Решение №04-04/7750 Решение по результатам проведенной внеплановой документарной... от 29 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/7750 от 29.06.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

проведя внеплановую документарную проверку в соответствии с Приказом №01/156-пр от 17.06.2021 года, в отношении заказчика – ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" (ИНН 1653014843;  420061, Татарстан Респ, Казань г, УЛИЦА НИКОЛАЯ ЕРШОВА, ДОМ 28А) о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг при проведении закупки № 0311200027221000007 на предмет: Выполнение работ по строительству и реконструкции очистных сооружений и систем водоотведения в населенных пунктах Республики Татарстан,

УСТАНОВИЛА

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0311200027221000007 на предмет: Выполнение работ по строительству и реконструкции очистных сооружений и систем водоотведения в населенных пунктах Республики Татарстан размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов https://zakupki.gov.ru 24.02.2021 г.

Начальная (максимальная) цена контракта – 255 637 230,00 рублей.

Дата и время начала срока подачи заявок 24.02.2021 г. 16:23;

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 05.03.2021 г. 09:00;

Дата проведения аукциона в электронной форме 05.03.2021 г.

Указанная закупка проводится в рамках реализации национального проекта Жилье и городская среда.

1.В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Укрупнения лотов проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта.

Комиссия Татарстанского УФАС России, проанализировав техническое задание, установила, что участник закупки должен будет выполнить работы по строительству и реконструкции очистных сооружений и систем водоотведения в населенных пунктах Республики Татарстан:

 

Актанышский район

 

 

 

1

Реконструкция  очистных сооружений и системы водоотведения с.Актаныш

 

 

 

 

Алексеевский район

 

 

 

2

Строительство сетей водоотведения в пгт.Алексеевское

 

 

 

 

Высокогорский район

 

 

 

3

Строительство биологических очистных сооружений в поселке ж.д.станции Высокая Гора и систем водоотведения в с.Высокая Гора

 

 

 

 

4

Строительство сетей водоотведения и канализационно-насосных станций в с.Высокая Гора

 

 

 

 

Зеленодольский район

 

 

 

5

Строительство станции водоподготовки в пгт.Васильево

 

 

 

 

Сабинский район

 

 

 

6

Комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку на 25 жилых домов н.п.Богатые Сабы

 

 

 

 

 

 

Спасский район

 

 

 

7

Строительство канализационной насосной станции с сетями по ул.Советская г.Болгар

 

 

 

 

Черемшанский район

 

 

 

8

Комплексное обустройство площадки под компактную жилую застройку на 265 домов в микрорайоне "Южный" с.Черемшан

 

 

 

 

 

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что Заказчик объединил в один лот работы, которые должны быть оказаны, в различных, удаленных друг от друга районах Республики Татарстан, в частности Высокогорском, Черемшанском, Актанышском районах, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.

Закон о контрактной системе запрещает ограничения количества участников закупки при формировании предмета закупки, но не определяет процент или конкретное числовое значение, необходимое для признания незаконного ограничения количества участников.

Объединение в один лот выполнения работ по строительству и реконструкции очистных сооружений и систем водоотведения в населенных пунктах Республики Татарстан, расположенных в разных районах Республики, влечет за собой ограничение количества участников закупки.

Указанные действия заказчика нивелируют цели законодательства о контрактной системе - открытости и прозрачности, экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, равноправия участников размещения заказа и обеспечения их справедливой конкуренции.

Кроме того, формирование лота подобным образом исключает возможность участия в торгах организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в одном административном районе, а также ограничивает доступ к участию в аукционах субъектов малого и среднего предпринимательства.

Размещение государственного заказа укрупненными лотами нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества на аукционе за право заключения государственного контракта и выполнения работ по предмету контракта, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.

Указанное подтверждается судебной практикой, приведенной в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2016 по делу N А40-244495/15-149-2058, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.12.2016 N Ф05-18537/2016 по делу N А40-244495/2015, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2015 по делу N А56-86285/2014, а также практикой ФАС России, приведенной в Решении ФАС России от 14.11.2017 по делу N К-1573/17, Решении ФАС России от 02.12.2015 по делу N К-1660/15, Решении ФАС России от 16.11.2015 по делу N К-1542/15, Решение ФАС России от 29.09.2015 по делу N К-1215/15.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчик необоснованно укрупнил лот, что привело к ограничению конкуренции и нарушению требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно ч.3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств.

Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Изучив аукционную документацию заказчика Комиссией установлено, что пунктом 18 информационной карты электронного аукциона заказчиком предъявляются следующие требования к сроку действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта:

Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц- по 31.12.2021 г.

Таким образом, Комиссией было установлено, что заказчиком в аукционной документации установлен неверный срок действия банковской гарантии предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, а именно указанный срок установлен от срока действия контракта, а не от срока исполнения обязательств со стороны исполнителя, как это установлено положениями части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе. Кроме того, Комиссией установлено, что заказчиком самостоятельно установлен срок действия банковской гарантии предоставляемой в качестве исполнения контракта, в то время как, согласно положениям действующего законодательства, указанный срок определяется участником закупку, с учетом того, что данный срок должен превышать срок исполнения обязательств со стороны поставщика (исполнителя) не менее чем на один месяц.

Заказчиком нарушены положения пункта 8 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что по данной закупке 22.03.2021 года был заключен государственный контракт, предписание на устранение выявленных нарушений не выдавать.

На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" нарушившим требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 8 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны