Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-189/18 о нарушении законодательст... от 2 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «30» июля 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено «2» августа 2018 года.

г. Тамбов

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель – врио руководителя управления Мазаева С.В.,

члены комиссии:

заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,

в присутствии на рассмотрении жалобы представителей администрации города Уварово Тамбовской области (Заказчик) <….>,

в отсутствие представителя ООО «Торгстройсервис» (Заявитель), заявившего ходатайство о рассмотрении дела № РЗ-189/18 без его представителя (вх. от 30.07.2018 № 4608э),

рассмотрев жалобу ООО «Торгстройсервис» на действия администрации города Уварово Тамбовской области при проведении электронного аукциона № 0164300006918000072 на право заключения муниципального контракта на укладку тротуарной плитки по улице Шоссейная в городе Уварово Тамбовской области и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,

УСТАНОВИЛА:

 

Администрация города Уварово Тамбовской области 19.06.2018 опубликовала на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке АО «Единая электронная торговая площадка» roseltorg.ru извещение № 0164300006918000072 на право заключения муниципального контракта на укладку тротуарной плитки по улице Шоссейная в городе Уварово Тамбовской области (далее – Аукцион).

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 200 000 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 12.07.2018 № 0164300006918000072 по окончании срока подачи заявок до 09.07.2018 08:30  было подано 11 заявок от участников с порядковыми номерами: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11,12.

Аукционная комиссия Заказчика рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе в порядке, установленном статьей 67 Закона о контрактной системе, и приняла решения об отказе от участия в Аукционе 2-м заявкам участников закупки с номерами: 7,8.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 20.07.2018 в аукционе участвовало 3 участника, текущее снижение на аукционе составило 17%. Заявки участников аукциона: ООО «Альбит», ООО «Стройальянс», ООО «Троту-Арт» признаны соответствующими требованиям документации аукциона и Закона о контрактной системе.

ООО «Торгстройсервис» (заявка № 7), считая отклонение аукционной комиссией Заказчика его заявки на участие в указанном аукционе необоснованным и несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось (вх. от 23.07.2018 № 4458н) с жалобой в антимонопольный орган.

Заявитель в своей жалобе указывает, что аукционная комиссия Заказчика неправомерно отклонила его заявку, указав, что в заявке № 7 по позиции I. «Камни бортовые БР 100.20.8, БР 300.30.15» - не представлены размеры: ширина, высота камней рядовых БР 100.30.15. Считает, что п. 1 Технического задания содержит только требование о соответствии ГОСТу 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия», а требование об указании ширины, высоты камней рядовых БР 100.30.15 отсутствует.

Также Заявитель не согласен со второй причиной отклонения его заявки: предложение по классу бетона по прочности на сжатие не соответствуют требованиям ГОСТ, а именно: предложен В 22,5, а в соответствии с ГОСТом 6665-91 п. 1.2.2 (таблица 1) у камней БР 100.30.15 класс прочности бетона на сжатие должен быть В30, поскольку в Техническом задании Заказчик сам указывает о необходимости изготовления бетона классом не ниже В 22,5. Также в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 12.07.2018 указано, что предложение в заявке № 7 по классу бетона по прочности на растяжение при изгибе не соответствуют требованиям ГОСТ, а именно: предложен Btb 3,2 а в соответствии с ГОСТ 6665-91 (п. 1.3.2) у камней БР 100.30.15 класс прочности бетона на растяжение при изгибе должен быть Btb 4,0. При этом, аналогично предыдущему пункту, в Техническом задании заказчик сам указывает о необходимости изготовления бетона классом по прочности на растяжение при изгибе не менее Btb 3,2, значит, Заказчик допускает к изготовлению бетон классом по прочности на растяжение Btb 3,2.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные объяснения (вх. от 27.07.2018 № 4596н, от 30.07.2018 № 3123), в которых указал, что считает жалобу заявителя необоснованной.

Заседание Комиссии проводилось 27 июля, продолжилось 30 июля 2018 после перерыва.

Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заявитель жалобы присутствие своих представителей при рассмотрении дела № РЗ-189/18 не обеспечил, в связи с чем устные пояснения по существу жалобы не представлены.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы Заявителя, пояснения Заказчика, представленные материалы, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.

1. В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В силу ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Аукционная комиссия, рассмотрев заявку № 7 (ООО «Торгстройсервис»), отказала в участии в Аукционе по следующему основанию:

«п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ; п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Отказать в допуске к участию в электронном аукционе на основании п.1 и п. 2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участнику закупки, подавшему заявку № 7 на участие в электронном аукционе (далее - заявка № 7).

В заявке №7 по позиции 1. «Камни бортовые БР 100.20.8, БР 300.30.15»:

- не представлены размеры: ширина, высота камней рядовых БР 100.30.15 (в соответствии с ГОСТ 6665- 91 ширина составляет 150 мм, высота 300 мм);

- предложение по классу бетона по прочности на сжатие не соответствуют требованиям ГОСТ, а именно предложен В 22,5, а в соответствии с ГОСТ 6665-91 п.1.2.2. (таблица 1) у камней БР 100.30.15 класс прочности бетона на сжатие должен быть В30;

 -предложение по классу бетона по прочности на растяжение при изгибе не соответствуют требованиям ГОСТ, а именно предложен Btb 3,2 а в соответствии с ГОСТ 6665-91 п.1.3.2, у камней БР 100.30.15 класс прочности бетона на растяжение при изгибе должен быть Btb 4,0».

Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав указанные причины отказа, согласна с решением аукционной комиссии Заказчика в силу следующего.

Характеристики необходимых к применению при исполнении контракта  материалов установлены Заказчиком в Техническом задании (приложение № 2 к муниципальному контракту) «Требования к материалам» (далее – Требования к материалам).

В Требованиях к материалам Заказчик по позиции 1 «Камни бортовые БР 100.20.8, БР 100.30.15»  установил, в том числе, следующее:

«Камни бортовые БР 100.20.8, БР 100.30.15 должны быть изготовлены в полном соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия». Камни бетонные бортовые прямые рядовые серые должны быть предназначены для отделения пешеходных дорожек, тротуаров от газонов; для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов.  Камни бетонные бортовые прямые рядовые должны быть длиной не менее 1000 мм, шириной не менее 80 мм, высотой не менее 200 мм. Камни прямые бортовые рядовые, изготовленные в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия». Должны соответствовать требованиям качества, установленным данным стандартом, в том числе быть прочными и трещиностойкими, а также иметь категорию бетонных поверхностей А7 (для не лицевой поверхности) и лучше А 7 (для лицевой поверхности).  Бетон, используемый для изготовления бортовых камней, должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия». Бетон должен быть плотной структуры средней плотностью [более 2000 до 2500 кг/м3 включительно] на цементном вяжущем и плотном мелком заполнителе, с классом бетона по прочности  на сжатие не ниже В22,5 и маркой по морозостойкости не ниже F200. Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе должна быть: не менее Btb 3,2».

     В заявке № 7 (ООО «Торгстройсервис») по рассматриваемой позиции 1 «Камни бортовые БР 100.20.8, БР 100.30.15», в том числе, было указано:

«… будут изготовлены в полном соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия». Камни бетонные бортовые прямые рядовые серые предназначены для отделения пешеходных дорожек, тротуаров от газонов; для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов.  Камни бетонные бортовые прямые рядовые длиной не менее 1000 мм, шириной не менее 80 мм, высотой не менее 200 мм. Камни прямые бортовые рядовые, изготовленные в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия». Соответствуют требованиям качества, установленным данным стандартом, в том числе быть прочными и трещиностойкими, имеют категорию бетонных поверхностей А7 (для не лицевой поверхности) и лучше А 7 (для лицевой поверхности).  Бетон, используемый для изготовления бортовых камней, будет соответствовать требованиям ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия». Бетон будет плотной структуры средней плотностью [более 2000 до 2500 кг/м3 включительно] на цементном вяжущем и плотном мелком заполнителе, с классом бетона по прочности  на сжатие В22,5 и маркой по морозостойкости  F200. Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе:  Btb 3,2 … ».

При этом Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что положения документации об аукционе, в том числе по рассматриваемой позиции, не были обжалованы Заявителем в установленные сроки.

Как следует из документации аукциона, участники закупки должны представлять в заявке конкретные показатели предлагаемых к использованию двух видов камней (БР 100.20.8 и БР 100.30.15) по рассматриваемой позиции, причем обязательным установлено их соответствие ГОСТу 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия».

 Однако, в заявке № 7 указаны сведения по требуемым камням, которые противоречат ГОСТу 6665-91 в части размеров камней, класса бетона по прочности на сжатие и на растяжение при изгибе, хотя в заявке при этом указано, что камни соответствуют указанному ГОСТу.

Так, указанные в заявке показатели обозначенных характеристик камней соответствуют ГОСТу 6665-91 только по одной разновидности камней и противоречат этому ГОСТу в отношении другого вида предлагаемых к использованию камней.

На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что заявка № 7 (ООО «Торгстройсервис») правомерно отклонена аукционной комиссии от участия в аукционе, поскольку его сведения по позиции 1 в отношении характеристик камней, которые были установлены Заказчиком в документации об аукционе, не соответствуют ГОСТу 6665-91.

Действия аукционной комиссии Заказчика в рассматриваемом случае соответствуют Закону о контрактной системе.

2. Заявитель считает документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе по доводам, изложенным в жалобе.

Однако, согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе закончилось 09.07.2018 в 08-30 часов.

Жалоба подана в Тамбовское УФАС России 23.07.2018, т.е. за пределами срока, обозначенного в ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3.38 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчиков, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 №724/14, установлено, что в случае, если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, то рассмотрение данного довода не проводится.

Таким образом, доводы жалобы Заявителя в части положений документации о закупке не подлежат рассмотрению Комиссией Тамбовского УФАС России.

3. Комиссия Тамбовского УФАС России, проведя внеплановую проверку документации электронного аукциона на укладку тротуарной плитки по улице Шоссейная в городе Уварово Тамбовской области, считает, что документация об аукционе составлена с нарушением ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившегося в следующем. 

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктами 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В Требованиях к материалам по позиции 1 «Камни бортовые БР 100.20.8, БР 100.30.15»  в том числе, например, установлено:

«.. должны быть изготовлены в полном соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия»…

Камни бетонные бортовые прямые рядовые должны быть длиной не менее 1000 мм, шириной не менее 80 мм, высотой не менее 200 мм. Камни прямые бортовые рядовые, изготовленные в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия»…

 Бетон, используемый для изготовления бортовых камней, должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия». Бетон должен быть плотной структуры средней плотностью [более 2000 до 2500 кг/м3 включительно] на цементном вяжущем и плотном мелком заполнителе, с классом бетона по прочности  на сжатие не ниже В22,5 и маркой по морозостойкости не ниже F200. Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе должна быть: не менее Btb 3,2

В качестве вяжущего должен применяться [ПЦ-Д5] либо [ПЦ-Д0] в соответствии с требованиями ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия» (С Изменениями № 1, 2) с  активной минеральной добавкой или без добавки и маркой по прочности на сжатие в 28-суточном возрасте не ниже 400…»;

- по позиции 3 «Плитка тротуарная двухслойная брусчатка вибропресованная цветная (красная)» «Максимальное содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть: не более 3% по массе. Максимальное содержание глины в комках должно быть: не более 0,5 % по массе»;

- по позиции 5 Щебень осадочной: «... Максимальное содержание зерен слабых пород, %, по массе: не более 10» и др.

Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что в вышеуказанных и других позициях Требований к материалам необоснованно содержится многократный повтор наименований требуемых ГОСТов, что усложняет понимание требований Заказчика к применяемым материалам.

Кроме того, Заказчиком в одну позицию (позиция 1) объединены требования для 2-х видов камней  - БР 100.20.8 и БР 100.30.15, которые согласно ГОСТу 6665-91 имеют различные характеристики относительно размеров, класса бетона по прочности на сжатие, класса бетона по прочности на растяжение при изгибе.

Также вышеуказанные и иные позиции Требований к материалам содержат  неправомерные требования к химическому составу материалов, а также к компонентам, из которых они состоят.

На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлены требования в соответствии с ГОСТами, наименования которых указаны в техническом задании.

Однако Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заказчик не  обосновал и не представил подтверждающих доказательств, чем вызвана такая потребность Заказчика излишне детализировать требования к материалам, их компонентам, результатам испытаний и т.д., тем более они содержатся в соответствующих ГОСТах, в том числе поименованных Заказчиком в документации аукциона.

Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что Заказчику при описании товара в документации об аукционе достаточно установить требования о соответствии показателей конкретному ГОСТу и иным нормативно-техническим документам без указания требований к компонентному составу, сведений о химическом составе таких товаров и прочее, не являющихся существенными для потребностей Заказчика. Излишняя детализация ведет к затруднению подготовки заявки и, как следствие, к риску отклонения участников закупки и ограничению их количества. 

Кроме того, в отдельных позициях Требований к материалам (например, позиции 3, 5,6) согласно инструкции требуется указать конкретные значения требуемых характеристик и показателей товара, которые могут быть известны участникам закупки только при наличии у него этого материала, что является незаконным, так как акон о контрактной системе не предусматривает обязанности участников закупки иметь в наличии используемый при исполнении контракта товар (материал) на стадии подачи заявки на участие в закупке.

При рассмотрении жалобы Заказчик и его представители не обосновали и не представили доказательств значимости для потребностей Заказчика неоправданно детализированного описания объекта закупки.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к описанию объекта закупки, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что выявленные нарушения не повлияли на определение победителя  данной закупки.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу ООО «Торгстройсервис» необоснованной.

2. Доводы жалобы в части обжалования положений документации не рассматривать в связи с истечением срока на обжалование.

3. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

4. Предписание не выдавать.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

 

Председатель комиссии                                                                                С.В. Мазаева  

 

Члены комиссии                                                                                          Н.Н. Колодина

 

                                                                                                                   Т.В. Четверткова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны