Решение №04-04/19403 Решение по делу №490-кз/2016 в отношении Министерства финанс... от 30 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу 490-кз/2016 в отношении Министерства финансов Республики Татарстан

Исх. №04-04/19403 от 30.12.2016

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместителя председателя  Комиссии:

<…> – […];

Членов Комиссии:

<…> – […];

<…> – […],

в присутствии представителя заказчика  - Министерство финансов Республики Татарстан <…> (доверенность <…>), уполномоченного органа - Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам <…> (доверенность <…>), в присутствии представителей заявителя ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» <…> (доверенность <…>), <…> (доверенность <…>), в присутствии третьих лиц <…> (доверенность <…>), <…> (доверенность <…>), рассмотрев жалобу ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» на действия заказчика - Министерство финансов Республики Татарстан при проведении электронного аукциона №0111200000916001476, на предмет: «Право заключения государственного контракта на оказание услуг охраны объектов Министерства финансов Республики Татарстан подлежащих государственной охране для нужд Министерства финансов Республики Татарстан»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении электронного аукциона №0111200000916001476 было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 23.11.2016 года.

Заказчик – Министерство финансов Республики Татарстан.

Начальная (максимальная) цена контракта — 9 134 200,65 руб.

Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком были нарушены требования законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика с доводом, изложенным в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения.

Изучив материалы, Комиссия сочла довод, изложенный в жалобе, необоснованным ввиду следующего.

В соответствии со статьями 8, 31 Закона о контрактной системе, участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 статьи 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности, охранная деятельность коммерческих организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно документации электронного аукциона, размещенной Министерством на электронной торговой площадке, охранная деятельность участников размещения заказа распространяется на административное здание и прилегающую территорию Министерства финансов Республики Татарстан.

Согласно Протоколу №1476/1 от 15.12.2016, по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, аукционная комиссия приняла решение о признании второй части заявки ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность», ИНН <…>, не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, указав следующее: «Несоответствие требованию, предусмотренного пунктом 1 раздела 1.5 документации об аукционе в электронной форме «Требования к участникам закупки» - охранная деятельность участников размещения закупки должна распространяться на объекты, подлежащие государственной охране (п.2 ч.6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ). Согласно п.2 Положения «О ведомственной охране Министерства РФ по связи и информатизации, ФГУП «СВЯЗЬ – безопасность» создается Министерством РФ по связи и информатизации и предназначается для охраны объектов государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства РФ по связи и информатизации. Министерство финансов Республики Татарстан не находится в ведении Министерства РФ по связи и информатизации».

Исходя из положения пункта 1 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587, к таким объектам относятся, в том числе, здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Изменение наименования данного Перечня не привело к изменению его пункта 1 в отношении органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К объектам, указанным в данном Перечне, относится, в том числе, здание, на котором располагается Министерство.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее - Федеральный закон о ведомственной охране) ведомственная охрана, в том числе осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» является предприятием ведомственной охраны Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и действует в соответствии с Положением о ведомственной охране Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 №775 (далее по тексту - Положение).

На основании пункта 2 Положения ведомственная охрана создается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и предназначается для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения Министерства и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 12 Положения о ведомственной охране Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 №775, перечни охраняемых объектов утверждается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 г. №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возложено выполнение задач по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» установлено, что:

а) войска национальной гвардии Российской Федерации входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;

б) Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны;

В целях реализации возложенных задач и недопущения нарушений законодательства о ведомственной охране Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) в своих письмах (№1/1710 от 26.09.2016 и № 1/913 от 29.07.2016) выразило позицию о невозможности осуществления ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» на объектах, не находящихся в прямом ведомственном подчинении Минкомсвязи России.

Данной позиции Росгвардии придерживаются Генеральная прокуратура Российской Федерации (письмо №74/1-237-2015 от 18.05.2015); Верховный суд Российской Федерации (Определение от 22.01.2016 №306-КГ15-17820 по делу №А57-1487/2015).

В этой связи следует отметить, что Генеральная прокуратура Российской Федерации в своем письме от 18.05.2015 № 74/1-237-2015 в адрес МВД России сообщила о поддержании позиции МВД России о невозможности осуществлять государственными охранными предприятиями ведомственную охрану объектов, не отнесенных к ведению федеральных органов исполнительной власти, учредивших такие предприятия. При этом также указала, что «В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 14.04,1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций «Росатом» и «Ростех». Кроме того, ведомственная охрана предусмотрена у собственника Единой системы газоснабжения, а также у стратегических акционерных обществ, осуществляющих управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья.

При этом защита охраняемых объектов иных форм собственности разрешается, если они находятся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, создающих ведомственную охрану».

Вместе с этим, в статье 8 Федерального закона о ведомственной охране, как было выше указано, с учетом изменений от 03.07.2016, установлено, что ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.

Следовательно, ведомственная охрана призвана осуществлять защиту охраняемых:

1) объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов;

2) объектов, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.

Филиалом ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» в составе заявки представлен Устав Федерального государственного унитарного предприятия «СВЯЗЬ-безопасность», утвержденный приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 26.12.2014 № 497 (далее — Устав ФГУП «СВЯЗЬ- безопасность»).

Согласно пункту 2.2.1 Устава ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» целью деятельности предприятия является защита охраняемых объектов (в том числе объектов, подлежащих государственной охране), являющихся государственной собственностью и находящихся в ведении Федеральных органов исполнительной власти в области связи, информатизации и массовых коммуникаций, а также охраняемых объектов иных форм собственности, в соответствии с заключенными договорами.

Необходимо отметить, что Федеральный закон о ведомственной охране в части охраны объектов иных форм собственности в соответствии с заключенными договорами устанавливает непосредственное ограничение.

Так, статья 8 Федерального закона от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране» гласит, что:

«Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, осуществляется в соответствии с заключенными договорами».

Таким образом, законодатель устанавливает возможность ведомственной охране осуществлять охрану объектов иных форм собственности по договорам только тогда, когда эти объекты находятся в сфере ведения соответствующего федерального государственного органа. Данная норма является императивной нормой, исключающей ее расширительное толкование.

Таким образом, ведомственная охрана может осуществлять защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, либо осуществляет защиту охраняемых объектов, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов. Осуществлять защиту охраняемых объектов, не находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, ведомственная охрана не вправе.

Таким образом, из содержания статьи 8 Федерального закона о ведомственной охране не следует право ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность», находящейся в сфере ведения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, осуществлять государственную охрану всех без исключения объектов, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587.

Таким образом, в действиях заказчика не предусматриваются нарушения положений действующего законодательства.

Следовательно, довод является необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» на действия заказчика - Министерство финансов Республики Татарстан при проведении электронного аукциона №0111200000916001476, на предмет: «Право заключения государственного контракта на оказание услуг охраны объектов Министерства финансов Республики Татарстан подлежащих государственной охране для нужд Министерства финансов Республики Татарстан», необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель председателя  Комиссии:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>,

Связанные организации

Связанные организации не указаны