Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-71/17 о нарушении законодательств... от 10 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «05» апреля 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «10» апреля 2017 года.

г. Тамбов

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,

члены:

заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,

в присутствии представителей:

администрации Озёрского сельсовета Никифоровского района Тамбовской области – <…….>,

в отсутствие представителей ООО «Профит плюс», уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще,  

рассмотрев жалобу ООО «Профит плюс» (далее – Заявители) на действия Заказчика - администрации Озёрского сельсовета Никифоровского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на ремонт дорожного покрытия автодороги по ул. Центральная в с. Восточная Старинка (извещение № 0164300030817000002),

УСТАНОВИЛА:

 

14.03.2017 года администрация Озёрского сельсовета Никифоровского района Тамбовской области опубликовала на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение № 0164300030817000002 о проведении электронного аукциона на ремонт дорожного покрытия автодороги по ул. Центральная в с. Восточная Старинка (далее – Аукцион).

Начальная (максимальная) цена контракта – 6 483 384 руб.

Заказчик - администрация Озёрского сельсовета Никифоровского района Тамбовской области. 

Дата и время окончания подачи заявок – 30.03.2017 в 08:30 часов.

ООО «Профит плюс», считая документацию об аукционе не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган (вх. от 30.03.2017 № 1705).  

Представители Заказчика с доводами Заявителя согласились, считают их обоснованными и рациональными, представили материалы по рассматриваемой закупке (вх. от 05.04.2017 №1845).

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу и материалы электронного аукциона, а также проведя внеплановую проверку по рассматриваемой закупке, приходит к следующим выводам.

1. ООО «Профит-плюс» указывает, что Заказчик установил требования к участникам закупки с нарушением ст. 31 Закона о контрактной системе.

Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод заявителя обоснованным в силу следующего.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Кроме того, часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе определяет, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе обязывает заказчика устанавливать, в том числе, следующие единые требования к участникам закупки:

пункт 7 статьи 31 Закона о контрактной системе: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

пункт 7.1 статьи 31 Закона о контрактной системе: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако, Заказчиком в документации об аукционе не установлены единые требования к участниками закупки, предусмотренные п. 7 и п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об аукционе требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречат ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. Заявитель указывает, что в аукционной документации имеются нарушения ст. 33 Закона о контрактной системе в части неустановления конкретных ГОСТов, которым должны соответствовать применяемые при выполнении работ материалы.

Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод заявителя обоснованным в силу следующего.

В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Таким образом, при указании в документации об аукционе требований о соответствии ГОСТ, заказчиком должна бать обеспечена возможность сопоставить ГОСТ и товар, при описании которого необходимо руководствоваться таким ГОСТом.

В составе Технического задания (приложение № 2 к муниципальному контракту) даны следующие разъяснения:

«Подрядчик должен использовать при выполнении работ материалы соответствующие указанным в настоящем техническом задании и требованиям ГОСТ».

При этом требования к техническим характеристикам материалов, используемых при выполнении работ по контракту, указаны в документации об Аукционе без указания на соответствующие ссылки ГОСТ, что затрудняет заполнение заявок участникам закупки и создает для них неоправданные риски участия.

Комиссия Тамбовского УФАС России  приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом  установлены требования к показателям соответствия товаров, используемых при выполнении работ потребностям Заказчика.

Таким образом, действия Заказчика нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. ООО «Профит-плюс» считает, что действия Заказчика, установившего излишние требования к описанию участниками закупок товаров в составе заявок, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так как участники закупки не могут указать сведения и показатели предлагаемых к использованию материалов, так как они становятся известными после испытаний определенной партии товара после его производства, что создает излишние препятствия участия в закупке.

Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод заявителя обоснованным в силу следующего.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Положениями ч. 2 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Подпунктом "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказания услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара.

В подпункте «в» пункта 3.3.3 раздела 3 документации об аукционе указано, что первая часть заявки на участие в аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать «согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

Таким образом, документацией об аукционе установлено требование об указании в первой части заявки конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе.

В разъяснениях на запрос участника закупки (с просьбой пояснить, достаточно ли будет участнику закупки указать в первой части заявки только согласие, если не достаточно – укажите на соответствующий раздел документации об аукционе) Заказчик указал: «… в данном случае необходимо в первой части помимо согласия на участие указывать конкретные показатели применяемых материалов. Такая норма дублируется в аукционной документации, а именно в пп. 18 Информационного паспорта».

Характеристики необходимых к применению при исполнении контракта  товаров (материалов) установлены Заказчиком в Техническом задании, являющимся Приложением № 2 к муниципальному контракту.

В Техническом задании по большинству позиций материалов установлено требование о предоставлении участниками закупки исключительно конкретного числового значения характеристики товара (материала).

При этом, случаи указания в заявке не конкретного значения характеристики из установленного документацией диапазона, а интервал возможных значений, в инструкции и иных разделах документации о закупке не определены.

Следовательно, согласно документации об аукционе участники закупки должны указывать конкретные числовые значения из установленного заказчиком диапазона по всем предлагаемым для применения товарам.

Например, в требованиях к материалам по позиции «Щебень из природного камня для строительных работ» Заказчиком указано:

 

содержание зерен  пластинчатой (лещадной) и игловатой формы

%

не более 35 % по массе

Устойчивость структуры: потери при испытаниях

% по массе

не более 7

 

По позиции «Горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь» Заказчиком указано:

 

Температура асфальтобетонной смеси при отгрузке

°С

140-150

Водостойкость

 

не менее 0,9

Остаточная пористость

%

св.2,5 до 5,0.

Водостойкость при длительном водонасыщении

 

не менее 0,85

 

По позиции «Битум для приготовления асфальтобетонной смеси» Заказчиком указано:

 

Изменение температуры размягчения после прогрева

°С

не более 5,0

Индекс пенетрации

 

от -1,0 до +0,1

 

Однако, конкретные значения приведенных и иных позиций Технического задания могут быть известны участнику закупки только при наличии товара и сопроводительных документов на него (паспорта продукции, сертификата, результатов лабораторных испытаний), что недопустимо в соответствии с Законом о контрактной системе требовать от участника закупки на стадии заполнения заявки.

Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования Заказчика подробно описать в заявке путем предоставления показателей и (или) их значений в виде одного значения химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, ограничивают доступ к участию в закупке.

На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России считает требование документации аукциона об указании конкретных значений по вышеуказанным позициям технического задания из установленного диапазона противоречит ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки  административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Профит-плюс» обоснованной.
  2. Признать администрацию Озёрского сельсовета Никифоровского района Тамбовской области нарушившей часть 5 статьи 31, часть 1 статьи 33, пп. 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, оператору торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов и внесения необходимых изменений в документацию аукциона.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ КоАП РФ.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

Председатель комиссии                                                                     Е.А. Гречишникова

 

Члены комиссии                                                                                         Н.Н. Колодина

 

                                                                                                                           В.В. Иванов

 

                                                                                                                  Т.В. Четверткова

Связанные организации

Связанные организации не указаны