Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-49/17 о нарушении законодательст... от 6 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИнспекция Федеральной налоговой службы по г. Тамбову
392020, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 252/2
Тел./факс: (4752) 57-03-00/(4752) 53-77-77
ООО «Почтовый сервис»
105118, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 34, помещение 1, комната 34
Тел./факс: 8 962 205 80 08
e-mail: pochtovyy_servis@mail.ru
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
101000, г. Москва, Милютинский пер.,
дом 10, стр. 4
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № РЗ-49/17 о нарушении законодательства
о контрактной системе
Резолютивная часть решения оглашена «01» марта 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено «06» марта 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель – заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
в присутствии на рассмотрении жалобы представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову – <…>, <…>,
УФПС Тамбовской области – филиала ФГУП «Почта России» <…>,
в отсутствие представителей ООО «Почтовый сервис», уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще,
рассмотрев жалобу ООО «Почтовый сервис» на действия Заказчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову при проведении электронного аукциона на оказание услуг почтовой связи, связанных с эксплуатацией франкировальной машины, расположенной по адресу г.Тамбов, ул.Пролетарская, 252/2 в соответствии с техническим заданием (раздел 5 аукционной документации) (извещение № 0164100003317000008) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тамбову 13.02.2017 опубликовало на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» http://www.sberbank-ast.ru извещение №0164100003317000008 о проведении электронного аукциона на оказание услуг почтовой связи, связанных с эксплуатацией франкировальной машины, расположенной по адресу г.Тамбов, ул.Пролетарская, 252/2 в соответствии с техническим заданием (раздел 5 аукционной документации) (далее – Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000,00 руб.
Заказчик – Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тамбову.
Дата и время окончания подачи заявок – 21.02.2017 в 09:00 часов.
По окончании срока подачи заявок до 09 часов 00 минут (время московское) «21» февраля 2017 года была подана единственная заявка от участника закупки, с порядковым номером 1.
Единая комиссия приняла решение о соответствии участника аукциона, подавшего единственную заявку с порядковым номером 1 (Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», ИНН 7724261610) требованиям Федерального закона от 05 апреля 2013. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и аукционной документации (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе №0164100003317000008 от 21.02.2017).
ООО «Почтовый сервис», считая документацию об аукционе не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган (вх. от 20.02.2017 в 15.54 часов №933).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых указал, что считает жалобу заявителя необоснованной (вх. от 01.03.2017 №1125).
Первое заседание по рассмотрению жалобы состоялось 28.02.2017г., после перерыва заседание продолжилось 01.03.2017г.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы электронного аукциона, приходит к следующим выводам.
- По доводам жалобы ООО «Почтовый сервис» Комиссией Тамбовского УФАС России установлено следующее.
- В жалобе Заявитель указывает на необъективное описание объекта закупки - оказание услуг почтовой связи, связанных с эксплуатацией франкировальной машины, что, по его мнению, является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между Заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.
В силу статьи 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон о почтовой связи) в целях регулирования отношений в области почтовой связи применяется, в том числе, понятие «франкировальная машина» - машина, предназначенная для нанесения на письменную корреспонденцию государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи, даты приема данной корреспонденции и другой информации. Государственные знаки почтовой оплаты - почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.
Согласно пункту 24 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской федерации от 31.07.2014 № 234 подтверждением оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:
а) почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;
б) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;
в) иные знаки почтовой оплаты, наносимые типографским способом.
В соответствии с пунктом 25 названного Приказа, наклеивание почтовых марок на письменную корреспонденцию на сумму стоимости услуги почтовой связи входит в обязанность отправителя. В связи с тем, что все перечисленные способы нанесения государственных знаков почтовой оплаты служат подтверждением при отправлении письменной корреспонденции оплаты услуг почтовой связи по пересылке письменной корреспонденции, положения названного пункта Приказа можно распространить и на иные государственные знаки почтовой оплаты, включая оттиски франкировальных машин.
Следовательно, обязанность по нанесению государственных знаков почтовой оплаты лежит на отправителе, и отправитель самостоятельно решает каким способом осуществить оплату услуг связи. Данные выводы подтверждаются позицией Минкомсвязи России, изложенной в письме от 24.02.2015 № 1123-2-092821.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что франкировальная машина используется Заказчиком с 2015 года на основании разрешения на применение франкировальной машины: серия <...> выданное 11.09.2015 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Способ оплаты с использованием франкировальной машины позволяет Заказчику сократить трудозатраты, связанные с нанесением знаков почтовой оплаты, а также упрощает цикл обработки исходящей корреспонденции.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что основанием формирования объекта данной закупки послужила потребность Заказчика в оказании услуг по пересылке почтовой корреспонденции, с использованием имеющейся у Заказчика франкировальной машины, поскольку Заказчик вправе самостоятельно определять, каким способом выполнять нанесение знаков почтовой оплаты, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного рассматриваемый довод жалобы Комиссия Тамбовского УФАС России признает необоснованным.
- Заявитель в жалобе указывает, что в извещении о проведении закупки не указан объем закупки, а также отсутствует указание, что объем закупаемых услуг определить невозможно и отсутствуют расценки за единицу услуги.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод жалобы необоснованным в силу следующего.
Извещение о проведении закупки содержит, в том числе, следующую информацию:
|
В п. 16 информационной карты аукциона, в том числе, указано:
«Оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке): Установлено
1 условная единица (максимально возможное количество корреспонденции исходя из цены контракта и тарифов на услуги)»
и
«(устанавливаются в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить)».
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что приведенное изложение условий об объеме закупаемых услуг не противоречит Закону о контрактной системе.
Таким образом, рассматриваемый довод жалобы не нашел своего подтверждения.
- В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России выявила следующие нарушения Закона о контрактной системе.
- В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В извещении о проведении закупки и аукционной документации объект рассматриваемой закупки поименован как «оказание услуг почтовой связи, связанных с эксплуатацией франкировальной машины, расположенной по адресу г.Тамбов, ул.Пролетарская, 252/2 в соответствии с техническим заданием (раздел 5 аукционной документации)».
Однако, разделом 4 «Расчет максимальной цены контракта» и разделом 5 «Техническое задание» аукционной документации установлен перечень оказываемых услуг по контракту:
«- предоставление услуг по вводу информации об авансовых платежах в регистр (счетчик) франкировальной машины и контроль за порядком ее эксплуатации;
- пломбировка блока счетчиков франкировальной машины после каждого ввода денежных сумм в счетчики франкировальной машины;
- ввод предоплаты с внесением соответствующей записи в Журнал учета введенных денежных сумм и показаний счетчиков;
- осуществление приема письменной корреспонденции, отфранкированной на франкировальной машине;
- осуществление контроля соответствия данных о количестве отфранкированной корреспонденции из журнала учета введенных денежных сумм и показаний счетчиков с количеством письменной корреспонденции принятой за тот же период в назначенном объекте почтовой связи, осуществляющим ее прием;
- осуществление контрольных проверок порядка применения и эксплуатации франкировальной машины (лимит аванса, целостность пломб, показания счетчиков, ведение журналов и т.п.);
- предоставление в назначенном объекте почтовой связи, осуществляющем прием отфранкированной письменной корреспонденции всех необходимых сведений (наименование, заводской номер и образец оттиска клише франкировальной машины, срок действия Контракта, информацию о дате и сумме введенной предоплаты в блок памяти франкировальной машины и т.п.)».
Пунктом 2.1 проекта контракта установлены те же обязанности Исполнителя по контракту, что и вышеобозначенные, в состав которых работы и услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию франкировальной машины не входят.
Согласно п. 2.2.7 проекта контракта осуществление эксплуатации франкировальной машины является обязанностью Заказчика, а не Исполнителя контракта.
Приведенные положения аукционной документации и проекта контракта свидетельствуют, что объект закупки не включает в себя виды работ, связанные с осуществлением эксплуатации франкировальной машины, а устанавливают только виды работ, связанные с приемкой и отправлением уже отфранкированной почтовой корреспонденции. В рассматриваемом случае, фактически объектом закупки является оказание услуг почтовой связи, связанных с использованием франкировальной машины.
В связи с изложенным, описание объекта закупки необъективно, поскольку содержит недостоверную информацию, что ввело или могло ввести в заблуждение участников закупки, в том числе, заявителя жалобы ООО «Почтовый сервис».
Недостоверное описание Заказчиком в аукционной документации и информационной карте объекта закупки является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего закона.
Согласно извещению о проведении закупки и аукционной документации объектом закупки является оказание услуг почтовой связи, связанных с эксплуатацией франкировальной машины, расположенной по адресу г.Тамбов, ул.Пролетарская, 252/2 в соответствии с техническим заданием (раздел 5 аукционной документации).
Подпунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) установлено, что организация связи - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.
Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность организаций связи, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона N 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Законом N 126-ФЗ.
Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений.
Таким образом, оказание услуг почтовой связи является лицензируемым видом деятельности, а организация, предоставляющая услуги связи в рамках рассматриваемой закупки, обязана иметь лицензию.
В рассматриваемой документации об аукционе не установлено обязательное требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг почтовой связи, что является нарушением ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
На основании части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки составляет 2 000 000,00 руб. (два миллиона рублей).
В п. 9 информационной карты аукциона установлено:
«Размер обеспечения исполнения контракта составляет 5% процентов начальной (максимальной) цены контракта 100 000,00 (сто тысяч) рублей 00 копеек».
Заказчиком в п. 10 информационной карты аукциона установлено:
«Антидемпинговые меры при проведении аукциона: полтора раза от размера обеспечения исполнения контракта 250 000,00 (двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек».
Таким образом, в рассматриваемом пункте информационной карты указана недостоверная информация об установлении антидемпинговых мер, поскольку сумма обеспечения исполнения контракта определена с нарушением статьи 37 Закона о контрактной системе, а также не предусмотрена возможность победителя аукциона предоставить дополнительное обеспечение исполнения контракта в случае, если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и больше процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, посредством подтверждения добросовестности.
Также п. 9.1 проекта контракта не соответствует требованиям ст. 37 Закона о контрактной системе:
«В целях обеспечения исполнения обязательств «Исполнителя» по настоящему Контракту «Исполнитель» предоставляет «Заказчику» обеспечение Контракта в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта в форме безотзывной банковской гарантии, либо передачи «Заказчику» в залог денежных средств в обеспечение исполнения Контракта на сумму 100 000,00 (сто тысяч) рублей 00 копеек.
«Исполнитель» предоставляет «Заказчику», в случае снижения цены на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обеспечение исполнения контракта в размере 250 000,00 (двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, или информацию подтверждающую добросовестность такого участника, в соответствии с ч.3 ст.37 Закона 44-ФЗ».
Следовательно, в пункте 10 информационной карты аукциона и пункте 9.1 проекта контракта при установленном размере обеспечения исполнения контракта в 100 000 руб. антидемпинговые меры (ст. 37 Закона о контрактной системе) неверно определены Заказчиком.
Учитывая, что выявленные нарушения не привели к нарушению порядка проведения электронного аукциона, неправильному определению поставщика (подрядчика, исполнителя) и не повлекли за собой ограничение количества участников закупки, выдача предписания нецелесообразна.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Почтовый сервис» необоснованной.
- Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 7, части 5 статьи 31, часть 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Н.Н. Колодина
Члены комиссии В.В. Иванов
Е.Г. Великанова
Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44