Решение №РЗ-228/18 Решение и предписание по делу № РЗ-228/18 о нарушении законо... от 15 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № РЗ-228/18 о нарушении законодательства о контрактной системе

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» октября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено «15» октября 2018 года.

г. Тамбов

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель – руководитель управления Е.А. Гречишникова,

члены комиссии:

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,

в присутствии представителей:

администрации Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области – <…>,

комитета государственного заказа Тамбовской области – <…>,

общества с ограниченной ответственностью «Мультикабельные системы города Тамбова» <…>, (до перерыва),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мультикабельные системы города Тамбова» (далее – Заявитель) на действия администрации Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона № 0164200003018002482 по объекту закупки: ''Водопровод второго этапа в с.Старосеславино Первомайского района Тамбовской области'' (ВБ по ул. Тамбовской -ул.Ленина (кол.31-32), ул.Комсомольская (кол.57-87)- ул.Зеленая и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.09.2018 года комитет государственного заказа Тамбовской области опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок и электронной торговой площадке АО «Единая электронная торговая площадка» извещение № 0164200003018002482 о проведении электронного аукциона по объекту закупки: ''Водопровод второго этапа в с.Старосеславино Первомайского района Тамбовской области'' (ВБ по ул. Тамбовской -ул.Ленина (кол.31-32), ул.Комсомольская (кол.57-87)- ул.Зеленая (далее – Аукцион).

Начальная (максимальная) цена контракта - 3 643 260 руб.

Заказчик – администрация Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области.

Общество с ограниченной ответственностью «Мультикабельные системы города Тамбова», считая документацию об аукционе не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган (вх. от 03.10.2018 №5941э, от 04.10.2018 №5979э).

Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.

Рассмотрение жалобы назначено на 09.10.2018, после объявленного перерыва продолжилось 10.10.2018.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, письменные пояснения и возражения на нее и материалы электронного аукциона, а также проведя внеплановую проверку по рассматриваемой закупке, приходит к следующим выводам.

  1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

    Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

    Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

    1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

    2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

    Требование к товарам (материалам), используемым при выполнении работ по контракту установлены Заказчиком в приложении №3к аукционной документации (далее Техническое задание). В указанном Техническом задании размещена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.

    1. Заявитель в своей жалобе указывает, что по позициям №1 и №2 Технического задания Заказчиком установлены требования к товару не в соответствии с действующим ГОСТом.

      Комиссия Тамбовского УФАС России признает указанный довод обоснованным в силу следующего.

      Так, по позиции №1 Технического задания Заказчик установил, в том числе, следующее: «1. Бетон тяжелый должен соответствовать ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия. Марка бетона по морозостойкости должна быть выше F150».

      По позиции №2 Технического задания Заказчик установил, в том числе, следующее: «Бетон тяжелый должен соответствовать ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия. Марка бетона по морозостойкости должна быть не ниже F200».

      В соответствии с ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» по показателям качества бетоны подразделяют:

      - по морозостойкости:

-на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;

- на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.

Таким образом, Заказчик, указав по спорным позициям Технического задания несоответствующее ГОСТУ 26633-2015 обозначение марок бетона по морозостойкости, нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

    1. Заявитель указывает, что позиции 3. «Щебень известняковый» указано: «Марка по истираемости щебня должна быть И2-И3». В соответствии с инструкцией по заполнению заявки «Знаки «тире» и «…» в требованиях к значениям конкретных показателей товаров, применяемых при выполнении работ, проставляются между определенными заказчиком минимальным и максимальным допустимыми пределами значений показателя товара. Участнику необходимо представить показатель, входящий в диапазон значений, обозначенный указанными знаками». Считает, что символ «тире» вводит участников закупки, поскольку между маркой И2 и маркой И3 нет значений.

      Указанный довод Заявителя Комиссия Тамбовского УФАС России признает необоснованным в силу следующего.

      В соответствии с ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» существуют следующие марки щебня по истираемости: И1, И2, И3, И4.

      Исходя из требований, установленных по спорной позиции Технического задания, а также инструкции по заполнению заявки, участнику закупки необходимо по своему выбору указать одну марку по истираемости, а именно И2 либо И3.

      1.3. В своей жалобе Заявитель указывает, что по позиции №3 Технического задания Заказчик использует непредусмотренное ГОСТом 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» наименование показателя.

      Указанный довод Заявителя Комиссия Тамбовского УФАС России признает обоснованным в силу следующего.

По позиции №3 Технического задания Заказчик установил, в том числе, следующее: «Щебень известняковый должен соответствовать ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями № 1-4). Максимальное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, %, по массе до 15 вкл.».

Однако, действующим ГОСТом 8267-93 предусмотрен такой показатель щебня как «содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе».

Таким образом, Заказчиком изменено наименование показателя щебня, что является нарушением п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

    1. Заявитель указывает, что Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе установил в документации Аукциона требования к описанию участниками закупки в заявках помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний (позиции №№7, 9, 20 Технического задания), а также компонентного состава товаров (позиции №№ 1, 2, 15 Технического задания).

      Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав положения спорных пунктов Технического задания, признает указанный довод Заявителя обоснованным.

      Так, например, в Техническом задании Заказчиком установлены, в том числе следующие требования:

«7. Битум нефтяной строительный должен соответствовать ГОСТ 6617-76 Битумы нефтяные строительные. Технические условия (с Изменениями № 1, 2, 3, 4, 5). Битум нефтяной строительный должен быть марки БН 90/10. Глубина проникания иглы при 25 0С, 0,1 мм* 5-20. Температура размягчения по кольцу и шару, °С* 90-105. Растворимость, %, не менее* 99,50. Температура вспышки, °С, не ниже* 240.

9. Краска масляная земляная должна соответствовать ГОСТ 8292-85 Краски масляные цветные густотертые. Технические условия (с Изменением № 1).Краска масляная земляная должна быть марки: МА-015 мумия, МА-015 сурик железный. Минимальная массовая доля пленкообразующего вещества, %, должна быть не менее 12,4. Массовая доля летучих веществ, %:* не более 7,0».

20. Электроды должны соответствовать ГОСТ 9467-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы (с Изменением № 1).Номинальный диаметр электродов должен быть 4 мм, 6 мм. Минимально допустимое значение временного сопротивления разрыву металла шва, кгс/мм2: не менее 42.

15. Смесь литая должна соответствовать ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования. Смесь литая должна быть предназначена для нового строительства, капитального и ямочного ремонта, тротуаров. Смесь должна быть однородной. Максимальный размер зерен минеральной части 15 мм. Пористость минерального остова, %, по объему, должна быть не более* 22. Остаточная пористость, %, по объему должна быть, не более*2. Водонасыщение, %, по объему должна быть, не более* 0,5. Коэффициент вариации для смеси должен быть не более* 0,20. Для приготовления смеси должен применятся щебень, получаемый дроблением плотных горных пород. Щебень из плотных горных пород, входящий в состав смеси, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия. В щебне не должно быть посторонних засоряющих примесей. Марка по дробимости должна быть не менее 1000. Марка по истираемости должна быть не менее И1. Марка по морозостойкости должна быть не ниже F50. Содержание зерен слабых пород, %, по массе, не более* 5. Содержание пылевидных и глинистых частиц, %, по массе, не более* 1. Должен быть применен песок природный либо песок из отсевов дробления. Марка прочности песка**, не ниже 1000. Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания, %, по массе, не более* 0,5. Для приготовления смеси должен быть применен неактивированный или активированный минеральный порошок, соответствующий требованиям ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия (с Поправкой). Для приготовления смеси в качестве вяжущего должен быть применен битум нефтяной дорожный вязкий марок [БНД 40/60]/[БНД 60/90] соответствующий ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия (с Изменением № 1). Глубина проникания иглы при 25 0С, 0,1 мм* 40-90. Глубина проникания иглы при 0 0С, 0,1 мм* не менее 13. Минимальная температура размягчения по кольцу и шару, °С 47-51. Температура вспышки, °С, не ниже* 230».

1. Бетон тяжелый должен соответствовать ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия. Бетон должен быть плотной структуры средней плотностью [более 2000 до 2500 кг/м3 включительно] на цементном вяжущем и плотном мелком и крупном заполнителе. Класс бетона по прочности на сжатие В 7,5. Марка бетона по морозостойкости должна быть выше F150. В качестве мелкого заполнителя для бетона должен применяться песок природный либо песок из отсевов дробления. В качестве вяжущего должен применяться цемент соответствующий ГОСТ 10178-85 либо ГОСТ 31108-2016. Цементное вяжущее по типу и виду добавок (в случае наличия добавок) должно быть: ЦЕМ I, [ЦЕМ II/А-Ш], [ЦЕМ II/В-Ш], [ЦЕМ II/А-П], [ЦЕМ II/А-З], [ЦЕМ II/А-Г], [ЦЕМ II/А-К], [ЦЕМ II/А-И], [ЦЕМ III/А], [ПЦ-Д0], [ПЦ-Д5] или [ПЦ-Д20]. В качестве крупного заполнителя для бетона должен использоваться щебень.

2. Бетон тяжелый должен соответствовать ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия. Бетон должен быть плотной структуры средней плотностью [более 2000 до 2500 кг/м3 включительно] на цементном вяжущем и плотном мелком и крупном заполнителе. Класс бетона по прочности на сжатие В 22,5. Марка бетона по морозостойкости должна быть не ниже F200. В качестве мелкого заполнителя для бетона должен применяться песок природный либо песок из отсевов дробления. В качестве вяжущего должен применяться цемент соответствующий ГОСТ 10178-85 либо ГОСТ 31108-2016. Цементное вяжущее по типу и виду добавок (в случае наличия добавок) должно быть: ЦЕМ I, [ЦЕМ II/А-Ш], [ЦЕМ II/В-Ш], [ЦЕМ II/А-П], [ЦЕМ II/А-З], [ЦЕМ II/А-Г], [ЦЕМ II/А-К], [ЦЕМ II/А-И], [ЦЕМ III/А], [ПЦ-Д0], [ПЦ-Д5] или [ПЦ-Д20]. В качестве крупного заполнителя для бетона должен использоваться щебень. Наибольшая крупность крупного заполнителя 10 мм».

Однако, Заказчик не обосновал и не представил подтверждающих доказательств, чем вызвана такая потребность Заказчика излишне детализировать требования к товарам, их компонентам, результатам испытаний и т.д., тем более они содержатся в соответствующих ГОСТах, в том числе поименованных Заказчиком в документации аукциона. Излишняя детализация ведет к затруднению подготовки заявки и, как следствие, к риску отклонения участников закупки и ограничению их количества. Тем более, в силу требований действующего законодательства, производители товара не обязаны сообщать покупателям и указывать в сопроводительных документах все результаты проведенных испытаний и подробное содержание по компонентам и химсоставу изготовленных товаров и (или) веществ, из которых они изготовлены.

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком при утверждении документации об Аукционе пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе

1.5. Заявитель в своей жалобе указывает, что в Техническом задании Заказчиком установлено требование к товару, который не предусмотрен проектно-сметной документацией и соответственно не применяется при выполнении работ по контракту.

Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что по позиции №15 Технического задания Заказчиком установлено следующее требование к товару: «15. Смесь литая должна соответствовать ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования. Смесь литая должна быть предназначена для нового строительства, капитального и ямочного ремонта, тротуаров».

На рассмотрении жалобы представитель Заказчика не представил доказательств правомерности установления требования к смеси литой, как и не обозначил позицию в сметном расчете, на основании которой установлено требование к указанному товару.

Исходя из вышеизложенного, довод Заявителя в указанной части признается обоснованным, а Заказчик нарушившим п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

1.6. Заявитель указывает, что Заказчиком по позициям №№ 24, 14, 9 допущено неправомерное объединение характеристик товара, которое вводит участников закупки в заблуждение при заполнении заявки на участие в Аукционе.

Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с указанным доводом Заявителя в силу следующего.

По позиции №24 Технического задания Заказчик указал, в том числе, следующее: «Пиломатериалы обрезные хвойных пород должны соответствовать ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями № 1, 2, 3, с Поправкой). Вид: бруски, доски. Ширина: 75 - 150 мм. Длина: 4 - 6,5 м. Толщина: 40 - 75 мм».

Исходя из инструкции по заполнению заявки, Заказчику необходимы и доски и бруски.

Согласно ГОСТ 18288-87 доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.

В соответствии с ГОСТ 18288-87 брусок – пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.

Однако, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены значения показателей, противоречащие ГОСТ, в связи с чем, участник закупки может предложить в составе первой части заявки показатели, соответствующие требованиям документации об Аукционе, но противоречащие требованиям ГОСТа.

Так, например, заявка участника закупки, указавшего в составе первой части заявки толщину доски «40 мм» при значении ширины доски «75 мм», будет соответствовать требованиям документации об Аукционе, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ 18288-87, так как это будет уже не доска, а брусок.

Таким образом, указанные Заказчиком характеристики к материалу по п.24 Технического задания могут вводить для участника закупки в заблуждение и несут в себе риск отклонения такой заявки.

По позиции №14 Технического задания Заказчиком установлены следующие требования: «Горячекатаная арматурная сталь должна соответствовать ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия (с Изменениями № 1, 2, 3, 4, 5). Класс AI, AII либо AIII. Горячекатаная арматурная сталь должна быть изготовлена в стержнях либо мотках. Сталь должна быть гладкого либо периодического профиля. Предельные отклонения диаметра гладких профилей должны соответствовать ГОСТ 2590-2006 Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент для обычной точности прокатки**. Количество заходов винтовой линии, по которым идут поперечные выступы** 1-3. Номер профиля (номинальный диаметр стержня dн) 6-14. Площадь поперечного сечения, см2 0,283- 1,540».

Пунктом 1.3 ГОСТа 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)» определено, что номера профилей, площади поперечного сечения, масса 1 м длины арматурной стали гладкого и периодического профиля, а также предельные отклонения по массе для периодических профилей, должны соответствовать указанным в табл.1:

Таблица 1

       

Номер профиля (номинальный диаметр стержня

Площадь поперечного сечения стержня, смГОСТ 5781-82  Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)

Масса 1 м профиля

   

Теоретическая, кг

Предел. откл., %

6

0,283

0,222

+9,0
 

8

0,503

0,395

-7,0

10

0,785

0,617

+5,0
-6,0

12

1,131

0,888

 

14

1,540

1,210

 

16

2,010

1,580

+3,0
-5,0

18

2,540

2,000

 

20

3,140

2,470

 

22

3,800

2,980

 

25

4,910

3,850

 

28

6,160

4,830

 

32

8,040

6,310

+3,0
-4,0

36

10,180

7,990

 

40

12,570

9,870

 

45

15,000

12,480

 

50

19,630

15,410

+2,0
-4,0

55

23,760

18,650

 

60

28,270

22,190

 

70

38,480

30,210

 

80

50,270

39,460

 

Аналогично предыдущему пункту решения, Заказчик неправомерно объединил значения площади поперечного сечения стержня для всех указанных по спорной позиции Технического задания номеров профиля, что не соответствует ГОСТу 5781-82 и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Таким образом, требования к товару, содержащиеся по позиции №14 Технического задания документации об Аукционе, при формировании заявки на участие в Аукционе позволяют указать для конкретного номера профиля любое значение показателя площади поперечного сечения из установленного Заказчиком, которое будет соответствовать Техническому заданию документации об Аукционе, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ 5781-82 , что вводит участников закупки в заблуждение.

Аналогичное нарушение допущено Заказчиком при описании требований к товару по позиции №9 Технического задания.

Так, по позиции 9 Технического Задания Заказчиком установлено следующее требование к товару: «Краска масляная земляная должна соответствовать ГОСТ 8292-85 Краски масляные цветные густотертые. Технические условия (с Изменением № 1). Краска масляная земляная должна быть марки: МА-015 мумия, МА-015 сурик железный. Минимальная массовая доля пленкообразующего вещества, %, должна быть не менее 12,4. Массовая доля летучих веществ, %:* не более 7,0».

Исходя из указанных требований и инструкции по заполнению заявки, участник закупки может предложить в составе своей заявки краску марки МА-015 мумия и краску марки МА-015 сурик железный, указав для них значение массовой доли пленкообразующего вещества -12,4%, что будет соответствовать требованиям документации. Однако, это не будет соответствовать ГОСТу 8292-85, в соответствии с которым, у краски марки МА-015 мумия массовая доля пленкообразующего вещества – не менее 13%.

1.7. Заявитель указывает, что по позиции №11 Технического задания установлено требование к марке по прочности раствора на сжатие в проектном возрасте не в соответствии с ГОСТ 28013-98. Аналогичное нарушение, как указывает Заявитель, допущено Заказчиком по позиции №18 Технического задания.

Комиссия Тамбовского УФАС России признает указанные доводы Заявителя обоснованным в силу следующего.

Так, по позиции №11 Технического задания Заказчик установил, в том числе, следующее требование: «11. Раствор цементный должен соответствовать ГОСТ 28013-98. Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением № 1). Марка по прочности раствора на сжатие в проектном возрасте должна быть не ниже 50».

ГОСТом 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия» определено, что прочность растворов на сжатие в проектном возрасте характеризуют марками: М4, М10, М25, М50, М100, М150, М200.

Таким образом, Заказчиком в нарушение требований п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено требование к марке прочности раствора на сжатие не в соответствии с ГОСТ 28013-98.

По позиции №18 Технического задания Заказчик установил, в том числе следующее: «Фланцы стальные плоские приварные должны соответствовать ГОСТ 33259-2015 Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинальное давление до PN 250. Конструкция, размеры и общие технические требования (с Поправками). Фланцы стальные плоские приварные должны быть изготовлены из стали ВСт3сп2/ ВСт3сп3».

ГОСТом 33259-2015 «Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинальное давление до PN 250» установлено, что рекомендуемые материалы для изготовления фланцев и крепежных деталей, перечень НД на заготовки, полуфабрикаты и материалы, а также давление и температура применения приведены в таблицах 11 и 12.

Однако, обозначенные по позиции №18 Технического задания марки стали в указанном ГОСТе отсутствуют.

Марки стали ВСт3сп2, ВСт3сп3 были предусмотрены ГОСТом 380-71, который в настоящее время не действует. В соответствии с действующим ГОСТом 380-2005 углеродистую сталь обыкновенного качества изготовляют следующих марок: Ст0, Ст1кп, Ст1пс, Ст1сп, Ст2кп, Ст2пс, Ст2сп, Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп, Ст3Гпс, Ст3Гсп, Ст4кп, Ст4пс, Ст4сп, Ст5пс, Ст5сп, Ст5Гпс, Ст6пс, Ст6сп.

Таким образом, Заказчик установил требование к марке стали в соответствии с недействующим ГОСТом.

1.8. Заявитель считает, что Заказчик неправомерно установил требование по позиции 20 «Электроды», обосновывая это тем, что данный товар не является объектом закупки.

Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод Заявителя обоснованным.

Так, по смыслу законодательства о контрактной системе, Заказчик вправе требовать от участников закупки представление конкретных показателей товара, используемых при выполнении работ, в случае, если указанные товары остаются у Заказчика (передаются в собственность) либо являются составной частью результата работ, то есть входят в предмет контракта. Требовать от участника закупки описывать товары, которые используются при выполнении работ, но которые не являются и не будут являться составной частью их результата (т.е. не являются объектом закупки), неправомерно.

Однако, Заказчиком установлены требования к таким товарам, как электроды

Таким образом, Заказчик нарушил требования п. 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так как установил требование описывать товары, которые не являются объектом закупки.

1.9. Заявитель указывает, что положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе содержит положения, которые не применимы участником закупки при заполнении заявки на участие в Аукционе.

Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с указанным доводом Заявителя в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что по отдельным позициям Технического задания Заказчиком используются символы «*» и «**» (например: «Массовая доля активного хлора*, %, не менее 20» по позиции №5, «Марка цемента по прочности при сжатии в 28-суточном возрасте должна быть не ниже 400**» по позиции №11 и др.). Однако, инструкция по заполнению заявки не содержит разъяснений, в каком виде участник закупки должен указать показатель по той или иной характеристике товара (материала), что вводит или может ввести участников закупки в заблуждение и создает риск отказа в допуске к участию в аукционе.

В инструкции по заполнению заявки Заказчиком определены также следующие положения:

«Перечисление значений через запятую (или через точку с запятой «;») означает необходимость поставки товара со всеми перечисленными вариантами характеристики, либо, если совмещение в одном товаре сразу двух перечисленных значений невозможно – нескольких товаров по данной позиции, которые будут различаться по этой характеристике.

Участник в любом случае обязан представить диапазон характеристик (такой же как в документации или шире, но включающий значения, указанные заказчиком), если требование к показателю выделены курсивом. Выделение курсивом союза «или» и характеристик, которые перечислены с ним означает, что требуются все перечисленные значения характеристики и участник вправе помимо них, указать на наличие дополнительных значений характеристики».

Однако, Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что подобное описание объекта закупки не встречается в Техническом задании.

Таким образом, инструкция по заполнению заявки имеет излишне сложный и запутанный характер, в результате чего затруднительно практическое понимание ее смысла и применение, что создает риск отказа в допуске заявки к участию в аукционе.

При этом, в оспариваемом положении инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе: «В случае, если для товара издан и вступил в силу более новый ГОСТ, чем тот, который указан в задании заказчика, участник вправе представить товар соответствующий ГОСТу, указанному заказчиком, либо более новому ГОСТу. При поставке товара, соответствующего более новому ГОСТу об этом необходимо указать в заявке» Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает нарушений, так как оно не вводит участников закупки в заблуждение, и позволяет им представить характеристики товара в соответствии с действующим законодательством.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

  1. 1.10. Заявитель в своей жалобе указывает, что по позиции № 9, №25, №13 Технического Задания не в соответствии с действующими ГОСТами.

  2. Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с указанным доводом Заявителя в силу следующего.

  3. По позиции № 9 Технического задания Заказчик установил, в том числе, следующее требование: «Краска масляная земляная должна соответствовать ГОСТ 8292-85 Краски масляные цветные густотертые. Технические условия (с Изменением № 1)».

  4. Однако в ГОСТ 8292-85 «Краски масляные цветные густотертые. Технические условия» отсутствует такое понятие как «земляная» краска.

  5. По позиции №25 Технического задания Заказчик установил, в том числе, следующее требование: «25.Очес льняной должен соответствовать ГОСТ Р 53486-2009 Очес льняной. Технические условия. [Очес льняной - короткое непараллелизованное льняное волокно, получаемое в результате чесания трепаного льна или перечеса чесаного льна и предназначенное для переработки в пряжу]. Сорт 6 или 4 или 8, грубый или мягкий».

  6. Исходя из приведенного положения Технического задания, Заказчик предусматривает такие сорта очеса льна как грубый и мягкий.

  7. Однако, ГОСТом «Очес льняной. Технические условия» (пункт 5.1.2) определены следующие сорта очеса – 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. Таким образом, указанный ГОСТ не содержит указания на то, что сорт очеса может обозначаться как «грубый» или «мягкий».

  8. Аналогичное нарушение было установлено комиссией Тамбовского УФАС России при установлении Заказчиком требований по позиции №13 Технического задания в части описания характеристики песка «песок средний для строительных работ (возможно обогащенный)».

  9. Таким образом, установив требования к товарам не в соответствии с действующими ГОСтами, Заказчик допустил нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

  10. 1.11. В дополнение к жалобе Заявитель указывает, что в в пункте 20 Информационного паспорта Аукциона документации Аукциона содержится требование к участникам закупки, которое ограничивает его право на участие в закупке.

  11. Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод Заявителя необоснованным.

    Так в пункте 20 Информационного паспорта Аукциона установлено следующее:

п.2, п.3 ч.5 ст.66

Перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:

действующая на дату окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении закупки, выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 16.02.2017 №58, подтверждающая, что участник закупки:

является действующим членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

имеет право (и это право на дату окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении закупки, не приостановлено) осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров:

- в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

имеет уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. При этом указанный уровень ответственности должен позволять участнику закупки заключать контракты по цене, предложенной участником закупки в ходе проведения конкурентных способов определения подрядчика (исполнителя).

Вниманию участников закупки!

Участникам закупки, указанным в части 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется.

 

Указанное положение документации об Аукционе не противоречит нормам Закона о контрактной системе и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Участнику закупки планирующему снизить начальную (максимальную) цену контракта до 3 млн. руб. и менее не обязательно представлять в составе заявки на участие в аукционе документы, указанные в пункте 20 Информационного паспорта, так как в силу ч. 2.1. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Заявителем не представлено доказательств ограничения спорным положением документации об аукционе его прав на участие в Аукционе.

В ходе рассмотрения жалобы представитель общества с ограниченной ответственностью «Мультикабельные системы города Тамбова» заявил об отсутствии желания и необходимости у Общества участия в рассматриваемой закупке.

  1. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России выявила следующее нарушение действующего законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Разъяснения положений документации об Аукционе от 01.10.2018:

ВОПРОС.

 

По позиции 15. «Смесь литая» указано: «Смесь литая предназначена для нового строительства, капитального и ямочного ремонта, тротуаров». Просим разъяснить, на основании какой позиции проектно-сметной документации предусмотрено новое строительство или капитальный ремонт дорог? Поскольку из смысла союза «и» и символа «запятая» смесь будет предназначаться для всего вышеперечисленного?

ОТВЕТ.

 

Речь идет лишь об общем назначении смеси асфальтобетонной, а не о том, что будет осуществляться строительство либо капитальный ремонт дорог.

Участнику достаточно представить предложение в виде «Смесь литая будет соответствовать ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования» этого будет достаточно.

Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что указанные разъяснения положений документации не содержат ответа на поставленный вопрос.

Таким образом, действия Заказчика не давшего ответа на поставленный вопрос участника закупки о даче разъяснений положений документации об аукционе нарушают ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что на участие в Аукционе было подано 11 заявок, из которых заявка №9 была отклонена аукционной комиссии Заказчика от участия в аукционе. Однако, на отклонение заявки №9 от участия в аукционе повлияло допущенное Заказчиком в документации об Аукционе нарушение требований Закона о контрактной системе.

Ввиду того, что выявленное в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при утверждении документации о закупке повлияло на порядок определения исполнителя по контракту Комиссия Тамбовского УФАС России решила выдать предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона и повторной процедуре рассмотрения заявок.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мультикабельные системы города Тамбова» обоснованной в части доводов, обозначенных в пунктах 1.1, 1.3. – 1.10 настоящего решения.

  2. Признать Заказчика нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

  3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.ч. 1.4, 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу № 228/18 о нарушении законодательства

о контрактной системе

 

Резолютивная часть предписания оглашена «10» октября 2018 г.

В полном объеме предписание изготовлено «15» октября 2018 г.

г. Тамбов

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель – руководитель управления Е.А. Гречишникова,

члены комиссии:

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,

на основании своего решения от 15.10.2018 по делу № РЗ-228/18 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Аукционной комиссии администрация Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области, оператору электронной площадки (АО «Единая электронная торговая площадка») отменить протоколы (при их наличии и в части касающихся), составленные в ходе проведения электронного аукциона № 0164200003018002482 по объекту закупки: ''Водопровод второго этапа в с.Старосеславино Первомайского района Тамбовской области'' (ВБ по ул. Тамбовской -ул.Ленина (кол.31-32), ул.Комсомольская (кол.57-87)- ул.Зеленая.

2. Заказчику (администрации Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области) назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (извещение 0164200003018002482), дату проведения Аукциона, а также разместить на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе в сфере закупок информацию об отмене протоколов. При этом дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протоколов.

3. Оператору электронной площадки (АО «Единая электронная торговая площадка») не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:

- назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, об отмене протоколов, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участниками закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.

5. Аукционной комиссии Заказчика рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Тамбовского УФАС России от 15.10.2018 по делу № РЗ-228/18.

7. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Тамбовского УФАС России от 15.10.2018 по делу №РЗ-228/18.

8. Настоящее предписание исполнить в срок до 06 ноября 2018 года.

9. Лицам, указанным в настоящем предписании, сообщить и представить доказательства его исполнения в Тамбовское УФАС России в срок до «06» ноября 2018 года.

Настоящее предписание в течение трех месяцев со дня его выдачи может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны