Решение №04-04/2306 Решение по жалобе <…> в отношении уполномоченного органа - И... от 10 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по жалобе <…> в отношении уполномоченного органа - Исполнительного комитета Сабинского    муниципального района Республики Татарстан, муниципального заказчика – МАУ "Спортивный комплекс "Нарат"  Сабинского муниципального района  РТ"

Дело №Т04-78/2016 от 01.03.2016

Исх. 04-04/2306 от 20.02.2016

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована  Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе<…>

в присутствии представителей  муниципального заказчика – МАУ "Спортивный комплекс "Нарат"  Сабинского муниципального района  РТ" <…>в отсутствие заявителя<…>,  рассмотрев  жалобу <…> (вх.№309/ж от 20.02.2016г.) на действия уполномоченного органа - Исполнительного комитета Сабинского    муниципального района Республики Татарстан, муниципального заказчика -  МАУ "Спортивный комплекс "Нарат"  Сабинского муниципального района  РТ"   при проведении электронного аукциона № 0111300001716000016 на предмет: «Сервисное обслуживание оборудования кондиционирования воздуха, противодымной вентиляции, холодильного оборудования, системы теплоснабжения и водоподготовки для МАУ «Спортивный комплекс «Нарат» Сабинского муниципального района РТ»,

У С Т А Н О В И Л А:

 Извещение о проведении электронного аукциона №0111300001716000016, размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 12.02.2016г.

Уполномоченный орган - Исполнительный комитет Сабинского    муниципального района Республики Татарстан.

Муниципальный заказчик – МАУ "Спортивный комплекс "Нарат"  Сабинского муниципального района  РТ".

 Начальная (максимальная) цена контракта – 420 000,00руб.

Дата проведения электронного аукциона – 24.02.2016г.

 Суть жалобы, по мнению заявителя положения аукционной документации содержат нарушения действующего законодательства (неправомерное требование о наличии у участников закупки специальных дополнительных сертификатов), а так же заказчик неправомерно объединил в один лот услуги подлежащие и не подлежащие лицензированию.

Представители муниципального заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения.

Заслушав представителей муниципального заказчика, а также изучив материалы дела, Комиссия сочла доводы, изложенные в жалобе, частично обоснованными ввиду следующего.

С 01.01.2012г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупке).

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

            В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о закупках в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи), не разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.

Вместе с тем, заказчики (организаторы торгов), не разместившие положение о закупках, размещение закупки осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Муниципальным заказчиком – МАУ "Спортивный комплекс "Нарат"  Сабинского муниципального района  РТ"  положение о закупках не размещено. Следовательно, МАУ "Спортивный комплекс "Нарат"  Сабинского муниципального района  РТ"   при проведении вышеуказанного электронного аукциона руководствуется требованиями законодательства о контрактной системе.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Предметом закупки является сервисное обслуживание оборудования кондиционирования воздуха, противодымной вентиляции, холодильного оборудования, системы теплоснабжения и водоподготовки.

Согласно данным Технического задания аукционной документации заказчиком установлено требование к предоставлению сертификата удостоверяющего Систему Менеджмента Качества, применительно к сервисному обслуживанию инженерных систем (ГОСТ Р ИСО 9001-2008(ISO 9001:2008), а так же Сертификат производителя  «York» на обслуживание климатической техники этой марки.

       При этом, Комиссия Татарстанского УФАС по Республике Татарстан отмечает, включение требование о наличии сертификата производителя «York»  в техническое задание обусловлено потребностью заказчика в персонале, имеющем разрешение от производителя на обслуживание его оборудования, а значит признаки нарушения действующего законодательства отсутствуют.

      Однако, в ходе  изучения материалов дела Комиссией установлено, что сертификат удостоверяющий Систему Менеджмента Качества (ГОСТ Р ИСО 9001-2008(ISO 9001:2008) утратил силу с 1 января 2013 года в связи с изданием приказа Росстандарта от 22.12.2011 №1575- ст.

Таким образом, требование к предоставлению сертификата  Систем Менеджмент Качества, выразившееся в необъективном описании объекта закупки установлено неправомерно.

Довод заявителя в данной части является частично обоснованным.

Следовательно, уполномоченным органом, муниципальным заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 8, части 1 статьи 2 Закона о закупках.

2. Относительно довода заявителя о том, что заказчик неправомерно объединил в один лот услуги подлежащие и не подлежащие лицензированию Комиссия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1225, установлен Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, к которым относятся:

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Как следует из предмета закупки заказчику требуется оказание услуг как для сервисного оборудования систем кондиционирования, так и для оказания услуг по обслуживанию противодымной вентиляции, при этом последнее подлежит лицензированию.

В разделе 4 аукционной документации установлено требование о наличии у участников закупки  Лицензии МЧС на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

На основании вышеизложенного, Комиссия  пришла к выводу, что объединение в один лот различных видов работ подлежащих и не подлежащих лицензированию противоречит Закону о контрактной системе, так как данные требования могут привести к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следовательно, заказчиком допущено нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 8, части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Кроме того, в ходе проведения выборочной внеплановой документарной проверки установлено следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Изучив материалы дела, Комиссией Татарстанского УФАС выявлено, что заказчиком  в извещение о проведении электронного аукциона установлено требование о предоставлении  копии Регламента на выполнение работы по техническому обслуживанию и ремонту средств контроля и защиты газового оборудования котельных, в соответствии с пунктами 44.1, 44.2, 45.13 приказа Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280«Об утверждении Административного регламента по исполнению федеральной службой по экологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовление, монтаж, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах» заверенные печатью и подписью руководителя Участника размещения заказа.

Однако, соответствие требованию Регламента на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту средств контроля и защиты газового оборудования котельных, в соответствии с пунктами 44.1, 44.2, 45.13 приказа Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280«Об утверждении Административного регламента по исполнению федеральной службой по экологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовление, монтаж, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах» заверенные печатью и подписью руководителя Участника размещения заказа  не предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и является излишним.

Следовательно, уполномоченным органом, муниципальным заказчиком допущено нарушение  пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 8, части 1 статьи 2 Закона о закупках.

            На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

   

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу  <…> на действия   уполномоченного органа - Исполнительного комитета Сабинского    муниципального района Республики Татарстан, муниципального заказчика – МАУ "Спортивный комплекс "Нарат"  Сабинского муниципального района  РТ"  при проведении электронного аукциона №0111300001716000016 на предмет: «Сервисное обслуживание оборудования кондиционирования воздуха, противодымной вентиляции, холодильного оборудования, системы теплоснабжения и водоподготовки для МАУ «Спортивный комплекс «Нарат» Сабинского муниципального района РТ», частично обоснованной.

2. Признать  уполномоченный орган - Исполнительный комитет Сабинского    муниципального района Республики Татарстан, муниципального заказчика – МАУ "Спортивный комплекс "Нарат"  Сабинского муниципального района  РТ"   нарушившим требования  пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8, пункту 6 части 5 статьи 63  Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 4 статьи 8, части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».      

3.Выдать уполномоченному органу - Исполнительному комитету Сабинского    муниципального района Республики Татарстан, муниципальному заказчику – МАУ "Спортивный комплекс "Нарат"  Сабинского муниципального района  РТ"   , оператору электронной площадки - ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

        4.Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны