Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу № РЗ-230/17 о нарушении закон... от 13 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № РЗ-230/17 о нарушении законодательства

о контрактной системе

 

Резолютивная часть решения оглашена «7» июля 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «10» июля 2017 года.

г. Тамбов

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель – врио руководителя управления Мазаева С.В.,

члены комиссии:

заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

в присутствии на рассмотрении жалобы представителей:

Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области» - <…>,

Комитета государственного заказа Тамбовской области – <…>,

ООО «Интерстройсервис» - <…>,

рассмотрев жалобу ООО «Интерстройсервис» (далее – Заявитель) на действия Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области» (далее - ТОГБУК «ЦСИИКН») при проведении конкурса с ограниченным участием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Здание гостиницы "Европейская" (Дом Шоршорова) г. Тамбов, ул. К. Маркса/ул. Коммунальная, д. 142/10 (извещение № 0164200003017001990) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее также -Уполномоченный орган) 16.06.2017 опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение № 0164200003017001990 о проведении конкурса с ограниченным участием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Здание гостиницы "Европейская" (Дом Шоршорова) г. Тамбов, ул. К. Маркса/ул. Коммунальная, д. 142/10 (далее – Конкурс).

Заказчик – Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области».

Начальная (максимальная) цена контракта - 10 949 612 руб.

ООО «Интерстройсервис», считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.

В качестве доводов Заявитель указал, что Заказчиком в документации о закупке неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии у них лицензии Министерства культуры Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст.12 Федерального Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на осуществление следующего вида работ: реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов.

Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, пояснения Заказчика, уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.

  1. В силу статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных данной статьей.

Пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

В соответствии п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Ввиду того, что предметом закупки является выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, Заказчиком, в соответствии с п.48 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 27.04.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии Министерства культуры Российской Федерации.

Частью 2 ст.12 Закона о лицензировании установлено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.

В соответствии с перечнем работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Перечень работ), заказчиком установлены требования о наличии лицензии на следующие виды работ:

- реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок;

- реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора;

- ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций;

- реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки;

- ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем;

- реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов.

Заказчиком пояснено, что оспариваемое заявителем требование о наличии у участника закупки соответствующей предмету контракта лицензии с разрешенным видом работ: «реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов» установлено в соответствии с научно-проектной документацией и исходя из потребностей заказчика.

Пунктом 11 технического задания (приложение №1 к контракту) предусмотрены «Ремонт и восстановление декоративных элементов фасадов (архитектурных деталей, балконных решеток, ограждения кровли, козырька, коновязи). Указанные элементы являются предметом охраны объекта культурного наследия (особенностями объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). Предмет охраны утвержден приказом управления культуры и архивного дела Тамбовской области от 28.11.2012 г.

Проектной документацией, являющейся приложением к конкурсной документации, предусмотрены ремонт 19 элементов коновязи и воссоздание одного элемента коновязи. Предусматривается воссоздание 4-х элементов ограждения кровли. Указанные элементы состоят из деталей - кованых металлических элементов, гнутых стержней и труб, металлических наверший. Элементы несут декоративную функцию, участвуя в формировании архитектурного облика фасада. Декоративная функция ограждения кровли объясняется отсутствием ограждения со стороны дворовой части. Элементы являются неразборными, представляющими собой одно целое.

Ремонт и воссоздание элементов коновязи и орнаментальных решеток ограждения крыши как декротивных частей относится к работам, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия в части «реставрации и воссоздания деталей из черного и цветных металлов» (пункт. 20 Приложения к Положению о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2012 г. № 349).

Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно ч. 9 с. 105 Закона о контрактной с системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

В нарушение указанных норм Закона о контрактной системе заявителем не представлено документальных доказательств о неправомерности установления спорного требования в документации о закупке, в том числе, в части указания на то, что работы по реставрации и воссозданию деталей из черного и цветных металлов можно выполнять при наличии лицензии на осуществление такого вида работ как «ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций».

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России считает жалобу ООО «Интерстройсервис» необоснованной.

2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила следующее нарушение требований Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе определено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В рассматриваемой Конкурсной документации установлен критерий "квалификация участников закупки», в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 60% (коэффициент значимости критерия: 0,6), содержащий следующий показатель:

"Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» со следующей шкалой присваиваемых баллов:

0 баллов - в составе заявки не представлен список сотрудников, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, аттестованных комиссией Министерства культуры РФ в соответствии с Порядком проведения аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей (утв. приказом Министерства культуры РФ от 5 мая 2012 г. N 474) с приложением копий документов об аттестации, заверенной печатью организации либо нотариально;

10 баллов - участником конкурса представлен список сотрудников, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, аттестованных комиссией Министерства культуры РФ в соответствии с Порядком проведения аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей (утв. приказом Министерства культуры РФ от 5 мая 2012 г. N 474) с приложением копий документов об аттестации, заверенной печатью организации либо нотариально, в количестве от 1 до 5 человек;

50 баллов - участником конкурса представлен список сотрудников, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, аттестованных комиссией Министерства культуры РФ в соответствии с Порядком проведения аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей (утв. приказом Министерства культуры РФ от 5 мая 2012 г. N 474) с приложением копий документов об аттестации, заверенной печатью организации либо нотариально, в количестве от 5 до 10 человек;

100 баллов - участником конкурса представлен список сотрудников, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, аттестованных комиссией Министерства культуры РФ в соответствии с Порядком проведения аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей (утв. приказом Министерства культуры РФ от 5 мая 2012 г. N 474) с приложением копий документов об аттестации, заверенной печатью организации либо нотариально, в количестве от 10 человек и более.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, например, 10 баллов присваивается при представлении сведений о наличии у участника закупки аттестованных сотрудников в количестве от 1 до 5 человек, состоящих с ним в трудовых отношениях, однако, при наличии у участника закупки 6-ти (от 5 до 10 человек) таких аттестованных сотрудников, присваивается уже 50 баллов. Аналогичное несоответствие возможно и в иных случаях, например: при наличии у участника конкурса 10 аттестованных сотрудников (50 баллов) и 11 сотрудников (100 баллов) и др.

Подобная несопоставимость оценки участников закупки нарушает принцип обеспечения конкуренции, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы участников конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Интерстройсервис» необоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим пункт 9 части 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № РЗ-230/17 о нарушении законодательства о контрактной системе

 

Резолютивная часть предписания оглашена «7» июля 2017 года.

В полном объеме предписание изготовлено «10» июля 2017 года.

г. Тамбов

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Комиссия) в составе:

председатель – врио руководителя управления Мазаева С.В.,

члены комиссии:

заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

на основании своего решения от 10.07.2017 по делу № РЗ-230/17 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению культуры «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области» внести изменения в документацию конкурса с ограниченным участием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Здание гостиницы "Европейская" (Дом Шоршорова) г. Тамбов, ул. К. Маркса/ул. Коммунальная, д. 142/10 (извещение №0164200003017001990), приведя ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Тамбовского УФАС России от 10.07.2017 по делу № РЗ-230/17.

2. Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению культуры «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области» продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (извещение №0164200003017001990) с учетом требований Закона о контрактной системе, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

3. Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению культуры «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области» продолжить проведение конкурса с ограниченным участием (извещение №0164200003017001990) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

4. Настоящее предписание исполнить в срок до 31 июля 2017 года.

5. Об исполнении настоящего предписания сообщить и представить доказательства в Тамбовское УФАС России в срок до 31 июля 2017 года.

Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны