Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-452/17 о нарушении законодательст... от 18 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Тамбовское областное государственное казенное учреждение ''Тамбовавтодор''

392000, Тамбовская обл, г. Тамбов , Студенецкая набережная, 20

тел./ факс 643-4752-725419

post@avtodor.tambov.gov.ru

ИНН 6829075190

 

Комитет государственного заказа Тамбовской области

392000, г. Тамбов, ул. С.Рахманинова, 2а

e-mail: post@buy.tambov.gov.ru

 

ООО «ПроектСтрой»

117186, г. Москва, Севастопольский проспект, д. 45, корп. 1, кв. 44

Тел./факс: (495) 645 19 33

777n777@mail.ru

ИНН 7709861080

 

АО «Единая электронная торговая площадка»

115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр.5

info@roseltorg.ru

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № РЗ-452/17 о нарушении законодательства о контрактной системе

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» декабря 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «18» декабря 2017 года.

г. Тамбов

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель –  заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>,

члены комиссии:

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>,

в присутствии представителей:

Тамбовского областного государственного казенного учреждения ''Тамбовавтодор'' – <…>, <…>,

Комитета государственного заказа – <…>,

ООО «ПроектСтрой» - <…>, <…>,

рассмотрев жалобу ООО «ПроектСтрой» (далее – Заявитель) на действия Заказчика - Тамбовского областного государственного казенного учреждения ''Тамбовавтодор'' (далее – ТОГКУ «Тамбовавтодор»)  при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Тамбов-Шацк" км 16+000- км 29+000 Тамбовский район (извещение №0164200003017002478) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.07.2017 года Комитет государственного заказа опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО «Единая электронная торговая площадка» http://roseltorg.ru извещение №0164200003017002478 о проведении электронного аукциона на  выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Тамбов-Шацк" км 16+000- км 29+000 Тамбовский район (далее – Аукцион).

Начальная (максимальная) цена контракта - 172 347 800,00 руб.

Заказчик – ТОГКУ «Тамбовавтодор».

Дата и время окончания подачи заявок – 13.12.2017 в 09:00 часов.

ООО «ПроектСтрой», считая документацию об аукционе не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган (вх. от 08.12.2017 №8739).

Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, о чем представили письменные пояснения (вх. от 14.12.2017 №8863, вх. от 14.12.2017 №8862).

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы электронного аукциона, а также проведя внеплановую проверку по рассматриваемой закупке, приходит к следующим выводам.

  1. Заявитель ООО «ПроектСтрой» в своей жалобе указывает, что Заказчик установил требования к материалам без четкого разделения понятий «наименование показателя» и «значение показателя», что является нарушением Закона о контрактной системе.

Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод жалобы необоснованным ввиду следующего.

Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при формировании объекта закупки устанавливать требования каким-либо определенным образом.

Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что опубликованная аукционная документация, а также прикрепленные документы, в том числе, Техническое задание позволяют однозначно определить объект закупки  и показатели, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках.

Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод необоснованным.

2. Заявитель ООО «ПроектСтрой» в своей жалобе указывает, что Заказчик неправомерно установил в документации об аукционе излишние требования в части указания вида породы песка и горной породы для щебня.

Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод жалобы обоснованным в силу следующего.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Характеристики необходимых к применению при исполнении контракта  товаров (материалов) установлены Заказчиком в Требованиях к материалам используемых при выполнении работ (приложение №2 к контракту) (далее – Техническое задание).

В Техническом задании по позиции «Песок», в том числе, установлено следующее требование:  

«Из метаморфических, осадочных или изверженных горных пород**».

В инструкции по заполнению заявок даны следующие разъяснения:

  • В случае, если в тексте технического задания значение показателей (их наименования), наименования товаров (материалов) перечисляются через запятую, а в окончании перечисления стоит союз «или» то необходимо выбрать один из перечисляемых вариантов значений показателей (их наименований), наименований товаров (материалов).
  •  
  • случае если после значения показателя стоит знак «**», данный показатель следует указывать только в случае его наличия и нормирования для данного материала.
  •  
  • значения (наименования) показателей (их части) перечисляются через знак «;», участнику размещения заказа необходимо представить значения для каждого перечисленного значения (наименования) показателя, за исключением случаев, если после значений таких показателей стоит знак «**».»
  • рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что по рассматриваемой закупке потребностям Заказчика будут соответствовать все требуемые в документации и возможные породы песка. этом, представители не обосновали, для удовлетворения каких потребностей Заказчика необходима информация о конкретной породе песка (в случае нормирования этого показателя для отдельных видов песка).
  • изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу об избыточности данного требования. К тому же необходимость указания в заявке конкретного значения спорной характеристики песка возможно только при наличии материала у Заказчика, что ограничивает участие в закупке.
  • По позиции «Щебень из горных пород» Заказчиком установлено требование о соответствии материала ГОСТу 8267-93, а также установлено следующее требование:
  • доломит, гранит, известняк, яшма, песчаник, анортозит, порфир, амфиболит, дацит, трахит, гнейс, базальт, кварцит, филлит, андезит, габбро, диабаз, диорит, порфит или их разновидности».
  • вышеприведенному положению инструкции участникам закупки следует указать в заявке конкретное значение породы щебня, что также необоснованно ограничивает участие в закупке в силу следующего.
  • 5.13 ГОСТа 8267-93 установлено, что обязательные сведения о результатах приемочного контроля и периодических испытаний приводят в документе о качестве, в котором указывают:
  • наименование предприятия-изготовителя и его адрес;
  • номер и дату выдачи документа;
  • наименование и адрес потребителя;
  • номер партии и количество щебня (гравия);
  • номер вагона или номер судна и номера накладных;
  • зерновой состав щебня (гравия);
  • содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы;
  • содержание дробленых зерен в щебне из гравия;
  • содержание глины в комках;
  • содержание пылевидных и глинистых частиц;
  • марку щебня (гравия) по прочности (дробимости);
  • содержание зерен слабых пород;
  • морозостойкость щебня (гравия);
  • насыпную плотность щебня (гравия);
  • удельную эффективную активность естественных радионуклидов щебня (гравия);
  • устойчивость структуры щебня против распадов;
  • содержание вредных компонентов и примесей;
  • обозначение настоящего стандарта.
  • пунктом также установлено, что по требованию потребителя в документе указывают минералого-петрографическую характеристику гравия и горной породы, из которой производят щебень, а также истинную и среднюю плотность, пористость, пустотность и водопоглощение.
  • Таким образом, для указания породы щебня, которая является минералого-петрографической характеристикой, участнику закупки необходимо не только приобрести данный товар, но и произвести дополнительные действия, связанные с обращением к производителю в целях получения данной информации.
  • силу требований законодательства о контрактной системе на момент подачи заявки участник закупки не обязан иметь товары (стройматериалы), которые могут быть им использованы только в случае заключения контракта по итогам проведения аукциона.
  • Тамбовского УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе четко регламентирует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик вправе включить в документацию о закупке только такие требования, которые отвечают его потребностям и являются для него значимыми. Необоснованное установление Заказчиком характеристик товаров, не отвечающих его потребностям и целям осуществляемой закупки, нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к описанию объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Заявитель ООО «ПроектСтрой» в своей жалобе указывает, что Заказчик по позиции «Щебень из горных пород» установил неоднозначное требование, поскольку курсивом выделено значение показателя, а не его наименование.

Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод жалобы необоснованным, поскольку требования по рассматриваемой позиции с учетом разъяснений инструкции по заполнению заявок понимаются однозначно и не вызывают затруднений.

Обратное Заявитель не обосновал и не доказал.

  1. Заявитель ООО «ПроектСтрой» в своей жалобе указывает, что Заказчиком ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявок, а именно - нет разъяснений порядка заполнения показателей при их перечислении с использованием символа «,» а также в комбинации с союзом «и», что затрудняет заполнение заявок на участие в аукционе. 

Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод жалобы обоснованным в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Инструкция по заполнению заявок приведена Заказчиком в составе аукционной документации.

Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что инструкция не содержит порядка заполнения показателей и (или) их значений при использовании символа "," (запятая), а также в случае перечисления показателей через запятую с использованием союза «и».

Представители Заказчика данный факт также подтвердили. Считают, что это является излишним, так как по правилам русского языка понятно, как заполнять заявки.

При этом, по ряду позиций Технического задания Заказчиком установлены требования к материалам с использованием перечисления показателей через запятую, в том числе, в комбинации с союзом «и» в конце.

Например, по позиции «Щебень из горных пород», в том числе, установлено:

«Фракция:

для устройства щебеночного основания - свыше 40 до 70 (80) мм, свыше 10 до 20 мм;…

Группа по содержанию зерен пластинчатой и игловатой формы должна быть:

для устройства щебеночного основания – 1,2 или 3;».

По позиции «Краски (эмали) и (или) термопластик для нанесения горизонтальной дорожной разметки», в том числе, установлено:

«Класс материала, используемого для дорожной разметки:  В6, В7 и В4».

Учитывая, что порядок заполнения показателей при их перечислении с  запятой, а также с использованием запятой и союза «и», может пониматься по-разному, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что инструкция по заполнению заявок по рассматриваемой закупке установлена ненадлежащим образом, что затрудняет заполнение участниками закупки заявок на участие в аукционе и создает необоснованные риски участия в закупке.

Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Относительно довода Заявителя об отсутствии в инструкции порядка заполнения заявки в том случае, если значения показателей перечислены через запятую, а в окончании перечисления стоит союз «или», довод не нашел своего подтверждения.

Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что выявленные нарушения влекут необходимость выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ПроектСтрой» обоснованной в части установления излишних требований к указанию породы песка и конкретной породы щебня; установления ненадлежащей инструкции по заполнению заявок.
  2. Признать Заказчика нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, оператору торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в срок до 25 января 2018 года путем внесения изменения в документацию об аукционе и продлении срока приема заявок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

Председатель комиссии                                                                <…>

 

Члены комиссии                                                                            <…>

 

<…>                                                                                                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбовское областное государственное казенное учреждение ''Тамбовавтодор''

392000, Тамбовская обл, г. Тамбов , Студенецкая набережная, 20

тел./ факс 643-4752-725419

post@avtodor.tambov.gov.ru

ИНН 6829075190

 

Комитет государственного заказа Тамбовской области

392000, г. Тамбов, ул. С.Рахманинова, 2а

e-mail: post@buy.tambov.gov.ru

 

ООО «ПроектСтрой»

117186, г. Москва, Севастопольский проспект, д. 45, корп. 1, кв. 44

Тел./факс: (495) 645 19 33

777n777@mail.ru

ИНН 7709861080

 

АО «Единая электронная торговая площадка»

115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр.5

info@roseltorg.ru

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № РЗ-452/17 о нарушении законодательства о контрактной системе

 

 

Резолютивная часть предписания оглашена «14» декабря 2017 года.

В полном объеме предписание изготовлено «18» декабря 2017 года.

г. Тамбов

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Комиссия) в составе:

председатель –  заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>

члены комиссии:

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>,

на основании своего решения от 18.12.2017 по делу №РЗ-452/17 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

 

 

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Аукционной комиссии Заказчика - Тамбовского областного государственного казенного учреждения ''Тамбовавтодор'' (далее – ТОГКУ «Тамбовавтодор»):

вернуть заявки, поданные на участие в аукционе №0164200003017002478.

  1. Заказчику - ТОГКУ «Тамбовавтодор» внести изменения в аукционную документацию электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Тамбов-Шацк" км 16+000- км 29+000 Тамбовский район (извещение №0164200003017002478) с учетом требований Закона о контрактной системе и решения Тамбовского УФАС России от 18.12.2017 по делу № РЗ-452/17 путем размещения соответствующей информации на официальном сайте.

3.         Заказчику - ТОГКУ «Тамбовавтодор»  продлить срок подачи заявок на участие в аукционе №0164200003017002478 с учетом требований части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

4.         Оператору электронной площадки (АО «Единая электронная торговая площадка»):

- обеспечить программную возможность исполнения п.п. 1, 2, 3 настоящего предписания;

- назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, о внесении изменений в аукционную документацию электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Тамбов-Шацк" км 16+000- км 29+000 Тамбовский район (извещение №0164200003017002478)  и новом сроке подачи заявок, дате проведения аукциона.

5. Настоящее предписание исполнить в срок до 25 января 2018 года.

6. Об исполнении настоящего предписания сообщить и представить доказательства в Тамбовское УФАС России в срок до 25 января 2018 года.

Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.

 

Председатель комиссии

                      <…>

 

Члены комиссии

                         <…>

 

 

                                   <…>

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны