Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-76/17 о нарушении законодательст... от 13 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Тамбовское областное государственное казенное учреждение ''Тамбовавтодор''

392000, Тамбовская обл, г. Тамбов , Студенецкая набережная, 20

тел./ факс 643-4752-725419

post@avtodor.tambov.gov.ru

ИНН 6829075190

 

Комитет государственного заказа

Тамбовской области

392000, г. Тамбов, ул. С.Рахманинова, 2а

Тел./Факс: 8(4752) 79-04-57/ 8(4752) 790462

e-mail: post@buy.tambov.gov.ru

 

ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ»

644007, г. Омск, ул. 5-я Северная, д. 197/1, к. 22

Тел. /факс: (965) 975-51-70

asvel-consult@mail.ru

ИНН 5503138540

 

АО «Единая электронная торговая площадка»

115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр.5

info@roseltorg.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № РЗ-76/17 о нарушении законодательства

о контрактной системе

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» апреля 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «13» апреля 2017 года.            

г. Тамбов

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель – заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

члены комиссии:

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,

в присутствии на рассмотрении жалобы представителей:

Тамбовского областного государственного казенного учреждения ''Тамбовавтодор'' – <…>, <…>,

уполномоченного органа – Комитета государственного заказа Тамбовской области – <…>,

в отсутствие представителей ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ», уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще,

рассмотрев жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» на действия Заказчика - Тамбовского областного государственного казенного учреждения ''Тамбовавтодор'' (далее – ТОГКУ «Тамбовавтодор») при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту путепровода км 13+300 автомобильной дороги ''Тамбов-Пенза''-Кирсанов-граница Саратовской области Кирсановского района (извещение № 0164200003017000481) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,

 

УСТАНОВИЛА:

Комитет государственного заказа Тамбовской области (ранее и далее – Уполномоченный орган) 17.03.2017 опубликовал на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО «Единая электронная торговая площадка» http://roseltorg.ru извещение № 0164200003017000481 о проведении электронного аукциона выполнение работ по капитальному ремонту путепровода км 13+300 автомобильной дороги ''Тамбов-Пенза''-Кирсанов-граница Саратовской области Кирсановского района (далее – Аукцион).

Начальная (максимальная) цена контракта – 78368610, 00 рублей.

Заказчик -  ТОГКУ «Тамбовавтодор».

Уполномоченный орган – Комитет государственного заказа Тамбовской области

До окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе до 04.04.2017 09:00:00 была подана единственная заявка от участника закупки, с порядковым номером: 1. По результатам рассмотрения единственной заявки аукционной комиссией Заказчика принято решение о ее соответствии требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе 0164200003017000481. На основании п. 4 ч. 1 ст. 71 принято решение о заключении контракта с  ООО "Мостострой" (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0164200003017000481 от 07.04.2017).  

ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» считая документацию об аукционе не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган (вх. от 03.04.2017 №1796). 

Первое заседание по рассмотрению жалобы состоялось 07.04.2017, после перерыва заседание продолжилось 10.04.2017.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы электронного аукциона, а также проведя внеплановую проверку по рассматриваемой закупке, приходит к следующим выводам.

  1. Заявитель ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» в своей жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупок химического состава и компонентов товаров, используемых при выполнении работ по объявленной закупке, что нарушает, по его мнению, ст. 33 и ст. 64 Закона о контрактной системе, поскольку имеет признаки ограничения участия в закупке.

Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод заявителя необоснованным в силу следующего.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технические и качественные характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно извещению о проведении закупки и аукционной документации объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту путепровода км 13+300 автомобильной дороги ''Тамбов-Пенза''-Кирсанов-граница Саратовской области Кирсановского района.

Описание объекта закупки приведено Заказчиком в Приложении к аукционной документации, которое включает, в том числе, «Требование к материалам используемых для выполнения работ» (далее – Требования), а также инструкцию по заполнению первой части заявки.

Исходя из Требований и инструкции по заполнению заявки, участник аукциона вправе предоставлять диапазонные значения, соответствующие ГОСТу и Требованиям, по многим показателям. Препятствия для подачи заявки не установлены, поскольку возможность участника закупки указать диапазонные значения многих показателей описываемых в заявке материалов позволяет не иметь их в наличии.

Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Поскольку подача жалобы Заявителем на положения документации электронного аукциона предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

В нарушение статьи 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе без наличия у участника закупки применяемых материалов и ограничения этим количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки.

Ввиду изложенного,  податель жалобы обязан не только указать на нарушения,  которые, по его мнению, допущены объектом жалобы,  но и представить тому доказательства.

В данном случае,  Заявителем это исполнено не было: доказательств ограничения количества участников закупки и условий конкуренции оспариваемыми положениями документации о закупке не представлено.

Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России не установила нарушений законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика по формированию требований к материалам, используемым для выполнения работ в рамках проводимого аукциона, и не установила факт ограничения количества участников закупки.

Рассматриваемый довод жалобы не нашел своего подтверждения, в связи с чем, признается Комиссией Тамбовского УФАС России необоснованным.

  1. Заявитель ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» в своей жалобе указывает, что Заказчиком установлены требования к материалам по позиции 14 «Битум нефтяной изоляционный» не соответствуют ГОСТу 22245-90.

Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод необоснованным ввиду следующего.

В Требованиях по позиции 14 «Битум нефтяной изоляционный» Заказчиком установлено, в том числе, следующее:

«растяжимость при 25  °С: не менее 2 см».

Инструкцией по заполнению заявки, в том числе, установлено:

«Значения конкретных технических характеристик показателей товаров, предлагаемых участником электронного аукциона к использованию при выполнении работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов, серий или технических условий (при их наличии и при отсутствии ГОСТов), распространяющихся на данные товары. Исключения из данного случая не допускаются».

На материал - битум нефтяной изоляционный распространяется действие ГОСТа 9812-74 "Битумы нефтяные изоляционные. Технические условия".

Пунктом 1.2 указанного ГОСТа определено, что по физико-химическим показателям изоляционные нефтяные битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

 

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

БНИ-IV-3

БНИ-IV

БНИ-V

ОКП 02 5623 0401

ОКП 02 5623 0402

ОКП 02 5623 0403

1. Температура размягчения, °С

65-75

75-85

90-100

ГОСТ 11506

2. Глубина проникания иглы, 0,1 мм:

 

 

 

По ГОСТ 11501

при 25°С

30-50

25-40

20-40

 

при 0°С, не менее

15

12

9

 

3. Температура вспышки, °С, не ниже

250

250

240

По ГОСТ 4333

4. Растяжимость при 25°С, см, не менее

 

4

 

3

 

2

По ГОСТ 11505

6. Изменение массы после прогрева, %, не более

 

0,5

 

0,5

 

0,5

По ГОСТ 18180

7. Массовая доля парафина, %, не более

 

4

 

-

 

-

По ГОСТ 17789

или ГОСТ 28967

9. Водонасыщенность за 24 ч, %, не более

 

0,10

 

0,10

 

0,10

По п. 3.2

Таким образом, технические требования изоляционных нефтяных битумов, в том числе, по показателю «растяжимость при 25°С» нормируется ГОСТом 9812-74, а не ГОСТом 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия», на который ссылается Заявитель.

Заявитель ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» в своей жалобе также заявил о несоответствии установленных Заказчиком требований к применяемым материалам по иным позициям Требований. Однако, не пояснил, по каким именно позициям и каким ГОСТам не соответствуют установленные Заказчиком  требования.

В связи с изложенным, рассматриваемый довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  1. Заявитель ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» в своей жалобе указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования по позиции 11 «Растворитель марки Р-4А, Р-4», что является  нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод обоснованным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено при описании  в документации о закупке объекта закупки  использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

По позиции 11 «Растворитель марки Р-4А, Р-4» Требований Заказчиком, в том числе, установлено следующее:

«Температурные пределы воспламенения*:  от минус 9 до плюс 19 °С».

На материал – растворитель марки Р-4А и растворитель марки Р-4  распространяется действие ГОСТа 7827-74 «Растворители марок Р-4, Р-4А, Р-5, Р-5А, Р-12» для лакокрасочных материалов.

Таблица 4 ГОСТа 7827-74 определяет характеристики пожароопасности растворителей марок Р-4, Р-4А, Р-5, Р-5А, Р-12:

Таблица 4

Наименование растворителя

Температура, °С

Температурные пределы воспламенения, °С

вспышки

Самовоспламенения

Р-4

Минус 7

550

Минус 9 - плюс 19

Р-4А

Плюс 3

520

Минус 4 - плюс 11

Р-5

Плюс 6

513

Минус 12 - плюс 4

Р-5А

Минус 1

497

Минус 3 - плюс 24

Р-12

Плюс 9

490

Плюс 5 - плюс 36

 

В описании  материала «Растворитель марки Р-4А, Р-4» установлено требование о необходимости указания растворителя марки Р-4А и растворителя марки Р-4   и описание их характеристик, при этом показатель «Температурные пределы воспламенения» заказчиком указан не для каждой марки растворителя, а один объединен в один диапазон значений: «от минус 9 до плюс 19 °С», что противоречит действующему ГОСТу 7827-74.

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России, проведя анализ Требований к материалам, используемым для выполнения работ и в его составе инструкции по заполнению заявки, приходит к выводу, что Заказчиком при утверждении  документации об Аукционе были нарушены часть 1 статьи 33 и пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Заявитель ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» в своей жалобе указывает, что Заказчик не установил надлежащим образом дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства № 99 от 14.02.2015, что по мнению Заявителя, является нарушением ст.31 Закона о контрактной системе.

 Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод обоснованным в силу следующего.

Согласно требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), при проведении аукционов на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчик должен устанавливать к участникам закупки дополнительные следующие требования:

- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно извещению объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту путепровода км 13+300 автомобильной дороги "Тамбов-Пенза"-Кирсанов-граница Саратовской области Кирсановского района, которые относятся к группе 42 ОКПД2 42.13.10.110 «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства. Мосты и путепроводы из любых материалов для всех типов сухопутного транспорта и для пешеходов». 

В пункте 21 информационного паспорта аукциона установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки: Установлены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99 в разделе 5 аукционной документации.

Пунктом 5.3 документации об аукционе Заказчиком установлено:

«Если объектом закупки является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки предъявляется следующее дополнительное требование (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99):

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (* - требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)).

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительному требованию, указываются в разделе 3 документации об аукционе».

На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России установлено, что в Извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлена группа строительных работ, опыт исполнения которых должны подтвердить участники Аукциона, согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации N 99.

Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлено неправомерное требование к подтверждению участниками опыта выполненных работ, не относящихся к группе работ по рассматриваемой закупке.

Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу что действия Заказчика, в части ненадлежащего установления в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки и требований к составу второй части заявки на участие в аукционе, а также группы строительных работ нарушают положения п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что выявленные нарушения не привели к нарушению порядка проведения электронного аукциона, неправильному определению поставщика (подрядчика, исполнителя) и не повлекли за собой ограничение количества участников закупки, выдача предписания нецелесообразна.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» обоснованной в части доводов, изложенных в настоящем решении.
  2. Признать Заказчика нарушившим часть 1 статьи 33, пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3.   Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

 

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

Председатель комиссии                                                                  Н.Н. Колодина

 

Члены комиссии                                                                              В.В. Иванов

 

                                                                                                           Е.Г. Великанова

 

Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44                                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны