Решение №АЯ-04/4119 Решение по делу №016/07/3-547/2022 от 31 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/4119 от 31.03.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АО «Атомдата-Иннополис» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 08.12.2021 г. №б/н), представителя заявителя ООО «Стройстандарт» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 24.03.2022 г. №10), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Стройстандарт» (вх. №3579 от 21.03.2022г.) на действия заказчика при проведении закупки №32211201237 на предмет: «Право заключения договора на выполнение комплекса работ по вертикальной планировке территории объекта: «Центр обработки и хранения данных на территории Республики Татарстан» (ЦОД «Иннополис»)»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32211201237 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 05.03.2022 года.

Заказчик – АО «Атомдата-Иннополис». 

Начальная (максимальная) цена договора – 26 546 437,20 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявки участника.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Положение).

Приложение № 12 к Единому отраслевому стандарту закупок (Положению о закупке) Госкорпорации «Росатом» установлен порядок проведения конкурса, запроса предложений, запроса котировок в электронной форме.

Согласно разделу 6 «Отстранение участника закупки» Приложения №12 к Положению в любой момент вплоть до подписания договора комиссия принимает решение об отстранении участника закупки, в том числе допущенного к участию в закупке, в следующих случаях:

а) при обнаружении недостоверных сведений в заявке на участие в закупке и (или) ее уточнениях согласно пункту 7.6 в сведениях и/или документах, представленных для подтверждения соответствия требованиям и (или) для оценки заявки. При этом проверка достоверности сведений и документов, поданных в составе заявки на участие в закупке, осуществляется при возникновении сомнений в их достоверности и наличии возможности проведения такой проверки доступными способами, в том числе, включая направление запросов в государственные органы или лицам, указанным в заявке;

б) при выявлении подкрепленного документами факта давления таким участником закупки на члена комиссии, эксперта, руководителя организатора или заказчика;

в) при неподтверждении лицом, от имени которого представлена независимая гарантия, выдачи такой гарантии.

Решение об отстранении участника закупки оформляется протоколом заседания комиссии.

В соответствии с разделом 8 Приложения №12 к Положению в рамках отборочной стадии комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников закупки установленным требованиям. Цель отборочной стадии — допуск к дальнейшему участию в закупке заявок, отвечающих требованиям документации, поданных участниками, отвечающими требованиям документации, и отклонение остальных.

Отборочная стадия завершается в течение 20 дней после открытия доступа к поданным на ЭТП заявкам или иного указанного в извещении о проведении закупки и документации срока.

Критериями отбора при рассмотрении заявок являются:

соответствие заявки требованиям документации по существу по своему составу, содержанию и оформлению;

соответствие участника закупки и заявленных участником закупки субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей установленным требованиям (в случае установления требований);

соответствие предлагаемой участником закупки продукции установленным требованиям;

соответствие предлагаемых участником закупки договорных условий (в том числе, непревышение цены заявки объявленной НМЦ, НМЦед) установленным требованиям;

предоставление участником закупки требуемого обеспечения заявки (если требовалось). Независимо от наличия в составе заявки документа, подтверждающего предоставление обеспечения заявки, организатор проверяет поступление денежных средств на расчетный счет, указанный в извещении о проведении закупки, на день, предшествующий заседанию комиссии по проведению отборочной стадии. При отсутствии в составе заявки документа, подтверждающего предоставление обеспечения заявки, но поступлении денежных средств на условиях и в порядке, предусмотренным извещением о проведении закупки и пунктом 4 настоящего порядка, обеспечение заявки считается представленным надлежащим образом.

По итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора. Основаниями для отказа в допуске являются:

несоответствие заявки, представленной на ЭТП, по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения. Для заказчиков второй группы - несоответствие заявки в бумажной форме по содержанию требованиям документации (в случае неподписания ЭП заявки на ЭТП иностранным участником);

несоответствие участника закупки требованиям документации;

несоответствие субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей (если требования к ним были установлены) требованиям документации;

отказ или отсутствие согласия любого из производителей/ предприятий-подрядчиков/ сервисных предприятий (если требование к ним о проведении аудита достоверности данных на отборочной стадии закупки были установлены в документации) на выполнение всех условий, указанных в требовании о прохождении аудита достоверности данных;

несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации;

несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации, в том числе:

наличие в такой заявке предложения о цене, превышающей НМЦ договора, НМЦ единицы товара, услуги, работы;

наличие предложения, ухудшающего условия по срокам поставки товара, выполнения работ или оказания услуг;

несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения заявки (если требовалось), за исключением случая, указанного в подпункте д) пункта 8.2 настоящего порядка.

Отказ в допуске к участию в закупке по иным основаниям, кроме предусмотренных пунктом 8.3, не допускается.

Решения комиссии о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске отражается в протоколе заседания комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии. В случае, если по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке, в протоколе рассмотрения отражается информация о признании закупки несостоявшейся и такой протокол подписывается секретарем закупочной комиссии.

В соответствии с протоколом №3500107ПО1/2 заседания закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок на участие в закупке на право заключения договора на выполнение комплекса работ по вертикальной планировке территории объекта: «Центр обработки и хранения данных на территории Республики Татарстан» (ЦОД «Иннополис») от 16.03.2022г. заявка заявителя (222543) отклонена на основании пункта 9.14 д) части 2 тома 1 извещения о проведения закупки (закупочной документации): не соответствует БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ. Согласно закупочной документации, том 1 Часть 1, п.2 ТРЕБОВАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ. СОСТАВ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ пп.2.1.3, срок действия банковской гарантии обеспечения заявки на участие в закупке должен быть не менее срока действия заявки на участие в закупке (90 дней). Предоставленная банковская гарантия действует до 10 мая 2022г. (менее 90 дней)

В соответствии с разделом 4 «Обеспечение заявки на участие в закупке» Приложения №12 к Положению в случае, если извещением о проведении закупки установлено требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в закупке, участник должен предоставить обеспечение заявки в размере и валюте согласно требованиям, установленным в извещении о проведении закупки.

Документы, подтверждающие факт предоставления обеспечения заявки на участие в закупке, предоставляются в составе заявки не позднее окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 5.4 Приложения №12 к Положению заказчик в документации устанавливает требование о сроке действия заявки на участие в закупке, который должен быть 60 календарных дней (для конкурса – 90 календарных дней) со дня окончания срока подачи заявок.

В документации при необходимости устанавливается увеличенный срок действия заявки на участие в закупке на количество дней осуществления требуемых мероприятий в следующих случаях:

если в соответствии с законодательством РФ для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика;

требуется выполнение дополнительных мероприятий согласно требованиям внешнего заказчика,

если в соответствии с законодательством или обязательными для исполнения правовыми актами федеральных органов исполнительной власти требуются дополнительные мероприятия для заключения договора.

Заявка на участие в закупке должна быть действительна не менее срока, указанного в документации.

В соответствии с пунктом 11 документации (том 1 часть 1) ообеспечение заявки на участие в закупке составляет 2.00 процента от начальной (максимальной) цены договора с НДС, что составляет 530 928 (Пятьсот тридцать тысяч девятьсот двадцать восемь) рублей 74 копейки, НДС не облагается.

Пунктом 12 документации установлено, что заявка на участие в закупке должна быть действительна не менее 90 календарных дней со дня окончания срока подачи заявок.

В пункте 2.1.3 «Требования к банкам, предоставляющим обеспечение заявки» документации заказчиком установлено, что срок действия банковской гарантии обеспечения заявки на участие в закупке должен быть не менее срока действия заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 2.3 раздела 2 в составе заявки на участие в закупке ложно содержаться обеспечение заявки на участие в закупке: копия безотзывной банковской гарантии, если обеспечение заявки на участие в закупке осуществляется путем предоставления банковской гарантии (подраздел 5.2, соответствующая Форма).

Таким образом, указанные заказчиком в конкурсной документации требования к срокам действия заявки на участие, а также к срокам действия банковской гарантии обеспечения заявки на участие в закупке соответствуют требованиям, утвержденным Положением о закупках.

Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе анализа заявки участника ООО «Стройстандарт» установлено, что банковская гарантия №42/8610/025/846 от 11.03.2022г., представленная участником действует до 10 мая 2022 года, что не соответствует требованиям заказчика, установленным в документации (не менее 90 календарных дней).

Подавай заявку на участие в закупке, участник выразил свое согласие на участие в конкурсе в соответствии с установленными заказчиком требованиями, в том числе в части срока действия банковской гарантии обеспечения заявки на участие.

Кроме того, требования применены ко всем в равной степени, преимущественных условий для отдельных участников закупки заказчиком не создавалось.

В рассматриваемом случае, действия заказчика по отклонению заявки участника, банковская гарантия которого не соответствовала требованиям не противоречат требованиям действующего законодательства.

Заявителем на заседании Комиссии не представлено достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «Стройстандарт» (вх. №3579 от 21.03.2022г.) на действия заказчика при проведении закупки №32211201237 на предмет: «Право заключения договора на выполнение комплекса работ по вертикальной планировке территории объекта: «Центр обработки и хранения данных на территории Республики Татарстан» (ЦОД «Иннополис»)» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны