Решение №05-55/2013 Решение и предписания по делу № 05-55/2013 в отношении ООО «... от 8 января 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена: 6 декабря 2013г.

В полном объеме решение изготовлено: 31 декабря 2013г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе <...>,

рассмотрев дело №05-55/2013 по признакам нарушения ООО «Татнефть – АЗС Центр» (ИНН 1644040195; адрес: 423450, РТ, г.Альметьевск, ул.Р.Фахретдина, д.37) и ООО «Посейдон» (ИНН 1644025493; адрес местонахождения: РТ, г.Альметьевск, ул.Автомобилистов, д.13; юридический адрес: 121357, г.Москва, ул.Варейская, д.29А, строение 1) пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое приводит (может привести) к отказу от заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сниженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, при участии:

-представителя ООО «Татнефть – АЗС Центр» <...>,

- представителя ООО «Посейдон» <...>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление), через Федеральную антимонопольную службу поступило обращение гражданина по вопросу установления на АГЗС ООО «Татнефть – АЗС Центр» заниженных цен на сжиженный углеводородный газ, а также на действия ОАО «Татнефть» им.Шашина, выразившиеся в установлении оптовых цен на сжиженный углеводородный газ для заправки автомобилей для ООО «Татнефть – АЗС Центр» ниже, чем для других хозяйствующих субъектов.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения вышеуказанного обращения Управлением были направлены соответствующие запросы в адрес ОАО «Татнефть», ООО «Татнефть – АЗС Центр» и другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива. По результатам рассмотрения и анализа представленных документов и материалов, Управлением установлено следующее.

ОАО «Татнефть» осуществляет деятельность по производству и оптовой реализации сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива (в том числе в соответствии ГОСТ Р52087-2003) (далее – СУГ, сжиженный углеводородный газ) на территории Республики Татарстан. В 2012 году Обществом было произведено 101 154,474 тонн СУГ.

ОАО «Татнефть» реализует СУГ путем заключения прямых договоров. В 2012 году ОАО «Татнефть» на основании договора №13-4Г/1127-3 от 27.10.2007г. и договора №13-4Г/330-11 от 30.03.2012г. осуществляло оптовую реализацию СУГ только двум хозяйствующим субъектам: ООО «Татнефть – АЗС Центр» и ООО «Фин-Инвест».

В январе, в феврале и в марте 2012 года единственным приобретателем СУГ, производимого ОАО «Татнефть», являлось ООО «Татнефть – АЗС Центр», в последующие месяцы 2012 года - ООО «Фин-Инвест». В соответствии с информацией, представленной ОАО «Татнефть», с 01 апреля 2012 года по 31 декабря 2012 года ООО «Фин-Инвест» являлось единственным покупателем СУГ. Так, согласно договору поставки №13 -4Г/330-11 от 30.03.2012г. в период с апреля по декабрь 2012 года ООО «Фин-Инвест» приобрело СУГ у ОАО «Татнефть» в объеме <...> тонн.

Объемы и цены реализации СУГ ОАО «Татнефть» в 2012 году представлены в таблице №1.

<...>

ООО «Фин-Инвест», весь объем приобретенного СУГ, реализовывает ООО «Татнефть - АЗС Центр» (договор поставки №4/2012-196/04 газ от 30 марта 2012г.) и является его единственным поставщиком.

ООО «Татнефть – АЗС Центр» осуществляет деятельность по розничной и оптовой (мелкооптовой) реализации СУГ.

Согласно сведениям, представленным ООО «Татнефть – АЗС Центр», оптовую реализацию СУГ в 2012 году ООО «Татнефть-АЗС Центр» осуществляло обществу ООО «Посейдон» (договор №2012-37/04 ГАЗ от 27.12.2011г.), которое являлось его единственным покупателем. Оптовую реализацию СУГ ООО «Татнефть-АЗС Центр» осуществляет по ценам в среднем на 5,5% выше закупочной цены.

По результатам рассмотрения и анализа документов, представленных другими хозяйствующими субъектами, которые занимаются розничной реализацией СУГ через АГЗС, Управлением установлено, что ООО «Посейдон» является поставщиком СУГ для других хозяйствующих субъектов, в том числе эксплуатирующих АГЗС и осуществляющих деятельность по розничной реализации СУГ. Покупателями ООО «Посейдон» являются следующие хозяйствующие субъекты: ООО «АвтоТехГаз» (ИНН 1650137318), ООО «Кандагар+» (ИНН 1639027880) , ООО «Автогазресурс» (ИНН 0265025280), ООО «Альгазком» (ИНН 1644023672), ООО «Ялкын» (ИНН 1206004265) и др.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что в отношении СУГ, производимого ОАО «Татнефть», сложилась схема реализации СУГ, при которой газопродукты прежде чем дойти до покупателя, проходят через несколько посредников (перепродавцов), что в конечном итоге, безусловно, влияет на цену товара, и может привести к негативным последствиям, как для конечных потребителей (в том числе населения), так и для хозяйствующих субъектов, занимающихся розничной реализацией.

Объемы и цены оптовой реализации СУГ ОАО «Татнефть», ООО «Фин-Инвест», ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ООО «Посейдон» представлены в таблице №2.

<...>

На основании представленных данных можно видеть повышение оптовых цен на СУГ путем добавления наценки каждым хозяйствующим субъектом, что в конечном итоге приводит (может привести) к установлению высоких розничных цен на СУГ на АГЗС хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию СУГ.

Таким образом, действия ОАО «Татнефть», ООО «Татнефть – АЗС Центр», ООО «Фин-Инвест» и ООО «Посейдон» имеют признаки наличия соглашения между данными хозяйствующими субъектами, которое приводит (может привести) к установлению (повышению) цен на СУГ, путем перепродажи данного товара между указанными субъектами.

Вышеуказанные действия ОАО «Татнефть» (ИНН 1644003838; адрес: 423450, РТ, г.Альметьевск, ул.Ленина, д.75), ООО «Татнефть – АЗС Центр» (ИНН 1644040195; адрес: 423450, РТ, г.Альметьевск, ул.Р.Фахретдина, д.37), ООО «Фин-Инвест» (ИНН 1644047257; адрес: РТ, г.Альметьевск, ул.Автомобилистов, д.13) и ООО «Посейдон» (ИНН 1644025493; адрес: РТ, г.Альметьевск, ул.Автомобилистов, д.13) имеют признаки нарушения и явились основанием для возбуждения дела по части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое приводит (может привести) к установлению, поддержанию оптовых цен на сжиженный углеводородный газ, используемый в качестве моторного топлива.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и устных выступлениях лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с документами, имеющимися в материалах дела, Комиссией установлено, что между ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ООО «Посейдон» заключены договор поставки №2012-37/04 ГАЗ от 27.12.2011г. и договор поставки №2012-64/04ГАЗ от 01.02.2013г., в соответствии с которыми ООО «Татнефть-АЗС Центр» в 2012 и 2013 годах поставляет обществу ООО «Посейдон» сжиженный углеводородный газ.

Комиссией установлено, что ОАО «Татнефть» и ООО «Фин-Инвест» входят в консолидированную группу налогоплательщиков (договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков от 26.03.2012г. №0002/10/235). С апреля 2012 года весь объем СУГ, производимого ОАО «Татнефть», ОАО «Татнефть» реализует обществу ООО «Фин-Инвест» по прямым договорам и по ценам, определяемым по правилам трансфертного ценообразования. ООО «Фин-Инвест» определенную часть объема СУГ поставляет ООО «Татнефть-АЗС Центр» для его реализации последним на розничном рынке через АГЗС (договор №4/2012-196/04 от 30.03.2012г.). Оставшуюся часть СУГ ООО «Фин-Инвест» реализует через комиссионера - ООО «Татнефть-АЗС Центр», который от своего имени осуществляет реализацию СУГ другим хозяйствующим субъектам (договор комиссии №5/2012-259/04 ком от 01.07.2012г.). При этом выбор (поиск) покупателей СУГ ООО «Татнефть-АЗС Центр» осуществляет самостоятельно.

В ходе рассмотрения дела №05-55/2013 Комиссией Татарстанского УФАС России был проведен анализ объемов и цен реализации СУГ, производимого ОАО «Татнефть» в 2012году следующими хозяйствующими субъектами: ОАО «Татнефть», ООО «Фин-Инвест», ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ООО «Посейдон». Данные об объемах оптовой реализации СУГ представлены в приложении №1 «Сведения об объемах оптовой реализации сжиженного углеводородного газа, производимого ОАО «Татнефть».

В 2012 году объем произведенного ОАО «Татнефть» сжиженного углеводородного газа составил <...> тонн. Весь объем произведенной продукции был реализован ООО «Татнефть-АЗС Центр» (<...> тонн) и ООО «Фин-Инвест» (<...> тонн).

ООО «Татнефть-АЗС Центр» в 2012 году реализовало сжиженный углеводородный газ в объеме <...>, из них в розницу (через АГЗС) <...> тонн, оптом (мелкооптом), в том числе, как комиссионер – <...> тонн.

Объем сжиженного углеводородного газа, реализованного ООО «Татнефть-АЗС Центр» в 2012 году обществу ООО «Посейдон», составил <...> тонн (<...>%).

В 2013 году (январь – июль) ООО «Татнефть-АЗС Центр» было реализовано оптом (мелкооптом) <...> тонн сжиженного углеводородного газа, из них <...>тонн (<...> %) обществу ООО «Посейдон», остальной объем (<...>%) реализован следующим обществам: ООО «Бетис» (<...> тонн); ООО «Газэнергоресурс» (<...> тонн); ООО «Магнит» (<...>тонн); ООО «М-Нефть» (<...> тонн); ООО «Оптан-УФА» (<...> тонн); ООО «Оптан-Чебоксары» (<...> тонн); ООО «Процессинг-Сервис» (<...> тонн); ООО «Татнефть-АЗС Запад» (<...> тонн); ООО «Ульяновскцентргаз» (<...> тонн) (письменные пояснения ООО «Татнефть-АЗС Центр» вх.№8653 от 27.09.2013).

Таким образом, в 2012, 2013 годах ООО «Татнефть-АЗС Центр» основной объем СУГ реализовывало ООО «Посейдон».

Сложившаяся в 2012, 2013 годах система организации продаж СУГ (производства ОАО «Татнефть») представлена на рисунке №3.

<...>

В результате такой схемы реализации конечные потребители (которые потребляют СУГ для заправки автомобилей), приобретают СУГ по ценам, включающим надбавки (оптовое, розничные, комиссионное вознаграждение и т.п.) к первоначальной цене реализации как минимум четырех хозяйствующих субъектов – ООО «Фин-Инвест», ООО «Татнефть-АЗС Центр», ООО «Посейдон» и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию СУГ.

Учитывая, что выбор покупателей СУГ ООО «Татнефть-АЗС Центр» осуществляет самостоятельно, а также тот факт, что весь объем СУГ ООО «Татнефть-АЗС Центр» реализовывало обществу ООО «Посейдон», Комиссией Татарстанского УФАС России было принято решение о прекращении участия ОАО «Татнефть» ИНН 1644003838; адрес: 423450, РТ, г. Альметьевск, ул. Ленина, д.75) и ООО «Фин-Инвест» (ИНН 1644047257; адрес: РТ, г. Альметьевск, ул. Автомобилистов, д.13) в рассмотрении дела №05-55/2013, в связи с отсутствием в их действиях состава нарушения антимонопольного законодательства, о чем вынесено соответствующее определение от 03.09.2013г. (исх.№РБ-05/11685 от 18.09.2013).

Вместе с тем, учитывая, что ООО «Татнефть-АЗС Центр» осуществляет реализацию всего объема СУГ (основного объема СУГ) в 2012, 2013 годах ООО «Посейдон», иные хозяйствующие субъекты не имеют возможности приобрести СУГ у ООО «Татнефть-АЗС Центр» по той же цене, что и ООО «Посейдон», которая меньше чем, у ООО «Посейдон» на величину его оптовой надбавки. Данные действия в конечном итоге могут привести к ущемлению интересов конечных потребителей, приобретающих СУГ по завышенным ценам у хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию СУГ через АГЗС.

Таким образом, Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе рассмотрения дела №05-55/2013 в действиях ООО «Татнефть – АЗС Центр» и ООО «Посейдон» выявлены иные признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое приводит (может привести) к отказу от заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сниженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива. Данная квалификация нарушения антимонопольного законодательства указана в определении об отложении дела №05-55/2013 от 03.09.2013г. (исх.№РБ-05/11686 от 18.09.2013).

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 2 и 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Поэтому, при рассмотрении Комиссией настоящего дела по признакам нарушения ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ООО «Посейдон» пункта 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции не требуется определение всех параметров рынка.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Сжиженный углеводородный газ - смесь сжиженных под давлением лёгких углеводородов, предназначенных для применения в качестве топлива для, и производимых в основном из попутного нефтяного газа. Основными компонентами снеженного углеводородного газа являются: пропанпропиленизобутан,изобутиленн-бутан и бутилен.

В зависимости от состава компонентов и их содержания различают несколько марок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для использования как топлива в автотранспортных средствах, а также предназначенных для коммунально-бутовых целей.

В настоящее время в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р52087-2003) предусмотрены следующие марки сжиженных углеводородных газов:

- Пропан-бутан технический (СПБТ) код ОКП 02 7236 0102 - смесь пропан-бутана, техническая, летняя, содержащая не более 60% бутана, остальное - пропан и другие углеводороды;

- Пропан технический (ПТ) код ОКП 02 7236 0101- смесь пропан-бутана, техническая, зимняя, содержащую не менее 75% пропана, остальное - бутан и другие углеводороды;

- Бутан технический код ОКП 02 7236 0103 - смесь пропан-бутана, техническая, содержащая не менее 60% бутана, остальное - пропан и другие углеводороды;

- Пропан автомобильный код ОКП 02 7239 0501 - смесь пропан-бутана, зимняя, содержащая не менее (85±10)% пропана, остальное - бутан и другие углеводороды;

- Пропан-бутан автомобильный код ОКП 02 7239 0502 - смесь пропан-бутана, летняя, содержащая не менее (50±10)% пропана, остальное - бутан и другие углеводороды.

Сжиженный углеводородный газ транспортируют и хранят в металлических баллонах и резервуарах высокого давления в соответствии с требованиями государственного стандарта ГОСТ 1510-84. Транспортировка осуществляется железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. По воздействию на организм человека относится к малоопасным веществам 4-го класса опасности.

Топливом для автотранспортных средств могут быть сжиженные углеводородные газы, получаемые путем переработки нефти (пропан, пропан-бутан и их смеси), а также природный газ - метан.

При этом зависимости от вида используемого газа: метан или пропан, пропан-бутан должны использоваться отдельные специализированные оборудования, устанавливаемые на автомобили. Указанные виды газов (метан и пропан, пропан-бутан) не могут быть заменены в процессе эксплуатации транспортного средства без изменения технических характеристик транспортного средства.

Исходя из изложенного, проанализировав условия договоров поставки сжиженного углеводородного газа, с учетом особенностей функционального назначения его использования, качественных и технических характеристик, а также предпочтением потребителей сжиженный углеводородный газ – пропан, пропан-бутан, используемый в качестве моторного топлива образует самостоятельную товарную группу топлива (товара), не имеющую заменителей. Таким образом, с учетом вышеизложенного продуктовыми границами товарного рынка по настоящему делу признаются - сжиженный углеводородный газ, используемый в качестве моторного топлива (пропан, пропан-бутан и их смеси) (ГОСТ Р52087-2003) (далее – СУГ, сжиженный углеводородный газ).

В соответствии с Порядком при определении географических границ рынка реализации сжиженного углеводородного газа, учитывается фактические районы местоположения приобретателей, продавцов, осуществляющих продажи товара, а также экономическая, техническая или иная возможность приобрести товар потребителем на определенной территории и отсутствие такой возможности за ее пределами.

В ходе рассмотрения дела Татарстанским УФАС России был исследован состояние рынка реализации сжиженного углеводородного газа, а также был проведен опрос хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

По результатам исследования и результатов опросов, Комиссией установлено следующее.

Рынок реализации сжиженного углеводородного газа построен на разветвлённой цепочке посреднических отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющих оптовую (мелкооптовую) и розничную реализацию СУГ. Один и тот же объем сжиженного углеводородного газа, прежде чем дойти до АГЗС (до конечного потребителя), может пройти через несколько посредников, осуществляющих куплю-продажу СУГ.

Наглядная схема реализации сжиженного углеводородного газа (движения товара от производителя до конечного потребителя) может быть представлена следующим образом (рисунок №4).

<...>

Так, например, ООО «Трансавтогаз» (ИНН 1657092465) приобретает СУГ у ОАО «СИБУР ХОЛДИНГ» (ИНН 7727547261), ООО «АвтоТехГаз» (ИНН 1650137318), а в последующем, реализует приобретенный СУГ мелкооптовыми партиями иным хозяйствующим субъектам, в том числе ООО «ЭГО-СЕРВИС» (ИНН 1650080252) (договор №05-01-ТАГ19 от 01.05.2012г.), ОАО «ХК «Татнефтепродукт» (ИНН 1653016921), ООО «Управление» (ИНН 1612005455) (договор поставки 09/14-ТАГ39 от 14.09.2012г.), ООО «ПКФ «Фортуна» (ИНН 1604005540) (договор №03/20-ТАГ4 от 20.03.2012г.) и др.

Аналогичная схема осуществления деятельности наблюдается и у других мелкооптовых поставщиков:

- ООО «АвтоТехГаз» (ИНН 1650137318) приобретает СУГ у ООО «Посейдон» (договор №102 СУГ от 29.12.2011г.) и реализует обществу ООО «Камэнергопродукт» (ИНН 1639021574) (договор №04/04 от 04.04.2011г.), обществу ООО «Трансавтогаз» и др.;

- ООО «Рубин» (ИНН 16230110129) приобретает СУГ у ООО «Гарантия» (ИНН 1623011718) и реализует обществу ООО «АвтоГаз» (ИНН 1639018317) (договор №19-СГ от 11.01.2009г.), и др.;

- ООО «Гарантия» (ИНН 1623011718) приобретает СУГ у ООО «Посейдон», ООО «Газпром сжиженный газ» (ИНН 1660033036), ИП <...> и у ООО «Петролеум-Трейдинг» и реализует обществу ООО «АвтоГаз» (ИНН 1639018317) (договор №12-07/02 от 30.03.2012г.), обществу ООО «Рубин» (ИНН 16230110129), обществу ООО «ПКФ «Фортуна» (ИНН 1604005540), ИП <...>, обществу ОАО «ХК «Татнефтепродукт» (ИНН 1653016921) и др.;

- ИП <...> приобретает СУГ у ОАО «СИБУР ХОЛДИНГ» (ИНН 7727547261), ООО «Газпром сжиженный газ» (ИНН 1660033036), ООО «Рубин» (ИНН 16230110129) и у ООО «Гарантия» (ИНН 1623011718) и реализует обществу ООО «АвтоГаз» (ИНН 1639018317), обществу ООО «Гарантия» (ИНН 1623011718), ООО «ГазСистем» (г.Наб.Челны, Московский проспект, д.138, кв.63), ООО «Рубин» (ИНН 16230110129) и др.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что на территории Республики Татарстан, имеется три крупных поставщика СУГ, осуществляющих оптовую (мелкооптовую) поставку СУГ от производителей: ОАО «СИБУР ХОЛДИНГ» (ИНН 7727547261; 190000, г.Санкт-Петербург, ул.Галерная, д.5, литер А), ООО «Газпром сжиженный газ» (ИНН 1660033036; 420138, г.Казань, ул.Дубравная, д.53А, а/я 58) и ООО «Татнефть-АЗС Центр».

ОАО «СИБУР ХОЛДИНГ» осуществляет поставку сжиженного углеводородного газа на территорию Республики Татарстан, произведенного ООО «Тобольск-Нефтехим», ОАО «Уралсоргсинтез» и ООО «Няганьгазпереработка», которые входят в группу компании ОАО «СИБУР ХОЛДИНГ». Поставка сжиженного углеводородного газа осуществляется железнодорожным транспортом или самовывозом, силами покупателя с пунктов отгрузки (налива) СУГ, расположенных по адресам: г.Тобольск, ул.Промзона (ООО «Тобольск-Нефтехим»); Пермский край, р-н Чайковский, с/п Ольховское (ОАО «Уралоргситез»); Тюменская обл., г.Нягань, 29км. Автодороги Нягань-Талинка, стр.39 (ООО «Нягангазпереработка).

Схема поставки ОАО «СИБУР ХОЛДИНГ» сжиженного углеводородного газа выглядит следующим образом: производители (ООО «Тобольск-Нефтехим», ОАО «Уралсоргсинтез» и ООО «Няганьгазпереработка») -> ОАО «СИБУР ХОЛДИНГ» (грузоотправитель) -> хозяйствующие субъекты (оптовые и розничные продавцы).

Основным поставщиком СУГ для ООО «Газпром сжиженный газ» является ОАО «Газпром газэнергосеть», которое реализует сжиженный углеводородный газ производства заводов ООО «Газпром добыча Астрахань», ООО «Газпром добыча Оренбург», ООО «Газпром переработка» Сургутский ЗСК, ООО «Газпром переработка» Сосногорский ГПЗ, ООО «Газпром добыча Уренгой», и других производителей. Поставка СУГа для ООО «Газпром сжиженный газ» осуществляется железнодорожным транспортом до пунктов отгрузки (налива) СУГ ООО «Газпром сжиженный газ», расположенных по следующим адресам: г.Буинск (Буинская кустовая база сжиженного газа, (БКБСГ), Республика Татарстан, г.Буинск ул.Гагарина, д.44), г.Казань (Казанская кустовая база сжиженного газа, (ККБСГ), Республики Татарстан, г.Казань, ул.Северо-Западная, д.10) и г.Нижнекамск (Нижнекамская кустовая база сжиженного газа, (НКБСГ), Республика Татарстан, г.Нижнекамск, Соболевский тракт, 2-ая эстакада). В дальнейшем с данных пунктов отгрузки ООО «Газпром сжиженный газ» осуществляет поставку СУГ покупателям.

Схема поставки ООО «Газпром сжиженный газ» сжиженного углеводородного газа выглядит следующим образом: производители (ООО «Газпром добыча Астрахань», ООО «Газпром добыча Оренбург», ООО «Газпром переработка» Сургутский ЗСК и т.д.) -> ОАО «Газпром газэнергосеть» -> ООО «Газпром сжиженный газ» (грузотправитель) -> хозяйствующие субъекты (оптовые и розничные продавцы).

Поставщиком СУГ для ООО «Татнефть-АЗС Центр» является ООО «Фин-Инвест», который реализует сжиженный углеводородный газ производства Управления «Татнефтегазпереработка» ОАО «Татнефть». Отгрузка сжиженного углеводородного газа осуществляется с пункта отгрузки (налива), расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, п.Н.Мактама (АГЗС №274Г)), который принадлежит ОАО «Татнефть», и арендуется ООО «Татнефть-АЗС Центр» на основании договора аренды пункта отгрузки СУГ №13-5А/1231-9 от 31.12.2009г. Сжиженный углеводородный газ в пункт отгрузки поступает непосредственно с объектов газопереработки Управления «Татнефтегазпереработка» ОАО «Татнефть» после их производства.

Схематическое изображение местонахождения поставщиков (пунктов отгрузки СУГ) и потребителей (АГЗС), представлены в Приложении №2 (информация о месторасположении потребителей получена в ходе опросов).

Таким образом, на территории Республики Татарстан потребители СУГ (оптовые покупатели-розничные продавцы) приобретают данные товар производства следующих хозяйствующих субъектов: ОАО «Татнефть», ООО «Газпром сжиженный газ» и ОАО «СИБУРГ ХОЛДИНГ». При этом покупка СУГ осуществляется преимущественно на территории Республики Татарстан (с пунктов отгрузки (налива), расположенных на территории Республики Татарстан). Исключение составляет только ОАО «СИБУРГ ХОЛДИНГ», который осуществляет поставку СУГ на территорию Республики Татарстан самовывозом с пунктов отгрузки (налива) расположенных в г.Тобольск, Пермский край (р-н Чайковский), Тюменская обл. (г.Нягань).

Оптовые покупатели СУГ (розничные продавцы) приобретают СУГ преимущественно на территории Республики Татарстан и у них отсутствует экономическая целесообразность приобретать СУГ за пределами Республики Татарстан.

Исходя из вышеизложенного, географическими границами рассматриваемого товарного рынка является Республики Татарстан.

Более того, из представленной схемы (см. приложение №2) следует, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в восточной и юго-восточной части Республики Татарстан, наиболее удобным является приобретать СУГ, производимый ОАО «Татнефть», так как пункт отгрузки данного СУГ находится в центре юго-восточной части Республики Татарстан.

Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие АГЗС и осуществляющие деятельность по розничной и оптовой (мелкооптовой) реализации СУГ представили письменные пояснения (письмо ООО «Альгазтранс» от 20.02.2013г. исх.№50; письмо ООО «Альфа-Сервис» от 21.02.2013г. исх.№167; письмо ООО «Газсервис» от 01.03.2013г. вх.№1691; письмо ООО «АВТОТЕХГАЗ» от 15.02.2013г. исх.№01-15/02-2013; письмо ООО «Автогазресурс» от 09.10.2013г. исх.№50; письмо ИП <...> от 07.10.2013г. исх.№4; письмо ИП <...> от 08.10.2013г. исх. б/н (вх.№9129) и т.д.), в которых данные хозяйствующие субъекты указывают на нецелесообразность смены поставщика СУГ (в т.ч. ООО «Посейдон»), в связи с удобным географическим расположением пунктов отгрузки (налива) СУГ, доступностью доставки до АГЗС, наличием выгодной логистики по автовывозу и др.

Так как, транспортные расходы на доставку (перевозку) приобретенного СУГ, всегда учитываются в стоимости реализуемого СУГ через АГЗС, расстояние между продавцом и покупателем СУГ является одним из решающих факторов при выборе покупателем поставщика.

Хозяйствующим субъектам экономически выгодно и целесообразно приобрести СУГ у того поставщика, у которого пункт отгрузки СУГ находится на наименьшем расстоянии от покупателя, так как в случае даже более низкой цены на СУГ у других поставщиков, у покупателей возрастают расходы на транспортировку, следовательно, себестоимость приобретаемой продукции.

Принимая во внимание, что СУГ, производимый различными хозяйствующими субъектами, имеют одинаковые технические характеристики, потребителям (оптовым покупателям) СУГ, расположенным в восточной и юго-восточной части Республики Татарстан экономически выгодно приобретать СУГ, производимого ОАО «Татнефть» в пункте отгрузки (налива) на АГЗС №274Г (Республика Татарстан, Альметьевский район, п.Н.Мактама), расположенного в юго-восточной части Республики Татарстан, чем в других пунктах отгрузки (налива), расположенных значительно дальше от местонахождения АГЗС данных хозяйствующих субъектов (оптовых покупатели).

Кроме оптовой реализации сжиженного углеводородного газа ООО «Татнефть-АЗС Центр» осуществляет розничную реализацию СУГ. Розничную реализацию сжиженного углеводородного газа ООО «Татнефть – АЗС Центр» осуществляет через сеть автогазозаправочных станций:

- Альметьевксий филиал (МАЗС №103 г. Альметьевск; МАЗС №1 – Альметьевский р-н, п.Кульшарипово; МАЗС №124 - г. Альметьевск; МАЗС №203 – Альметьевский р-н, п.Сулеево; МАЗС №204 – Сармановский р-н, п.Джалиль; АГЗС №274 – Альметьевский р-н, п.Н.Мактама; МАЗС №305 - Альметьевский р-н, с.Кичуй; МАЗС №21 – Сармановский р-н, п.Сарманов; МАЗС №106 – Муслюмовский р-н, п.Муслумову); МАЗС №346 – г. Альметьвеск; МАЗС №416 – г.Чистополь; МАЗС №19 – г.Альметьевск; МАЗС №81 – г.Заинск; МАЗС №270 – с.Кузайкино);

- Бавлинский филиал (АГЗС №275 – г.Лениногорск; МАЗС №13 – Лениногорский р-н, тр.Лениногорск-Шугурово; МАЗС №5 – 1261 км трассы М5; МАЗС №394 – 1265 км трассы М5; АГЗС №9 – Бугульминский р-н, тр.Бугульма-Лениногорск; МАЗС №379- г.Бугульма; МАЗС №112 – Азнакаевский р-н, п.Актюба; МАЗС №111 – г.Азнакаево; МАЗС №12 – г.Азнакаево; МАЗС №108 – г.Бавлы);

- Челнинский филиал (МАЗС №2 – Тукавеский р.н, с.Сидоровка; МАЗС №4 – г.Наб.Челны; МАЗС №5 – г.Наб.Челны; МАЗС №11 – г.Наб.Челны; МАЗС №19 – г.Наб.Челны; МАЗС №425 – г.Наб.Челны; МАЗС №50 – г.Менделеевск, тр.Н.Челны-Ижевск; МАЗС №61 – г.Нижнекамск; МАЗС №40 – г.Елабуга, Набережночелнинское шоссе; МАЗС №41 – г.Елабужский р-н, Окружное шоссе; МАЗС №317 – г.Мензелинск; МАЗС №60 – г.Нижнекамск, район БСИ);

- Казанский филиал (МАЗС №8 16 км а/д Казань-Н.Челны, 830 км, М7);

- Чувашский филиал (АГЗС №1 - г. Чебоксары, ул. Университетская, 49; АГЗС №2 - г. Чебоксары, Автозаправочный проезд, 26Б; МАЗС №1 – г.Чебоксары, Вурнарское шоссе, 14; МАЗС №2 – г.Чебоксары, Эгерский бульвар, 38; МАЗС №5 – г.Чебоксары, п.Альгешево, Канашское шоссе, 9; МАЗС №377 – г.Новочебоксарск, ул.Советская; МАЗС №10 – п.Хыркасы, дорожный проезд, М7; МАЗС №66 – г.Канаш, Ульяновское шоссе; МАЗС №71 – с.Батырево, Ульяновское шоссе; МАЗС №78 – г.Цивильск, д.Три Избы; МАЗС №390 – Моргаушский р-н, д.Москасы);

- Ульяновский филиал (МАЗС №209 – с.Кротовка, 215 км а/д Саранск-Сурское-Ульяновск; МАЗС №219 – г.Дмитровград, пр.Автостроителей, 118; МАЗС №385 – г.Дмитровград, ул.Свирская; МАЗС №386 – с.Урено-Карлинское, ул.Холмогорская Слобода).

Оптовую реализацию СУГ ОАО «Татнефть-АЗС Центр» осуществляет на основании заключенных договоров между ООО «Посейдон» и ООО «Татнефть-АЗС Центр». В 2012 и 2013 годах ООО «Татнефть-АЗС Центр» основной объем СУГа (<...>% и <...>% соответственно) реализовывало обществу ООО «Посейдон».

ООО «Посейдон» осуществляет деятельность по оптовой (мелкооптовой) реализации СУГ хозяйствующим субъектам, эксплуатирующим АГЗС и осуществляющим деятельность по розничной и мелкооптовой реализации СУГ. Деятельность, связанную с розничной реализацией нефтепродуктов, в том числе сжиженного углеводородного газа, ООО «Посейдон» не осуществляет.

Комиссией в ходе рассмотрения дела была проанализирована представленная ООО «Посейдон» информация о реализации газопродуктов за период с 01.01.2012г. по 31.12.2012г. Так, Комиссией установлено, что в 2012 году контрагентами ООО «Посейдон» являлось более 48 хозяйствующих субъектов, приобретающих СУГ у ООО «Посейдон», с которыми ООО «Посейдон» заключены прямые договора на поставку сжиженного углеводородного газа. Данные хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность не только на территории Республики Татарстан, а также на территории других субъектов Российской Федерации, в том числе: Республики Башкортостан, Республики Чувашия, Республики Марий-Эл, Оренбургской области, Ульяновской области, Самарской области.

ООО «Посейдон» не имеет каких-либо хранилищ СУГ, цистерн, автотранспортных средств, предназначенных для доставки СУГ. Сжиженный углеводородный газ, реализуемый ООО «Посейдон», отгружается покупателям в пункте отгрузки, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, п.Н.Мактама (АГЗС №274Г)), который экплуатируется обществом «Татнефть-АЗС Центр». Отгрузка СУГ производится сотрудниками ООО «Татнефть-АЗС Центр», грузоотправителем СУГ также является ООО «Татнефть – АЗС Центр».

Так между ООО «Посейдон» и ИП <...> заключен договор поставки №83 СУГ от 27.12.2011г. В п.2.3 договора указано, что поставка товара осуществляется самовывозом с автогазозаправочной станции Альметьевского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр». Также согласно товарно-транспортным накладным об отгрузке сжиженного газа (пропан-бутан) (№74, №656, №384, №561, №9, №494, №79, №154, №364, №779, №51, №466, №652, №846, №504, №547, №664, №883, №921, №266, №718, №747, №245, №329, №481, №415, №657) грузоотправителем указано ООО «Татнефть-АЗС Центр», грузополучателем ИП <...>.

В товарно-транспортных накладных об отгрузке сжиженного газа (пропан-бутан) №192, №174, представленных ООО «Альгазтранс», продавцом указан ООО «Посейдон», грузоотправителем ООО «Татнефть-АЗС Центр», грузополучателем ООО «Альгазтранс»

Аналогичная схема отгрузки СУГ наблюдается и у других контрагентов ООО «Посейдон», о чем свидетельствуют соответствующие пояснения организации. Так, ООО «Газовик» (ИНН 1207007318) указывает, что в товарно-транспортных накладных на каждой партии СУГ указаны данные о том, что продавцом товара является ООО «Посейдон», грузоотправителем ООО «Татнефть-АЗС Центр», пунктом отгрузки - Альметьевская ГНС, Альметьевский филиал ООО «Татнефть-АЗС Центр». Аналогичные пояснения представлены и другими обществами.

Таким образом, хозяйствующие субъекты, в том числе ИП <...>, ООО «Газовик», ООО «Альгазтранс», которые являются контрагентами ООО «Посейдон», при сложившейся схеме сбыта сжиженного углеводородного газа фактически получают сжиженный углеводородный газ у ООО «Татнефть-АЗС Центр» через посредника – ООО «Посейдон».

Таким образом, ООО «Посейдон» фактически является единственным доступным поставщиком СУГ, произведённого ОАО «Татнефть», так как возможность приобретения данного товара, непосредственно у поставщика (ООО «Татнефть-АЗС Центр») отсутствует.

Исходя из изложенного, хозяйствующие субъекты (конечные потребители) приобретают сжиженный углеводородный газ (произведённый ОАО «Татнефть») по следующей схеме: ОАО «Татнефть» (производитель) -> ООО «Фин-Инвест» (посредник №1) -> ООО «Татнефть – АЗС Центр» (грузоотправитель) ->ООО «Посейдон» (посредник №2) -> хозяйствующий субъект (АГЗС)->потребители.

Комиссия считает необходимым отметить, что во всей сложившейся цепочке оптовой (мелкооптовой) продажи СУГ от её начала (ОАО «Татнефть») и до конца (хозяйствующий субъект) (см. схему и рис.№3) фактическая отгрузка товара осуществляется с одного и того же места - пункта отгрузка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, п.Н.Мактама (АГЗС №274Г)). Все посредники, которые находятся в цепочке перепродаж СУГ, выполняют лишь одну единственную функцию - заключают договора на поставку СУГ, что, безусловно, приводит к повышению цены СУГ для хозяйствующих субъектов, а впоследствии и для конечных потребителей.

Согласно пояснениям ООО «Посейдон» (письмо от 28.05.2013г. вх.4597) в период с 2008 года по 2011 год единственным поставщиком СУГа для общества являлось ООО «Татнефть – АЗС Центр».

Таким образом, схема реализации ООО «Татнефть-АЗС Центр» сжиженного углеводородного газа через ООО «Посейдон» начала формироваться с 2008 года, по результатам реализации которой ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ООО «Посейдон» осуществили раздел рынка оптовой (мелкоптовой) реализации сжиженного углеводородного газа.

Наличие в действиях ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ООО «Посейдон» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое приводит (может привести) к отказу от заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сниженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного подтверждаются следующими обстоятельствами.

Управлением в рамках рассмотрения настоящего дела, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21.11.2013г. №01/566-пр и от 21.11.2013г. №01/567-пр проведены внеплановые выездные проверки ООО «Татнефть-АЗС Центр» (ИНН 1644040195; адрес: 423450, РТ, г.Альметьевск, ул.Р.Фахретдина, д.37) и ООО «Посейдон» (ИНН 1644025493; адрес: 423450, РТ, г.Альметьевск, ул.Автомобилистов, д.13).

В ходе проведения проверки сотрудниками ООО «Татнефть-АЗС Центр» были представлены копии входящей и исходящей корреспонденции, которые были заверены <...> [должностным лицом] .

В том числе были представлены копии следующих документов: письма ООО «Татнефть-АЗС Центр» от 02.08.2013г. исх.№12750/11-01, от 10.07.2013 исх.№11086/11-01, от 02.01.2013г. исх.№774/11-01, от 14.03.2013г. исх.№4039/11-01, от 24.01.2013г. исх.№981/11-01; письмо ИП <...> от 12.01.2012г. исх.№3; письмо ООО «Островгазсервис» от 09.02.2012г. исх.№8; письмо ООО «ОптимаСтеит» от 14.10.2013г. исх.№302; Письмо ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» от 01.10.2012г. исх.№4411; письмо ООО «Татнефть-АЗС Центр» от 05.10.2012г. исх.№15822/11-01.

На основании данных документов инспекцией Татарстанского УФАС России установлено, что ООО «Татнефть-АЗС Центр» направляло в адрес ООО «Посейдон» письма с просьбами о заключении договоров поставки с определенными хозяйствующими субъектами.

Инспекцией также установлено, что ООО «Татнефть-АЗС Центр» сообщило ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» о невозможности заключения прямого договора на поставку сжиженного газа и сообщило о возможности заключения вышеуказанного договора с ООО «Посейдон» (письмо ООО «Татнефть-АЗС Центр» от 05.10.2012г. исх.№15822/11-01).

Таким образом, в результате реализации ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ООО «Посейдон» схемы продаж сжиженного углеводородного газа, производимого ОАО «Татнефть», практически весь объем СУГ ООО «Татнефть-АЗС Центр» реализует обществу ООО «Посейдон», при этом другим хозяйствующим субъектам ООО «Татнефть-АЗС Центр» в основном отказывает в заключении прямого договора поставки сжиженного углеводородного газа.

При таких обстоятельствах хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию СУГ через АГЗС, не имеют возможности приобретать СУГ напрямую у производителя или у ООО «Татнефть – АЗС Центр». Такая возможность ограничена ООО «Татнефть – АЗС Центр» и ООО «Посейдон» самостоятельно, путем установления условия приобретения потребителями СУГ только после заключения договора поставки СУГ с ООО «Посейдон». Иной возможности приобретения СУГ указанными хозяйствующими субъектами отсутствует.

В ходе заседания Комиссии представители ООО «Татнефть-АЗС Центр» пояснили, что выбор ООО «Посейдон» в качестве основного контрагента по реализации СУГ, обусловлено соответствием ООО «Посейдон» условиям, предъявляемым ООО «Татнефть-АЗС Центр» при заключении договора поставки СУГ, а именно:

1) полная (100%) предоплата;

2) необходимость представления оригиналов документов.

ООО «Татнефть-АЗС Центр» представил письменные пояснения (исх.№19870/11-01 от 02.12.2013г.), согласно которым общество поясняет, что при заключении договора на поставку СУГ, контрагенту необходимо представить оригиналы следующих документов:

-подлинник выписки ЕГРЮЛ давностью не более 1-го месяца, либо нотариально заверенную ее копию;

-документ, подтверждающий полномочия руководителя, заверенная печатью юридического лица;

-копию надлежаще оформленной доверенности на лицо, уполномоченное на подписание договора, первичных документов исполнения договора, заверенную печатью, подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия;

-копию банковской карточки с оттиском печати и образцами подписей лиц, имеющих право распоряжения счетами и денежными средствами контрагента, заверенную банком;

-карточку основных сведений о партнере, ФИО руководителя, главного бухгалтера, контактные телефоны, банковские реквизиты, используемые в договоре для расчетов, за живой печатью и подписью этих лиц и т.д.

ООО «Татнефть-АЗС Центр» поясняет, что у компаний, обратившихся в адрес ООО «Татнефть-АЗС Центр» для заключения поставки СУГ, необходимый пакет документов отсутствовал. В связи с чем, обществом были направлены письма в ООО «Посейдон» с просьбой заключения договоров поставки СУГ с данными компаниями, у которого требование о предоставлении документов, требуемых ООО «Татнефть-АЗС Центр» не существует.

Однако данные доводы ООО «Татнефть-АЗС Центр» не подтверждаются материалами дела.

Согласно информации, представленной хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию СУГ через АГЗС, (письма от 17.10.2013г. вх.№9327, от 11.10.2013г. исх.№47) ООО «Татнефть - АЗС Центр» напрямую договоры на поставку СУГ не заключает, ООО «Татнефть - АЗС Центр» в устной форме рекомендует в качестве поставщика СУГ - ООО «Посейдон».

Согласно письменным пояснениям ООО «Посейдон» (вх.№8946 от 07.10.2013г.) для заключения договора на поставку СУГ хозяйствующие субъекты должны предоставить копии заверенных учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ, а также копии доверенностей.

Кроме того, в материалах настоящего дела имеются договоры на поставку СУГ, заключенные между хозяйствующими субъектами (покупатели) и ООО «Посейдон» (продавец), согласно которым расчеты производятся в порядке полной (100%) предоплаты (договор между ООО «Посейдон» и ООО «Альгазтранс» №155 СУГ/107 от 27.12.2012г.; договор между ООО «Посейдон» и ООО «Альгазком» № 100СУГ от 29.12.2011г.; договор между ООО «Посейдон» и ООО «АвтоТехГаз» №102 СУГ от 29.12.2011г.; договор между ООО «Посейдон» и ООО «Кандагар+» №136 СУГ от 12.04.2012г.; договор между ООО «Посейдон» и ООО «Трансавтогазсервис» №154 СУГ от 27.12.2012г. и т.д.).

Также представители ООО «Татнефть-АЗС Центр» пояснили, что общество может в любой момент заключить аналогичный договор, заключенный между ООО «Посейдон» и ООО «Татнефть-АЗС Центр» на реализацию СУГ с любым хозяйствующим субъектом на аналогичных условиях, при соблюдении последним предъявляемых условий. При этом, в случае реализации СУГ ООО «Татнефть-АЗС Центр» самостоятельно (без ООО «Посейдон»), ООО «Татнефть-АЗС Центр» будет нести дополнительные расходы, связанные с расширением штата и содержанием дополнительных сотрудников, выполняющих функции по поиску и привлечению покупателей СУГ, в связи, с чем цена на СУГ для других хозяйствующих субъектов будет выше, независимо от наличия в «цепочке продаж» ООО «Посейдон».

Однако данные доводы представителей ООО «Татнефть-АЗС Центр» являются несостоятельными в силу следующего.

При реализации СУГ, производства ОАО «Татнефть» передвижение товара не происходит, происходить лишь формальная смена одного продавца другим, путем неоднократной купли-продажи одного и того же товара между посредниками, с последующей продажей его конечному покупателю.

Кроме того, Комиссией установлено, что ООО «Посейдон» не несет значительных затрат при осуществлении хозяйственной деятельности, кроме как затрат на покупку СУГ у ООО «Татнефть-АЗС Центр».

Комиссией установлено, что ООО «Посейдон» являясь посредником по продаже СУГ в 2011 – 2013 годах, имеет в штате всего 3 (трех) сотрудников: генеральный директор с возложенными обязанностями главного бухгалтера; бухгалтера; менеджера по продажам. Затраты ООО «Посейдон» на оплату труда в 2011 составили 371 400 рублей, в 2012 году – 763900, за 10 мес. 2013 года – 722 000 рублей (письменные пояснения ООО «Посейдон» (вх.№10364 от 18.11.2013г.; исх.№16 от 14.11.2013г.)).

При этом, как любая коммерческая организация ООО «Посейдон» в цене реализуемого товара (СУГ) закладывает понесенные обществом затраты и определенную норму прибыли. В связи с этим, при любых равных условиях в результате реализации схемы сбыта сжиженного углеводородного газа, производимого ОАО «Татнефть», через ООО «Посейдон», цена товара будет всегда выше, чем при реализации товара без посредника.

Исходя из изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что такая схема реализации СУГ выгодна как ООО «Татнефть-АЗС Центр» так и для ООО «Посейдон».

Во-первых, ООО «Посейдон» будет всегда гарантированно получать доход от реализации СУГ, так как спрос на данный товар существует, иные продавцы СУГ вблизи пункта отгрузки СУГ (АГЗС №274Г) отсутствуют. Потребителям (хозяйствующим субъектам, владеющим АГЗС), которые осуществляют свою деятельность в восточном и юго-восточном частях Республики Татарстан экономически выгодно и целесообразно, приобрести СУГ у ООО «Посейдон», пункт отгрузки СУГ которого находится на наименьшем расстоянии от покупателей.

Во-вторых, ООО «Татнефть –АЗС Центр», совмещая деятельность на розничном и оптовом рынках, будет иметь конкурентное преимущество перед другими розничными продавцами, так как в результате оптовой перепродажи СУГ (ООО «Татнефть-АЗС Центр» --> ООО «Посейдон» --> хозяйствующие субъекты), цена приобретения СУГ у других хозяйствующих субъектов через ООО «Посейдон» будет выше. Следовательно ООО «Татнефть-АЗС Центр» будет иметь приток покупателей при установлении низких цен на СУГ и (или) увеличение рентабельности при установлении розничных цен на СУГ на одном уровне с другими хозяйствующими субъектами.

Антимонопольным органом был проведен анализ цен покупки и цен реализации СУГ хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию СУГ на розничном рынке: ООО «ХК «Татнефтепродукт», ООО «Автодорстрой» и ООО «Татнефть-АЗС Центр».

Результаты анализа представлены в диаграммах №5 и №6.

<...>

<...>

Как видно из диаграммы №5 цена закупки СУГ у ООО «ХК «Татнефтепродукт» и ООО «Автодорстрой» значительно выше, чем цена закупки у ООО «Татнефть-АЗС Центр».

Согласно пояснениям, полученным Управлением от Обществ, затраты на приобретение СУГ составляют наибольшую часть в розничной цене на СУГ, реализуемый через АГЗС (от <...>% до <...>%). Соответственно и розничная цена СУГ на АГЗС ООО «Татнефть-АЗС Центр» значительно ниже, чем у ООО «ХК «Татнефтепродукт» и ООО «Автодорстрой», что видно из диаграммы №6.

Исходя из изложенного, на рынке реализации сжиженного углеводородного газа сложилась следующая ситуация:

- основной объем оптовой поставки сжиженного углеводородного газа, производимого ОАО «Татнефть», ООО «Татнефть-АЗС Центр» осуществляет обществу ООО «Посейдон»;

- хозяйствующие субъекты приобретают СУГ по более высоким ценам (чем у ООО «Татнефть-АЗС Центр») у ООО «Посейдон», при этом все отгрузки СУГ осуществляются с базы ОАО «Татнефть», грузоотправителем является ООО «Татнефть-АЗС Центр»;

- у хозяйствующих субъектов отсутствует возможность заключения прямых договоров с производителем (ОАО «Татнефть») или поставщиком (ООО «Татнефть-АЗС Центр») СУГ ими данная возможность ограничена.

- ООО «Татнефть-АЗС Центр» на рынке розничной реализации СУГ имеет конкурентное преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими также розничную реализацию СУГ через АГЗС;

- потребители (в том числе население) в цене за СУГ оплачивают, расходы и прибыль всех посредников, участвующих в схеме продаж СУГ (ОАО «Татнефть» -> ООО «Фин-Инвест» -> ООО «Татнефть-АЗС Центр» -> ООО «Посейдон» -> хозяйствующие субъекты -> потребители).

Таким образом, у Комиссии Татарстанского УФАС России имеется достаточные основания полагать, что между ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ООО «Посейдон» достигнуто устное соглашение о схеме реализации сжиженного углеводородного газа, которое приводит (может привести) к отказу от заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сниженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива.

На заседании Комиссии по делу № 05-55/2013 представители ответчиков отрицали факт заключения и реализации антиконкурентного соглашения на товарном рынке сжиженного углеводородного газа.

Представители ответчиков пояснили, что между ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ООО «Посейдон» не может быть антиконкурентного соглашения, так как ООО «Посейдон» не осуществляет деятельность по реализации СУГ в розницу и тем самым не может является конкурентом «Татнефть-АЗС Центра». Кроме того, масштабы деятельности ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ООО «Посейдон» несоразмерны, в связи с этим данные организации не могут быть конкурентами.

Однако Комиссия Татарстанского УФАС России считает, что данные доводы представителей ответчиков не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

ООО «Татнефть-АЗС Центр» осуществляет деятельность по розничной реализации СУГ через АГЗС, а также ведет деятельность, по оптовой реализации СУГ, что подтверждается материалами дела. ООО «Посейдон» осуществляет оптовую реализацию СУГ. То есть, хозяйствующие субъекты действуют на одном товарном рынке, на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сжиженного углеводородного газа.

С учетом изложенного, Комиссия по делу № 05-55/2013 приходит к следующим выводам.

В период с 2012 по 2013 года между ООО «Татнефть –АЗС Центр» и ООО «Посейдон» заключено и реализуется ограничивающее конкуренцию соглашение (договоренность в устной форме).

Предметом соглашения является оптовая реализация ООО «Татнефть-АЗС Центр» сжиженного углеводородного газа, производимого ОАО «Татнефть» через ООО «Посейдон», которое приводит к отказу или ограничению возможности заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сниженного углеводородного газа, в географических границах восточной и юго-восточной части Республики Татарстан.

Участие в вышеуказанном соглашении квалифицируется как нарушение пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», указано, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Данный пункт постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применим и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении. Иное применение указанных разъяснений будет являться неверным толкованием норм материального права, что подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа № Ф09-6977/11 от 02.11.2011 по делу № А71-992/2011 оставленному в силе определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-15592/11 от 13.02.2012.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Правонарушение установлено антимонопольным органом на основании совокупности прямых и косвенных доказательств.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьей 39, частью 1-3 статьей 41 и частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Татнефть – АЗС Центр» (ИНН 1644040195; адрес: 423450, РТ, г.Альметьевск, ул.Р.Фахретдина, д.37) и общество с ограниченной ответственностью «Посейдон» (ИНН 1644025493; адрес местонахождения: РТ, г.Альметьевск, ул.Автомобилистов, д.13; юридический адрес: 121357, г.Москва, ул.Варейская, д.29А, строение 1) нарушившим пункт 5 часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое приводит (может привести) к отказу от заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сниженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива.

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Татнефть – АЗС Центр» (ИНН 1644040195; адрес: 423450, РТ, г.Альметьевск, ул.Р.Фахретдина, д.37) и обществу с ограниченной ответственностью «Посейдон» (ИНН 1644025493; адрес: РТ, г.Альметьевск, ул.Автомобилистов, д.13) предписание об осуществлении действий, направленных на прекращения нарушения пункта 5 часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

3.Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: за неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Предписание 1

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе <...>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения по делу №05-55/2013 о нарушении ООО «Татнефть – АЗС Центр» (ИНН 1644040195; адрес: 423450, РТ, г.Альметьевск, ул.Р.Фахретдина, д.37) и ООО «Посейдон» (ИНН 1644025493; адрес: РТ, г.Альметьевск, ул.Автомобилистов, д.13) пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое приводит (может привести) к отказу от заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сниженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Татнефть – АЗС Центр» (ИНН 1644040195; адрес: 423450, РТ, г.Альметьевск, ул.Р.Фахретдина, д.37) в течение 30 дней со дня получения настоящего Предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое приводит (может привести) к отказу от заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сниженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, и совершить, действия направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

-обеспечить свободную реализацию сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива любым хозяйствующим субъектам, обратившимся в адрес ООО «Татнефть-АЗС Центр» с предложением о заключении договора;

-обеспечить информирование о возможности заключения прямых договоров поставки сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива с ООО «Татнефть-АЗС Центр», с указанием конкретных условий, предъявляемых хозяйствующим субъектам при заключении договора поставки, с учетом разумности и обоснованности данных условий;

-сообщить всем покупателям о решении Комиссии Татарстанского УФАС России по делу №05-55/2013 и настоящем предписании.

2. О выполнении ООО «Татнефть – АЗС Центр» (ИНН 1644040195; адрес: 423450, РТ, г.Альметьевск, ул.Р.Фахретдина, д.37) требований настоящего Предписания сообщить не позднее пятнадцати дней со дня его выполнения.

 Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Предписание 2

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе <...>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения по делу №05-55/2013 о нарушении ООО «Татнефть – АЗС Центр» (ИНН 1644040195; адрес: 423450, РТ, г.Альметьевск, ул.Р.Фахретдина, д.37) и ООО «Посейдон» (ИНН 1644025493; адрес: РТ, г.Альметьевск, ул.Автомобилистов, д.13) пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое приводит (может привести) к отказу от заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сниженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Посейдон» (ИНН 1644025493; адрес: РТ, г.Альметьевск, ул.Автомобилистов, д.13) в течение 30 дней со дня получения настоящего Предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое приводит (может привести) к отказу от заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой (мелкооптовой) реализации сниженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, и совершить, действия направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

-обеспечить информирование покупателей сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, о возможности заключения договора поставки данного товара напрямую с ООО «Татнефть-АЗС Центр»;

-сообщить всем покупателям о решении Комиссии Татарстанского УФАС России по делу №05-55/2013 и настоящем предписании.

2. О выполнении ООО «Посейдон» (ИНН 1644025493; адрес: РТ, г.Альметьевск, ул.Автомобилистов, д.13) требований настоящего Предписания сообщить не позднее пятнадцати дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны