Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-81/16 о нарушении законодательст... от 15 июня 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУправление здравоохранения Тамбовской области
392002, г. Тамбов, ул. Советская, д. 106/5
Тел./факс: 8 (4752) 8-4752-792550
Комитет государственного заказа Тамбовской области
392000, г. Тамбов, ул. С.Рахманинова, 2а
Тел.: 8(4752) 79-04-61, 792550/ 792512
e-mail: post@buy.tambov.gov.ru
ООО «Эскада»
127572, г. Москва, бульвар Самаркандский,
д. 6, корп.3
Тел. 8 964 630 72 95
eskada.ivanova@yandex.ru
АО «Единая электронная торговая площадка»
127006, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14,
стр. 5
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № РЗ-81/16 о нарушении законодательства
о контрактной системе
Резолютивная часть решения оглашена «10» июня 2016 года
В полном объеме решение изготовлено «15» июня 2016 года
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии представителей Управления здравоохранения Тамбовской области <…>, <…>, <…>,
представителя уполномоченного органа – Комитета государственного заказа Тамбовской области <…>,
в отсутствие представителей ООО «Эскада», уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО «Эскада» (далее – Заявитель) на действия Управления здравоохранения Тамбовской области при проведении электронного аукциона №0164200003016002547 и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (ранее и далее – Уполномоченный орган) 17.05.2016 опубликовал на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО «Единая электронная торговая площадка» http://roseltorg.ru извещение № 0164200003016002547 о проведении электронного аукциона на поставку экспресс-анализаторов кардиомаркеров (далее – Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта – 40 118 075,01 рублей.
Заказчик - Управление здравоохранения Тамбовской области.
ООО «Эскада», считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилась с жалобой в антимонопольный орган.
Согласно доводам жалобы, положения документации нарушают законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1) Заказчиком в аукционной документации не установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на выполнение работ по сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию поставляемого медицинского оборудования, хотя эти услуги являются также частью контракта;
2) в проекте контракта не установлен срок действия банковской гарантии и срок действия контракта;
3) Заказчиком неправомерно установлено требование к товару о наличии встроенного термопринтера и одновременном количественном определении трех маркеров инфаркта миокарда, что ограничивает конкуренцию;
4) Заказчиком необоснованно установлено завышенное требование об обязательном предоставлении участником закупки информации о наименовании производителя товара, являющегося предметом закупки, в первой части заявки на участие в аукционе;
5) Заказчиком неправомерно указан код товара 26.51.53.190, поскольку данный товар не относится к указанному коду Классификатора продукции, и неверно применено постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
6) в извещении и документации об аукционе содержатся противоречивые сведения по применению национального режима в части Постановлений Правительства РФ от 05.02.2015 №102 и от 29.12.2015 №1457.
На основании вышеизложенного Заявитель просит провести проверку, признать документацию нарушающей требования Закона о контрактной системе и выдать предписание об отмене торгов и внесении изменений в документацию.
Уполномоченный орган и Заказчик с доводами жалобы не согласились, представили письменные объяснения (вх. от 09.06.2016 №4483, вх. от 09.06.2016 №4500, вх. от 09.06.2016 №4501), просят признать жалобу необоснованной.
Первое заседание по жалобе состоялось 09.06.2016, после перерыва заседание продолжилось 10.05.2016 (представитель ООО «Эскада» <…> по доверенности б/н от 08.06.2016 присутствовал на заседании 09.06.2016).
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы заявителя, возражения Заказчика и Уполномоченного органа, а также представленные документы и материалы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, считает жалобу ООО «Эскада» необоснованной в силу следующего.
- В жалобе Заявитель указывает, что аукционная документация в нарушение действующего законодательства не содержит требования о наличии у участников закупки лицензии на выполнение обслуживания медицинской техники, что также входит в объект закупки помимо поставки. При этом Заявитель не обосновал нарушение его законных прав и законных интересов указанным обстоятельством.
Согласно извещению и документации об аукционе № 0164200003016002547 объектом закупки является поставка экспресс-анализаторов кардиомаркеров.
Пунктом 1.1. проекта контракта 1.1. определено, что «в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку экспресс-анализаторов кардиомаркеров (код ОКПД-2 - ______) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение № 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Получателя, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Получателя, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания[1] Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги».
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев положения документации об аукционе, считает рассматриваемый довод Заявителя необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, одним из которых является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего закона.
В рассматриваемой документации об аукционе не установлено требование к участникам закупки о наличии какой-либо лицензии, что Комиссия Тамбовского УФАС России считает правомерным.
В соответствии с пунктом 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; (лицензирование прекращается со дня вступления в силу технического регламента).
Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" утвержден Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Пунктом 2 указанного Перечня в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, лицензированию подлежат:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
Согласно аукционной документации объектом закупки является поставка экспресс-анализаторов кардиомаркеров как закупаемого товара.
Из сравнительного анализа предмета закупки – поставка экспресс-анализаторов кардиомаркеров с сопутствующими услугами и видов деятельности, подлежащих лицензированию согласно вышеуказанному Положению о лицензировании, усматривается, что объект закупки не входит в перечень видов деятельности, для выполнения которых требуется наличие лицензии.
Техническое обслуживание поставляемых кардиомаркеров не требуется в понимании предмета лицензирования по данному аукциону.
К тому же, документация об аукционе и условия проекта контракта не предусматривают запрета на возможность привлечения поставщиком к исполнению контракта иных лиц на выполнение работ по монтажу и вводу оборудования в эксплуатацию, а также не устанавливает обязанность поставщика являться производителем закупаемого изделия медицинского назначения и, следовательно, нести обязанность по гарантийному ремонту и обслуживанию.
Таким образом, поставка изделий медицинского назначения не является лицензируемым видом деятельности, а организация, осуществляющая поставку в рамках рассматриваемой закупки и не являющаяся производителем изделия медицинского назначения, не обязана иметь лицензию.
2. В жалобе Заявитель указывает, что проект контракта не позволяет однозначно определить срок окончания действия контракта, что влечет для заявителя невозможность определения срока банковской гарантии.
Пунктом 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Раздел 8 документации об аукционе «Требования к обеспечению исполнения контракта. Срок и порядок его предоставления» содержит условия заключения контракта и предоставления банковской гарантии, как способа обеспечения исполнения контракта, в том числе, пунктом 8.7. установлены обязательные требования к банковской гарантии, соответствующие законодательству о контрактной системе.
Пунктом 12.1 проекта контракта предусмотрено: «Контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения обязательств сторонами по Контракту».
В соответствии с пунктом 5.1 проекта контракта установлены сроки поставки оборудования: «Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение № 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок не более 60 календарных дней со дня заключения Контракта».
Таким образом, довод Заявителя о том, что заказчиком не установлен срок действия контракта, в связи с чем невозможно установить срок действия банковской гарантии, представляемой для обеспечения исполнения контракта, не нашел своего подтверждения.
Данный довод жалобы отклоняется Комиссией Тамбовского УФАС России как необоснованный.
- В жалобе Заявитель указывает на установление в Приложении №2 «Технические требования» к проекту контракта избыточных требований к техническим характеристикам: п.2.2 - одновременное количественное определение трех маркеров инфаркта миокарда: тропонина I, миоглобина и креатинфосфокиназы-МВ (креатинкеназы-МВ) с использованием одной тест-панели; п. 2.7 - наличие встроенного термопринтера.
На заседании Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили, что требования к товару установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям Заказчика закупка осуществляется в целях оснащения изделиями медицинского назначения – экспресс-анализаторами кардиомаркерами службы Скорой медицинской помощи. Одновременное количественное определение трех маркеров инфаркта миокарда с использованием одной тест-полоски позволяет сократить время на измерение, диагностику инфаркта миокарда и способствует быстрому принятию решения сотрудником Скорой медицинской помощи по результатам диагностики. Встроенный термопринтер (пункт 2.7 технических требований) позволяет оперативно и на месте исследования получать и документировать результаты соответствующих тестов, что является необходимостью для Заказчика, а также обеспечивает надлежащее качество медицинского обслуживания.
Таким образом, аукционная документация была разработана в соответствии с потребностями Заказчика, указали представители Заказчика и Уполномоченного органа. Также сообщили, что совокупности установленных требований соответствуют закупаемые товары более чем трех производителей. Ограничение конкуренции отрицают.
При этом, помимо прочего участник закупки, подавший жалобу, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы (ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе).
Ввиду изложенного, податель жалобы обязан не только указать на нарушения, которые, по его мнению, допущены объектом жалобы, но и представить тому доказательства.
В данном случае, Заявителем это исполнено не было: доказательств ограничения количества участников закупки и условий конкуренции оспариваемыми положениями документации о закупке не представлено.
При этом Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в допущенных к участию в аукционе заявках предложены три различные модели кардиомаркеров.
Таким образом, рассматриваемый довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
- Заявитель указывает, что требование пункта 1.2 Приложения №2 «Технические требования» об обязательном указании наименования производителя нарушают требования Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Таким образом, по общему правилу при проведении закупки заказчик наделен правом самостоятельного определения объекта закупки исходя из своих потребностей, но без указания требований к товару (работам, услугам), потенциально ограничивающих количество участников закупки.
В рассматриваемом случае в аукционной документации Заказчиком установлено требование об указании наименования производителя товара в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 №724н «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» (зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 №41478). Приложение №2 к Контракту «Технические требования» содержит позицию п.1.2 наименование производителя.
При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что установление в аукционной документации требования об обязательном указании наименования производителя не ограничивает возможность участия в закупке и не затрудняет заполнение участниками заявки на участие в аукционе.
В жалобе Заявитель не указывает, каким образом оспариваемое требование аукционной документации об обязательном указании наименования производителя поставляемого товара нарушает его права и законные интересы как участника закупки.
Также Заявителем не представлено доказательств наличия каких-либо объективных препятствий в указании в заявке наименования производителя товара, что существенно затрудняет установление обстоятельств, содержащих признаки нарушения Заказчиком действующего законодательства о контрактной системе, а также законодательства о защите конкуренции.
Данный довод жалобы отклоняется Комиссией Тамбовского УФАС России как необоснованный.
- Заявитель указывает на противоречие сведений по применению национального режима в извещении и документации об аукционе: в извещении указано на соответствие только постановлению Правительства от 05.02.2015 №102, но в тексте документации установлено требование также о соответствии постановлению Правительства от 29.12.2015 №1457.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение: «Ограничение установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ №102 от 05.02.2015».
Пунктом 5.1 документации об аукционе указано: «Участник аукциона должен соответствовать следующим единым требованиям:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в случае установления таких требований указывается в Информационном паспорте аукциона.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, организациями, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».
Комиссия Тамбовского УФАС России противоречия в приведенных требованиях не усматривает, как и несоответствия законодательству о контрактной системе.
Пунктом 5 Постановления № 1457 предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Таким образом, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Вместе с тем требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении №1457, может быть установлено заказчиком на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В данном случае Заказчик установил требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением №1457, что является надлежащим исполнением указанного постановления.
Данный довод жалобы отклоняется Комиссией Тамбовского УФАС России как необоснованный.
- В жалобе Заявитель указывает, что в аукционной документации неправомерно указан код товара по ОКПД2 – экспресс-анализаторы кардиомаркеров 26.51.53.190, поскольку данный товар не относится к указанному коду.
Комиссия Тамбовского УФАС России не соглашается с заявленным и считает довод необоснованным в силу следующего.
Предметом закупки является поставка экспресс-анализаторов кардиомаркеров.
Письмом Министерства экономического развития РФ от 9 февраля 2016 г. N Д28и-221 определено, что в соответствии с действующим функционалом единой информационной системы в сфере закупок кодирование закупаемых товаров, работ, услуг осуществляется в соответствии с ОКПД2.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В указанном перечне отдельных видов медицинских изделий анализаторы свертывания крови соответствуют наиболее приближенному коду 26.51.53.190 – приборы и аппаратура для физического или химического анализа прочие, не включенные в другие группировки.
Таким образом, заказчик правомерно определил код товара 26.51.53.190 для
поставки экспресс-анализаторов кардиомаркеров, а Заявитель жалобы не доказал и не обосновал, каким образом указание данного кода товара нарушает его права как участника закупки либо затрудняет участие в закупке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобуобоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Н.Н. Колодина
Члены комиссии В.В. Иванов
Е.Г. Великанова
Н.Е. Козлова
Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44
[1] В случае, если технической и (или) эксплуатационной документацией не предусмотрено техническое обслуживание Оборудования специализированными организациями