Решение №04-04/7227 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-866/2022 от 6 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/7227 от 06.06.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика МУП «Водоканал» -  <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителей заявителя САО «ВСК» -<…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя победителя закупки СПАО «Ингосстрах» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу САО «ВСК» (вх. №6868/ж от 23.05.2022г., №6972/ж от 24.05.2022г.) на действия заказчика МУП "ВОДОКАНАЛ" при проведении закупки №32211354553 на предмет: «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта»

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32211354553 в Единой информационной системе - 28.04.2022 года.

Способ проведения закупки - Запрос котировок в электронной форме.

Объект закупки - Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта.

Заказчик – МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА КАЗАНИ "ВОДОКАНАЛ".

Начальная (максимальная) цена договора — 1 160 000,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП г.Казани "ВОДОКАНАЛ" (далее – Положение о закупке), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Относительно довода заявителя о неправомерности Заказчиком предоставления ответа на запрос разъяснений, направленного с нарушением сроков.

Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с п. 3.6.1 Положения о закупке любой участник конкурентной закупки вправе направить организатору закупок, Заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупках и Положением, запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с п. 3.6.4 Положения о закупке не рассматриваются запросы, указанные в п. 3.6.1 Положениям, поступившие к организатору закупок, Заказчику позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Согласно условиям извещения дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) была установлена 12.05.2022 08:00 (МСК).

6 мая 2022 г. в адрес Заказчика был направлен запрос на разъяснение положений документации:

«Добрый день! Для корректного расчета, Просим Вас предоставить декларацию на каждый объект страхования с полной информацией».

В ответ на указанный запрос разъяснений Заказчиком был дан ответ от 11.05.2022 года.

Учитывая, что, что дата окончания срока подачи заявок приходилась на 12.05.2022г., то при направлении запроса разъяснений 06.05.2022г., у Заказчика оставалось 2 рабочих дня для предоставления ответа, что не соответствовало требованию пункта 3.6.4 Положения, указывающего о не рассмотрении Заказчиком запросов, поступивших позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Таким образом, Заказчиком были нарушены требования пункта 3.6.4 Положения о закупке.

Довод заявителя признан обоснованным.

Относительно довода заявителя об изменении существенных условий предмета закупки при размещении ответа на запрос разъяснений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 3.2 Закона о закупках разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Техническим заданием закупочной документации были определены следующие опасные объекты, подлежащие обязательному страхованию, страховой тариф, страховая сумма :

 

 

п/п

 

Наименование

опасного объекта

 

Страховая сумма,

руб.

 

Страховой тариф, %

1

Комплекс гидротехнических

сооружений инженерной защиты г.Казани,

состоящий из следующих объектов:

 

500 000 000,00

 

0,232

   1.1

Адмиралтейская транспортная дамба

 

 

 1.2.

Дамба «Дубки»

 1.3.

Нижняя плотина

 1.4.

Нижне-Заречная дамба

 1.5.

Верхняя плотина

1.6.

Южная дамба

1.7.

Открытая Дрена №11 дренажа Ново-Заречной дамбы

1.8.

Закрытая Дрена №1 дренажа Волжской дамбы

1.9.

Закрытая Дрена №10 дренажа дамбы «Дубки»

1.10

Железобетонный коллектор Закрытой дрены №9

1.11.

Закрытая Дрена №6 Дренажа Кремлевской Набережной дамбы

1.12.

Закрытый канал, удлиняющий протоку «Булак»

1.13.

Портовая дамба

1.14.

Закрытая Дрена №2 от колодца №10/1 до колодца №18а дренажа Волжской дамбы

1.15.

Магистральная канава №1

1.16.

Магистральная канава №2

1.17.

Открытая Дрена №8 дренажа Нижне-Заречной дамбы

1.18.

Открытая Дрена №3 дренажа Волжской дамбы

1.19.

Коллектор Верхней плотины

1.20.

Закрытая Дрена №5 дренажной сети в районе Портовой дамбы

1.21.

Самотечный водовод Волга-Булак

1.22.

Адмиралтейская дамба

1.23.

ДНС №1

1.24.

ДНС №2

1.25.

ДНС №3

1.26.

ДНС №4

1.27.

ДНС №5

1.28.

ДНС №6

1.29.

ДНС №7

1.30.

Открытая Дрена №8а дренажа Нижне-Заречной дамбы

1.31.

Водосбросный коллектор «Булак»

1.32.

Волжская дамба

1.33.

Кремлевская транспортная дамба

1.34.

Верхне-Заречная дамба

1.35.

Реконструкция Кремлевской набережной дамбы на участке от Кремлевской транспортной дамбы до Адмиралтейской транспортной дамбы на р.Казанке Куйбышевского водохранилища

 

 

1.36.

Реконструкция Федосеевской защитной дамбы на левом берегу р.Казанка, Куйбышевского водохранилища на участке от НКЦ «Казань» до

ул. Батурина

 

 

1.37.

Берегоукрепительные работы на озере Средний Кабан участка от ул.Поперечно-Сормовской до проезда между Танковым училищем и ВИКО

 

 

1.38.

Берегоукрепительные работы на р.Казанка на участке от моста «Миллениум» до третьей транспортной дамбы

 

 

1.39.

Берегоукрепительные работы на левом берегу р.Казанка Куйбышевского водохранилища на участке от моста «Миллениум» до НКЦ «Казань» и от ул.Батурина до Ленинской дамбы

 

 

 

Согласно представленным пояснениям Заказчика страховой тариф в размере 0,232 % был установлен на основании Указания Банка России от 02.11.2020 № 5608-У.

Как было установлено ранее 06.05.2022г. в адрес Заказчик поступил следующий запрос разъяснений:

«Добрый день! Для корректного расчета, Просим Вас предоставить декларацию на каждый объект страхования с полной информацией».

11.05.2022г. Заказчиком был дан следующий ответ: «ответ во вложении».

Так, в ответ на указанный запрос разъяснений Заказчиком были прикреплены три файла:

Выписка Декларация Комплекс ГТС;

Выписка Декларация Константиновка;

Выписка Декларация Чебакса.

Согласно изложенной позиции заявителя, размещая указанные декларации безопасности комплекса гидротехнических сооружений еще на три объекта, изначально не указанных в техническом задании, при ответе на запрос разъяснений от 06.05.2022г., Заказчиком фактически были произведены существенные изменения условий предмета закупки, повлиявшие на определение коэффициента страхового тарифа. Указанное обосновывается следующим.

Согласно Указанию Банка России №5608-У от 02.11.2020 при определении страховой премии в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее – Закон об ОСАГО) страховщик должен определить размер страхового тарифа по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования) как произведение базовой ставки страхового тарифа, коэффициента к базовым ставкам, отражающего отсутствие или наличие страховых случаев, и дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого исходя из уровня безопасности опасного объекта.

В соответствии с разделом 2 «Гидротехнические сооружения» Приложения №2 к Указанию Банка России №5608-У от 02.11.2020 предельные значения базовых ставок страховых тарифов в отношении опасных объектов определены в диапазоне от минимального 0,232 до максимального 0,261.

Дополнительный понижающий коэффициент (далее - КУБ), устанавливаемый исходя из уровня безопасности опасного объекта, определяется в соответствии с пунктом 1.9 Положения ЦБ от 28.12.2016 N 574-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»:

- для применения коэффициента страховых тарифов, зависящего от уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте, уровень безопасности опасного объекта определяется в соответствии с порядком определения вреда.

Согласно пунктам 3.8, 3.9. Правил профессиональной деятельности страховщиков определен следующий порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности объекта (утвержденный Решением Президиума НССО Протокол №89 от 28.06.2016):

- Для опасных объектов, являющихся гидротехническими сооружениями (далее - ГТС), вред, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, МВКП и уровень безопасности опасного объекта, определяется на основе сведений из декларации безопасности ГТС (для сценария возникновения и развития аварии с наиболее тяжелыми последствиям), обязательная разработка которой предусмотрена законодательством Российской Федерации.

- Для опасных объектов, в отношении которых законодательством о промышленной безопасности ОПО предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности, вред, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, МВКП определяются на основе сведений и данных декларации промышленной безопасности для сценария возникновения и развития аварии с наиболее тяжелыми последствиями. При этом если в декларации промышленной безопасности ОПО сценарии возникновения и развития аварии с наиболее тяжелыми последствиями описаны для каждого технического устройства, входящего в состав ОПО, МВКП для целей заключения договора обязательного страхования определяется по техническому устройству с наибольшим МВКП».

Учитывая первоначально опубликованный перечень объектов в техническом задании исходя из положений Указания Банка России №5608-У от 02.11.2020, коэффициент уровня безопасности мог быть применен в размере 1 (единица).

При этом, при ответе на запрос разъяснений Заказчиком были размещены декларации еще на три объекта, содержащие дополнительную информацию об уровне безопасности опасного объекта, и позволяющие определить коэффициент уровня безопасности в размере 0,95, что в конечном итоге повлияло бы на снижение размера страховой премии.

Учитывая факт отсутствия размещения указанных сведений первоначально при размещении извещения, заявитель не имел права возможности снижения размера страховой премии исходя из предусмотренных требований действующего законодательства.

В рассматриваемом случае размещение дополнительных сведений о трех объектах, не указанных в техническом задании первоначально, непосредственно повлияло на расчет тарифа по обязательному виду страхования, следовательно, и на расчет баллов при оценке поданных ценовых предложений участниками рассматриваемой закупки.

Соответственно, указанные действия заказчика привели к тому, что заявитель не успел осуществить новый анализ данных на основании дополнительно размещённых заказчиком сведений и внести изменения в ценовое предложение, подаваемое в составе заявки.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 3, части 4 статьи 3.2 Закона о закупках.

На основании выявленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу САО «ВСК» (вх. №6868/ж от 23.05.2022г., №6972/ж от 24.05.2022г.) на действия заказчика МУП "ВОДОКАНАЛ" при проведении закупки №32211354553 на предмет: «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта» обоснованной.

Признать заказчика МУП «Водоканал» нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 3, части 4 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 3.6.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП г.Казани «ВОДОКАНАЛ».

Заказчику МУП «Водоканал» выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны