Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е и предписание по делу №РЗ-73/17 о нарушении за... от 11 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «6» апреля 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «11» апреля 2017 года.

г. Тамбов

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

члены комиссии:

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,

в присутствии представителя:

ТОГКУ «Тамбовавтодор»  (далее – Заказчик)  <……>,

комитета государственного заказа Тамбовской области (уполномоченный орган) – )  <……>,

в отсутствие представителей ООО «ЩИТ», уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «ЩИТ» (далее – Заявитель) на действия ТОГКУ «Тамбовавтодор»  при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству дорожной разметки автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области (извещение № 0164200003017000244),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 14.03.2017 опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение №0164200003017000244 на выполнение работ по устройству дорожной разметки автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области (далее – Аукцион).

Заказчик - ТОГКУ «Тамбовавтодор».

Оператор электронной торговой площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

Начальная (максимальная) цена контракта – 58 000 000 рублей.

Окончание подачи заявок – 07.04.2017 в 09-00 часов.

ООО «ЩИТ», считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России (вх. от 30.03.2017 № 1717).

 

Заявитель сообщает, что Заказчик неправомерно установил в документации об аукционе дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Заказчик и Уполномоченный орган против довода жалобы возражали, считают его необоснованными, представили письменные пояснения (вх. от 06.04.2017 № 1890; вх. от 05.04.2017 №№ 1850, 1852). 

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на неё и материалы электронного аукциона, приходит к следующим выводам.

1. Извещением о проведении электронного аукциона установлены единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Закона о контрактной системе), а также дополнительные требования к участникам:

«3 Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка

4 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

установлены в п.20 информационного паспорта аукциона».

В разделе 5 документации об аукционе Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам аукциона, а именно:

«Если объектом закупки является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки предъявляется следующее дополнительное требование (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99):

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (* - требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки))».

Однако, установление Заказчиком дополнительного требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта в рассматриваемом аукционе неправомерно в силу следующего.

В извещении указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 42.11.10.120 «Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги».

Предметом контракта является выполнение работ по устройству дорожной разметки автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены в соответствии с Постановлением Правительства N 99 от 04.02.2015 (далее - Постановление Правительства N 99).

Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию к рассматриваемому пункту 2 приложения № 1 Постановления Правительства № 99 касаемо «соответствующих» работ указано, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Текущий ремонт не подпадает под действие Постановления Правительства № 99, что подтверждается  Решением Верховного суда N АКПИ16-574 от 22.08.2016.

Законодательство Российской Федерации разграничивает понятия строительство, реконструкция, капитальный ремонт с одной стороны, и «текущий ремонт» с другой стороны.

Работы по строительству,  реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки являются работы по устройству дорожной разметки автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области.

Указанный вид работ соответствует определению, данному в статье 3 Федерального закона от 08.11.2017 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Перечисленный перечень ремонтных работ в документации об аукционе соответствует разделу III Классификации работ по ремонту автомобильных дорог Приказа Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», что относит их к текущему ремонту.

Таким образом, положение Постановления Правительства № 99, предписывающее предъявление к участникам закупки дополнительных требований, при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту не применяется, а установление указанных дополнительных требований к участникам закупки является неправомерным.

На заседании Комиссии Заказчиком не представлено объективных доказательств, подтверждающих, что объектом закупки являются работы по реконструкции или капитальному ремонту автомобильных дорог, а не к текущему ремонту.

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что  действия Заказчика, выразившиеся в установлении дополнительного требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Кроме того, Комиссия отмечает, что требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, в данной случае неприменимо, поскольку предмет закупки не относится к строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог. В рассматриваемой документации это требование правомерно не было установлено.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что ООО «ЩИТ» не имело возможности участия в рассматриваемой закупке, поскольку не было аккредитовано на электронной торговой площадке на период подачи заявок.

Исходя из изложенного, права и законные интересы Заявителя как участника закупки  не могли быть нарушены рассматриваемой аукционной документацией.

2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе в части недостоверности кода работ по ОКПД 2, заключающееся в следующем.

В соответствии с ч. 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) - 42.11.10.120 «Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги».

Однако, данный код не соответствует предмету объявленной закупки: выполнение работ по устройству дорожной разметки автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области.

В рассматриваемом случае следовало указать код ОКПД 2 42.11.20 «Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов», так как именно эта группировка включает работы по разметке дорожных покрытий, автомобильных стоянок и аналогичных поверхностей, являющихся предметом закупки.

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что  действия Заказчика, выразившиеся в недостоверном указании кода работ по ОКПД 2 - 42.11.10.120 вместо соответствующего предмету аукциона – 42.11.20, нарушают часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЩИТ» обоснованной.
  2. Признать ТОГКУ «Тамбовавтодор» нарушившим ч.3 ст. 7, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

Председатель комиссии                                                                             Н.Н. Колодина                         

Члены комиссии                                                                                             В.В. Иванов

                                                                                                         Т.В. Четверткова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № РЗ-73/17 о нарушении законодательства о контрактной системе

 

Резолютивная часть предписания оглашена «6» апреля 2017 года.

В полном объеме предписание изготовлено «11» апреля 2017 года.

г. Тамбов

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Комиссия) в составе:

председатель – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

члены комиссии:

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,

на основании своего решения от 11.04.2017 по делу № РЗ-73/17 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику - ТОГКУ «Тамбовавтодор» и аукционной комиссии ТОГКУ «Тамбовавтодор» при рассмотрении вторых частей заявок участников электронного аукциона на выполнение работ по устройству дорожной разметки автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области (извещение № 0164200003017000244) не учитывать установленное в разделе 5 документации об аукционе неправомерное требование к участникам закупки о наличии и подтверждении опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года. 

2. Настоящее предписание исполнить в срок до 5 мая 2017 года.

3. Об исполнении настоящего предписания сообщить и представить доказательства в Тамбовское УФАС России в срок до 5 мая 2017 года.

 

Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.

 

Председатель комиссии

   Н.Н. Колодина

 

 

Члены комиссии

                                                   В.В. Иванов

 

 

                                           Т.В. Четверткова

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны