Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-81/16 о нарушении законодательст... от 15 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление здравоохранения Тамбовской области

392002, г. Тамбов, ул. Советская, д. 106/5

Тел./факс: 8 (4752) 8-4752-792550

seu@zdrav.tambov.gov.ru

 

Комитет государственного заказа Тамбовской области

392000, г. Тамбов, ул. С.Рахманинова, 2а

Тел.: 8(4752) 79-04-61, 792550/ 792512

e-mail: post@buy.tambov.gov.ru

 

ООО «Эскада»

127572, г. Москва, бульвар Самаркандский,

д. 6, корп.3

Тел. 8 964 630 72 95

eskada.ivanova@yandex.ru

 

АО «Единая электронная торговая площадка»

127006, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14,

стр. 5

info@roseltorg.ru

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № РЗ-81/16 о нарушении законодательства

о контрактной системе

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» июня 2016 года

В полном объеме решение изготовлено «15» июня 2016 года

г. Тамбов

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

члены комиссии:

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,

в присутствии представителей Управления здравоохранения Тамбовской области <…>, <…>, <…>,

представителя уполномоченного органа – Комитета государственного заказа Тамбовской области <…>,

в отсутствие представителей ООО «Эскада», уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Эскада» (далее – Заявитель) на действия Управления здравоохранения Тамбовской области при проведении электронного аукциона №0164200003016002547 и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Комитет государственного заказа Тамбовской области (ранее и далее – Уполномоченный орган) 17.05.2016 опубликовал на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО «Единая электронная торговая площадка» http://roseltorg.ru извещение № 0164200003016002547 о проведении электронного аукциона на поставку экспресс-анализаторов кардиомаркеров (далее – Аукцион).

Начальная (максимальная) цена контракта – 40 118 075,01 рублей.

Заказчик -  Управление здравоохранения Тамбовской области.

ООО «Эскада», считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилась с жалобой в антимонопольный орган.

Согласно доводам жалобы, положения документации нарушают законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно:

1) Заказчиком в аукционной документации не установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на выполнение работ по сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию поставляемого медицинского оборудования, хотя эти услуги являются также частью контракта;

2) в проекте контракта не установлен срок действия банковской гарантии и срок действия контракта;

3) Заказчиком неправомерно установлено требование к товару о наличии встроенного термопринтера и одновременном количественном определении трех маркеров инфаркта миокарда, что ограничивает конкуренцию;

 4) Заказчиком необоснованно установлено завышенное требование об обязательном предоставлении участником закупки информации о наименовании производителя товара, являющегося предметом закупки, в первой части заявки на участие в аукционе;

5) Заказчиком неправомерно указан код товара 26.51.53.190, поскольку данный товар не относится к указанному коду Классификатора продукции, и неверно применено постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

6) в извещении и документации об аукционе содержатся противоречивые сведения по применению национального режима в части Постановлений Правительства РФ от 05.02.2015 №102 и от 29.12.2015 №1457.

На основании вышеизложенного Заявитель просит провести проверку, признать документацию нарушающей требования Закона о контрактной системе и выдать предписание об отмене торгов и внесении изменений в документацию.

 

Уполномоченный орган и Заказчик с доводами жалобы не согласились, представили письменные объяснения (вх. от 09.06.2016 №4483, вх. от 09.06.2016 №4500, вх. от 09.06.2016 №4501), просят признать жалобу необоснованной.

Первое заседание по жалобе состоялось 09.06.2016, после перерыва заседание продолжилось 10.05.2016 (представитель ООО «Эскада» <…> по доверенности б/н от 08.06.2016 присутствовал на заседании 09.06.2016).

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы заявителя, возражения Заказчика и Уполномоченного органа, а также представленные документы и материалы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, считает жалобу ООО «Эскада»  необоснованной в силу следующего.

 

  1. В жалобе Заявитель указывает, что аукционная документация в нарушение действующего законодательства не содержит требования о наличии у участников закупки лицензии на выполнение обслуживания медицинской техники, что также входит в объект закупки помимо поставки. При этом Заявитель не обосновал нарушение его законных прав и  законных интересов указанным обстоятельством.

Согласно извещению и документации об аукционе № 0164200003016002547 объектом закупки является поставка экспресс-анализаторов кардиомаркеров.

Пунктом 1.1. проекта контракта 1.1. определено, что «в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку экспресс-анализаторов кардиомаркеров (код ОКПД-2 - ______) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение № 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Получателя, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Получателя, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания[1] Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги».

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев положения документации об аукционе, считает рассматриваемый довод Заявителя необоснованным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, одним из которых является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования).

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего закона.

В рассматриваемой документации об аукционе не установлено требование к участникам закупки о наличии какой-либо лицензии, что Комиссия Тамбовского УФАС России считает правомерным.

В соответствии с пунктом 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; (лицензирование прекращается со дня вступления в силу технического регламента).

Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" утвержден Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.

Пунктом 2 указанного Перечня в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, лицензированию подлежат:

а) монтаж и наладка медицинской техники;

б) контроль технического состояния медицинской техники;

в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;

г) ремонт медицинской техники.

Согласно аукционной документации объектом закупки является поставка экспресс-анализаторов кардиомаркеров как закупаемого товара.

Из сравнительного анализа предмета закупки – поставка экспресс-анализаторов кардиомаркеров с сопутствующими услугами и видов деятельности, подлежащих лицензированию согласно вышеуказанному Положению о лицензировании, усматривается, что объект закупки не входит в перечень видов деятельности, для выполнения которых требуется наличие лицензии.

Техническое обслуживание поставляемых кардиомаркеров не требуется в понимании предмета лицензирования по данному аукциону. 

К тому же, документация об аукционе и условия проекта контракта не предусматривают запрета на возможность привлечения поставщиком к исполнению контракта иных лиц на выполнение работ по монтажу и вводу оборудования в эксплуатацию, а также не устанавливает обязанность поставщика являться производителем закупаемого изделия медицинского назначения и, следовательно, нести обязанность по гарантийному ремонту и обслуживанию.

Таким образом, поставка изделий медицинского назначения не является лицензируемым видом деятельности, а организация, осуществляющая поставку в рамках рассматриваемой закупки и не являющаяся производителем изделия медицинского назначения, не обязана иметь лицензию.

 

2. В жалобе Заявитель указывает, что проект контракта не позволяет однозначно определить срок окончания действия контракта, что влечет для заявителя невозможность определения срока банковской гарантии.

Пунктом 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Раздел 8 документации об аукционе «Требования к обеспечению исполнения контракта. Срок и порядок его предоставления» содержит условия заключения контракта и предоставления банковской гарантии, как способа обеспечения исполнения контракта, в том числе, пунктом 8.7. установлены обязательные требования к банковской гарантии, соответствующие законодательству о контрактной системе.

Пунктом 12.1 проекта контракта предусмотрено: «Контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения обязательств сторонами по Контракту».

В соответствии с пунктом 5.1 проекта контракта установлены сроки поставки оборудования: «Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение № 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок не более 60 календарных дней со дня заключения Контракта».

Таким образом, довод Заявителя о том, что заказчиком не установлен срок действия контракта, в связи с чем невозможно установить срок действия банковской гарантии, представляемой для обеспечения исполнения контракта, не нашел своего подтверждения.

Данный довод жалобы отклоняется Комиссией Тамбовского УФАС России как необоснованный.

 

  1. В жалобе Заявитель указывает на установление в Приложении №2 «Технические требования» к проекту контракта избыточных требований к техническим характеристикам: п.2.2 - одновременное количественное определение трех маркеров инфаркта миокарда: тропонина I, миоглобина и креатинфосфокиназы-МВ (креатинкеназы-МВ) с использованием одной тест-панели; п. 2.7 - наличие встроенного термопринтера.

На заседании Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили, что требования к товару установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Согласно пояснениям Заказчика закупка осуществляется в целях оснащения изделиями медицинского назначения – экспресс-анализаторами кардиомаркерами службы Скорой медицинской помощи. Одновременное количественное определение трех маркеров инфаркта миокарда с использованием одной тест-полоски позволяет сократить время на измерение, диагностику инфаркта миокарда и способствует быстрому принятию решения сотрудником Скорой медицинской помощи по результатам диагностики. Встроенный термопринтер (пункт 2.7 технических требований) позволяет оперативно и на месте исследования получать и документировать результаты соответствующих тестов, что является необходимостью для Заказчика, а также обеспечивает надлежащее качество медицинского обслуживания.

Таким образом, аукционная документация была разработана в соответствии с потребностями Заказчика, указали представители Заказчика и Уполномоченного органа. Также сообщили, что совокупности установленных требований соответствуют закупаемые товары более чем трех производителей. Ограничение конкуренции отрицают.

В силу части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом,  помимо прочего участник закупки,  подавший жалобу,  обязан приложить к жалобе документы,  подтверждающие обоснованность доводов жалобы (ч.9  ст. 105  Закона о контрактной системе).

Ввиду изложенного,  податель жалобы обязан не только указать на нарушения,  которые, по его мнению, допущены объектом жалобы,  но и представить тому доказательства.

В данном случае,  Заявителем это исполнено не было: доказательств ограничения количества участников закупки и условий конкуренции оспариваемыми положениями документации о закупке не представлено.

При этом Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в допущенных к участию в аукционе заявках предложены три различные модели кардиомаркеров.

Таким образом, рассматриваемый довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

  1. Заявитель указывает, что требование пункта 1.2 Приложения №2 «Технические требования» об обязательном указании наименования производителя нарушают требования Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Таким образом, по общему правилу при проведении закупки заказчик наделен правом самостоятельного определения объекта закупки исходя из своих потребностей, но без указания требований к товару (работам, услугам), потенциально ограничивающих количество участников закупки.

В рассматриваемом случае в аукционной документации Заказчиком установлено требование об указании наименования производителя товара в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 №724н «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» (зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 №41478). Приложение №2 к Контракту «Технические требования» содержит позицию п.1.2 наименование производителя.

При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что установление в аукционной документации требования об обязательном указании наименования производителя не ограничивает возможность участия в закупке и не затрудняет заполнение участниками заявки на участие в аукционе.

В жалобе Заявитель не указывает, каким образом оспариваемое требование аукционной документации об обязательном указании наименования производителя поставляемого товара нарушает его права и законные интересы как участника закупки.

Также Заявителем не представлено доказательств наличия каких-либо объективных препятствий в указании в заявке наименования производителя товара, что существенно затрудняет установление обстоятельств, содержащих признаки нарушения Заказчиком действующего законодательства о контрактной системе, а также законодательства о защите конкуренции.

Данный довод жалобы отклоняется Комиссией Тамбовского УФАС России как необоснованный.

 

  1. Заявитель указывает на противоречие сведений по применению национального режима в извещении и документации об аукционе: в извещении указано на соответствие только постановлению Правительства от 05.02.2015 №102, но в тексте документации установлено требование также о соответствии постановлению Правительства от 29.12.2015 №1457.

В извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение: «Ограничение установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ №102 от 05.02.2015».

Пунктом 5.1 документации об аукционе указано: «Участник аукциона должен соответствовать следующим единым требованиям:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в случае установления таких требований указывается в Информационном паспорте аукциона.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, организациями, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».

Комиссия Тамбовского УФАС России противоречия в приведенных требованиях не усматривает, как и несоответствия законодательству о контрактной системе.

Пунктом 5 Постановления № 1457 предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Таким образом, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Вместе с тем требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении №1457, может быть установлено заказчиком на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

В данном случае Заказчик установил требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением №1457, что является надлежащим исполнением указанного постановления.

Данный довод жалобы отклоняется Комиссией Тамбовского УФАС России как необоснованный.

 

  1. В жалобе Заявитель указывает, что в аукционной документации неправомерно указан код товара по ОКПД2 – экспресс-анализаторы кардиомаркеров 26.51.53.190, поскольку данный товар не относится к указанному коду.

Комиссия Тамбовского УФАС России не соглашается с заявленным и считает довод необоснованным в силу следующего.

Предметом закупки является поставка экспресс-анализаторов кардиомаркеров.

Письмом Министерства экономического развития РФ от 9 февраля 2016 г. N Д28и-221 определено, что в соответствии с действующим функционалом единой информационной системы в сфере закупок кодирование закупаемых товаров, работ, услуг осуществляется в соответствии с ОКПД2.

Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).

В указанном перечне отдельных видов медицинских изделий анализаторы свертывания крови соответствуют наиболее приближенному коду 26.51.53.190 – приборы и аппаратура для физического или химического анализа прочие, не включенные в другие группировки.

Таким образом, заказчик правомерно определил код товара 26.51.53.190 для

поставки экспресс-анализаторов кардиомаркеров, а Заявитель жалобы не доказал и не обосновал, каким образом указание данного кода товара нарушает его права как участника закупки либо затрудняет участие в закупке.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобуобоснованной.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

Председатель комиссии                                                                     Н.Н. Колодина                              

Члены комиссии                                                                                 В.В. Иванов

                                                                                                              Е.Г. Великанова

                                                                                                              Н.Е. Козлова

 

 

Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44

 

[1] В случае, если технической и (или) эксплуатационной документацией не предусмотрено техническое обслуживание Оборудования специализированными организациями

Связанные организации

Связанные организации не указаны