Решение №04-04/2803 Решение №04-04/2803 Решение по делу №016/10/18.1-354/2023 от 27 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/2803 от 27.03.2023г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на торги в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заявителя <…> – [физическое лицо] – <…> – [физическое лицо] (доверенность от 20.03.2023г. №б/н), в отсутствии организатора торгов <…> – [должностное лицо], о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (вх. №2685/ж от 16.03.2023г.) на действия организатора торгов <…> – [должностное лицо]при проведении торгов по продаже имущества должника ООО «ЗКПД» (ОГРН 1081651000078, ИНН 1651052843) (объявление о проведении торгов на официальном сайте https://fedresurs.ru/ №10825788 от 20.02.2023г.),

У С Т А Н О В И Л А:

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 ноября 2020г. по делу А65-1154/2020 ООО «ЗКПД» (ОГРН 1081651000078, ИНН 1651052843, адрес: 423570, РТ, Нижнекамский р-н, г. Нижнекамск, территория БСИ, бси-2) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства.

Конкурсным управляющим утвержден <…> – [должностное лицо].

Объявление о проведении торгов №10825788 по продаже имущества должника опубликовано на официальном сайте https://bankrot.fedresurs.ru 20.02.2023г.

Предмет торгов: дебиторская задолженность ООО «ЖИК–НК» (ИНН 1651057129, задолженность 147 819 121,60 руб.)

Начальная цена: 2 952 000,00 рублей.

Вид торгов: Публичное предложение

Прием заявок: c 20.02.2023 12:00 по 13.03.2023 12:00

Дата и место проведения торгов: 14.03.2023 14:00, Электронная площадка Центра реализации.

Суть жалобы, по мнению заявителя, организатором торгов неправомерно принято решение об отмене торгов.

Организатор торгов с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные пояснения и документы по торгам, которые приобщены к материалам дела. На заседание Комиссии не явился.

Согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Исходя из вышеизложенного, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Таким образом, данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Порядок проведения аукциона в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Закона о банкротстве, а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России».

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия организатора торгов, позиции организатора торгов, изучив представленные документы и материалы, а также информацию, размещенную на официальном сайте ЕФРСБ приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Частью 1 статьи 131 Закона о банкротстве установлено, что все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Частью 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

В соответствии с частью 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

Согласно части 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Согласно части 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:

сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;

сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;

требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;

порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);

порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

начальная цена продажи предприятия;

величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;

порядок и критерии выявления победителя торгов;

дата, время и место подведения результатов торгов;

порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;

сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;

сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

Согласно части 15 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов.

В соответствии с объявлением о проведении торгов предметов торгов является дебиторская задолженность ООО «ЖИК–НК» (ИНН 1651057129) в размере 147 819 121,60 рублей. Установлены следующие периоды снижения цены:

Дата начала

Дата начала приема заявок

Дата окончания приема заявок

Дата окончания

Величина снижения

Цена на интервале

20.02.2023 12:00

20.02.2023 12:00

23.02.2023 12:00

23.02.2023 12:00

0,00%

2 952 000,00

23.02.2023 12:00

23.02.2023 12:00

26.02.2023 12:00

26.02.2023 12:00

15,00%

2 509 200,00

26.02.2023 12:00

26.02.2023 12:00

01.03.2023 12:00

01.03.2023 12:00

15,00%

2 066 400,00

01.03.2023 12:00

01.03.2023 12:00

04.03.2023 12:00

04.03.2023 12:00

15,00%

1 623 600,00

04.03.2023 12:00

04.03.2023 12:00

07.03.2023 12:00

07.03.2023 12:00

15,00%

1 180 800,00

07.03.2023 12:00

07.03.2023 12:00

10.03.2023 12:00

10.03.2023 12:00

15,00%

738 000,00

10.03.2023 12:00

10.03.2023 12:00

13.03.2023 12:00

13.03.2023 12:00

15,00%

295 200,00

Согласно доводам заявителя, 13 марта 2023 года (последний период снижения цены) <…> – [физическое лицо] была подана заявка на участие в обжалуемых торгах. Согласно опубликованному 13.03.2023 в 14:46 МСК Протоколу об определении участников торгов по лоту № 1 заявка <…> – [физическое лицо] допущена к торговой процедуре. <…> – [физическое лицо] оказалась единственным заявителем.

13.03.2023 в 18:26 МСК на электронную почту поступило сообщение от конкурсного управляющего ООО «ЗКПД» <…> – [должностное лицо], содержащего во вложении сканкопию письма № 1-03/23, в котором организатор торгов сообщает об отмене торгов №77310 в связи с поступившим требованием конкурсного кредитора об отмене торгов.

14.03.2023 в 16:50 МСК на сайте электронной торговой площадки в сети Интернет по адресу: http://bankrupt.centerr.ru/ в карточке торгов № 77310 организатором торгов опубликован Протокол №77310-1 о результатах проведения открытых торгов по лоту № 1, в котором сообщается об отмене торгов № 77310 в связи с поступившим требованием конкурсного кредитора об отмене торгов.

Согласно доводам, действия организатора торгов по отмене торгов являются незаконными и необоснованными.

Согласно пояснениям организатора торгов, конкурсный кредитор ООО «Ресурс-Инвест» (ИНН 1651069614) является основным кредитором должника с процентом голосов по реестру 81,261%, а также заявителем по делу о банкротстве.

13.03.2023г. Письмом №42 от 10.03.2023 г. конкурсный кредитор должника ООО «Ресурс-Инвест» (ИНН 1651069614) просил конкурсного управляющего должника отменить торги по продаже дебиторской задолженности ООО «ЖИК-НК» (ИНН 1651057129) в размере 147 819 121,60 руб. (дата и время торгов - 14.03.2023 г. 14:00) в связи с тем, что планируется заключение мирового соглашения и планируемая к получению по мировому соглашению сумма значительно превышает сумму денежных средств, полученных от продажи данной дебиторской задолженности.

Также 13.03.2023г. получено письмо конкурсного кредитора АО «ВК и ЭХ» (4,489 % голосов по реестру) №440, в котором он просит отменить торги в целях максимального удовлетворения их требований.

Письма об отмене торгов в адрес торговой площадки и подателю заявки были направлены в день получения писем от кредиторов 13.03.2023г. Также 13.03.2023г. на сайте ЕФРСБ было опубликовано сообщение об отмене торгов. Ранее осуществить отмену торгов не представлялось возможным, в связи с тем, что письма кредиторов были получены лишь 13.03.2023г. в день окончания приема заявок, но до дня проведения торгов.

Таким образом, организатором торгов принято решение об отмене торгов, которое опубликовано на сайте ЕФРСБ и электронной площадки.

Комиссия Татарстанского УФАС России изучив имеющиеся материалы дела, а также доводы сторон приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.

В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений.

Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении будет регулироваться нормами права, предусмотренными для данного правоотношения.

В соответствии с частью 1 статьи 449.1 ГК РФ под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

Согласно части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Из анализа указанных положений следует, негативными последствиями отказа от проведения торгов при нарушении установленных законом сроков об извещении об отказе в проведении торгов является компенсация понесенных участниками торгов реальных убытков, которое разрешается в общеисковом порядке.

Гражданское законодательство, помимо установления сроков, в которые организатор вправе отказаться от проведения торгов, предусматривает последствия такого нарушения, к которым не относится обязанность организатора торгов отменить решение об отказе от их проведения и возобновить процедуру, равно как и законодательство о банкротстве не возлагает такую обязанность.

При отмене торгов организатором торгов с публикацией соответствующего протокола об отмене торгов до этапа подведения их результатов и определения победителя не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя, но не лишает его права требовать компенсации реальных убытков (Определение Конституционного Суда РФ от 27.10.2022 2822-0).

Таким образом, в рассматриваемом случае действия организатора торгов по отмене процедуры торгов вызваны письмами конкурсных кредиторов от 13.03.2023г., сведения о которых в этот же день были направлены в адрес заявителя, а также опубликованы на официальном сайте.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) за исключением жалоб рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В определении от 26.04.2022 N 309-ЭС21-27706 Верховный Суд Российской Федерации указано, что осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции. Вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц. Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.

В целях реализации Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 утвержден порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18026, опубликован 23.08.2010 в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 34.

Согласно подпункту "а" пункта 1.1 раздела I Порядка, анализ состояния конкуренции проводится при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке в рамках рассмотрения жалоб в порядке статьи 18.1 Законом о защите конкуренции и Порядком не предусмотрено.

Также проведение анализа состояния конкуренции при рассмотрении дел в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции какими-либо иными распорядительными документами ФАС России не установлено.

Материалы дела не содержат однозначных сведений о влиянии торгов на формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, а также на то, что стороны являются субъектами предпринимательской или иной экономической деятельности. Торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, доводы заявителя признаются необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (вх. №2685/ж от 16.03.2023г.) на действия организатора торгов  <…> – [должностное лицо] при проведении торгов по продаже имущества должника ООО «ЗКПД» (ОГРН 1081651000078, ИНН 1651052843) (объявление о проведении торгов на официальном сайте https://fedresurs.ru/ №10825788 от 20.02.2023г.) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны