Решение б/н Решение и Предписание № РЗ-47/15: ООО «Элмед» против Тамбовс... от 15 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Р Е Ш Е Н И Е
по делу № РЗ-47/15 о нарушении законодательства
о контрактной системе

Резолютивная часть решения оглашена «14» апреля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено «17» апреля 2015 года.
г. Тамбов

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель – руководитель управления – Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного казенного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия»,
комитета государственного заказа Тамбовской области,
ООО «Элмед»,
рассмотрев жалобу ООО «Элмед» (далее – Заявитель) на действия Тамбовского областного государственного казенного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия» при проведении электронного аукциона № 0164200003015001146 и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,

УСТАНОВИЛА:

Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее – Уполномоченный орган) 27.03.2015 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО «Единая электронная торговая площадка» http://roseltorg.ru извещение № 0164200003015001146 о проведении электронного аукциона на поставку слуховых аппаратов для инвалидов Тамбовской области  (далее – Аукцион).
Начальная максимальная цена контракта составляет - 1 554 573,29 рубля.
Заказчик - Тамбовское областное государственное казенное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия». Уполномоченный орган – комитет государственного заказа Тамбовской области. Оператор электронной торговой площадки - ОАО «Единая электронная торговая площадка».ООО «Элмед», считая документацию об электронном аукционе не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России. В качестве доводов жалобы Заявитель указал следующее:
- данная закупка является неэффективной ввиду того, что использование мощных и сверхмощных слуховых аппаратов без ушных вкладышей индивидуального изготовления, а тем более – вообще без ушных вкладышей, попросту невозможно.
Заказчик и Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, считая их необоснованными.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, возражения Заказчика и Уполномоченного органа, установила следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1  ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, объективность описания закупки в соответствии с совокупностью вышеуказанных норм Закона о контрактной системе заключается в установлении Заказчиком таких требований к закупаемым товарам, которые позволяют определить его соответствие потребностям Заказчика, и при этом являются объективными, не ограничивающими количество участников закупки.
В своей жалобе заявитель указывает, что Заказчик закупает слуховые аппараты мощные и сверхмощные с цифровой настройкой без ушных вкладышей, но эксплуатация аппаратов без ушных вкладышей невозможна, и делает ссылку на экспертное заключение врача-сурдолога о том, что для настройки и последующего использования пациентом таких аппаратов обязательно необходимо наличие ушных вкладышей индивидуального изготовления, которые изготавливаются по ушным слепкам слуховых каналов пациента.
В этом заявитель – ООО «Элмед» усматривает неэффективность и нецелесообразность указанной закупки.
Однако, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе Тамбовское УФАС России как контрольный орган не вправе осуществлять проверку обоснованности и целесообразности закупки, поскольку это не относится к функциям и полномочиям территориальных антимонопольных органов.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что заявитель не обосновал и не представил доказательства тому, что его права и законные интересы нарушены тем, что слуховые аппараты закупаются без ушных вкладышей.
 Кроме того, ООО «Элмед» в жалобе заявляет, что заказчиком не даны разъяснения положений документации об аукционе по запросу Общества.
Указанный довод опровергается сведениями по закупке, размещёнными на официальном сайте.
На сайте размещён запрос, поступивший в адрес Заказчика следующего содержания: «Изучив аукционную документацию, мы пришли к выводу, что она содержит нарушение законодательства, а именно: заказчик закупает слуховые аппараты мощные и сверхмощные с цифровой настройкой. При этом в документации не содержится указания на необходимость поставки ушных вкладышей индивидуального изготовления. Однако указанные в техническом задании типы слуховых аппаратов не могут эффективно использоваться без ушных вкладышей индивидуального изготовления, так как на указанной мощности при использовании стандартного вкладыша возможно возникновение обратной связи и, как следствие, свист аппарата, что приведет к невозможности его использования по назначению. В результате такая закупка приведет к нецелевому расходованию денежных средств, так как закупленные слуховые аппараты не смогут быть настроены и использоваться без ушных вкладышей индивидуального изготовления. Просим заказчика внести изменения в документацию, предусмотрев поставку ушных вкладышей индивидуального изготовления к закупаемых слуховым аппаратам, также проведя дополнительный обзор рынка с целью расчета цены ушного вкладыша индивидуального изготовления. В случае, если изменения в документацию внесены не будут, мы оставляем за собой право обратиться с жалобой в контролирующие органы».
На данный запрос Заказчиком был дан ответ: «В связи с поступившим запросом и в соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) Заказчик сообщает следующее:
Заказчик имеет опыт закупки слуховых аппаратов, и понимает, что данные типы слуховых аппаратов не могут эффективно использоваться без ушных вкладышей индивидуального изготовления.
Необходимость приобретения ушных вкладышей индивидуального изготовления очевидна, поэтому ушные вкладыши индивидуального изготовления будут закупаться отдельной закупкой».
Таким образом, довод заявителя о неразмещении разъяснений положений документации об аукционе Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованным.
Представители Заказчика на рассмотрении жалобы пояснили, что целью и объектом закупки является только поставка слуховых аппаратов, поскольку у некоторых получателей ушные вкладыши уже имеются, другие вправе самостоятельно осуществить их закупку с последующей денежной компенсацией либо будут обеспечены вкладышами по мере необходимости после соответствующей закупки Заказчиком у единственного поставщика.
В подтверждение тому, что Заказчиком запланирована закупка ушных вкладышей индивидуального изготовления в рамках другой закупки, на обозрение комиссии Тамбовского УФАС России был представлен действующий план-график закупок Тамбовского областного государственного казенного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия».
Согласно плану-графику закупка ушных вкладышей запланирована Заказчиком способом закупки у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов, указанных в жалобе. Раздельная закупка слуховых аппаратов и ушных вкладышей не противоречит законодательству о контрактной системе и не нарушает права и законные интересы Заявителя.
2. В ходе проведения внеплановой проверки комиссией Тамбовского УФАС России установлено нарушение в действиях Заказчика в части утверждения документации об аукционе, выразившееся в следующем.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Условия закупки определяют не только поставку слуховых аппаратов, но и их настройку (наладку) для получателей – инвалидов, а также их обучение и инструктаж, что является медицинской деятельностью, подлежащей обязательному лицензированию.
Однако, в нарушение требований действующего законодательства условиями аукциона и его документации не установлено обязательное требование о наличии медицинской лицензии, необходимой для осуществления деятельности по предмету контракту.
Пунктом 43 Информационного паспорта документации электронного аукциона установлено требование к обязательности осуществления монтажа и наладки товара: «установлено: при передаче Поставщиком инвалиду слухового аппарата должна производиться настройка (наладка), а также требование к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара: «установлено: обучение (инструктаж) инвалида о пользовании слуховым аппаратом за счет Поставщика».
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность.
 Согласно «Перечню видов работ (услуг), относящихся к медицинской деятельности» к медицинской деятельности относятся работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии.
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 1664н от 27.12.2011 «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» коду А 23.25.001 соответствует медицинская услуга «Подбор слухового аппарата», а коду А 23.25.004 соответствует медицинская услуга «Настройка слухового аппарата».
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 155н утвержден "Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" и "сурдология-оториноларингология", в соответствии с которым медицинская помощь по профилю "сурдология-оториноларингология" включает в себя выявление, лечение нарушений слуха и слухопротезирование (приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 155н).
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития № 09-Г-1324 от 11.02.2010 деятельность по подбору слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и обучению пациентов правилам их пользования, подлежит лицензированию и осуществляется врачом-сурдологом.
Кроме того, анализ раздела 4 проекта контракта документации об аукционе «Условия поставки товара» свидетельствует о неопределенности и неясности действий поставщика и требований к исполнению контракта: не определены место (места) доставки товара, требования к месту и времени работы пункта (пунктов) по настройке аппаратов и обучению (инструктажу) пользователей слуховых аппаратов, сроки, в течение которых должны быть осуществлены наладка аппарата и  обучение инвалида и др. существенные условия.
Это противоречит ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе и нарушает права и законные интересы участников закупки, в том числе потенциальных, на получение полной и достаточной информации об условиях исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании изложенного, комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии обязательного в силу закона требования о наличии лицензии на право выполнения работ по предмету контракта и необъективном и неполном описании объекта закупки в части исполнения контракта.
В действиях должностного лица Заказчика, ответственного за утверждение документации об электронном аукционе, содержатся признаки  нарушения ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, а именно - утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России,
РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Элмед» необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки и Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела лицу уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии                                                                     Е.А. Гречишникова
Члены комиссии                                                                                         Н.Н. Колодина
                                                                                                                        А.А. Абанкин

Исп.: А.А. Абанкин тел: 8 (4752) 72-73-44                           

П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № РЗ-47/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

Резолютивная часть предписания оглашена «14» апреля 2015 г.
В полном объеме предписание изготовлено «17» апреля 2015 г.
г. Тамбов

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Комиссия) в составе:
председатель – руководитель управления Е.А. Гречишникова,
члены:
заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
на основании своего решения от 17.04.2015 по делу № РЗ-47/15 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия», аукционной комиссии ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия» в срок до «30» апреля 2015 года устранить нарушения законодательства о контрактной системе, а именно:
- аннулировать аукцион в электронной форме № 0164200003015001146 и все его результаты;
2. Оператору электронной торговой площадки ОАО «Единая электронная торговая площадка»:
- обеспечить программную возможность исполнения п. 1 данного предписания.
3. Об исполнении настоящего предписания сообщить и представить доказательства в Тамбовское УФАС России в срок до «30» апреля 2015 года.

Настоящее предписание в течение трех месяцев со дня его выдачи может быть обжаловано заинтересованными лицами в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.

Председатель комиссии Е.А. Гречишникова

Члены комиссии 
Н.Н. Колодина
 

А.А. Абанкин

Исп. Абанкин А.А., тел. 8-4752-72-73-44

Связанные организации

Связанные организации не указаны