Решение №04-04/17587 Решение по жалобе ООО «БС Премиум» на действия заказчика ... от 12 ноября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по жалобе ООО «БС Премиум» на действия заказчика – ОАО «Научно-производственное объединение «Государственный институт прикладной оптики»
Дело №Т04-278/2015 от 09.11.2015
Исх.№ 04-04/17587 от 11.11.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 года №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в составе: <…>
в присутствии представителя заказчика - ОАО «Научно-производственное объединение «Государственный институт прикладной оптики» <…>., в присутствии представителя заявителя – ООО «БС Премиум» <…>, рассмотрев жалобу ООО «БС Премиум» (далее - заявитель) на действия заказчика – ОАО «Научно-производственное объединение «Государственный институт прикладной оптики» (далее – заказчик) при проведении открытого конкурса на предмет: «Оказание услуг по уборке территории и техническое обслуживание объектов ОАО «НПО ГИПО» (извещение №31502846887),
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого конкурса на предмет: «Оказание услуг по уборке территории и техническое обслуживание объектов ОАО «НПО ГИПО» (извещение №31502846887) размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru - 13.10.2015 года.
Заказчик – ОАО «Научно-производственное объединение «Государственный институт прикладной оптики».
Начальная (максимальная) цена контракта — 8 191 224,10 рублей.
Дата и время срока окончания подачи заявок – 03.11.2015 года в 11-00 часов.
Суть жалобы: закупка проведена с нарушением требований действующего законодательства.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Заслушав представителей заказчика, а также изучив материалы, Комиссия сочла довод, изложенный в жалобе, обоснованным ввиду следующего.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона № 223 от 18.07.2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Во исполнение требований статьи 2 Закона о закупках, советом директоров ОАО «Научно-производственное объединение «Государственный институт прикладной оптики» утверждено Положение о закупках ОАО «Научно-производственное объединение «Государственный институт прикладной оптики» (далее – Положение о закупках), разработанное в соответствии с вышеуказанным законом, соответственно, ОАО «Научно-производственное объединение «Государственный институт прикладной оптики» при проведении вышеуказанного открытого запроса цен в электронной форме руководствуется требованиями Положения о закупках.
1. Заявитель, в своей жалобе указывает, что заказчиком не правомерно объединены в один лот работы, функционально и технологически не связанные между собой.
В техническом задании документации по открытому конкурсу установлены следующие виды работ:
- оказание услуг по уборке территории;
- сбор и транспортировка твердых бытовых отходов, отходов производства (IV-V класса опасности);
- выполнение услуг дежурными монтажниками санитарно-технических систем и оборудования на территории;
- выполнение услуг в камере хранения (вахтеры).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.
При этом, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», захоронение отходов – это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», требуются лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Деятельность по их утилизации является лицензируемым видом деятельности, а другие виды работ, указанные в техническом задании, не подлежат лицензированию
Следовательно, утилизация твердых бытовых отходов является индивидуальным, с различной степенью требований к потенциальным участникам данной закупки.
Кроме того, оказание услуг по уборке, выполнение услуг дежурными монтажниками санитарно-технических систем и оборудования, а также выполнение услуг в камере хранения (вахтеры) не являются функционально-технически связанных между собой, следовательно, данные работ могут оказываться различными организациями.
Кроме того, объединение в один лот различных по функциональным характеристикам работ влечет за собой ограничение количества участников закупки при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным видам оказываемых услуг.
Таким образом, муниципальный заказчик, включил в состав одного лота работы, технологически и функционально не связанные между собой, что приводит к ограничению количества участников данного электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, заказчиком нарушено требование части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным.
2. По мнению заявителя, в документации отсутствуют указания четких сроков оказания услуг.
В соответствии с разделом 1.3 документации об открытом конкурсе место, условия и сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг: в соответствии с техническим заданием и проектом договора.
В техническом задании документации об открытом конкурсе не установлены конкретные даты выполнения работ, оказания услуг, что в свою очередь вводит участников закупки в заблуждение, в виду того, что участникам закупки не представляется возможным определить до какого времени нужно оказывать вышеуказанные услуги.
Руководствуясь пунктами 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. По мнению заявителя, в документации установлены излишние требования.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Положения о закупках заказчик в праве установить квалификационные требования к участникам процедуры закупки, в том числе:
1) наличие финансовых, материальных-технических средств, кадровых ресурсов, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;
2) профессиональная компетентность, положительная деловая репутация, надежность, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;
3) иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.
В техническом задании документации по открытому конкурсу установлены следующие требования к участникам закупки:
- наличие положительного опыта работы с предприятиями оборонно-промышленного комплекса;
- ежегодный объем выручки компании участника должен быть не менее трехкратного размера Н(М)ЦК, включая НДС;
- наличие штатного расписания квалифицированного персонала (по форме «Форма справки о наличии кадровых ресурсов») и т.д.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.
В ходе изучения данных требований к участникам закупки Комиссией установлено, что указание данных требований к участникам закупки влечет за собой нарушение принципа равноправия, а также ограничивает количество участников.
При этом, требования о предоставлении копии трудовых книжек не правомерно, так как данное требование противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным.
Кроме того, заявитель также в своей жалобе указывает на неправомерное установление критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 15 документации об открытом конкурсе установлен следующий подкритерий:
- наличие квалифицированного персонала (не менее 30 человек).
Согласно описанию данного подкритерия, баллы начисляются в соответствии с представленными участником процедуры закупки копий паспортов и копий трудовых книжек. В случае не представления участником процедуры закупки ни одного документа по настоящему показателю, участнику закупки присваивается ноль баллов.
В ходе изучения документации по открытому конкурсу, Комиссией установлено, что установление данного подкритерия является неправомерным, так как нарушает требования действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, в ходе изучения представленных документов, Комиссией установлено следующее.
Руководствуясь пунктами 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г. N 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме», наименование закупки указанном в перечне должна осуществляться в электронной форме.
Согласно вышеуказанному перечню, закупки на предмет: услуги по уборке зданий осуществляется в электронной форме.
Следовательно, при проведении вышеуказанной закупки заказчик должен руководствоваться требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г. N 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».
Вместе с тем, заказчиком проведен открытый конкурс, вместо закупки в электронной форме.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО «БС Премиум» на действия заказчика – ОАО «Научно-производственное объединение «Государственный институт прикладной оптики» при проведении открытого конкурса на предмет: «Оказание услуг по уборке территории и техническое обслуживание объектов ОАО «НПО ГИПО» (извещение №31502846887), обоснованной.
2. Признать заказчика - ОАО «Научно-производственное объединение «Государственный институт прикладной оптики» нарушившим требования пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Выдать заказчику – ОАО «Научно-производственное объединение «Государственный институт прикладной оптики» предписание об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.