Решение №04-04/12441 Р Е Ш Е Н И Е по делу №Т04-225/2016 от 6 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу №Т04-225/2016

Исх.04-04/12441 от 02.09.2016

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<…>;

Членов Комиссии:

<…>,

<…>,

в присутствии представителей заказчика –– ГАУЗ «Городская детская поликлиника №1» г. Казани - <…>, <…>, представителей заявителя ИП <…> - <…>, представителя заявителя ИП <…> - <…>, рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалобы ИП <…>, ИП <…> на действия заказчика – ГАУЗ «Городская детская поликлиника №1» г. Казани при проведении электронного аукциона №0311300284116000021 на предмет: «Поставка молочных сухих смесей для питания детей раннего возраста для нужд ГАУЗ «Городская детская больница №1»»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении электронного аукциона №0311300284116000021 на предмет: «Поставка молочных сухих смесей для питания детей раннего возраста для нужд ГАУЗ «Городская детская больница №1» было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 22.07.2016 года.

Заказчик – ГАУЗ «Городская детская поликлиника №1» г. Казани.

Начальная (максимальная) цена контракта — 1 718 971, 33 руб.

Суть жалоб, по мнению заявителей, комиссия заказчика приняла неправомерное решение об отклонении первой части заявки заявителей.

Представители заказчика, с доводами, изложенными в жалобе не согласились, представили устные и письменные пояснения.

Заслушав представителей сторон, а также изучив материалы по данной закупке, Комиссия сочла довод, изложенный в жалобе, необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 06.05.2016г. №132-1 заявки заявителей признаны несоответствующими требованиям извещения/аукционной документации в соответствии с пунктом 1 частью 4 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки при заключении контракта на выполнение работы или оказании услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

По результатам изучения документации по электронному аукциону №0311300284116000021 установлено, что в разделе 6 – Техническое задание, по пункту 4 Заказчиком установлены требования к сухой полуэлементной гипоаллергенной смеси для коррекции всех видов пищевой непереносимости у детей с рождения: Гипоаллергенная смесь специального назначения на основе ферментативно гидролизованного сывороточного белка. Не содержит сахар, лактозу и глютен. Показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта). Пищевая ценность 100 мл готового к употреблению продукта:

Белки 1,2 - 2,2 г

Жиры 2,5-3,5 г

Углеводы 7,0-9,5 г

Осмоляльность не более 194 мОсм/кг.

По результатам изучения заявок установлено, что заявители в своих заявках указали характеристики, подходящие под техническое задание заказчика.

Однако, Заказчиком было установлено, что по содержанию углеводов (в заявках 7,52г) предполагается поставка товара, снятого с производства продукта.

Согласно пояснениям заказчика, состав продукта Alfare в части содержания углеводов имеет характеристику 7,3г. (довод подтверждается копией официального письма, представленного заказчиком).

Таким образом, заявители при формировании заявок представили недостоверные сведения, предполагаемого к поставке товара.

Кроме того, необходимо отметить, что на заседании Комиссии заявителями была представлена на обозрение банка предполагаемого к поставке продукта, которая не подходила под описания заявок, а именно осмоляльность на банке была указана 247 мОсм/л, тогда как заказчику требовалось не более 194 мОсм/л, а также по жирам на банке показатель жиров был указан 3,56г., тогда как заказчиком в техническом задании указано 2,5-3,5г.

Таким образом, заявителями в заявках были указаны недостоверные сведения относительно продукта, предполагаемого к поставке.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалоб являются необоснованными.

Вместе с тем в ходе проведения выборочной внеплановой документарной проверки Комиссией установлено следующее.

1. В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1  «О защите прав потребителей» на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

В проекте контракта по пункту 4.3 заказчиком установлены требования: «Качество товара должно соответствовать действующим стандартам, утвержденным на данный вид товара, законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, должны быть соблюдены необходимые для данного вида товара условия хранения и транспортировки. Остаточный срок годности на момент поставки товара должен быть не менее 80% от срока годности, установленного изготовителем, законодательством. Товар, подлежащий в соответствии с законодательством РФ обязательной сертификации, должен иметь сертификат или знак соответствия, выданный или признанный уполномоченным на то органом. При приемке-передачи товара (партии товара) Поставщик обязан передать Заказчику всю необходимую и подлежащую передаче документацию к товарам, подтверждающую их качество, происхождение, технические характеристики».

Вместе с тем, согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а не процентным соотношением.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в частности, устанавливать сроки годности таких пищевых продуктов, материалов и изделий.

Также согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.09.2015г. №ОГ-Д28-11718 требования заказчиков об остаточном сроке годности продуктов питания, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей продуктов питания, ограничение конкуренции и количества участников закупок, остаточный срок годности таких товаров, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого продукты питания сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой указанные товары сохраняют свою пригодность для использования по назначению.

Таким образом, не допускается установление остаточного срока годности продуктов питания, выраженного в процентах.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Из толкования указанного положения законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части соответствия поставляемого товара возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе и проекте контракта исчерпывающий перечень нормативных актов, требованиям которых должны соответствовать работы.

Согласно пункту 4.5 проекта контракта: «Поставщик самостоятельно несет все расходы (транспортные, страховые и пр.), связанные с доставкой товара к месту приемки-передачи, а также расходы по погрузке и разгрузке товара. Поставщик обязуется осуществить упаковку товара, которая должна обеспечивать его сохранность при погрузке, разгрузке, транспортировке и хранении в соответствии с требованиями технической документации. При использовании многооборотной тары залоговые суммы не вносятся, амортизационные отчисления и расходы относятся на счет Поставщика. Многооборотная тара подлежит возврату с учетом износа к моменту поставки следующей партии товара по месту нахождения Заказчика либо сразу после приёмки товара. Маркировка товара должна соответствовать требованиям ГОСТа, должна содержать наименование изделия, наименование фирмы изготовителя, дату выпуска и срок годности. Маркировка упаковки должна строго соответствовать маркировке товара. Заказчик самостоятельно несет расходы по транспортировке, страхованию, погрузке и разгрузке товара после приемки-передачи товара».

Однако из аукционной документации не представляется возможности определить каким именно требованиям ГОСТ должны соответствовать товары.

Таким образом, из документации о закупке невозможно определить исчерпывающий перечень нормативных актов, которым должны соответствовать товары, что в свою очередь вводит участников закупки в заблуждение при формировании своей заявки, что является нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе.

3. В соответствии с пунктами 1-7 технического задания установлено: «упаковка товара герметичная, мелкоштучная, объемом не более 1000гр.».

 Однако заказчиком не установлено минимальное значение объема, что приводит к тому, что участники не имеют возможности объективно составить заявку

Таким образом, данное требование не позволяет установить потребности заказчика.

Вместе с тем, законом о контрактной системе предусмотрено требование описания объективности закупки, а также установление максимальных и минимальных значений.

4. Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что установление заказчиком требования к осмоляльности не более 194 мОсм/кг является избыточным и приводит к ограничению конкуренции.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из показателей, свидетельствующем о степени адаптации искусственной смеси, является ее осмолярность (сумма растворимых компонентов), величина которой должна приближаться к женскому молоку.

Осмолярность грудного молока – 240–280 мосм/л, в детском питании она не должна быть выше 320 мосм/л.

В частности, общие требования к составу сухих молочных адаптированных смесей для питания детей установлены Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее - Технический регламент) и Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 14.11.2001 № 36 (далее - СанПин 2.3.2.1078-01).

В техническом задании по позиции 4 Заказчиком установлены требования к сухой полуэлементной гипоаллергенной смеси для коррекции всех видов пищевой непереносимости у детей с рождения: Гипоаллергенная смесь специального назначения на основе ферментативно гидролизованного сывороточного белка. Не содержит сахар, лактозу и глютен. Показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта). Пищевая ценность 100 мл готового к употреблению продукта:

Белки 1,2 - 2,2 г

Жиры 2,5-3,5 г

Углеводы 7,0-9,5 г

Осмоляльность не более 194 мОсм/кг.

При этом, допустимый уровень вышеуказанных показателей, установленный Техническим регламентом,составляет: белок – от 1,2 до 1,7 г; жиров – 3,0 – 4,0 г; углеводы – от 6,5 до 8,0 г; осмоляльность – не более 320 мОсм/кг.

При указанных обстоятельствах Комиссия считает, что у заказчика не было оснований устанавливать более узкие интервалы содержания веществ по сравнению  с интервалами, установленными Техническим регламентом и СанПин 2.3.2.1078-01.

Таким образом, действия заказчика нарушают часть 2 статьи 8 закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ИП <…>, ИП <…> на действия заказчика – ГАУЗ «Городская детская поликлиника №1» при проведении электронного аукциона №0311300284116000021 на предмет: «Поставка молочных сухих смесей для питания детей раннего возраста для нужд ГАУЗ "Городская детская больница № 1», необоснованной.

2. Признать заказчика ГАУЗ «Городская детская поликлиника №1» нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 8, Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику – ГАУЗ «Городская детская поликлиника №1», оператору электронной площадки - ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»  предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель председателя Комиссии                     <…>

Члены Комиссии                                                   <…>

                                                                             <…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны