа в допуске заявки к участию в аукционе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе и инструкцию по заполнению заявки, нарушают пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По рассматриваемой закупке использование участником инструкции, содержащей неясные и противоречивые разъяснения о порядке заполнения первой части заявки, привело к отклонению заявки №2 ООО «Гефест». Указанное обстоятельство является основанием для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Гефест» необоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Уполномоченному органу, оператору торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в срок до 30 июня 2017 года.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

 

 

 

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

Председатель комиссии                                                                Е.А. Гречишникова

 

Члены комиссии                                                                             Н.Н. Колодина

                                                                                                        

                                                                                                          Е.Г. Великанова

Связанные организации

Связанные организации не указаны