Решение №04-04/1697 Решение по жалобе ООО «СТРОЙИНВЕСТ» и ООО «СУМ-7» на действи... от 2 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по жалобе ООО «СТРОЙИНВЕСТ» и ООО «СУМ-7» на действия государственного заказчика – ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан»

Дело №25-кз/2016 от 03.02.2016 г.                                                                                                    

Исх.№ 04-04/1697 от 10.02.2016г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе: <…>

в присутствии представителя государственного заказчика – ГКУ «Главное инвестиционно-строительное Управление Республики Татарстан» – <…>, в отсутствие представителей заявителей -  ООО «СТРОЙИНВЕСТ» и ООО «СУМ-7», о времени и месте рассмотрения жалоб уведомленных надлежащим образом, рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» и ООО «СУМ-7» на действия государственного заказчика – ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» при проведении электронного аукциона № 0311200014616000001 на предмет: «Выполнение строительно-монтажных работ по строительству универсальных спортивных площадок в населенных пунктах Республики Татарстан в 2016 году»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона № 0311200014616000001 на предмет: «Выполнение строительно-монтажных работ по строительству универсальных спортивных площадок в населенных пунктах Республики Татарстан в 2016 году» было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 12.01.2016 года.

Государственный заказчик - ГКУ «Главное инвестиционно-строительное Управление Республики Татарстан».

Начальная (максимальная) цена контракта — 418 771 600.00 руб.

Суть жалоб, по мнению заявителей, аукционная документация содержит нарушения норм действующего законодательства.

Представитель государственного заказчика с доводами, изложенными в жалобах заявителей, не согласился, представил письменные пояснения.

Изучив материалы, Комиссия сочла доводы, изложенные в жалобах, частично обоснованными ввиду следующего.

Изучив доводы заявителя ООО «СТРОЙИНВЕСТ» Комиссия приходит к следующим выводам:

1. Первый довод заявителя ООО «СТРОЙИНВЕСТ» заключается в том, что в проекте контракта установлено неконкретное значение объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Данный довод является обоснованным ввиду следующего.

Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом, установленные заказчиком положения в извещении, документации о закупке и проекте контракта не должны противоречить друг другу.

В пункте 5.1.42 проекта государственного контракта указано, что в случае, если Исполнитель не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, привлечь к исполнению настоящего контракта соисполнителей, субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме не менее 40% от цены настоящего контракта.

Таким образом, указание в проекте государственного контракта неконкретного значения объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является нарушением части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.

2. Второй довод заявителя ООО «СТРОЙИНВЕСТ» заключается в том, что государственным заказчиком неправомерно установлены требования к участникам аукциона согласно постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

17.02.2015 г. вступило в действие Постановление Правительства Российской Федерации  от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (с изм. от 07.12.2015 г. №1333).

Пунктом 1 Постановления Правительства  Российской Федерации  от 04.02.2015 № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1.

Пунктом 2 указанного Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 предусмотрено, что в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, и в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно извещению, объект закупки относится к коду 42.99.22.110 согласно Общероссийскому классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).

Таким образом, установление государственным заказчиком дополнительного требования в соответствии с Постановлением Правительства  Российской Федерации  от 04.02.2015 № 99 является правомерным.

Следовательно, данный довод заявителя является необоснованным.

3. Третий довод заявителя ООО «СТРОЙИНВЕСТ» заключается в том, что государственным заказчиком не размещена техническая документация по данному аукциону.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 1 статьи 740 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Согласно статье 754 Гражданского кодекса РФ, техническая документация также отражает требования к результату строительно-монтажных работ. В соответствии с указанной статьей подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства.

Пунктом 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87, установлено, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

В соответствии с частью 4 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

Из анализа положений статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 3 Положения о составе разделов проектной документации, пункта 1 ст. 740 Гражданского кодекса РФ в их совокупности следует, что проектная документация не является составной частью конкурсной (аукционной) документации. Предоставление такой документации относится к сфере исполнения государственного контракта и ее  не размещение заказчиком на официальном сайте не является нарушением Закона о контрактной системе.

Вышеизложенная позиция соответствует сложившейся судебной практике по спорам, когда предметом открытого аукциона является заключение государственного контракта на выполнение работ по строительству. Анализ судебной практики по вопросу необходимости включения в состав пакета документации о торгах проектной документации позволяет сделать однозначный вывод: отсутствие в составе документации о торгах проектной документации по объекту строительства не является ограничением конкуренции, в том числе в связи с тем, что участники торгов находятся в равных условиях. (Постановления ФАС Московского округа от 13 мая 2013 г. по делу N А40-93076/12-93-920, от 6 декабря 2012 г. по делу N А40-125277/11-92-1097, Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2014 г. по делу N А40-181402/13, от 26 мая 2014 г. по делу N А40-181385/13, от 20 августа 2013 г. по делу N А40-138375/12-130-1339).

Техническая часть аукционной документации содержит техническое задание на выполнение требуемых работ, дефектную ведомость.

Кроме того, в пункте 2 информационной картой аукционной документации указано, что в связи с технической невозможностью размещения технической документации в полном объеме на официальном сайте, любой участник закупки может ознакомиться с ней по адресу г. Казань, ул. Лесгафта, 29 в следующие дни: понедельник – четверг с 08:00 до 17:00, пятница с 08:00 до 15:45, перерыв с 11:30 до 12:45. Телефон для справок (843) 264-80-65, 264-80-79.

Также в Республике Татарстан размещение закупок на официальном сайте происходит через автоматизированную систему «Барс.Электронный магазин», и возможности данной программы технически не дают вывешивать файлы более 50 Мб., при многократном сжатии файлов, информация становится нечитаемая.

Таким образом, данный довод заявителя является также необоснованным.

Изучив доводы заявителя ООО «СУМ-7» Комиссия приходит к следующим выводам:

1. Первый довод заявителя ООО «СУМ-7» заключается в том, что наименование объекта закупки, указанное в извещении о закупке различается от наименования, указанного в документации о закупке и в проекте контракта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно извещению и документации о проведении аукциона № 0311200014616000001, объектом закупки является - «Выполнение строительно-монтажных работ по строительству универсальных спортивных площадок в населенных пунктах Республики Татарстан в 2016 году.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В п.1.1 проекта государственного контракта указано, что исполнитель обязуется в установленные настоящим контрактом сроки выполнить по заданию Государственного заказчика строительство объектов, указанных в Приложении № 1, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта, в том числе строительно-монтажные работы, в соответствии с условиями настоящего контракта и утверждённой проектной документацией.

В Приложении №1 к проекту государственного контракта определен перечень объектов, где необходимо осуществить строительство универсальных спортивных площадок (в перечне 188 объектов).

Таким образом, полное описание объекта закупки с указанием перечня объектов строительства содержится в проекте контракта.

На основании вышеуказанного, указанные в извещении, документации об аукционе и проекте контракта по данному аукциону, наименование объекта закупки не противоречит друг другу, носит объективный характер и не приводит к ограничению конкуренции.

Следовательно, довод заявителя является необоснованным.

2. Второй довод заявителя ООО «СУМ-7» заключается в том, что государственным заказчиком не размещена техническая документация по данному аукциону.

Позиция по данному доводу отражена выше в п.3 жалобы  ООО «СТРОЙИНВЕСТ».

3. Третий довод заявителя ООО «СУМ-7» заключается в том, что установление к участникам закупки требования об обладании исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма, приводит к необоснованному ограничению количества участников.

Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Аналогичное требование установлено государственным заказчиком в пп.2.3 п.9 Информационной карты аукционной документации.

Таким образом, данное требование установлено в соответствии с действующим законодательством и относится оно только в случае, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности.

Следовательно, данный довод является также необоснованным.

В связи с тем, что выявленное нарушение по доводу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» не повлияло на результаты аукциона, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия государственного заказчика – ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» при проведении электронного аукциона № 0311200014616000001 на предмет: «Выполнение строительно-монтажных работ по строительству универсальных спортивных площадок в населенных пунктах Республики Татарстан в 2016 году» частично обоснованной.

2. Признать жалобу ООО «СУМ-7» на действия государственного заказчика – ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» при проведении электронного аукциона № 0311200014616000001 на предмет: «Выполнение строительно-монтажных работ по строительству универсальных спортивных площадок в населенных пунктах Республики Татарстан в 2016 году» необоснованной.

3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны