Определение №СП-05/9995 Определение о назначении дела №016/01/10-887/2019 о нарушени... от 8 июля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №СП-05/9995 от 08.07.2019

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В ходе осуществления своей деятельности, в рамках предоставленных полномочий, Управлением было установлено следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило поручение из Камской транспортной прокуратуры Приволжской транспортной прокуратуры (вх.№7966 от 21.05.2019г.) по вопросу соблюдения субъектами рынка по авиатопливообеспечению антимонопольного законодательства при реализации авиационных горюче-смазочных материалов.

Для полного и всестороннего рассмотрения данного поручения в соответствии с частью 1 статьи 23, статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением были направлены запросы информации, проводился комплекс проверочных мероприятий.

В ходе рассмотрения поступивших материалов, Татарстанским УФАС России был проведен анализ цен на авиационные горюче-смазочные материалы за 2018 год для авиаперевозчиков, осуществляющих перевозки из/в Республику Татарстан.

Ниже представлена таблица со среднегодовыми ценами поставщиков авиационных ГСМ для одиннадцати авиакомпаний, осуществляющих воздушные перевозки пассажиров и багажа из/в Республику Татарстан.

<…>

Таким образом, согласно имеющимся данным, наиболее высокая цена за 1 тонну авиационного топлива установлена организацией ООО «Татнефтьавиасервис».

Управлением установлено, что на территории Международного Аэропорта «Казань» находится только одно предприятие, осуществляющее по прямым договорам с авиакомпаниями реализацию авиационных горюче-смазочных материалов, оказание услуг по заправке воздушных судов, в том числе «в крыло», оказание услуг по хранению авиатоплива – ООО «Татнефтьавиасервис» (ИНН 1624446535; 420017, РТ, Лаишевский р-н, аэропорт международный «Казань»).

Кроме того, на основании данных от авиаперевозчиков, осуществляющих воздушные перевозки пассажиров и багажа из/в Республику Татарстан, Управлением были определены средние цены топливного сбора за 2018 год, в случае, когда стоимость авиационных горюче-смазочных материалов не включается в пассажирский тариф на перевозку. Сравнительная таблица стоимости топливного сбора авиаперевозчиков представлена в нижеследующей таблице.

<…>

Стоит отметить, что согласно пункту 30 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – Общие правила воздушных перевозок) провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. №155 (далее – Правила формирования и применения тарифов).

Пунктом 7 Правил формирования и применения тарифов предусмотрено, что в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением платы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и платы на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, с предоставлением скидок детям в возрасте от двух до двенадцати лет, иные расходы в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

Вместе с тем, пунктом 9 Правил формирования и применения тарифов также предусмотрено, что в пассажирский тариф может не включаться стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (топливный сбор).

Таким образом, при установлении стоимости воздушных перевозок пассажиров и багажа, авиаперевозчик вправе не включать в стоимость перевозки топливный сбор и взимать его отдельно с каждого пассажира при продаже билетов с целью компенсации расходов на авиационные горюче-смазочные материалы.

Следовательно, цены поставщиков авиационного топлива, установленные для авиаперевозчиков непосредственно влияют на размер пассажирского тарифа авиакомпании.

Татарстанским УФАС России также установлено, что Приказом ФСТ России от 08.04.2014 №71-т/1 для ООО «Татнефтьавиасервис» установлены предельные максимальные тарифы за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, пользующихся услугами в аэропорту г. Казань, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей:

<…>

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом следует отметить, что само по себе доминирующее положение не является нарушением антимонопольного законодательства.

На основании документов, АО «Международный аэропорт «Казань», Управлением установлено, что на территории Международного Аэропорта «Казань» ООО «Татнефтьавиасервис» является единственным предприятием, осуществляющим по прямым договорам с авиакомпаниями реализацию авиационных горюче-смазочных материалов и заправку топливом воздушных судов.

Таким образом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан приходит к выводу о том, что доля ООО «Татнефтьавиасервис» на локальном рынке реализации авиационных горюче-смазочных материалов, расположенном в Республике Татарстан в границах территории Международного аэропорта «Казань», составляет 100 процентов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, действия ООО «Татнефтьавиасервис», направленные на реализацию своей продукции по более высокой цене, ведут к установлению необоснованно высоких цен, созданию экономических и конкурентных преимуществ, продиктованы стремлением получить необоснованно завышенную прибыль, что может привести к ущемлению хозяйственных интересов хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующих товарных рынках.

По мнению Татарстанского УФАС России, в действиях ООО «Татнефтьавиасервис» имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении необоснованно высоких цен на поставку авиационных горюче-смазочных материалов, что приводит или может привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 19.06.2019г. № 01/256-к о возбуждении дела №016/01/10-887/2019 по признакам нарушения ООО «Татнефтьавиасервис» (ИНН 1624446535; 420017, РТ, Лаишевский р-н, аэропорт международный «Казань») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении необоснованно высоких цен на поставку авиационных горюче-смазочных материалов, что приводит или может привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело №016/01/10-887/2019 к рассмотрению на 25 июля 2019 года в 10 часов 30 минут, по адресу 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь ООО «Татнефтьавиасервис» (ИНН 1624446535; 420017, РТ, Лаишевский р-н, аэропорт международный «Казань») к участию в рассмотрении дела №016/01/10-887/2019 в качестве ответчика.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Татнефтьавиасервис» в срок до 22 июля 2019 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню, копии документов должны быть заверены надлежащим образом:

письменные пояснения по факту нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении необоснованно высоких цен на поставку авиационных горюче-смазочных материалов, что приводит или может привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности;

учредительные документы ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, в том числе устав ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ в редакции, действующей на момент получения настоящего определения, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на момент получения настоящего определения;

информацию (в форме справки за подписью руководителя организации) о сумме выручки Вашей организации за 2016, 2017, 2018 года (руб., с НДС и без НДС) с разбивкой суммы выручки по видам деятельности и приложением копии отчета о прибылях и убытках за указанный период, либо копии налоговой декларации;

сведения о группе лиц ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ по состоянию на 2017г., 2018г., 2019г. в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции, в форме, утвержденной Приказом ФАС РФ №293 от 20.11.2006г. «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц»;

информацию о цене (руб./т с НДС) и объеме (т) реализации Вашей организацией авиационных горюче-смазочных материалов на территории международного аэропорта «Казань» с разбивкой по контрагентам за период 2017-2019гг. помесячно с указанием итоговых годовых значений;

подробную калькуляцию (экономическое обоснование) фактических цен, установленных Вашей организацией на поставку авиаГСМ на территории международного аэропорта «Казань» с 2017 года по дату получения настоящего определения, с приложением копий (в электронном виде) документов, подтверждающих заявленные статьи расходов;

акты сверки взаимных расчетов с ООО «ТН-Авиасервис», ООО «РН-Аэро», АО «Солид-товарные рынки» за 2017, 2018, 2019 гг.;

реестр договоров Вашей организации с ООО «ТН-Авиасервис», ООО «РН-Аэро», АО «Солид-товарные рынки» за 2017 г., 2018 г., 2019 г. с указанием наименования организации, реквизитов договора, предмета договора, срока действия договора, территории реализации договора (название аэропорта или адрес);

письменные пояснения с приложением подтверждающих документов о порядке расчета Вашей организации наценок за поставку 1 тонны авиаГСМ, указанных в таблице, представленной ниже:

<…>

Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/10-887/2019 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах:

-              ООО «ТН-Авиасервис» (420015, РТ, г. Казань, ул. Карла Маркса, д.71; ИНН 1655326862);

-              ООО «РН-Аэро» (115093, г. Москва, ул. Щипок, д.18; ИНН 7705843041);

-              АО «Солид-товарные рынки» (123007, г. Москва, Хорошёвское шоссе, д.32А, Э/ПОМ/КОМ 7/XXXI/1-14; ИНН 7714877093).

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «ТН-Авиасервис», ООО «РН-Аэро», АО «Солид-товарные рынки» в срок до 22 июля 2019 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню, копии документов должны быть заверены надлежащим образом:

учредительные документы ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, в том числе устав ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ в редакции, действующей на момент получения настоящего определения, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на момент получения настоящего определения;

информацию (в форме справки за подписью руководителя организации) о сумме выручки Вашей организации за 2016, 2017, 2018 года (руб., с НДС и без НДС) с разбивкой суммы выручки по видам деятельности и приложением копии отчета о прибылях и убытках за указанный период, либо копии налоговой декларации;

сведения о группе лиц ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ по состоянию на 2017г., 2018г., 2019г. в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции, в форме, утвержденной Приказом ФАС РФ №293 от 20.11.2006 г. «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц»;

информацию о цене (руб./т с НДС) и объеме (т) закупки Вашей организацией авиационных горюче-смазочных материалов за период 2017-2019гг. помесячно (с разбивкой по видам ГСМ и контрагентам) с указанием итоговых годовых значений;

информацию о цене (руб./т с НДС) и объеме (т) реализации Вашей организацией авиационных горюче-смазочных материалов за период 2017-2019 гг. помесячно (с разбивкой по видам ГСМ и контрагентам (в случае, если цена отличается в зависимости от контрагентов) с указанием итоговых годовых значений;

реестр договоров на закупку Вашей организацией авиационных горюче-смазочных материалов за 2017 г., 2018 г., 2019 г. отдельно с указанием наименования организации, ИНН, местонахождения организации, реквизитов договора с контрагентом, предмета договора, срока действия договора, территории реализации договора (название аэропорта или адрес);

реестр контрагентов Вашей организации, которым поставляются авиационные горюче-смазочные материалы за 2017 г., 2018 г., 2019 г. отдельно с указанием наименования организации, ИНН, местонахождения организации, реквизитов договора с контрагентом, предмета договора, срока действия договора, территории реализации договора (название аэропорта или адрес).

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Явка представителей с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела №016/01/10-887/2019 в Татарстанском УФАС России обязательна.

[Должностное лицо]                                                                                                     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны