Предупреждение №АЯ-06/2659 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-16/2024 о прекращении действий (бездейст... от 21 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-06/2659 от 21.03.2024 г.

Основанием для выдачи предупреждения в отношении Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан является обнаружение Татарстанским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе проводит анализ рынка на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

По итогам рассмотрения и изучения нормативно-правовых актов, утвержденных администрацией муниципального образования Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, были установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с Постановлением Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района от 19.09.2017 №2309 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Высокогорского муниципального района» утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее – Схема, Схема размещения рекламных конструкций) согласно которой на территории Высокогорского муниципального района имеется 101 рекламная конструкция разного типа.

В соответствии со Схемой расположения рекламных конструкций установлено, что на территории Высокогорского муниципального района имеется рекламная конструкция в виде Еврощита с щитовым информационным полем с двух сторон, площадью 36, проектный номер ББ-37, местоположение рекламной конструкции: Долгота Е49.18280, Широта N55.90521, курс 293 град. км 810 + 150 (слева) М7.

В целях проведения анализа рынка на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан сделан соответствующий запрос информации (исх. № АЯ-06/605 от 24.01.2024 года) относительно факта предоставления рекламных конструкций в пользование по результатам проведения либо не проведения торгов.

В ответ на направленный запрос Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан предоставлена информация (вх. № 1835 от 22.02.2024 года) относительно наличия заключенных договоров с правом на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, находящихся на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, исходя из которого следует, что на территории Высокогорского района какие-либо торги в отношении рекламных конструкций не проводилось.

Между тем, в адрес Татарстанского УФАС России в рамках судебного процесса №А65-11879/2023 поступило ходатайство (исх. № 13-630 от 31.01.2024 года, вх. № 2132 от 04.03.2024 года) о приобщении к делу дополнительных документов, в числе которых имеется акт осмотра №3 осмотра от 29.01.2024 года ФКУ «Федеральное Управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства». Указанный акт осмотра также был направлен в адрес Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ.

Данным актом зафиксирован факт эксплуатации вышеуказанной рекламной конструкции в виде размещения рекламы хозяйствующим субъектом в обход основных правил и норм, предусмотренных действующим законодательством о рекламе и законодательством о защите конкуренции.

Указанный факт также подтвержден ответом Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (вх. № 1835 от 22.02.2024 года) о том, что какие-либо конкурентные процедуры в отношении, в том числе, указанной рекламной конструкции не проводились, следовательно, эксплуатация рекламной конструкции в обход публичных торгов не допускается.

В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.200 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Согласно статье 4 Закона о рекламе отношения возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются данным Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Таким образом, часть 5.1 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности – торги, и не содержит каких-либо исключений.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

Частью 10 статьи 19 Закон о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Таким образом, необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить её установку, и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный ранее выдачи соответствующего разрешения на основании проведения процедуры торгов.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не предполагают предоставления ему Исполнительным комитетом конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами посредством позволения размещения рекламной конструкции без проведения торгов и без выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Таким образом, исходя из зафиксированного актом осмотра №3 от 29.01.2024 фотоматериала установлено, что рекламная конструкция №ББ-37 эксплуатируется хозяйствующим субъектом в обход основных правил и норм, предусмотренных действующим Законодательством о рекламе и законодательством о защите конкуренции. 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Не проведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, к участию в торгах.

Таким образом, не проведение торгов на установку и размещение рекламной конструкции и отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции позволяет сделать вывод о незаконном использовании муниципальной земли Высокогорского муниципального района. Исполнительным комитетом, в свою очередь, не предпринимаются меры устранения выявленных фактов нарушения.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе. При этом данная же норма определяет последствия выявления конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения - такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления. Неисполнение указанной обязанности органом местного самоуправления может подпадать под признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем Татарстанское УФАС России отмечает, что на момент составления Акта осмотра №3 на вышеуказанную рекламную конструкцию договора, заключенного с правом на эксплуатацию рекламной конструкции с хозяйствующим субъектом, отсутствует, то есть данная рекламная конструкция не отторгована, разрешение и действующий договор по ней отсутствует, соответственно, указанная рекламная конструкция эксплуатируется неправомерно. Кроме того, Исполнительным комитетом не представлены сведения о том, что какие-либо рекламные конструкции находятся не в муниципальной собственности.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в отсутствии муниципального контроля за установкой и эксплуатацией рекламной конструкции в виде Еврощита с щитовым информационным полем с двух сторон, площадью 36, проектный номер ББ-37, местоположение рекламной конструкции: Долгота Е49.18280, Широта N55.90521, курс 293 град. км 810 + 150 (слева) М7 на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан при отсутствии выданных разрешений, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом ФАС России от 22.01.2016 г. №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», предупреждает о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем приведения в соответствие с действующим законодательством, в части установки и эксплуатации рекламной конструкции в виде Еврощита с щитовым информационным полем с двух сторон, площадью 36, проектный номер ББ-37, местоположение рекламной конструкции: Долгота Е49.18280, Широта N55.90521, курс 293 град. км 810 + 150 (слева) М7 на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

Предупреждение необходимо выполнить в течение 90 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<...> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны