Определение №АР-08/10334 Определение о возбуждении дела №016/05/5-1026/2019 по призна... от 15 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-08/10334 от 15.07.2019

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> - [должностное лицо], рассмотрев материалы в отношении ООО «Яндекс.Драйв» (119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, корп. 2, пом. 8523; ИНН: 7704448440; ОГРН: 5177746277385; дата регистрации: 01.12.2017г.) на предмет соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило заявление ГАУК РТ «Казанский государственный цирк» (вх. №9441/ж от 17.06.2019г.) по факту распространения рекламы с текстом: «Яндекс.Драйв Скачивайте приложение Яндекс.Драйв», которая имеет признаки нарушения Закона  «О рекламе».

Здание Казанского государственного цирка (построено в 1967 г.) г. Казань является объектом культурного наследия регионального (республиканского) значения в соответствии с представленным заявителем договором (охранное обязательство) на объект культурного наследия регионального (республиканского) значения, а также в соответствии со сведениями из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации номер в реестре 161711250910005.

В соответствии со статьей 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

На распространяемой ООО «Яндекс.Драйв» рекламе изображена наружная реклама и рекламные конструкции, установленные на здании ГАУК РТ «Казанский государственный цирк».

В соответствии с пояснениями ООО «Яндекс.Драйв» на здании ГАУК РТ «Казанский государственный цирк» реклама не размещалась. На фотографический материал посредством использования специального программного обеспечения (так называемый фотошоп) нанесены следующие тексты: «Яндекс.Драйв» и «Скачивайте приложение Яндекс.Драйв». При клике (нажатии) на рекламу осуществляется переход на страницу приложения «Яндекс.Драйв» в магазинах приложений App store/Google Play.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии со статьей 14.8 «Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции» Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

ООО «Яндекс.Драйв», вопреки запрету на распространение наружной рекламы на объекте культурного наследия с помощью графического редактора разместило рекламу на здании ГАУК РТ «Казанский государственный цирк».

Согласно части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с Письмом ФАС России от 29.04.2013 №АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. Управлением создан Экспертный совет при Татарстанском УФАС России на заседаниях которого дается оценка этичности рекламы с учетом восприятия информации, которое характерно для жителей конкретного субъекта Российской Федерации.

Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).

Членами Экспертного совета при Татарстанском УФАС России было постановлено считать рекламу ООО «Яндекс.Драйв» с текстом: «Яндекс.Драйв Скачивайте приложение Яндекс.Драйв» в отношении объекта культурного наследия ГАУК РТ «Казанский государственный цирк» непристойной.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация со сведениями: «Яндекс.Драйв Скачивайте приложение Яндекс.Драйв» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам каршеринговой компании.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

С учетом изложенного, рекламное объявление с текстом следующего содержания: «Яндекс.Драйв Скачивайте приложение Яндекс.Драйв» имеет признаки нарушения пунктов 3,4 части 2 статьи 5, части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных пунктами 3,4 части 2 статьи 5, частью 6 статьи 5 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с ответом ООО «Яндекс.Драйв», реклама была размещена Яндекс.Драйвом в рамках Соглашения о комплексном обслуживании, регламентирующего общие правила коммерческого взаимодействия между компаниями, входящими в Группу ЯНДЕКС, а также устанавливающего формы, способы и порядок взаимодействия по внутригрупповым операциям от 01 июля 2018 года, на основании которого «Яндекс.Драйв» заказал у ООО «Яндекс» (ОГРН 1027700229193) услуги по размещению рекламы в сети Интернет.

Рекламодателем является отношении ООО «Яндекс.Драйв» (119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, корп. 2, пом. 8523; ИНН: 7704448440; ОГРН: 5177746277385; дата регистрации: 01.12.2017г.).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных   по признакам   нарушения   законодательства    Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.Возбудить производство по делу №016/05/5 - 1026/2019 по признакам нарушения пунктов 3,4 части 2 статьи 5, части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».

2.Назначить дело №016/05/5 -  1026/2019 к рассмотрению на 29 июля 2019 в 14 час. 30 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, кабинет 217 (зал заседаний).

3.Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона «О рекламе» ООО «Яндекс.Драйв» (119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, корп. 2, пом. 8523; ИНН: 7704448440; ОГРН: 5177746277385; дата регистрации: 01.12.2017г.).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела заявителя: Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан «Казанский государственный цирк» (420202, РТ, г. Казань, Площадь Тысячелетия, д. 2).

4. ООО «Яндекс.Драйв» (119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, корп. 2, пом. 8523; ИНН: 7704448440; ОГРН: 5177746277385; дата регистрации: 01.12.2017г.) в срок до 26 июля 2019 года представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (с дублированием на электронную почту to16-yarullinr@fas.gov.ru, to16@fas.gov.ru) согласно следующему перечню:

информация о сферах деятельности ООО «Яндекс.Драйв» с приложением подтверждающих документов;

копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанных рекламных материалов (рекламных проспектов), с приложением документов подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договора, на распространение вышеуказанных рекламных материалов;

письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;

иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер <...> указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения  законодательства  о  рекламе,  для участия   в  рассмотрении  дела  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны