Решение №06-319/2013 Решение по делу № 06-319/2013 в отношении Главы сельского по... от 25 февраля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ДМ-06/2517

Решение по делу № 06-319/2013 в отношении Главы сельского поселения Новошешминского МР РТ

Резолютивная часть объявлена «11» февраля 2014г.

Полный текст решения изготовлен «21» февраля 2014г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

с участием:

от ответчика – должностное лицо <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан – <…>,

рассмотрев дело №06-319/2013 в отношении главы <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части создания необоснованных препятствий в осуществлении деятельности хозяйствующего субъекта, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Татарстанское УФАС России через Прокуратуру Новошешминского района Республики Татарстан поступило обращение СПК «КАРАТ» на действия органов местного самоуправления <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ в части необоснованного препятствования в осуществлении сбора молочной продукции на территории Азеевского сельского поселения.

Заявитель указал в своем обращении, что СПК «КАРАТ» обратилось в адрес органов местного самоуправления <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ с просьбой разрешить сбор молочной продукции на территории <…> сельского поселения.

В ответ на свое обращение СПК «КАРАТ» получило отказ. В дальнейшем главой <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ совершались действия, направленные на препятствование деятельности СПК «КАРАТ» по осуществлению сбора молочной продукции на территории <…> сельского поселения, в частности должностное лицо <…> сельского поселения неоднократно публично выступал с заявлениями против сотрудничества местных производителей молочной продукции с СПК «КАРАТ».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В частности, пунктом 2 части 1 вышеуказанной статьи запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 05.12.2013 г. №01/581-к было возбуждено дело №06-319/2013 по признакам нарушения главой <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан пункта 2 части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании необоснованных препятствий в осуществлении деятельности хозяйствующего субъекта, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела №06-319/2013 главой <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан были представлены письменные пояснения по существу рассматриваемого дела, в соответствии с которыми должностное  лицо <…> сельского поселения, как представитель органа местного самоуправления, защищая интересы населения, пригласил председателя СПК «Карат» на совещание в целях обсуждения вопросов по заготовке и реализации молока, но он не согласился и не явился. Данные действия главы были вызваны тем, что СПК «Карат» собирал молоко с личных подсобных хозяйств <…> сельского поселения, не имея на то заключенных договоров, без декларации о соответствии.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующему.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

СПК «КАРАТ» обратился в адрес органов местного самоуправления <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ с просьбой разрешить сбор молочной продукции на территории <…> сельского поселения.

В ответ на свое обращение СПК «КАРАТ» получил отказ. В дальнейшем главой <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ совершались действия, направленные на препятствование деятельности СПК «КАРАТ» по осуществлению сбора молочной продукции на территории <…> сельского поселения, в частности должностное лицо <…> сельского поселения неоднократно публично выступал с заявлениями против сотрудничества местных производителей молочной продукции с СПК «КАРАТ».

В силу положений статьей 14, 15, 16 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относятся в том числе, создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Полномочия главы <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ определены Уставом <…> сельского поселения от 20.03.2013 года.

Так, в соответствии со статьей 43 Устава <…> сельского поселения, должностное лицо Поселения:

1) представляет Поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Поселения; от имени Поселения заключает договоры и соглашения с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, организациями и гражданами;

2) организует работу Совета Поселения, созывает заседания Совета Поселения и председательствует на них;

3) руководит деятельностью Исполнительного комитета Поселения на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнением Исполнительным комитетом Поселения входящих в его компетенцию полномочий;

4) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, правовые акты, принятые Советом Поселения, а также протоколы заседаний Совета Поселения

5) принимает меры по обеспечению гласности и учета общественного мнения в работе Совета Поселения и Исполнительного комитета Поселения; регулярно информирует население о деятельности Совета Поселения и Исполнительного комитета Поселения;

6) организует прием граждан органами местного самоуправления Поселения, осуществляет не реже одного раза в неделю личный прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;

7) распоряжается средствами Поселения, в том числе средствами на содержание и обеспечение деятельности Совета Поселения, в соответствии с утвержденным бюджетом Поселения, открывает и закрывает бюджетные и иные счета Поселения в банковских учреждениях;

8) организует принятие правового акта Совета Поселения по реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан, в соответствии с законом и настоящим Уставом;

9) представляет на рассмотрение Совета Поселения проекты бюджета Поселения и отчеты о его исполнении;

10) представляет на рассмотрение Совета Поселения проекты планов и программ комплексного социально-экономического развития Поселения и отчеты об их исполнении;

11) вносит на утверждение Совета Поселения проект структуры Исполнительного комитета, утверждает штатное расписание Исполнительного комитета Поселения в соответствии с утвержденной структурой, установленной предельной численностью работников и фондом оплаты труда;

12) назначает на должность и освобождает от должности муниципальных служащих и иных работников Исполнительного комитета Поселения, осуществляет контроль за их деятельностью, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности;

13) осуществляет и (или) обеспечивает осуществление Исполнительным комитетом Поселения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Поселения федеральными законами и законами Республики Татарстан, несет персональную ответственность за их исполнение; на основании и во исполнение соответствующих законов издает правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением переданных государственных полномочий;

14) не реже одного раза в год или по требованию Совета Поселения представляет Совету Поселения отчеты о своей деятельности и деятельности Исполнительного комитета Поселения;

15) принимает меры по обеспечению и защите интересов Поселения в государственных и иных органах, от имени Поселения подает заявления в суд, выдает доверенности;

16) осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Республики Татарстан к ведению глав муниципальных образований, а также иные полномочия, отнесенные настоящим Уставом, решениями Совета Поселения к компетенции Главы Поселения.

Вместе с тем, полномочия на выдачу, отказ в выдаче разрешения на сбор молочной продукции не отнесены к полномочиям главы <…>сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ.

Необходимо отметить, что сбором молочной продукции на территории Новошешминского муниципального района занимаются 12 хозяйствующих субъектов.

На территории <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района производство молочной продукции осуществляют 67 физических лиц, сбором молочной продукции помимо имеющего намерение осуществлять данный вид деятельности СПК «КАРАТ», занимается 1 хозяйствующий субъект – ИП <…>.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В обеспечении надлежащей конкурентной среды на различных товарных рынках важная роль принадлежит органам местного самоуправления, за которыми закреплены различные функции относительно экономической и предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» одним из признаков ограничения конкуренции является, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Совершение действий, направленных на создание препятствий в осуществлении деятельности хозяйствующему субъекту соответственно, препятствует развитию конкуренции на данном товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В частности, пунктом 2 части 1 вышеуказанной статьи запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Должностное лицо <…> сельского поселения, также как и Татарстанское УФАС России, должен быть заинтересован в демонополизации области, регулирование которой ему доверено, поэтому у него не может быть самостоятельного интереса, который бы не соответствовал интересам государства.

На основании вышеизложенного, действия главы <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ являются нарушением пункта 2 части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании необоснованных препятствий в осуществлении деятельности СПК «КАРАТ», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Доводы главы <…> сельского поселения о том, что СПК «Карат» собирал молоко с личных подсобных хозяйств <…> сельского поселения, не имея на то заключенных договоров, без декларации о соответствии являются не состоятельными ввиду следующего.

Отношения между хозяйствующими субъектами регулируются гражданским законодательством, и основываются в первую очередь на равенстве участников гражданских правоотношений, при этом вмешательство со стороны представителей органов местного самоуправления в данные отношения допускаются исключительно в рамках определенных действующим законодательством.

Договорные отношения между СПК «Карат» и личными подсобными хозяйствами носят гражданско-правовой характер, регулирование данных отношений не относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Более того, как следует из пояснений главы <…> сельского поселения представленных на Комиссии, ИП <…>, осуществляет аналогичный вид деятельности, не заключая какие-либо договоры на сбор молочной продукции с личными подсобными хозяйствами.

 Также материалами дела 06-319/2013 подтверждается, что молоко и молочная продукция СПК «Карат» соответствует требованиям технического регламента, что подтверждается действующей Декларацией о соответствии №Д-RU.АЯ54.В.03502, зарегистрированной ЗАО «Республиканский сертификационный методический центр «Тест-Татарстан».

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать главу <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в создании необоснованных препятствий в осуществлении деятельности СПК «КАРАТ», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи главе <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства.

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течении трех месяцев со дня его принятия, в порядке предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Исх.№ ДМ-06/2518

 

Предписание по делу № 06-319/2013

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения от 21 февраля 2014 года по делу №06-319/2013 о нарушении главой <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в создании необоснованных препятствий в осуществлении деятельности СПК «КАРАТ», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Главе <…> сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ не позднее 15 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем совершения действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечения конкуренции, а именно:

- направить информационное письмо в адрес СПК «Карат» о том, что СПК «Карат» вправе осуществлять сбор молочной продукции на территории <…> сельского поселения, с предложением организовать совместное совещание, в том числе с участием производителей молочной продукции, по обсуждению наиболее проблемных вопросов.

 2. В течение 10 дней со дня исполнения настоящего предписания представить в Татарстанское УФАС России документы, подтверждающие доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания.

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны