Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу №ВП-60/16 о результатах внеплановой пр... от 15 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в составе:

руководитель инспекции – врио руководителя управления Мазаева С.В.,

члены:

заместитель руководителя–начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,

в присутствии представителей:

ООО НПК «Альфа» (далее – Заявитель, Общество) - <…..>,

Управления здравоохранения Тамбовской области – <…..>,

ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова» (далее – организатор торгов) - <….>,

на основании п. 2 ч. 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее  - Закон о контрактной системе) в рамках рассмотрения обращения ООО НПК «Альфа» (вх. от 06.05.2016 № ФАСэ),

осуществив внеплановую проверку соблюдения организатором торгов - ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова» требований Закона о контрактной системе при организации и проведении совместных электронных аукционов на поставку дезинфицирующих средств для учреждений здравоохранения Тамбовской области (извещения №№ 0164200003016003474, 0164200003016003475),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Комитет государственного заказа Тамбовской области (уполномоченный орган) 29.06.2016 на  официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО «Единая электронная торговая площадка» http://roseltorg.ru опубликовал извещения №№ 0164200003016003474 и 0164200003016003475 о проведении электронных аукционов на поставку средств дезинфекционных.

Организатор совместных электронных аукционов - ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова».

Заказчиками совместных аукционов являются учреждения здравоохранения Тамбовской области.

Начальная (максимальная) цена контрактов – 6 300 118, 23 руб. и 21 533 876, 44 руб. соответственно.

Согласно протоколу  рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.08.2016 № 0164200003016003474-1 на участие в аукционе было подано 6 заявок, три из которых были отклонены (заявки с номерами 4,7,8). Аукционная комиссия допустила и признала участниками аукциона заявки с номерами 3,5,6.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.07.2016 № 0164200003016003475-1 на участие в аукционе было подано 6 заявок. Заявки с номерами 2,5,7 были отклонены аукционной комиссией; допущены и признаны участниками аукциона заявки с номерами 1,4,6.

Согласно протоколу рассмотрения единственного участника электронного аукциона № 0164200003016003474 от 08.08.2016 на участие в аукционе была подана одна заявка № 3 (ООО «Мир дезинфекции»), которая была допущена к участию в аукционе, в связи с чем на основании  ч.13 ст. 69 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0164200003016003475 от 04.08.2016 на участие в аукционе были рассмотрены вторые части заявок № 4 (ООО «Моя аптека»), № 6 (ООО «Мир дезинфекции»), № 1 (ООО «НПФ «Геникс»), которые были признаны соответствующими требованиям документации и Закону о контрактной системе. Победителем данного аукциона признано ООО «Моя аптека» с ценой контракта 19 272 817 руб.

 В ходе проведения внеплановой проверки ВП-60/16 соблюдения законодательства о контрактной системе ООО НПК «Альфа» представило письменные пояснения и подтверждающие документы по рассматриваемым обстоятельствам (вх. от 29.07.2016 № 5668; вх. от 03.08.2016 № 5686, 5687; вх. от 09.08.2016 № 5793; вх. от 11.08.2016 №  5891). Представители Общества сообщили  следующее.

 ООО НПК «Альфа» обратилось с заявлением (исх. от 14.04.2016 № 137) в ФАС России о нарушении антимонопольного законодательства при подготовке проведения совместных закупок на  дезинфицирующие средства на территории Тамбовской области. Данное заявление было направлено из ФАС России в Тамбовское УФАС России для рассмотрения по существу по подведомственности (исх. от 22.04.2016 № АЦ/27184/16, вх. от 06.05.2016 № 273ФАСэ).

ООО НПК «Альфа» сообщает, что ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова» (организатор торгов) направило в апреле 2016 года руководителям медицинских организаций Тамбовской области письмо с просьбой в срок до 8 апреля 2016 года представить свою потребность на дезинфицирующие средства на 9 месяцев (с учетом 1 квартала 2017 года) по прилагаемой номенклатуре, указанной в приложении № 1, в которой были названы и описаны 29 дезинфицирующих средств.

ООО НПК «Альфа» указывает, что организатор совместных торгов в нарушение требований Закона о контрактной системе самостоятельно составлял определенный перечень дезинфицирующих средств, поскольку каждый из  Заказчиков должен сам формировать свои потребности в определённых препаратах и определять закупаемое дезинфицирующее средство.

ООО НПК «Альфа» считает, что сложившаяся ситуация на территории Тамбовской области при проведении совместных торгов по определенной номенклатуре дезинфицирующих средств нарушает права и законные интересы Общества как производителя дезинфицирующих средств, так как ООО НПК «Альфа» не имеет возможности участвовать в процедурах закупок и реализовывать свою продукцию на территории Тамбовской области в условиях конкурентной борьбы.

Заявитель также сообщает, что в то время, пока его заявление находилось на рассмотрении в Тамбовском УФАС России, начали публиковаться аукционы на  дезсредства с нарушениями, которые заключаются в следующем.

Номенклатура дезсредств в виде разработанного технического задания, которая была разослана организатором торгов -  ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова» для формирования потребностей заказчиков по своему содержанию практически полностью идентична техническим заданиям аукционов №№ 0164200003016003474, 0164200003016003475. Данный факт, по мнению Общества, подтверждает, что заказчики были поставлены в условия, в рамках которых у них отсутствовала возможность выбора товаров в соответствии с их реальными потребностями, а существовала лишь единственная возможность, приводящая к закупке, только через перечень дезсредств, утвержденных «рабочей группой», созданной по приказу Управления здравоохранения Тамбовской области.    

В соответствии с протоколами рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.07.2016 № 0164200003016003475-1 и от 02.08.2016 № 0164200003016003474-1 на участие в аукционах было подано по 6 заявок, три из которых были отклонены. Заявки, которые были допущены к аукциону, являются заявками производителей, чьи средства входят в номенклатуру дезинфицирующих средств (ООО «Научно-производственная фирма «Геникс», ООО «Мир дезинфекции»). Результаты вышеуказанных аукционов, считает Общество,  подтверждают, что в данных закупках могли участвовать непосредственно производители, препараты которых были включены в номенклатуру «рабочей группой», созданной приказом Управления здравоохранения Тамбовской области.

ООО НПК «Альфа» указывает, что действиями по формированию формулярных перечней, представленных в виде заранее разработанного унифицированного технического задания на закупку дезинфицирующих средств опосредовано через «рабочую группу», Управление здравоохранения Тамбовской области нарушает запрет п.2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку применение таких перечней (заранее разработанного технического задания) приводит к необоснованным требованиям к товарам (дезсредствам) и ограничению конкуренции на данном рынке. Кроме того, Общество усматривает в действиях организатора торгов нарушение антимонопольных требований к торгам (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Организатор торгов и Управление здравоохранения Тамбовской области с  доводами ООО НПК «Альфа» не согласились, считают их несостоятельными и представил письменные объяснения и подтверждающие документы (вх. от 29.07.2016 № 5692,5693; вх. от 02.08.2016 № 5661; вх. от 08.08.2016 № 5775).

Представитель организатора торгов пояснил, что при описании объектов закупки руководствовались статьей 33 Закона о контрактной системе. При разработке образцов описаний товара не определяли круг производителей дезинфицирующих средств, а ориентировались только на объективные потребности медицинских учреждений. Изучался рынок дезинфицирующих средств, в связи с чем, установленным требованиям к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки соответствует, как минимум, три дезсредства, зарегистрированных в установленном законом порядке и разрешенных к обороту в рамках Единого Таможенного Союза. Представлены сведения о дезинфицирующих средствах, удовлетворяющие установленным требованиям по каждой позиции технического задания.

Представитель Управления здравоохранения Тамбовской области пояснил, что Управлением какой-либо перечень определённых дезсредств для использования (применения) заказчиками не составлялся и заказчикам не рассылался.  Никакой координации либо регулирования проведения совместных закупок Управление не осуществляло, в том числе по рассматриваемым аукционам. Были только закреплены ответственные организаторы за проведение совместных торгов для нужд учреждений здравоохранения по отдельным группам лекарственных средств и изделий медицинского назначения, среди которых ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова» поручена организация совместных торгов на закупку дезинфицирующих средств с другими заказчиками области в лице государственных учреждений здравоохранения Тамбовской области.

Инспекция Тамбовского УФАС России в результате проведения настоящей внеплановой проверки пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом данным пунктом  Закона о контрактной системе предусмотрен закрытый перечень требований и указаний, которые не должны включаться в документацию. Это требования и указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места нахождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно части 2 статьи 33  Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к  товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, но с учетом недопустимости ограничения конкуренции.

Законодательство не запрещает Заказчику самостоятельно определять предмет закупки и ее состав в соответствии со своей потребностью в том или ином товаре. При формировании предмета закупки Заказчик не обязан доказывать свою потребность в необходимом к поставке товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на волю Заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

Инспекция Тамбовского УФАС России отмечает, что документальные доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что технические задания аукционов №№ 0164200003016003474, 0164200003016003475 (спецификация дезсредств) составлены под одного производителя, отсутствуют.

Напротив, ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова» представило письменные пояснения с подтверждающими материалами и документами, из которых видно, что под каждую позицию закупаемых дезинфицирующих средств подходят товары производства несколько производителей (от трех и более).

Инспекция Тамбовского УФАС России обращает внимание на тот факт, что на участие в данных закупках подано по 6 заявок, три из которых было допущено к аукционам, что свидетельствует о наличии конкурентной борьбы.

     При этом участник товарного рынка - ООО НПК «Альфа» не представило доказательств невозможности участия в данных закупках и предложений Обществом, в том числе, товаров собственного производства, подпадающих под условия аукционов, что указанное лицо признаёт. 

     Также в ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие обстоятельства.

     На основании приказа Управления здравоохранения Тамбовской области от 10.03.2016 № 434 была создана Рабочая группа по организации совместных торгов учреждениями здравоохранения области. В данную группу входили представители управления здравоохранения области, территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области, а также главные врачи лечебных учреждений области.

     В рамках нескольких заседаний подгруппы Рабочей группы по организации совместных торгов заказчики устанавливали требуемый им объект совместных закупок и, соответственно, перечень его отдельных позиций. 

     ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова» было определено организатором совместных электронных аукционов на закупку дезинфицирующих средств для лечебных учреждений Тамбовской области согласно протоколу № 2 заседания подгруппы Рабочей группы от 01.04.2016, которое обобщало информацию каждого из заказчиков.

Порядок проведения совместных торгов определён статьёй 25 Закона о контрактной системе и Правилами проведения совместных конкурсов и аукционов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1088.

Инспекция Тамбовского УФАС России отмечает, что ограничений прав Заказчиков при организации совместных электронных аукционов на поставку дезинфицирующих средств для учреждений здравоохранения Тамбовской области (извещения №№ 0164200003016003474, 0164200003016003475) либо нарушения порядка организации совместных торгов не установлено.

ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова» письменно и устно сообщило, что требования к объекту закупки в рамках подготовки совместных аукционов формировались заказчиками самостоятельно. Заказчики не были ограничены в формировании требований к техническим и функциональным характеристикам и имели возможность отражать свою потребность в дезинфицирующих средствах без использования образцов описаний, самостоятельно определять значимые для конкретной ООМД функциональные характеристики и потребительские свойства товаров. При этом какой-либо перечень определённых дезсредств для использования (применения) заказчиками не составлялся и заказчикам не рассылался. При подготовке образцов описаний учитывались все пожелания заказчиков.

Инспекция Тамбовского УФАС России не установила, что заказчики были ограничены в определении перечня требуемых им дезинфицирующих средств при совместных закупках, а также в принятии решения об участии либо неучастии в совместных торгах.

Доказательств обратному ООО НПК «Альфа» не представило. 

Таким образом, Инспекция Тамбовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в действиях организатора торгов - ТОГБУЗ «Городская клиническая больница им. Арх. Луки г. Тамбова» и Заказчиков при поведении совместных электронных аукционов на поставку дезинфицирующих средств (извещения №№ 0164200003016003474, 0164200003016003475).

ООО НПК «Альфа» заявляет о нарушении организатором торгов и Управлением здравоохранения Тамбовской области антимонопольного законодательства.

Однако, в ходе проведения внеплановой проверки не выявлены признаки, указывающие на нарушение органом исполнительной власти Тамбовской области в лице Управления здравоохранения Тамбовской области антимонопольного законодательства, в том числе части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции». Какого-либо принуждения либо указания в адрес заказчиков – учреждений здравоохранения Тамбовской области или иного ограничения о необходимости закупки дезинфицирующих средств только в рамках совместных торгов либо по определённому их перечню (формулярному списку) не выявлено.

Вместе с тем, Инспекция Тамбовского УФАС России приходит к выводу о наличии признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ТОГБУЗ «Городская клиническая больница им. Арх. Луки г. Тамбова» как организатора при подготовке рассматриваемых совместных аукционов на поставку дезинфицирующих средств (извещения №№ 0164200003016003474, 0164200003016003475) в части формирования укрупнённого объекта совместных закупок и возможного нарушения условий конкуренции, что требует дополнительного выяснения на предмет соблюдения антимонопольных требований к торгам в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства.

По итогам проведения внеплановой проверки Инспекция Тамбовского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в действиях организатора торгов - ТОГБУЗ «Городская клиническая больница им. Арх. Луки г. Тамбова» при поведении совместных электронных аукционов на поставку дезинфицирующих средств (извещения №№ 0164200003016003474, 0164200003016003475) не установлено.

2. Передать материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела по обращению ООО НПК «Альфа» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в отношении организатора совместных электронных аукционов - ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова».

 

Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны