Решение №04-04/4688 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 81-кз/2016 от 6 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 81-кз/2016

Исх. 04-04/4688 от 05.04.2016

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе (далее – Комиссия):

в присутствии представителей государственного заказчика – Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» <”….”> в отсутствии заявителя - ОАО <”….”>,  рассмотрев  жалобы ОАО <”….”>,   на действия государственного заказчика  -  Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства»  при проведении электронных аукционов № 0311100007216000020, 0311100007216000009, 0311100007216000008 на предмет: «Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва – Владимир - Нижний Новгород – Казань - Уфа на участках км 778+000 - км 779+620 (правая сторона), км 778+000 - км 779+620 (левая сторона), Республика Татарстан»; «Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа на участках км 1026+000 - км 1037+967 (правая сторона), км 1026+000 - км 1037+820 (левая сторона), Республика Татарстан»; «Ремонт автомобильной дороги Р-239 Казань-Оренбург - Акбулак-граница с Республикой Кахзахстан на участке км 109+000 - км 116+000, Республика Татарстан»

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении электронных аукционов № 0311100007216000020, 0311100007216000009, 0311100007216000008 на предмет: «Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва – Владимир - Нижний Новгород – Казань - Уфа на участках км 778+000 - км 779+620 (правая сторона), км 778+000 - км 779+620 (левая сторона), Республика Татарстан»; «Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа на участках км 1026+000 - км 1037+967 (правая сторона), км 1026+000 - км 1037+820 (левая сторона), Республика Татарстан»; «Ремонт автомобильной дороги Р-239 Казань-Оренбург - Акбулак-граница с Республикой Кахзахстан на участке км 109+000 - км 116+000, Республика Татарстан» были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации www.zakupki.gov.ru 02.03.2016; 29.02.2016 года.

Государственный заказчик – Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства».

Начальная (максимальная) цена контракта № 0311100007216000020 – 37 503 819,00руб.

Начальная (максимальная) цена контракта № 0311100007216000009 – 212 267 060,00 руб.

Начальная (максимальная) цена контракта № 0311100007216000008 – 52 508 328,00руб.

Суть жалоб, заявитель считает,  что при проведении вышеуказанных аукционов,  государственным заказчиком нарушены нормы действующего законодательства в документации об аукционе, а именно:

- не установлено в аукционной документации требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к отдельным видам работ, влияющим на безопасность объектов капительного строительства.

По мнению заявителя в ведомостях работ присутствуют отдельные виды работ требующие  к участникам закупки  наличие свидетельства СРО, влияющие на безопасность объектов капительного строительства.

Заказчик, представил письменные пояснения, в которых указывает на то, что в извещениях о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта по указанным выше аукционам объектом является ремонт автомобильной дороги.

Комплекс работ, указанных в приложении № 4 документации об аукционе полностью соответствует разделу III Классификация работ по ремонту автомобильных дорог приказа Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

5. При ремонте проводятся следующие работы:

1) по земляному полотну и системе водоотвода:

а) ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений;

б) восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации;

в) укрепление обочин;

2) по дорожным одеждам:

а) восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;

б) укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия;

(пп. "б" введен Приказом Минтранса России от 25.11.2014 N 322)

в) восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий;

г) ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя;

д) ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах;

е) замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных покрытий, нарезка продольных или поперечных бороздок на цементобетонных покрытиях;

ж) перемощение отдельных участков мостовых с частичной заменой песчаного основания;

з) восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги;

и) нанесение временной разметки на период ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной разметки после завершения ремонта;

3) по искусственным и защитным дорожным сооружениям:

а) замена на новые отдельных балок пролетных строений (до 25%), ремонт оставшихся балок, ремонт или замена плит и других элементов пролетных строений;

б) замена отдельных элементов опор;

в) замена отдельных звеньев и оголовков водопропускных труб, исправление изоляции и стыков водопропускных труб с удалением и восстановлением земляного полотна и дорожной одежды над трубами, расчистка подводящих и отводящих русел до проектных параметров;

г) устройство козырьков вдоль пролетов и сливов с горизонтальных поверхностей опор и пролетных строений;

д) устройство карнизов с фасадов пролетных строений;

е) замена, установка недостающих переходных плит, открылков и шкафных стенок устоев;

ж) устройство и ликвидация временных объездов и искусственных сооружений при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;

з) замена швов омоноличивания балок пролетных строений; восстановление защитного слоя железобетонных конструкций, заделка трещин и другие работы по устранению повреждений;

к) замена деформационных швов;

л) частичная замена (до 25%) обделки тоннеля, восстановление гидроизоляции; восстановление системы вентиляции, освещения, штолен и скважин для освещения тоннелей и защиты от грунтовых вод; ремонт порталов, восстановление дорожной одежды с восстановлением (заменой) водоотводных лотков и др.;

м) восстановление конусов насыпей регуляционных сооружений, замена укрепления откосов, устройство, замена и восстановление лестничных сходов;

н) восстановление берегозащитных и противоэрозионных сооружений;

о) замена системы водоотвода на мостовом сооружении и в узлах сопряжения с насыпью; восстановление сооружений химической и других видов очистки сточных вод;

п) замена ограждений, перил и тротуаров;

р) восстановление несущей способности тротуаров, перил и ограждений с восстановлением гидроизоляции и системы водоотвода;

у) полная замена окраски с удалением продуктов коррозии, зачисткой металла пролетных строений и нанесением грунтовки;

ф) замена одежды мостового полотна одновременно с заменой деформационных швов, замена покрытия ездового полотна, замена покрытия тротуаров;

ш) восстановление связей пролетных строений;

5) прочие работы по ремонту:

а) рекультивация земельных участков, временно занимаемых на период производства работ, а также нарушенных при проведении ремонтных работ, разборка, снос, демонтаж дорожных конструкций и искусственных сооружений и подходов к ним, непригодных для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств;

б) устройство и ликвидация временных объездов и искусственных сооружений ремонтируемых участков автомобильной дороги с временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией;

в) предпроектное обследование и испытание мостовых сооружений, обследование и испытание мостовых сооружений после их ремонта с составлением технического паспорта; проведение диагностики после ремонта автомобильных дорог;

г) проведение инженерных изысканий, специальных обследований, разработка проектов или сметных расчетов стоимости работ, экспертиза проектов.

Комплекс работ, указанных в приложении № 4 документации об аукционе полностью соответствует определению, данному в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;...".

Требования приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624, ссылка на который имеется в жалобе заявителя, равно как требования иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, не содержат требований к наличию допуска СРО на указанные в техническом задании виды работ.

Изучив доводы сторон, комиссия Татарстанского УФАС пришла к следующему выводу.

 В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 ГК РФ).

Согласно части 3 статьи 52 ГК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В силу части 6 статьи 52 ГК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно ч. 2 ст. 52 ГК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 1 статьи 53 ГК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Согласно части 2 статьи 53 ГК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Раздел 25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:

25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек.

25.2. Устройство оснований автомобильных дорог.

25.3. Устройство оснований перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек.

25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.

25.5. Устройства покрытий перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек.

25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств.

25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог.

25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.

Раздел 29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов содержит следующий перечень:

29.1. Устройство монолитных железобетонных и бетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов.

29.2. Устройство сборных железобетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов.

29.3. Устройство конструкций пешеходных мостов.

29.4. Монтаж стальных пролетных строений мостов, эстакад и путепроводов.

29.5. Устройство деревянных мостов, эстакад и путепроводов.

29.6. Устройство каменных мостов, эстакад и путепроводов.

29.7. Укладка труб водопропускных на готовых фундаментах (основаниях) и лотков водоотводных.

Ремонтные работы подразделяются на два вида: текущий и капитальный ремонт.

Определения этих терминов приведены в следующих нормативных документах: в ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 48 ГК РФ; п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (вместе с МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1; п. п. 3.4 и 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее - Положение о проведении ремонта) и Приложениях NN 3 и 8 к нему.

В Ведомственных строительных нормах (ВСН) N 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - Положение о проведении реконструкции) перечислены работы, относящиеся к текущему и капитальному ремонту.

Согласно названным выше документам текущим ремонтом считается ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года, который направлен на поддержание объектов основных средств в рабочем состоянии.

Под капитальным ремонтом зданий и сооружений понимается замена изношенных конструкций и деталей или смена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов. Исключение составляют случаи полной замены основных конструкций (каменных и бетонных фундаментов зданий, труб подземных сетей и т.п.), срок службы которых в данном объекте является наибольшим. При проведении капитального ремонта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов основных средств. Периодичность этого ремонта свыше одного года.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что подлежащие ремонту объекты представляет собой ремонт существующих дорог «Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва – Владимир - Нижний Новгород – Казань - Уфа на участках км 778+000 - км 779+620 (правая сторона), км 778+000 - км 779+620 (левая сторона), Республика Татарстан»; «Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа на участках км 1026+000 - км 1037+967 (правая сторона), км 1026+000 - км 1037+820 (левая сторона), Республика Татарстан»; «Ремонт автомобильной дороги Р-239 Казань-Оренбург - Акбулак-граница с Республикой Кахзахстан на участке км 109+000 - км 116+000, Республика Татарстан».

Согласно проектных  документации текущий ремонт «Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва – Владимир - Нижний Новгород – Казань - Уфа на участках км 778+000 - км 779+620 (правая сторона), км 778+000 - км 779+620 (левая сторона), Республика Татарстан»; «Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа на участках км 1026+000 - км 1037+967 (правая сторона), км 1026+000 - км 1037+820 (левая сторона), Республика Татарстан»; «Ремонт автомобильной дороги Р-239 Казань-Оренбург - Акбулак-граница с Республикой Кахзахстан на участке км 109+000 - км 116+000, Республика Татарстан» включает работы, по ремонту альфальтобетонного покрытия, ремонт ограждений, частичный ремонт дорожной разметки и тд.

Комиссия Татарстанского УФАС России в результате анализа аукционной документации, проектной документации, действующих нормативно-правовых актов приходит к выводу что в  соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса РФ, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (ОКС), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ. По смыслу данной нормы, допуски СРО необходимы на виды работ, внесенные в Перечень, утв. Приказом Минрегиона № 624 в том случае, если речь идет о работах в процессе строительства, реконструкции или капитального ремонта ОКС. Осуществление текущего ремонта, не требуют специальных разрешений (допусков СРО), на что обращалось внимание в разъяснениях Минрегиона РФ. В Письме Минрегиона РФ от 31.08.2010 N 31330-ИП/08 указывалось, что при проведении работ по осуществлению текущего ремонта автомобильных дорог, вступать в СРО и получать свидетельство о допуске не требуется. В Письме Минрегиона России от 29.07.2011 N 20456-ИП/08 также указывалось, что действие приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 распространяется на виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, и не касается деятельности по эксплуатации и осуществлению текущего ремонта зданий и сооружений.

Проанализировав документы, антимонопольный орган приходит к выводу, что указанные выше работы являются текущими, а, следовательно, не требуют наличие допуска СРО.

Кроме этого, из документов не следует, что проводимые работы оказывали влияние на безопасность объектов капитального строительства. Локальные сметы свидетельствуют о проведении текущего ремонта.  Каких либо иных документов, подтверждающих необходимость предоставления допуска СРО, не представлено.

Таким образом, требование о наличии в составе заявки свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в целях выполнения текущего ремонта дорог, является неправомерным, так как работы по текущему ремонту дорог не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства.

Рассмотрев довод заявителя о неправомерном не установлении заказчиком допуска СРО, Комиссия считает его необоснованным.

Комиссия Татарстанского УФАС, рассмотрев данные доводы заявителя, признает жалобы необоснованными.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия:

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобы ОАО <”….”> на действия аукционной комиссии государственного заказчика – Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» при проведении электронных аукционов № 0311100007216000020, 0311100007216000009, 0311100007216000008 на предмет: «Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва – Владимир - Нижний Новгород – Казань - Уфа на участках км 778+000 - км 779+620 (правая сторона), км 778+000 - км 779+620 (левая сторона), Республика Татарстан»; «Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа на участках км 1026+000 - км 1037+967 (правая сторона), км 1026+000 - км 1037+820 (левая сторона), Республика Татарстан»; «Ремонт автомобильной дороги Р-239 Казань-Оренбург - Акбулак-граница с Республикой Кахзахстан на участке км 109+000 - км 116+000, Республика Татарстан»  необоснованными.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

                                                                                                                                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны