Решение №АЯ-04/9950 Решение по делу 016/07/3-1416/2021 от 10 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-04/9950 от 10.08.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 09.02.2021 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 31.12.2020 г.), в присутствии представителя заявителя АО «Кадастровый центр» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 03.08.2021г.), рассмотрев жалобу заявителя АО «Кадастровый центр» (вх.             9693/ж от 19.07.2021г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" при проведении закупки № 32110344695  на предмет: 2022/7-1 Перевод земельных участков из одной категории в другую,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении   конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32110344695 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 02.06.2021 года.

Предмет: «2022/7-1 Перевод земельных участков из одной категории в другую».

Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком при проведении рассматриваемой закупки допущены нарушения требований действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе согласился частично, представил устные и письменные пояснения и материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о том, что Заказчиком неправомерно было принято решение о присвоении заявке заявителя по критерию «Количество выполненных аналогичных договоров по выполнению работ по переводу земельных участков из одной категории в другую категорию за 2019-2021 годы» 2,26 баллов, однако в составе заявки заявителем был представлен 61 аналогичный договор.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупках АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" (далее – Положение).

В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок 32110344695-01 на участие в рассматриваемой закупке было подано 3 заявки, согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок, заявка одного участника была признана несоответствующей требованиям конкурсной документации.

В итоговом протоколе 32110344695-03 отражены следующие баллы, присужденные двум участникам закупки, чьи заявки были признаны соответствующими требованиям конкурсной документации:

 

В ходе заседания Комиссии представитель заявителя пояснил, что заявка заявителя содержала 61 договор по аналогичному предмету закупки, в связи с чем, заявителю просто не могли присвоить всего 2,26 балла по критерию «Количество выполненных аналогичных договоров по выполнению работ по переводу земельных участков из одной категории в другую категорию за 2019-2021 годы».

Исходя из присужденных баллов, по подсчетам заявителя, согласно методике (формуле) определения значений (баллов) по данному критерию оценки АО «Кадастровый центр» при наличии 61 договоров и предоставлении копий данных договоров получил значение равное 2,26 баллам, то участником торгов с номером заявки №255040 (при выставлении ему 30 баллов по данному критерию) количество договоров, представленных в составе заявки должно было составлять более чем 800 аналогичных договоров на выполнение работ по переводу земельных участков из одной категории в другую категорию за 2019-2021 годы.

В пункте 2.10.1 конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок участников:

Критерий оценки заявок

Порядок расчетов, формула

Значимость критерия, %

1

Цена договора

Принимает значение от НМЦ до 0,01 руб., где НМЦ – максимальная цена без снижения, 0,01 руб. – минимальная цена договора.

При многолотовой закупке цена определяется как сумма цен всех лотов.

 

Формула:

(Цмин/Цуч )×V

где:

Цмин – наименьшая цена среди оцениваемых заявок;

Цуч – цена оцениваемой заявки;

V – значимость критерия

70

2

Количество выполненных аналогичных договоров по выполнению работ по переводу земельных участков из одной категории в другую категорию за 2019-2021 годы

Формы для заполнения участником, а также требования к представлению участником подтверждающих документов, представляются в документации о закупке.

 

Формула:

(ЗНуч/ЗНмакс )×V

где:

ЗНмакс – наибольшее значение среди оцениваемых заявок;

ЗНуч – значение оцениваемой заявки;

V – значимость критерия

30

 

В пп. (д) п. 3.2.2. раздела 3.2 закупочной документации определены требования к формированию документов, подтверждающих соответствие участника квалификации и/или другим факторам, являющимся критериями оценки, а именно копии исполненных договоров по выполнению работ по переводу земельных участков из одной категории в другую категорию (с завершающими документами: актами выполненных работ, актами приема-передачи, и пр.) за 2019-2021 годы (по дате исполнения) (далее  Договоры). Формирование данных документов участник обеспечивает в соответствии с требованиями закупочной документации следующим образом: каждый отдельный договор (вместе с необходимыми приложениями) должен быть сохранен в виде отдельного файла; количество файлов должно соответствовать количеству договоров, а наименование файлов должно позволять идентифицировать документ (например: Договор 35 с АО Сетевая компания от 16052013.pdf);  для удобства работы с документами желательно все договоры поместить в один или несколько архивов.

В целях подтверждения соответствия рассматриваемому критерию оценки заявителем были приложены копии исполненных договоров по выполнению работ по переводу земельных участков из одной категории в другую категорию с актами выполненных работ за 2019-2021 годы.

Согласно пояснениям Заказчика в ходе рассмотрения заявки должностным лицом Заказчика было установлено, что заявитель сформировал документы, подтверждающие количество исполненных аналогичных договоров не в соответствии с требованиями подпункта (Д) п - 3.2.2. раздела 3.2 Закупочной документации, а именно:

- количество файлов не соответствовало количеству договоров;

- не все договоры (вместе с необходимыми приложениями) были сохранены в виде отдельного файла, один файл содержал несколько договоров;  

- договоры на исполнение работ и приложения к ним: Акты выполненных работ были скомплектованы отдельными файлами без возможности их идентификации для сопоставления;

- количество приложенных актов (229 шт.) в несколько раз превышало количество указанных в форме №5 (104 шт.) договоров.

Данные обстоятельства привели к технической ошибке при рассмотрении должностным лицом Заказчика документации заявителя и принятии количества исполненных договоров для зачёта в целях определения значимости вышеуказанного критерия.

После получения жалобы, Заказчиком было проведено повторное рассмотрение фактически представленных заявителем Договоров, в результате которого было установлено следующее:

- количество договоров на выполнение работ с подтверждающими документами, соответствующих предмету закупки — 31 шт;

- количество договоров на выполнение работ по переводу земельных  участков из одной категории в другую категорию без завершающих документов (актов выполненных работ, актов приема-передачи, и пр.),  отсутствуют заявленные договоры, договоры на выполнение работ, не связанные с предметом закупки, итого 75 шт.

Таким образом, общее количество Договоров, соответствующих требованиям закупочной документации составило - 31 договор. Ранее было учтено только 4 договора.

Комиссия отмечает, что конкурсная Комиссия при присуждении баллов по критерию должна исходить из общего количества представленных в составе заявки договоров, предметы которых соответствуют предмету рассматриваемого конкурса с завершающими документами, так как приложение в составе заявки копий таких договоров подтверждает опыт выполнения аналогичных работ, для чего и был установлен данный критерий. Так, Заказчик подтвердил, что заявителем было представлено большее количество договоров, подтверждающих опыт выполнения аналогичных видов работ, чем количество договоров, которое было оценено в итоговом протоколе.

Согласно пояснениям Заказчика для участника, занявшего первое место, по результатам пересчета представленных им документов по рассматриваемому критерию количество соответствующих договоров снизилось с 53 до 51.

Итоговое количество баллов, присвоенных заявителю после повторного рассмотрения представленных договоров, составило 18,24 балла - ранее было присвоено 2,26 балла. Общее количество баллов, присвоенных заявителю после повторного рассмотрения составило 88,24 (ранее 72,26). Таким образом, по  итогу проведения двух этапов Заявитель занял первое место среди участников закупки.

Заказчиком в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках неверно присвоены баллы участникам закупки по критерию «Количество выполненных аналогичных договоров по выполнению работ по переводу земельных участков из одной категории в другую категорию за 2019-2021 годы», что повлияло на выбор победителя по рассматриваемой закупке.

Довод заявителя признан обоснованным.

В своей жалобе заявитель так же ссылается на то, что между Заказчиком и признанным победителем закупки (участник закупки с номером заявки №255040) имеются признаки заключения, ограничивающего конкуренцию соглашения.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что заявителем доказательств, однозначно свидетельствующих о заключении такого соглашения не представлено, Заказчик сам признал тот факт, что при рассмотрении заявок участников, а так же при присвоении баллов участникам закупки по критерию «Количество выполненных аналогичных договоров по выполнению работ по переводу земельных участков из одной категории в другую категорию за 2019-2021 годы» была допущена техническая ошибка.

В своей жалобе заявитель ссылался на необходимость проведения проверки на предмет соответствия предложенной цены контракта участником торгов с номером заявки №255040 размещенной им на электронной торговой площадке и цены, отраженной в итоговом протоколе Центральной закупочной комиссии АО «Сетевая компания» № 2022/7-1/4 от 06.07.2021 года.

Комиссия Татарстанского УФАС России, проанализировав документы, представленные Заказчиком установила, что участник с номером заявки №255040  на электронной торговой площадке указал цену, отраженную в итоговом протоколе.

Данный довод заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в своей жалобе заявитель сослался на то, что поскольку участники торгов лишены возможности знакомиться с документацией вероятных претендентов на победу в торгах Центральная закупочная комиссия АО «Сетевая компания» имеет возможность самостоятельно определять победителя торгов, занижая значения (баллы) по критериям оценки эффективности деятельности (количество аналогичных договоров) претендентам, предложившим наименьшую сумму контракта. Данные действия, по мнению заявителя, отвечают признакам нарушения конкуренции.

При подаче заявки на участие в рассматриваемом конкурсе участники закупки согласились с условиями, установленными в конкурсной документации, в том числе, с пунктом 2.9.1 конкурсной документации, в котором указано следующее: «Заявки рассматриваются таким образом, чтобы избежать раскрытия их содержания конкурирующим участникам. Рассмотрение заявок не является публичной процедурой».

В случае несогласия с отклонением заявки участника, с присвоенными баллами заявке участника, участник закупки имеет возможность обжаловать действия Заказчика в установленном законом порядке.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Федеральный закон от 18.07.2011 №22З-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) предусмотрен исчерпывающий перечень документов, который должен быть опубликован Заказчиком по результатам проведения закупки, а также требования к содержанию протоколов. Таким образом, у Заказчика отсутствует обязанность по ознакомлению с заявками участников закупки.

Учитывая, что выявленное нарушение требований действующего законодательства (присвоение неверного количества баллов заявкам участников по критерию «Количество выполненных аналогичных договоров по выполнению работ по переводу земельных участков из одной категории в другую категорию за 2019-2021 годы») повлияли на результаты определения поставщика, Комиссия приняла решение выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя АО «Кадастровый центр» (вх.      9693/ж от 19.07.2021г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" при проведении закупки № 32110344695  на предмет: 2022/7-1 Перевод земельных участков из одной категории в другую обоснованной в части неверного присвоения баллов заявителю по критерию «Количество выполненных аналогичных договоров по выполнению работ по переводу земельных участков из одной категории в другую категорию за 2019-2021 годы»,  по остальным доводам жалоба признана необоснованной.

Признать Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны