Решение №04-04/711 Решение по жалобе АО «Электрощит» на действия ОАО «Сетевая ... от 3 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по жалобе АО «Электрощит» на действия  ОАО «Сетевая компания»

Дело № Т04-31/2016 от 20.01.2016 г. 

Исх. № 04-04/711 от 26.01.2016                                                                                                      

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована  Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе: <…>,

 в присутствии представителя  АО «Электрощит» - <…>, в присутствии представителей  - ОАО «Сетевая компания» -  <….>,рассмотрев жалобу АО «Электрощит» на действия заказчика – ОАО «Сетевая компания» при проведении открытого запроса предложений на предмет «2016/1-1 Выполнение работ на объектах распределительных сетей» (извещение № 31503124921),

У С Т А Н О В И Л А:

Сообщение о проведении открытого запроса предложений на предмет «2016/1-1 Выполнение работ на объектах распределительных сетей» (извещение № 31503124921) размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт)  – 24.12.2015 года. 

Начальная цена Лот №1 – 423 842 882,09  руб.

Начальная цена Лот №2 – 461 801 104,38 руб.

Организатор аукционов – ОАО «Сетевая компания».

Суть жалобы: по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив доводы сторон, Комиссия установила следующее.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона № 223 от 18.07.2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность данного заказчика регулируется Положением о закупках, а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При проведении открытого запроса предложений заказчик руководствовался Положением о закупках, утвержденным  Советом директоров ОАО «Сетевая компания» от 15.01.2015г.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В ходе изучения закупочной документации о проведении закупки №2016/1-1, Комиссией установлено, что  по содержанию закупочная документация не позволяет сформулировать должное представление об установленных заказчиком требованиях к качеству, техническим характеристикам результатам работ и иные требования, связанные с определением соответствия выполняемой работы потребностям Заказчика.

Кроме того, исходя из опубликованных на официальном сайте zakupki.gov.ru ответов на разъяснения положений документации, направленных заявителем,  заказчик указывает на необходимость расчета стоимости оборудования и работ в рамках Закупки по ранее выполненным объектам-аналогам и Методикам определения стоимости.

Согласно пояснениям заказчика, подрядные организации, выполнявшие работы на объектах заказчика, имеют такой опыт и могут произвести расчет на основе таких объектов-аналогов.

При этом необходимо отметить, что заказчиком не указаны индивидуализирующие признаки и свойства таких объектов-аналогов, достаточных для возможности расчета цены потенциальными участниками.

На основании изложенного, положения закупочной документации сформулированы таким образом, что  участникам, не имеющим опыта работы на объектах инфраструктуры ОАО «Сетевая компания», не представляется возможным сформулировать представление об установленных Заказчиком требованиях, что является нарушением пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно подпункту  2 пункта 2.8.3. «Порядок определения рейтинга заявки»  закупочной документации, заявке участника по настоящему критерию присваивается количество баллов, равное: k×m×Значимость критерия

где m принимает следующие значения:

- при наличии выполненных комплексных («под ключ») аналогичных договоров за 2014 год общей стоимостью не менее 50 млн. рублей включая НДС, m = 1;

- при наличии выполненных комплексных («под ключ») аналогичных договоров за 2014 год общей стоимостью менее 50 млн. рублей включая НДС, m = 0;

- при отсутствии выполненных комплексных («под ключ») аналогичных договоров за 2014 год, m = 0.

где k принимает следующие значения:

- при наличии хотя бы одного выполненного «прямого» договора за 2014 год с ОАО «Сетевая компания» стоимостью более 15 млн. руб. включая НДС, k = 1;

- при отсутствии хотя бы одного выполненного «прямого» договора за 2014 год с ОАО «Сетевая компания» стоимостью более 15 млн. включая НДС, k = 0,25.

На основании изложенного, потенциальные участники закупки, имеющие право вести деятельность в сфере выполнения работ по предмету закупки, и обладающие необходимыми согласно предмету закупки степенью квалификации персонала и уровнем материально-технических ресурсов, но не имеющие опыта выполнения работ непосредственно на объектах инфраструктуры ОАО «Сетевая компания» необоснованно ограничены в доступе к информации о Закупке по сравнению с организациями, имеющими опыт работы на объектах инфраструктуры ОАО «Сетевая компания».

Данный факт также указывает на создание заказчиком преимущественных условий участия в закупке организациям, имеющим опыт работы на объектах инфраструктуры ОАО «Сетевая компания».

Вместе  с тем, в ходе изучения представленных документов, Комиссией было установлено следующее.

Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

Пунктом 3.1.4.  положения о закупке заказчика установлено, что Заказчик вправе отказаться от заключения договора с Победителем, не неся при этом никакой

ответственности перед Победителем и Участниками, за исключением закупочных процедур, проводимых в форме конкурса и аукциона.

Следовательно, Заказчик вправе принять решение о выборе поставщиков (исполнителей, подрядчиков) либо о фактическом отказе от подписания договора исключительно руководствуясь своими личными, субъективными предпочтениями, не учитывая фактические условия исполнения договора, в том числе цену, качество предлагаемых к поставке товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, содержащиеся в предложениях участников вышеуказанных закупок. Это противоречит основному принципу законодательства о закупках. А именно целевому и экономически эффективному расходованию денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Кроме этого, вышеуказанные действия со стороны заказчиков по отказу от заключения договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по результатам проводимых закупок, без конкретно обозначенных причин, являются кабальными для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как они могут привести к убыткам со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что, в свою очередь, приводит к необоснованному ограничению числа потенциальных участников закупок.

Таким образом, установив в Положении о закупках, возможность необоснованного отказа от заключения договора с участником закупки, предложившим лучшие условия исполнения гражданско-правовой сделки, заказчик допустил нарушение  требований части 2 статьи 2 Закона о закупках, пунктов 1,3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия,

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу АО «Электрощит» на действия заказчика – ОАО «Сетевая компания» при проведении открытого запроса предложений е на предмет «2016/1-1 Выполнение работ на объектах распределительных сетей» (извещение № 31503124921), обоснованной.
  2. Признать заказчика - ОАО «Сетевая компания» нарушившим требования пунктов 1,3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», части 2 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4  Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать заказчику - ОАО «Сетевая компания» предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о защите конкуренции.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны