Предупреждение №АЯ-06/431 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № П06-2/2021 о прекращении действий (бездейст... от 20 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/431 от 20.01.2021

В адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение гражданина <…> (вх. №12302/ж от 03.09.2020) по вопросу соблюдения Исполнительным комитетом муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан антимонопольного законодательства при организации перевозок тел умерших.

По итогам рассмотрения обращения гражданина <…>, а также изучения представленных документов Татарстанским УФАС России было установлено следующие.

Исполнительным комитетом муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан в адрес Руководителя Управления здравоохранения по г. Набережные Челны, а также в адрес Главного врача ГАУЗ РТ «БСМП» были направлены письма от 06.04.2020 №03/131, от 06.07.2020 №03/285. В указанных письмах Исполнительный комитет муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан сообщает, что в связи с эпидемиологической обстановкой из-за вспышки коронавирусной инфекции, в целях предупреждения ее распространения на территории Республики Татарстан и города Набережные Челны вывоз тел, умерших с подозрением и окончательно подтвержденным диагнозом CoViD-19 осуществляет только специализированная организация МУП «Горкоммунхоз». Письма с аналогичным содержанием были также направлены следующим адресатам:

ГАУЗ «Городская больница №2»;

ГАУЗ «Городская поликлиника №3»;

ГАУЗ «Городская поликлиника №4 им. Л.Н. Ганиевой»;

ГАУЗ «Городская больница №5»;

ГАУЗ «Городская поликлиника №6»;

ГАУЗ «Городская поликлиника №7»;

ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» г. Набережные Челны;

ГАУЗ «Камский детский медицинский центр»;

ГАУЗ «Детская городская поликлиника №3»;

ГАУЗ «Детская городская поликлиника №4 им. Ф.Г. Ахмеровой»;

ГАУЗ «Детская городская поликлиника №5»;

ГАУЗ «Детская городская поликлиника №6».

Таким образом, из писем Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан от 06.04.2020 №03/131, от 06.07.2020 №03/285 следует, что вывоз тел, умерших с подозрением и окончательно подтвержденным диагнозом CoViD-19 из учреждений здравоохранения города Набережные Челны может осуществлять только МУП «Горкоммунхоз».

При этом Татарстанским УФАС России было установлено, что у ряда учреждений здравоохранения города Набережные Челны имеются заключенные по результатам конкурса контракты на оказание услуг по транспортировке тел умерших.

В частности, между ГАУЗ «Городская больница №2» и ИП <…> заключен контракт на оказание услуг по перевозке тел умерших (ИКЗ 202165002789016500100100390009603000). Срок оказания услуг с 28.04.2020 по 31.12.2020.

ГАУЗ «Городская больница №5» имеет контракт на оказание услуг по перевозке тел, умерших с Индивидуальным предпринимателем <…> (ИКЗ 192165004519116500100101090015229000). Срок оказания услуг с 01.01.2020 по 31.12.2020.

В качестве правового обоснования издания писем от 06.04.2020 №03/131, от 06.07.2020 №03/285 Исполнительный комитет муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан ссылается на решение санитарно-противоэпидемической комиссии Кабинета Министров Республики Татарстан №28 от 04.04.2020 «О дополнительных мерах по недопущению распространения коронавирусной инфекции на территории РТ» и временным руководством от 24.03.2020 «Рекомендации ВОЗ «Профилактика и контроль инфекций для безопасного обращения с трупами к контексте CoViD-19».    

В Решении санитарно-противоэпидемической комиссии Кабинета Министров Республики Татарстан №28 от 04.04.2020 «О дополнительных мерах по недопущению распространения коронавирусной инфекции на территории РТ» муниципальным учреждениям по организации ритуальных услуг даны рекомендации, о том что вскрытие и обработка тела умершего от CoViD-19 должна осуществляться в защитной одежде с применением средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также о том что захоронение нужно осуществлять в закрытом гробу в присутствии лиц в количестве не более 20 человек.

Рекомендации ВОЗ «Профилактика и контроль инфекций для безопасного обращения с трупами к контексте CoViD-19» от 24.03.2020 содержат общие рекомендации по обращению с тела умерших от CoViD-19 и предназначены для всех, в том числе руководителей учреждений здравоохранения и моргов, религиозных и государственных органов здравоохранения и семей, которые имеют отношение к телам людей, умерших при наличие диагноза COVID-19.

В приведённых нормативных документах и рекомендациях не говориться о том, что перевозку тел, умерших от CoViD-19 должна осуществлять специализированная организация.

Таким образом, перевозку тел, умерших с подозрением и окончательно подтвержденным диагнозом CoViD-19 могут осуществлять различные хозяйствующие субъекты при соблюдение соответствующих рекомендаций.

Также Татарстанским УФАС России было установлено, что на балансе МУП «Горкоммунхоз» не имеется транспортных средств необходимых для осуществления перевозок тел умерших.

Из пояснений МУП «Горкоммунхоз» (вх. №13690 от 01.10.2020) следует, что ввиду отсутствия у МУП «Горкоммунхоз» необходимо количества специально оборудованного автотранспорта предприятие заключило со сторонними организациями (индивидуальными предпринимателями) договоры аренды транспортных средств на безвозмездной основе, для перевозки тел, умерших от CoViD-19.

МУП «Горкоммунхоз» были заключены следующие договоры аренды транспортного средства:

договор аренды транспортного средства от 01.06.2020 с ООО «Чистый город Ц»;

договор аренды транспортного средства от 09.06.2020 с ИП Вахитов И.Х.;

договор аренды транспортного средства от 14.07.2020 с Габитовым Р.Р.;

договор аренды транспортного средства от 22.05.2020 с ООО «Мемориал-НЧ»;

договор аренды транспортного средства от 22.07.2020 с ИП Мухаметьянов А.Г.;

договор аренды транспортного средства от 01.05.2020 с ООО «Ритуал-НЧ»;

договор аренды транспортного средства от 24.08.2020 с ИП Сафин Ф.Н.;

договор аренды транспортного средства от 05.08.2020 с <…>.

Стоит отметить, что неотъемлемой часть любо гражданско-правового договора, по которому передаться во владение и пользование имущество, является акт приема-передачи. Именно акт приема-передачи имущества подтверждает тот факт, что Арендодатель передал согласно договору во владение и пользование определенное имущество. МУП «Горкоммунхоз» не представил акты приема-передачи транспортных средств от указанных выше организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые подтверждали бы факт передачи транспортных средств.   

В адрес учреждений здравоохранения города Набережные Челны МУП «Горкоммунхоз» были направлены письма со списком транспортных средств (с указанием государственных регистрационных знаков автотранспорта), которые имеют право осуществлять вывоз тел, умерших с подозрением и окончательно подтвержденным диагнозом CoViD-19 из учреждений здравоохранения города Набережные Челны.

Таким образом, Исполнительный комитет муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан не имея какого-либо правового обоснования наделил МУП «Горкоммунхоз» статусов единственной организации, в городе Набережные Челны, которая имеет право на вывоз тел, умерших с подозрением и окончательно подтвержденным диагнозом CoViD-19.

Согласно подп. 23 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Пунктом 2 статьи 25 определено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Из ответа Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан (вх. №13641 от 30.09.2020) следует, что МУП «Горкоммунхоз» является единственным предприятием, которое имеет статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, в том числе единственная организация, оказывающая услуги из гарантированного перечня услуг по погребению, предоставляемых супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанности осуществлять погребение умершего, оказываемых на безвозмездной основе, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребение и похоронном деле».

Наличие у МУП «Горкоммунхоз» статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела не свидетельствует о том, что только МУП «Горкоммунхоз» имеет право и/или возможности на перевозку тел, умерших с подозрением и окончательно подтвержденным диагнозом CoViD-19 из учреждений здравоохранения города Набережные Челны.

Татарстанским УФАС России также было установлено, что в результате действий Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан, которые выразились в издание и направление письма в учреждения здравоохранения города Набережные Челны о том, что вывоз тел, умерших с подозрением и окончательно подтвержденным диагнозом CoViD-19 осуществляет только специализированная организация МУП «Горкоммунхоз» привели к тому, что учреждения здравоохранения ссылаясь на письмо Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан не выдавали тела умерших организациям, которые осуществляют перевозку тел умерших, а также не направляли заявки организациям, с которыми заключили контракт на оказание услуг по перевозке тел умерших.

Стоит отметить, что МУП «Горкоммунхоз» оказывает услуги по перевозке тел, умерших с подозрением и окончательно подтвержденным диагнозом CoViD-19 из учреждений здравоохранения города Набережные Челны без заключения каких-либо договоров, контрактов с указанными учреждениями.

Таким образом, действия Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан по изданию и направлению писем в учреждения здравоохранения города Набережные Челны о том, что вывоз тел, умерших с подозрением и окончательно подтвержденным диагнозом CoViD-19 осуществляет только специализированная организация МУП «Горкоммунхоз» содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти,  органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления,  иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам,  Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или)  осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или)  осуществления таких действий (бездействия) запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Исходя из изложенного, в действиях Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части издания и направления писем в учреждения здравоохранения города Набережные Челны с информацией о том, что вывоз тел, умерших с подозрением и окончательно подтвержденным диагнозом CoViD-19 осуществляет только специализированная организация МУП «Горкоммунхоз», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части издания и направления писем в учреждения здравоохранения города Набережные Челны с информацией о том, что вывоз тел, умерших с подозрением и окончательно подтвержденным диагнозом CoViD-19 осуществляет только специализированная организация МУП «Горкоммунхоз», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения действий в результате, которых МУП «Горкоммунхоз» стал единственной организацией которая имеет право на вывоз тел умерших с подозрением и окончательно подтвержденным диагнозом CoViD-19 из учреждений здравоохранения города Набережные Челны, а именно информирование учреждений здравоохранения города Набережные Челны о том, что вывоз тел умерших с подозрением и окончательно подтвержденным диагнозом CoViD-19 из учреждений здравоохранения города Набережные Челны могут осуществлять иные хозяйствующие субъекты при соблюдении всех ограничений и рекомендаций предусмотренных действующим законодательством.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 30 дней с момента получения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны