Решение №04-04/19356 Решение по жалобе ООО «ПРОМ-ОЙЛ» на ОАО «Научно-производстве... от 24 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по жалобе ООО «ПРОМ-ОЙЛ» на ОАО «Научно-производственное объединение "Государственный институт прикладной оптики"

Дело №Т04-311/2015 от 10.12.2015                                                                                         

Исх.№ 04-04/19356 от 15.12.2015

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована  Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе <…>

в присутствии представителей заказчика ОАО «Научно-производственное объединение "Государственный институт прикладной оптики" – <…>, в отсутствие представителей заявителя ООО «ПРОМ-ОЙЛ»  о времени и месте жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «ПРОМ-ОЙЛ» (вх. №2493/ж от 02.12.2015 г.) на действия комиссии заказчика – ОАО «Научно-производственное объединение "Государственный институт прикладной оптики" при проведении электронного аукциона № 0411100000115000017 на предмет: «Определение поставщика 5-ти осевого фрезерного обрабатывающего центра в рамках реализации проекта "Реконструкция и техническое перевооружение производства ОАО "НПО ГИПО" г.Казань»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении электронного аукциона № 0411100000115000017 на предмет: «Определение поставщика 5-ти осевого фрезерного обрабатывающего центра в рамках реализации проекта "Реконструкция и техническое перевооружение производства ОАО "НПО ГИПО" г.Казань» было размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 17.11.2015 года.

Заказчик - ОАО «Научно-производственное объединение "Государственный институт прикладной оптики".

Начальная (максимальная) цена контракта – 43 352 032.00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя техническое задание аукционной документации ограничивает количество участников аукциона, так как установленными требованиями обладают лишь станки определнной торговой марки.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения.

Заслушав представителя заказчика, а также изучив материалы, Комиссия установила следующее.

С 01.01.2012г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупке).

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Так, закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупочной деятельности ОАО «НПО «ГИПО», утвержденного советом директоров ОАО «НПО «ГИПО».

В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Заказчиком вышеуказанная закупка проводится в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

 Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В техническом задании аукционной документации установлены требования к программному обеспечению, а именно:

 

Программа MAZA-CHECK,  для ПО MAZAK MONITORING SYSTEM и датчика Renishaw RMP60 в обеспечение  измерений референсной (базовой) сферы установленной на столе станка (определение точных характеристики положения шпинделя относительно стола).

1

наличие

Базовый пакет  ПО для 5-ти осевой обработки для  SMOOTHX

1

наличие

ПО системы ЧПУ- MAZATROL SMOOTHX (Прямой ввод размеров с чертежа для описания геометрии детали  непосредственно со стойки ЧПУ)

1

наличие

Программное обеспечение стандарта SMOOTH

1

наличие

 

Для дополнительного изучения материалов дела, Комиссией был объявлен перерыв на 10.12.2015г. в 14:30.

После переыва присутствовал представитель заказчика, полномочия подтверждены.

В ходе заседания Комиссии было установлено, что программное обеспечение MAZATROL SMOOTHX, а также приложения (ПО для 5-ти осевой обработки для SMOOTHX, MAZA-CHECK, ПО MAZAK MONITORING SYSTEM и датчика Renishaw RMP60) указывает на наличие всех требуемых функций, в том числе определение точностных характеристик положения шпинделя относительно стола станка, а также функцию, которая позволяет управлять исполнительными механизмами обрудования и соедржит библиотеку интерфейсов.

Вместе с тем, представителями заказчика представлены документы подтверждающие, что в производстве ООО «НПО «ГИПО» под производство изделий изготавливаемых в интересах обороны и безопасности государства (государственный оборонный заказ 2015-2016 гг.) работают два обрабатывающих центра, имеющие программное обеспчение MAZATROL (Япония).

Для обеспечения взаимодействия закупаемого станка с уже имеющимися на предприятии станками с указанными в техническом задании программным обеспечением требуется наличие вышеуказанных программ, так как для них уже разработаны управляющие программы для обработки конретных деталей, а также в целях сокращения временных и трудовых затрат в части инсталяции приобретаемого оборудования в технологический цикл производства.

Таким образом, заказчиком правомерно установлены требования в техническом задании аукцинонной документации.

Следовательно, довод заявителя является необоснованным.

Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки электронного аукциона № 0411100000115000017 было установлено следующее.

1. Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с  частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией. (п. 10 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ)

Датой опубликования элетронного аукциона, в последней редакции, является: 17.11.2015г.

В разделе 1.6.2 информационной карты аукционной документации  по данной закупке установлены требования к участникам  закупки в соответствии с пунктами 3-9 части  1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Заказчик при формировании аукционной документации не учел изменения в действующем законодательстве, вступившие в силу 13.08.2015 года, в части указания единых требований к участникам  закупки, а именно: пункт 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - участник закупки не является офшорной компанией.

Кроме того, заказчиком в извещении не установлены единые требования к участникам закупок в соответствии с пунктами 3-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчиком нарушено требование части 5 статьи 31,  части 3 статьи 64  Закона о контрактной системе.

2. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

 В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении электронного аукциона №0411100000115000017, установлена в размере 43 352 032,00 руб.

Вместе с тем, заказчиком в разделе 12.3 проекта договра установлен размер штрафа в случае ненадлежащего  исполнения обязательств по контракту заказчиком  в фиксированном размере 2 % от цены договора, после чего устнавливается возможность установления штрафных санкций в зависимости от цены договора:

а) 10 процентов цены Договора в случае, если цена Договора не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены Договора в случае, если цена Договора составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Таким образом, заказчиком некорректно установлен размер штрафа в отношении заказчика, что может вводить в заблуждение участников закупки, в случае снижения стоимости договора до 3 млн руб.

Следовательно, заказчиком нарушены части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Вместе с тем, учитывая, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что не было подано заявок на участие, Комиссия приходит к выводу об отсуствии оснований для выдачи предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «ПРОМ-ОЙЛ» (вх. №2493/ж от 02.12.2015 г.) на действия комиссии заказчика – ОАО «Научно-производственное объединение "Государственный институт прикладной оптики" при проведении электронного аукциона № 0411100000115000017 на предмет: «Определение поставщика 5-ти осевого фрезерного обрабатывающего центра в рамках реализации проекта "Реконструкция и техническое перевооружение производства ОАО "НПО ГИПО" г.Казань», необоснованной.

2. Признать заказчика – ОАО «Научно-производственное объединение "Государственный институт прикладной оптики" нарушившим требования части 5 статьи 31,  части 3 статьи 64, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны