Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-47/17 о нарушении законодательст... от 1 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № РЗ-47/17 о нарушении законодательства

о контрактной системе

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» февраля 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «1» марта 2017 года.

г. Тамбов

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель – руководителя управления Гречишникова Е.А.,

члены комиссии:

заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Н.,

в присутствии на рассмотрении жалобы представителей:

ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» <…>

комитета государственного заказа Тамбовской области <…>,

в отсутствие заявителя <…>

рассмотрев жалобу <…>. (далее – Заявитель) на действия   ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» при проведении электронного аукциона № 0164200003016007446 на выполнение текущего ремонта помещений хирургического отделения 3-го этажа ТОГБУЗ "Моршанская ЦРБ" и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,

УСТАНОВИЛА:

 

Комитет государственного заказа Тамбовской области 22.02.2017 опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок изменение извещения № 0164200003016007446 о проведении электронного аукциона на выполнение текущего ремонта помещений хирургического отделения 3-го этажа ТОГБУЗ "Моршанская ЦРБ" (далее – Аукцион).

Заказчик – ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ».

Начальная (максимальная) цена контракта - 12 163 157,93 руб.

<…>, считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России. В качестве доводов Заявитель указал следующее:

- Заказчик разместил в ЕИС закупку, не предусмотренную планом-графиком;

- извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе;

- Заказчик не установил в требованиях к участникам закупки запрет осуществления работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики;

- Заказчиком установлены требования к компонентам товаров и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых можно узнать только при испытании определенной партии товара после его производства, что ограничивает участие в закупке.

Заказчик, уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы (вх. от 21.02.2017 №№ 957, 956) и просили отказать в ее удовлетворении.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, пояснения Заказчика, уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.

1. Заявитель указывает, что Заказчик разместил в ЕИС закупку (извещение № 0164200003016007446), не предусмотренную планом-графиком.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок, в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках осуществляют Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.

Вместе с тем, Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок реестр планов-графиков и планов закупок, установила, что закупка «Текущий ремонт помещений хирургического отделения 3-го этажа ТОГБУЗ "Моршанская ЦРБ» предусмотрена планом-графиком с присвоением уникального реестрового номера П44201603643000584001000493.

Таким образом, данный довод жалобы признан необоснованным.

2. Заявитель считает, что извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.

Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод необоснованным по следующим основаниям.

Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещение о проведении электронного аукциона включаются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 указанного Федерального закона.

Согласно извещению о проведении аукциона к участникам закупки предъявляются следующие требования:

«1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) установлены в разделе № 5 документации об аукционе. Перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе, указан в п. 21 информационного паспорта.

2 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) установлены в п. 20 информационного паспорта аукциона».

Из приведенной части извещения следует, что требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и перечень документов, которые должны быть представлены в подтверждение установленным требованиям, Заказчиком установлены со ссылкой на соответствующие разделы документации.

В пункте 5.1 раздела  5 «Требования к участникам аукциона» документации об аукционе, в том числе, установлено:

«Участник аукциона должен соответствовать следующим единым требованиям:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в случае установления таких требований указывается в Информационном паспорте аукциона».

Также в пункте 20 информационного паспорта документации указано:

Требования, предъявляемые к участникам аукциона: установлены в разделе № 5 документации об аукционе.

«Требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица: установлено.

Перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: не установлены.

Также в пункте 21 информационного паспорта документации указано, что

«Документы, копии которых представляются в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ: не требуются.

Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки: не установлены».

Таким образом, документация об аукционе содержит необходимые требования к участникам аукциона и указание на документы в их подтверждение в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, что не нарушает пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод жалобы Заявителя необоснованным.

3. <…> считает, что Заказчиком не установлен в требованиях к участникам закупки запрет осуществления работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Комиссия Тамбовского УФАС России, проверив данный довод жалобы, пришла к выводу о его необоснованности.

В пункте 5.1 раздела  5 «Требования к участникам аукциона» документации об аукционе, в том числе, установлено следующее:

«В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, организациями, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено». 

4. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком установлены требования к компонентам товаров и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых можно узнать только при испытании определенной партии товара после его производства, что ограничивает участие в закупке.

Комиссия Тамбовского УФАС России, проверив данный довод жалобы, пришла к следующему выводу.

 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено при описании  в документации о закупке объекта закупки  использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав техническое задание (требования к товарам, используемым при выполнении работ) (приложение № 1 к контракту), установила, что в отношении ряда товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе, предусматриваются требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров показатели химического, компонентного состава товаров, результатов испытаний, например:

по позиции 3 технического задания «Раствор строительный» установлены следующие требования: «Тип раствора: цементный и цементно-известковый. Марка по подвижности: Пк2-Пк3. Глубина погружения конуса, см*: 7-12. Водоудерживающая способность, %, не менее*: 90. Расслаиваемость свежеприготовленной смеси, %, не более*: 10. Марка по прочности на сжатие в проектном возрасте: М75, М100. Марка по морозостойкости: выше F35. Средняя плотность затвердевшего раствора в проектном возрасте, кг/м3, не менее*: 1500. Материалы, применяемые для приготовления строительного раствора, должны соответствовать требованиям стандартов на эти материалы. Вяжущий материал - портландцемент или шлакопортландцемент и (или) известь строительная. Тип цемента: ЦЕМ I, ЦЕМ II или ЦЕМ III; вид цемента: нормальнотвердеющий или быстротвердеющий; Прочность на сжатие в возрасте 28 сут.*: от 32,5 МПа содержание минеральных добавок: присутствуют или отсутствуют; содержание портландцементного клинкера*: 35 - 100 % массы; содержание шлака*: не более 65% массы; содержание пуццолан, золы-уноса, глиежа или обожженного сланца, известняка, микрокремнезема*: не более 20% массы; содержание вспомогательных компонентов*: не более 5 % массы; класс прочности цемента: 32,5Б, 42,5Н, 42,5Б, 52,5Н или 52,5Б; Вид извести: воздушная, гидратная, полученная гашением кальциевой, магнезиальной или доломитовой извести. Сорт: 1 или 2. Содержание минеральных добавок*: присутствуют или отсутствуют. Содержание активных СаО + MgO, % по массе, не менее*: 40. Содержание СО2, % по массе*, не более*: 5. Влажность*, %, не более*: 5. Заполнитель - песок природный для строительных работ. Класс: I или II. Модуль крупности Мк*: св. 1,0 до 2,5. Полный остаток на сите № 063, % по массе*: до 45. Содержание зерен крупностью св. 10 мм, % по массе, не более*: 5. Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе, не более*: 5. Содержание глины в комках, % по массе, не более*: 0,5. Должен соответствовать требованиям ГОСТ 28013-98, ГОСТ 31108-2003, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 8736-2014»;

по позиции 7 «Битум нефтяной строительный»: «Марка: БН 90/10, БН 70/30. Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм*: 5-40. Температура размягчения по кольцу и шару, °С*: 70-105. Растяжимость при 25°С*: не менее 1,0см. Изменение массы после прогрева*: не более 0,5%. Температура вспышки*: не ниже 240°С. Должен соответствовать требованиям ГОСТ 6617-76»,

и другие позиции технического задания.

На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлены требования в соответствии с ГОСТами, наименования которых указаны в техническом задании. Согласно инструкции по заполнению заявки там, где указаны знаки «*:» (или «:*»), участники закупки в заявке на участие в аукционе по многим позициям имеют возможность указать показатель в виде диапазонного значения в соответствии с действующими ГОСТами и иными нормативно-техническими документами. Что, по мнению Заказчика, не должно вызывать никаких затруднений у участников закупки при заполнении заявки.

Однако Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заказчик не  обосновал и не представил подтверждающих доказательств, чем вызвана такая потребность  Заказчика излишне детализировать требования к товарам, их компонентам, результатам испытаний и т.д., тем более они содержатся в соответствующих ГОСТах, в том числе поименованных Заказчиком в документации аукциона.

Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что Заказчику при описании товара в документации об аукционе достаточно установить требования о соответствии показателей конкретному ГОСТу и иным нормативно-техническим документам без указания требований к компонентному составу, сведений о химическом составе таких товаров и прочее, не являющихся существенными для потребностей Заказчика. Излишняя детализация ведет к затруднению подготовки заявки и, как следствие, к риску отклонения участников закупки и ограничению их количества.

При рассмотрении жалобы Заказчик и его представители не обосновали и не представили доказательств значимости для потребностей Заказчика неоправданно детализированного описания объекта закупки.

Кроме этого, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что инструкция по заполнению заявки носит неясный, противоречивый характер и не дает однозначного понимания, как участнику закупки заполнить заявку при использовании в требованиях к материалу знака «*» (или «:*»), слов «не более» и «не менее».

Согласно инструкции по заполнению заявки «…Если в Техническом задании устанавливается показатель, наименование которого сопровождается фразой «не более» или «не менее», участником закупки должен быть предложен товар (материал) со значением показателя, соответствующим заявленным требованиям, то есть точно таким же либо попадающим в обозначенный в Техническом задании диапазон, но без сопровождения фразами «не более», «не менее»…

…Конкретный показатель в заявке должен представляться в виде конкретного значения величины (кроме нижеописанных исключений).

Характеристики, перед которым одновременно указаны знаки «*:» (или «:*»). По таким показателям допускается указать конкретный показатель товара в виде диапазонного значения.

Участник в любом случае обязан представить диапазон характеристик (такой же как в документации или шире, но включающий значения, указанные заказчиком), если требование к показателю выделены курсивом.

При описании характеристик, в заявке не допускается указание на то, что товары «должны быть...» и т.п., т.е. указание гипотетических, а не точных характеристик. По всем позициям, где документация указывает, на обязанность товара соответствовать какому-либо требованию, необходимо в заявке однозначно отразить, что товар этим требованиям соответствовать будет (а не должен).

Значения, выделенные полужирным шрифтом, являются неизменяемыми».

По смыслу норм ст.ст. 33, 64, 66  Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки должна носить не формальный характер, а действительно разъяснять порядок подачи заявок на участие в конкретном аукционе и заполнения требуемых сведений, а также предупреждать возможные неясности документации об аукционе для участников закупки.

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России, проведя анализ технического задания (приложение № 1 к контракту) и в его составе инструкции по заполнению заявки, приходит к выводу, что Заказчиком при утверждении  документации об Аукционе были нарушены пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <…> обоснованной в части установления требования к товарам, используемым при выполнении работ (п. 4 жалобы).

2. Признать Заказчика – ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» нарушившим п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 64, ст. 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

Председатель комиссии                                                                     Е.А. Гречишникова

Члены комиссии                                                                                         Н.Н. Колодина

                                                                                                                           В.В. Иванов

 Н.Е. Козлова                                                                                                                   

 

 

 

 

 

Исп.: Козлова Н.Е.

тел: 8 (4752) 72-73-44

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны