Постановление №ВЧ-08/12031 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 28 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № ВЧ-08/12031 от 28.09.2022 г.

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан «…»- должностное лицо, рассмотрев протокол и материалы дела №016/04/14.3-1302/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО «МФК ЮПИТЕР 6» (ОГРН: 1117847472973, ИНН:7840460408, юридический адрес: 199397, г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 32, корп. 1, пом. 38Н, ком. 9), по факту нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствии ООО «МФК ЮПИТЕР 6» или его представителя по доверенности, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего административного дела,

УСТАНОВИЛ:

По результатам рассмотрения дела №016/05/18-639/2022 по факту распространения рекламного звонка на мобильный номер заявителя «…» с номера  «…», 14 января 2022 года в 21 часов 20 минут ,  с текстом: «Алло!; Здравствуйте! Меня зовут «…»и я звоню сообщить что по вашей заявке предварительно одобрен займ наличными до ста тысяч рублей в компании «Деньга», если вы не оставляли заявку или займ вам не нужен нажмите «8» и мы больше не будем рассматривать вашу заявку», вынесено решение от 17 мая 2022 года о нарушении части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение от «…» (вх.№ 489/ж от 18.01.2022) по факту распространения рекламного звонка на мобильный номер заявителя «…» с номера  «…», 14 января 2022 года в 21 часов 20 минут ,  с текстом: «Алло!; Здравствуйте! Меня зовут «…»и я звоню сообщить что по вашей заявке предварительно одобрен займ наличными до ста тысяч рублей в компании «Деньга», если вы не оставляли заявку или займ вам не нужен нажмите «8» и мы больше не будем рассматривать вашу заявку», что имеет признаки нарушения Закона «О рекламе».

Согласно представленным в адрес Управления сведениям, на личный номер заявителя, а именно на номер телефона «…», 14 января 2022 года в 21 часов 20 минут поступил звонок рекламного характера.

Объектом рекламирования является – услуги по предоставлению займа.

Звонки рекламного характера поступили с номера «…», что подтверждается записью телефонных разговоров.

Согласие на получение рекламы по сетям электросвязи заявитель не давал.

Номер телефона «…», принадлежит сотовому оператору ПАО «Вымпелком».

В целях установления владельца номера с которого был произведен звонок рекламного характера, Управлением в адрес ПАО «Вымпелком» был направлен запрос.

Исходя из ответа ПАО «Вымпелком», Управлением установлено, что номера телефона, указанные в обращении «…», принадлежит О ООО «МФК ЮПИТЕР 6» (ОГРН: 1117847472973, ИНН:7840460408, юридический адрес: 199397, г.Санкт-Петербург, ул.Кораблестроителей, д. 32, корп. 1, пом. 38Н, ком. 9).

Управлением был также направлен запрос в адрес ООО «МФК ЮПИТЕР 6» (вх.№ВЧ-08/2663 от 28.02.2022).

Исходя из ответа ООО «МФК ЮПИТЕР 6» следует, что разрешение (согласие) абонента дано контрагенту ООО «МФК ЮПИТЕР 6» ИП «…» (ОГРНИП:318547600022179, ИНН:540601183414, адрес регистрации: 630099, г. Новосибирск, ул. Орджоникидзе, д. 33, кв. 12).

ООО «МФК ЮПИТЕР 6» поясняет, что рекламные звонки абоненту не осуществлялись. Осуществлялся лишь дозвон 14.01.2022 года с целью уточнить актуальность заявки абонента. Сам договор с «…» заключен не был, так как им была оставлена соответствующая заявка на сайте https://gustacredit.ru/.

При этом указанную заявку ООО «МФК ЮПИТЕР 6» получило от ООО «ЗЕОЛЯЙН» (ОГРН:1087746607783, ИНН:77033665410, юридический адрес:125009, г. Москва, Переулок Газетный, д.8, строение 11, этаж1, пом3, ком 4А).

Исходя из письменных пояснений ООО «ЗЕОЛЯЙН» следует, что Общество является поставщиком заявок на кредиты для ООО «МФК ЮПИТЕР 6» и выступает в качестве посредника по передаче заявок через партнерскую сеть Mastertarget.

Заявка была получена ООО «ЗЕОЛЯЙН» от субпартнера (ИП «…»). Анкета заполнялась «…». с сайта https://gustacredit.ru/. Согласие на обработку и передачу третьим лицам дано с помощью проставления галочки при прочтении соответствующего согласия на сайте https://gustacredit.ru/.  

Анкета заполнялась со следующими персональными данными: 14.01.2022 г. «…», телефон: «…».

При этом Заявителем является «…».

С целью получения информации о наличии/отсутствии родственных отношений (связей) с «…» был направлен запрос заявителю - «…».

Исходя из ответа «…» следует, что родственных отношений (связей) с «…» у него отсутствуют, знакомых с таким сочетанием ФИО никогда не было.

Вместе с тем, ООО «ЗЕОЛЯЙН» произвело полное удаление всех имеющихся записей с момента получения информации от ООО «МФК ЮПИТЕР 6».

Согласно письменным пояснениям ИП «…» следует, что ИП «…» являясь оператором персональных данных, с помощью сервиса https://gustacredit.ru/ оказывает услуги по подбору  кредитных продуктов для посетителей сайта, а именно предлагает посетителям сайта список предложений кредитных учреждений и иных финансовых организаций, в которые посетитель сайта https://gustacredit.ru/ может обратиться с целью оформления заявки на кредитный продукт. Оказание услуг подразумевает предварительную регистрацию пользователей на сайте https://gustacredit.ru/ в соответствии с условиями публичной оферты.

ИП «…» отмечает, что успешная регистрация на сайте https://gustacredit.ru/ с целью получения услуги по подбору кредитных продуктов, невозможна без предоставления согласия с условиями публичной оферты, согласия на обработку персональных данных, которое выражается путем проставления отметки в соответствующем разделе. Информацию о зарегистрированном пользователе была передана в соответствии с предоставленным согласием на обработку персональных данных.

При этом, необходимо отметить, что заявка сама по себе не идентифицирует личность заявителя и не дает с точностью установить, что именно Заявитель оставлял заявку на сайте.

Кроме того, номер телефона с которого производился звонок рекламного характера принадлежит ООО «МФК ЮПИТЕР 6» и реклама, которая доводилась до Заявителя, рекламировала услуги и деятельность ООО «МФК ЮПИТЕР 6», поскольку право на знак обслуживания «Деньга», озвученная в ходе рекламного звонка, принадлежит ООО «МФК ЮПИТЕР 6», что подтверждается скриншотами, зафиксированными на официальном сайте https://denga.ru/. 

Исходя из вышеизложенного следует, что контроль за идентификацией и получением согласия возлагался на ООО «МФК ЮПИТЕР 6», таким образом рекламораспространителем является ООО «МФК ЮПИТЕР 6», поскольку совершало действия, направленные на осуществление телефонного звонка. ООО «МФК ЮПИТЕР 6» обязано было запросить у своего клиента, документы, идентифицирующие личность, а также согласие получение рекламы или звонка.

Рассмотрев имеющиеся у Комиссии материалы дела, с учётом доводов лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, которая доводилась до сведения Заявителя посредством телефонного звонка на мобильный телефон, является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:

- информация распространена в форме телефонного звонка по сети электросвязи, а именно посредством использования подвижной радиотелефонной связи.

Согласно пункту 35 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон «О связи») под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам;

- объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 Закона о рекламе).

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае выступают услуги предоставления займа.

- информация была адресована неопределённому кругу лиц-пользователей связи и является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования. Информация, представленная в телефонных разговорах заявителям, не обращена к конкретному потребителю, из текста бесед не следует, что они были адресованы каким-либо определённым лицам.

Сведения не носят персонализированного характера, представляют интерес для неопределенного круга лиц.

Доведенная до сведения заявителя информация не относится к категории той информации, на которую Закон «О рекламе» не распространяет своё действия в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона «О рекламе». В частности, она не является справочно-информационным и аналитическим материалом (обзором внутреннего и внешнего рынков, результатом научных исследований и испытаний), не имеющим в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (часть 1 статьи 18 Закона «О рекламе»).

Целями Закона «О рекламе» являются, в том числе реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона «О рекламе»).

Абонент согласно пункту 1 статьи 2 Закона «О связи» - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Таким образом, абонент выступает «пассивной» стороной отношений по передаче информации, он выступает получателем сообщений.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы. Законом о рекламе закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата (части 1 статьи 18 Закона «О рекламе»).

При этом законодатель закрепил обязанность рекламораспространителя немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (части 1 статьи 18 Закона «О рекламе»).

В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума ВАС РФ) согласие абонента может быть выражено в любой форме, однако такая форма согласия должна быть достаточной для идентификации такого согласия и подтверждения волеизъявления лица на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (см. абзац четвертый пункта 15 постановления Пленума ВАС РФ).

В постановлении Пленуме ВАС РФ указано, что согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Буквальное толкование указанных положений постановления Пленума ВАС РФ позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

При этом, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П), стабильности публичных правоотношений, а также в целях защиты прав и законных интересов абонента как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях, при получении такого согласия абоненту должна быть предоставлена возможность изначально отказаться от получения рекламных рассылок, а сама форма согласия должна быть прямой и недвусмысленно выражающей соответствующее согласие (абонент прямо выражает согласие на получение рекламы), а не опосредованной и обусловленной ознакомлением с правилами оказания (предоставления) услуг.

Документы, подтверждающие в рассматриваемом случае наличие согласия со стороны заявителя на получение спорной рекламы рекламораспространителем не представлены.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссия также пришла к выводу о наличии в действиях ООО «МФК ЮПИТЕР 6» признаков нарушения части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц (в том числе займы), является финансовой услугой независимо от регистрации таких субъектов в качестве финансовой организации и наличия у них соответствующей лицензии.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В силу пункта 16 статьи 5 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» полное наименование (полное фирменное наименование) микрофинансовой компании должно содержать словосочетание «микрофинансовая компания» и указание на ее организационно-правовую форму. Сокращенное наименование (сокращенное фирменное наименование) микрофинансовой компании должно содержать словосочетание «микрофинансовая компания» или слово, образованное сочетанием букв «мфк», и указание на ее организационно-правовую форму.

При осуществлении звонка сотрудником ООО «МФК ЮПИТЕР 6» не было озвучено наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.

Таким образом, вышеуказанные действия содержат признаки нарушений части 1 статьи 18, части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ,

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия ООО «МФК ЮПИТЕР 6», выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

«…»

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо ООО «МФК ЮПИТЕР 6» (ОГРН: 1117847472973, ИНН:7840460408, юридический адрес: 199397, г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 32, корп. 1, пом. 38Н, ком. 9) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ, при уплате административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

«…»

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемое федеральным органом государственной власти по делу №016/04/14.3–1302/2022. 

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу в Татарстанское УФАС России, ул. Московская д. 55, г. Казань, 420021, тел: (843) 238-30-41, а также направив на электронную почту to16-«…»@fas.gov.ru.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны