Акт плановой выездной проверки №ИП-06/17561 Акт проверки отношении Палаты имущественных и земельных отно... от 25 ноября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИП-06/17561 от 25.11.2019
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 18.10.2019 № 02/409-пр была проведена плановая выездная проверка в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (422770, Республика Татарстан, Пестречинский район с. Пестрецы, ул. Советская, д. 34, ИНН 1633605439).
Срок проведения проверки: с 05.11.2019 года по 25.11.2019 года включительно.
Акт составлен членом инспекции, [должностное лицо] <…>.
С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:
__________________________________________________________________
(Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)
Проверка проводилась инспекцией в составе:
Руководитель инспекции: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены инспекции: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
Предметом настоящей проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.
Адрес проверяемой организации: 422770, Республика Татарстан, Пестречинский район с. Пестрецы, ул. Советская, д. 34.
Место проведения проверки: 422770, Республика Татарстан, Пестречинский район с. Пестрецы, ул. Советская, д. 34.
Инспекцией, проводившей проверку, были изучены документы и информация, предоставленные в соответствии с приказом Татарстанского УФАС России от 18.10.2019 № 02/409-пр.
ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО
Палата является постоянно действующим органом местного самоуправления муниципального района и осуществляет свои полномочия по управлению муниципальным имуществом, в том числе находящимся в муниципальной собственности акциями, долями (вкладами) в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также земельными участками, находящимися в ведении или собственности муниципального района в пределах, установленных действующим законодательством и нормативными правовыми актами муниципального района и действует на основании Положения, утвержденного решением Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан № 3 от 17 января 2008 года.
Решением Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 21.11.2014 г. № 207 председателем Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ назначен <…>.
Информация о количестве входящей, исходящей корреспонденции, распоряжений Палаты за период проверки представлена в следующей таблице.
Вид документа |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
на 05.11.2019 г. |
Приказы |
80 |
56 |
35 |
46 |
Входящая корреспонденция |
3509 |
3399 |
4589 |
3726 |
Исходящая корреспонденция |
3379 |
3000 |
3513 |
2919 |
Распоряжения |
175 |
142 |
230 |
243 |
В ходе проведения контрольных мероприятий, Инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.
1. Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан было опубликовано извещение на сайте www.torgi.gov.ru (№150819/0946629/01) о проведении аукциона на право заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:33:021126:291, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Пестречинский муниципальный район, Богородское сельское поселение, д Куюки, ул. 2 ая Северная, д. 35 (лот № 6).
Организатор торгов – Палата имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.
Время приема заявок с 10.00 до 12.00 часа с «16» августа 2019 г. по «10» сентября 2019 г. по адресу: РТ, Пестречинский муниципальный район, с. Пестрецы, ул. Советская, д.34., 2 этаж, каб. 3.
Дата и время проведения торгов: в 9.00 час 16.09. 2019 г.
Согласно извещению, размещенному в составе аукционной документации 16 августа 2019 г., площадь земельного участка с кадастровым номером 16:33:021126:291 составляет 1201 кв. м.
Впоследствии, 10 сентября 2019 г., на сайте www.torgi.gov.ru в составе аукционной документации размещено новое извещение, предусматривающее площадь спорного земельного участка 1330 кв. м.
Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирована статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ одним из условий надлежащего проведения торгов является наличие в извещении полной информации о предмете торгов.
В силу подп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, сведения о площади земельного участка являются обязательными для отражения в извещении о проведении аукциона.
Согласно п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ, извещение о проведении аукциона должно быть размещено не менее чем за 30 дней до даты проведения аукциона.
В рассматриваемом случае, извещение, содержащее достоверную информацию о площади земельного участка с кадастровым номером 16:33:021126:291 было размещено 10 сентября 2019 г.
Принимая во внимание, что извещение, размещенное в составе аукционной документации 16 августа 2019 г., не содержало существенное условие о предмете торгов, его опубликование нельзя считать тем юридически значимым фактом, с которого в соответствии с п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ надлежит отсчитывать 30-дневный срок до проведения аукциона.
Таким образом, 30-дневный срок, предусмотренный п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ, в рассматриваемом случае должен был исчисляться с 10 сентября 2019 г.
Вместе с тем, согласно протоколу № 1 от 16.09.2019 результатов открытого аукциона на право заключения договоров аренды на земельные участки по лоту № 6, в нарушение п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ аукцион был проведен 16 сентября 2019 г., то есть через 5 дней после опубликования надлежащего извещения о торгах.
Таким образом, Палата имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан нарушила срок опубликования извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:33:021126:291.
Подобные обстоятельства могут привести к ограничению, недопущению и устранению конкуренции, что не согласуется с принципами публичности и открытости, закрепленными в земельном законодательстве, а также с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.
Одним из основных условий предоставления муниципального имущества является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении муниципального имущества, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.
При этом привлечение максимального количества желающих получить земельный участок является выгодным условием для органов местного самоуправления.
Кроме того, целью реализации муниципального имущества с публичных торгов является получение максимальной суммы за реализуемое имущество, в связи с чем все процедуры по проведению торгов должны быть направлены на ее достижение.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга заинтересованных лиц.
Нарушение сроков размещения информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в действиях Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, выразившихся в нарушение сроков опубликования извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:33:021126:291, содержатся признаки нарушения п. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, что влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
2. 24 июля 2019 года Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан было опубликовано извещение № 160719/0946629/01 на сайте www.torgi.gov.ru о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Пестречинского муниципального района РТ. В данном аукционе участвовало 25 лотов.
В извещении № 160719/0946629/01 содержится следующая информация: время приема заявок с 10.00 до 12.00 часов с «24» июля 2019 г. по «19» августа 2019 г. по адресу: РТ, Пестречинский муниципальный район, с. Пестрецы, ул. Советская, д. 34, 2 этаж, каб. 3.
Дата и время проведения торгов: в 9.00 час. 26.08.2019 г. Адрес проведения аукциона: 422770, РТ, Пестречинский муниципальный район, с. Пестрецы, ул. Советская, д. 34, 2 этаж, каб.1.
18 сентября 2019 года Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан было опубликовано извещение № 170919/0946629/01 на сайте www.torgi.gov.ru о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Пестречинского муниципального района РТ. В данном аукционе участвовало 7 лотов.
В извещении № 170919/0946629/01 содержится следующая информация: время приема заявок в рабочие дни с 10.00 до 12.00 часа «18» сентября 2019 г. по «14» октября 2019 г. по адресу: РТ, Пестречинский муниципальный район, с. Пестрецы, ул. Советская, д. 34, 2 этаж, каб. 3.
Дата и время проведения торгов: в 9:00 час. 21.10.2019 г. Адрес проведения аукциона: 422770, РТ, Пестречинский муниципальный район, с. Пестрецы, ул. Советская, д. 34, 2 этаж, каб.1.
В соответствии с частью 4 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Исходя из того, что в рассматриваемом случая, дата проведения аукциона соответственно определена как 26.08.2019 г. и 21.10.2019 г. срок окончания приема документов прекращается за 5 дней до указанной даты, а именно не раннее соответственно 21.08.2019 г. и 16.10.2019 г. Именно этот срок для приема документов не может быть сокращен, поскольку сокращение срока может привести к нарушению прав потенциальных участников торгов.
Фактически устанавливая срок приема заявок соответственно до 19.08.2019 г. (дата проведения аукциона 26.08.2019 г.) и 14.10.2019 (дата проведения аукциона 21.10.2019 г.) организатор аукциона - Палата имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, сократила срок приема документов. В связи с нарушением порядка размещения информации о проведении аукциона, заявители лишены возможности своевременно подать заявку для участия в аукционе в установленный законом срок.
Установленные нарушения аукционной документации со стороны Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, стали дополнительным ограничением для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.
В соответствии с частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса,
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Таким образом, Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, нарушена часть 10 статьи 7.32.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в части нарушения установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (извещения № 160719/0946629/01, № 170919/0946629/01).
3. На основании Постановления Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан № 1608 от 10.12.2018 г. между Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и гр. <…> действующего по доверенности от 08.02.2017 г. от имени <…>, 18.10.2018 г. был заключен договор аренды земельного участка № 12 с кадастровым номером 16:33:150409:13, общей площадью 43 588 кв.м., местонахождение: Республика Татарстан, Пестречинский муниципальный район, Татарско-Ходяшевское поселение, целевое назначение – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства. Размер арендной платы по договору составляет 303 (триста три) рубля 37 копеек в год.
В соответствии с договором, срок аренды установлен с 18.10.2018 по 17.10.2067 год.
В соответствии с постановлением Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан № 1608 от 10.12.2018 г. рассматриваемый земельный участок был предоставлен <…> на правах аренды для сельскохозяйственного производства, руководствуясь статьей 39.18 ЗК РФ с учетом отсутствия заявок на опубликованное извещение в районной газете «Вперед» («Алга») № 39 от 1 июня 2018 года, а так же информационно-телекоммуникационной сети интернет на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru от 1 июня 2018 года № 300518/0946629/01.
Инспекция отмечает, как следует из представленных документов, земельный участок был предоставлен без проведения торгов.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Особенности предоставления земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации установлены Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения указанный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения участниками отношений, регулируемых указанных Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В связи с чем юридические лица являются участниками правоотношений, связанные с владением, пользованием земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
Случаи предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены статьей ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Инспекция отмечает, предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц при сроке аренды до пяти лет, в рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 16:33:150409:13 был предоставлен сроком аренды на 49 лет.
Таким образом, предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:33:150409:13 на срок более пяти лет противоречит требованиям п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
На основании вышеизложенного, органами местного самоуправления нарушен порядок заключения договора аренды № 12 от 18.10.2018 г.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, действия Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан при предоставлении <…> земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:33:150409:13 в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В ходе плановой документарной и выездной проверки, проведенной в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан выявлены следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства:
1) в действиях Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, выразившихся в нарушение сроков опубликования извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:33:021126:291, содержатся признаки нарушения п. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, что влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ;
2) Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, нарушена часть 10 статьи 7.32.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в части нарушения установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (извещения № 160719/0946629/01, № 170919/0946629/01);
3) действия Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан при предоставлении <…> земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:33:150409:13 в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».
Запись в журнале учета проверок юридического лица внесена.
________________________________________________________________________
(подпись проверяющего) (подпись уполномоченного представителя проверяемого)
Руководитель инспекции: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены инспекции: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
Акт составлен в 2-х экземплярах на 9 листах.
С актом проверки ознакомлен, 2-ой экземпляр акта на 9 листах получен:
___________________/__________________________________
(подпись, уполномоченного представителя юридического лица, должность, Ф.И.О.)