Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-265/18 о нарушении законодательст... от 27 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «22» ноября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено «27» ноября 2018 года.

г. Тамбов

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель – заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

члены комиссии:

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,

в присутствии 22.11.2018 на рассмотрении дела № РЗ-265/18 представителя администрации Тамбовского района Тамбовской области <……>,

представителя комитета государственного заказа Тамбовской области <……>,

в отсутствие заявителя ООО «Каскад», уведомленного о времени и дате рассмотрения дела РЗ-265/18 надлежаще,

рассмотрев жалобу ООО «Каскад» (далее – Заявитель) на действия администрации Тамбовского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона № 0164200003018002969 на выполнение работ по ремонту подъезда к СНТ «Эльдорадо» Тамбовского района Тамбовской области (2 этап) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,

УСТАНОВИЛА:

Комитет государственного заказа Тамбовской области (уполномоченный орган)  опубликовал 30.10.2018 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО «Единая электронная торговая площадка» извещение № 0164200003018002969 на выполнение работ по ремонту подъезда к СНТ «Эльдорадо» Тамбовского района Тамбовской области (2 этап) (далее – Аукцион).

Заказчик – администрация Тамбовского района Тамбовской области.

Начальная (максимальная) цена контракта – 19 937 674 руб.

ООО «Каскад», считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России (вх. от 15.11.2018 № 7293э).

Заказчик и Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, о чем представили письменные пояснения (вх. от 21.11.2018 №7508н, вх. от 21.11.2018 № 7502н).

 Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вместе с тем, на заседании Комиссии  Тамбовского УФАС России представители Заявителя отсутствовали, документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, не представлено.

1. Заявитель считает, что в нарушение Закона о контрактной системе Заказчик установил в документации о закупке требования к товарам, требующие проведения испытаний товара участником закупки при подаче заявки, например, по позиции «Песок природный» и позиции «Битум нефтяной дорожный жидкий».

Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод обоснованным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании  в документации о закупке объекта закупки необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ, установлены Заказчиком в приложении № 4 к контракту (далее – Требования к материалам).

В Требованиях к материалам Заказчик по позиции 1 «Песок природный»  установил, в том числе, следующее: «Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов до 740Бк/кг»;

по позиции 7 «Битум нефтяной дорожный жидкий» Заказчик установил, в том числе, следующее: «Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С: 40-130*С. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя: не ниже* 28С; количество испарившегося разжижителя: не менее * 7%».

Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав приведенные требования спорных позиций, а также другие характеристики товаров Требований к материалам (позиции 2,3,6,8,9,12,13,15,16 и др.) установила, что в отношении ряда товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе, установлены излишне подробные и детализированные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, в том числе не предусмотренных законодательством о контрактной системе, о результатах испытаний товаров, технологических процессах их изготовления и компонентом (химическом) составе, например:

по позиции 2 «Щебень из природного камня для строительных работ» Заказчик установил, в том числе, следующее:

 «Содержание пылевидных и глинистых частиц: не более* 2 % по массе; количество зёрен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы*: до 25 % по массе; суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов* до 740 Бк/кг»;

по позиции 3 «Щебень из природного камня для строительных работ» Заказчик установил, в том числе, следующее:

 «Средняя плотность зёрен**: от 2,0 до 3,5 г/см3;  содержание пылевидных и глинистых частиц: не более* 2 % по массе; количество зёрен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы*: до 25 % по массе; суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов* до 740 Бк/кг»;

по позиции 9 «Горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь» Заказчик установил, в том числе, следующее:

«Содержание зёрен минеральной части мельче 5 мм*: 50 – 60 % по массе; содержание зёрен минеральной части мельче 0,63 мм*: 20 – 60 % по массе; содержание зёрен минеральной части мельче 0,071 мм*: 6 – 12 % по массе; остаточная пористость*: свыше 2,5 % до 5 %; содержание щебня*: свыше 40 % до 50 %; пористость минеральной части*: от 14 % до 19 %; температура смеси при отгрузке потребителю и на склад*: должна быть от 140 °С до 160 °С; суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов в смеси* до 740 Бк/кг»;

по позиции 12 «Растворитель для лакокрасочных материалов» Заказчик установил: «Массовая доля воды по Фишеру, %, не более*: 2,0; летучесть по этиловому эфиру*: 8-15»;

по позиции 13 «Растворитель для лакокрасочных материалов» Заказчик установил: «Массовая доля бутилацетата должна быть не более* 12 %; температура вспышки в закрытом тигле должна быть не ниже* -10 °С»;

по позиции 15 «Олифа» Заказчик установил: «Условная вязкость при температуре** (20±0,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм, с*: 18-60»

и другое.

На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что Заказчиком установлены требования в Требованиях к материалам исходя из своих потребностей и в соответствии с требованиями ГОСТов, наименования которых указаны в документации Аукциона.

Однако Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заказчик не  обосновал и не представил подтверждающих доказательств, чем вызвана такая потребность Заказчика излишне детализировать требования к товарам, их компонентам, результатам испытаний и т.д., тем более они содержатся в соответствующих ГОСТах, в том числе поименованных Заказчиком в документации аукциона. Излишняя детализация ведет к затруднению подготовки заявки и, как следствие, к риску отклонения участников закупки и ограничению их количества.  Тем более в силу требований действующего законодательства производители товара не обязаны сообщать покупателям и указывать в сопроводительных документах все результаты проведенных испытаний и подробное содержание по компонентам и химсоставу изготовленных товаров и (или) веществ, из которых они изготовлены.

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком при утверждении  документации об Аукционе  пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Данные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Заявитель жалобы считает неправомерным требование к товару «Керосин для технических целей» о соответствии СТО 11605031-010-2007, поскольку указанный стандарт выдан на продукцию одному предприятию ОАО «ТАИФ-НК», что ограничивает количество участников аукциона.

По данному доводу Заказчик пояснил, что стандарт организации СТО 11605031-010-2007 «Керосин для технических целей» разработан ОАО «ВНИИ НП» и широко применяется различными юридическими лицами - производителями технического керосина. Среди них, например, АО «ТАНЕКО», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Новокуйбышевский опытный завод органического синтеза «ВОЛГАСИНТЕЗ», ОАО «ТАТНЕФТЬ», что подтверждает ошибочность довода заявителя о якобы только одном производителе, использующим указанный стандарт. Заказчик представил копии паспортов качества, выданные указанными производителями.  

При этом, Заявителем не представлено документальных подтверждений незаконности оспариваемого требования Заказчика в содержании документации о закупке  и нарушения его прав и законных интересов.

При исследованных обстоятельствах Комиссия  Тамбовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода.

3. Заявитель жалобы указывает на отсутствие в проекте контракта конкретного срока действия контракта, что приводит к невозможности определения срока действия банковской гарантии, предоставляемой в обеспечение исполнения обязательств по контракту.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В п. 15.1 проекта контракта установлено: «Настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до полного исполнения обязательств Сторонами».

Согласно п. 1.1 проекта контракта: «Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту подъезда к СНТ «Эльдорадо» Тамбовского района Тамбовской области (2 этап) - (далее - работы), в соответствии с условиями Контракта и приложений к нему, а Заказчик принимает на себя обязательства принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта».

В п. 4.2 проекта контракта установлены сроки выполнения работ: «с 15 апреля 2019 года по 01 июня 2019 года».

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приёмки поставленного товара, выполненной работы (её результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объёма требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приёмки.

Согласно п. 7.1 проекта контракта: «Приемка выполненных работ осуществляется и оформляется в соответствии с составлением соответствующего акта по форме КС-2, справке по форме КС-3, с составлением Актов освидетельствования скрытых работ.

Согласно п. 7.2 проекта контракта: «В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента представления документов Заказчик осуществляет проверку представленных документов по п. 7.1, настоящего Контракта и принимает решение о возможности приемки к оплате предъявленных работ».

В п. 2.5 проекта контракта определено: «оплата выполненных работ производится Заказчиком на основании счёта-фактуры (счета) и подписанных Сторонами акта о приёмке выполненных работ по форме КС-2 и Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. Оплата выполненных работ производится в пределах утвержденных объемов финансирования работ в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента подписания акта о приемке выполненных работ».

Контракт прекращает своё действие после полного исполнения сторонами всех обязательств по контракту (выполнение работ, приёмка, оплата).

Таким образом, в проекте контракта установлены порядок и конкретные сроки исполнения сторонами своих обязательств по контракту, которые позволяют участнику закупки определить срок действия контракта и рассчитать срок действия банковской гарантии.

На основании изложенного рассматриваемый довод жалобы признается Комиссией Тамбовского УФАС России необоснованным.

4. Заявитель жалобы считает, что  инструкция по заполнению первой части заявки содержит неоднозначные требования к содержанию первой части заявки, что не позволяет участникам закупки корректно определить показатели в своих заявках.

При этом Заявитель в жалобе не обосновывает и не представляет подтверждающих доказательств, какие конкретно положения инструкции «содержат неоднозначные требования» и вызывают у участников закупки затруднения в заполнении заявки и участии в аукционе.

Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод жалобы необснованным.

Также Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что согласно сведениям из реестра участников, получивших аккредитацию на электронной площадке АО «Единая электронная торговая площадка», ООО «Каскад» (ИНН 7814705147) не аккредитовано на данной электронной площадке.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество не планировало и не могло принять участие в рассматриваемом аукционе, следовательно, права и законные интересы ООО «Каскад» не могут быть нарушены проводимым Заказчиком электронным аукционом.

          5. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрено.

В п. 81 Информационного паспорта аукциона определено следующее: «Требования к товару, используемому при выполнении, оказании закупаемой работы, услуги: при установлении Заказчиком данных требований они указываются в соответствующем приложении к проекту контракта или аукционной документации».

Однако документация о закупке в части требований к применяемым материалам и заполнения в заявках конкретных показателей является неопределенной, что нарушает ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

Исходя из анализа проекта муниципального контракта, Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что сведения из заявок участников закупки не включаются  Заказчиком в проект контракта, несмотря на то, что Заказчиком установлены требования к применяемым товарам, а участники закупки должны указать в своих заявках конкретные показатели.

Так, в проекте контракта установлено следующее:

         «1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту подъезда к СНТ «Эльдорадо» Тамбовского района Тамбовской области (2 этап) - (далее - работы), в соответствии с условиями Контракта и приложений к нему, а Заказчик принимает на себя обязательства принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.

1.2. Виды и объем выполняемых работ: 1 условная единица,  в соответствии с проектной документацией «Ремонт подъезда к СНТ «Эльдорадо» Тамбовского района Тамбовской области» (далее Проект) (Приложение № 1 к  Контракту), сводной ведомостью объемов работ (Приложение №2 к Контракту), сводным сметным расчетом (Приложение №3 к Контракту)».

Иные условия контракта и положения документации об аукционе, определяющие включение конкретных показателей товаров из заявки участника закупки в проект контракта, как предусмотрено статьями 34 и 83.2 Закона о контрактной системе, отсутствуют.

Комиссия Тамбовского УФАС России  приходит к выводу, что документация об аукционе противоречит ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что выявленное нарушение не повлияло на определение победителя данной закупки. Согласно протоколу от 22.11.2018 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0164200003018002969 подано 6 заявок от участников, которые все были  допущены аукционной комиссией к аукциону.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Каскад» обоснованной в части установления незаконных излишних требований к материалам, применяемым при выполнении работ.

2. Признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

Председатель комиссии                                                                             Н.Н. Колодина

Члены комиссии                                                                                              В.В. Иванов

Т.В. Четверткова

 

 

 

 

 

 

Исп.: Четверткова Т.В.

тел: 8 (4752) 72-73-44                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны